ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-975/2023УИД890002-01-2023-000476-41 от 31.07.2023 Лабытнангского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело №2а-975/2023 УИД 89RS0002-01-2023-000476-41

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 июля 2023 года г.Лабытнанги

Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Даниленко И.А.,

при секретаре судебного заседания Васильевой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ильюченко Дмитрия Игоревича к ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, ФСИН России о признании бездействия незаконным, взыскании компенсации,

у с т а н о в и л:

22 июня 2023 года в Лабытнангский городской суд ЯНАО из Суда Ямало-Ненецкого автономного округа после рассмотрения частной жалобы поступило административное исковое заявление осужденного Ильюченко Д.И. к ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, ФСИН России о признании бездействия, выразившегося в непереводе в обычные условия отбывания наказания в период с 20.05.2020 по 13.01.2023, возложении обязанности перевести в обычные условия, взыскании компенсации в размере 50 000 руб.

В обоснование административного иска указал, что в период с 27 июня 2008 года по 15 марта 2023 года он содержался в ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО. В период отбывания наказания с 20 мая 2020 года по 13 января 2023 года не имел взысканий и должен был быть переведен из строгих в обычные условия отбывания наказания, чего административным ответчиком сделано не было. В результате указанного бездействия он был лишен возможности получения большего количества посылок (передач) и бандеролей, с вложением вещей, продуктов питания и предметов личной гигиены, а также осуществлять телефонные разговоры с близкими и родными для поддержания и укрепления социальных связей. Бездействие в части неперевода из строгих условий в обычные просит признать незаконными, возложить на ФСИН России обязанность совершить действия направленные на его перевод в обычные условия отбывания наказания, взыскать с ФСИН России компенсацию за нарушение условий содержания в размере 50 000 руб.

Административный истец Ильюченко Д.И. принимавший участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, на требованиях административного искового заявления настаивал в полном объеме по изложенным в нем основаниям, просил взыскать в его пользу компенсацию за ненадлежащие условия содержания.

Представители административных ответчиков ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, ФСИН России, участия в судебном заседании не принимали, извещены надлежащим образом. От ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО поступили письменные возражения относительно заявленных требований, в которых просят отказать в их удовлетворении в полном объеме, применить к заявленным требованиям трехмесячный срок подачи иска.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его определенных прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ч. ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ административный истец, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, его действий (бездействия) должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) и указать способ их восстановления.

В соответствии с ч.1 ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В соответствии с пунктами 2, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий

Исходя из положений части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) под режимом в исправительных учреждениях понимается установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

В соответствии со статьей 87 УИК РФ в пределах одной исправительной колонии осужденные к лишению свободы могут находиться в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, предусмотренных видом режима данной колонии (часть 1). Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие по основаниям, предусмотренным статьями 120, 122, 124, 127, 130, 132 указанного Кодекса, производится по решению комиссии исправительного учреждения, в работе которой могут принимать участие представители органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, представители общественных наблюдательных комиссий. Комиссия исправительного учреждения решает также вопрос о переводе осужденных, находящихся в тюрьме, с общего вида режима на строгий и со строгого на общий (часть 3).

Согласно статье 127 УИК РФ, осужденные к пожизненному лишению свободы размещаются в камерах, как правило, не более чем по два человека. По просьбе осужденных и в иных необходимых случаях по постановлению начальника исправительной колонии при возникновении угрозы личной безопасности осужденных они могут содержаться в одиночных камерах (часть 1).

В строгие условия отбывания наказания по прибытии в исправительную колонию особого режима помещаются все осужденные. Перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные условия отбывания наказания производится по отбытии не менее 10 лет в строгих условиях отбывания наказания по основаниям, указанным в части 6 статьи 124 УИК РФ. Если в период пребывания в следственном изоляторе к осужденному не применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в строгих условиях отбывания наказания исчисляется со дня заключения под стражу (часть 3).

Перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные производится не ранее чем через один год при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания (ч.6 ст.124 УИК РФ).

Согласно ч. 8 ст. 117 УИК РФ, если в течение года со дня отбытия дисциплинарного взыскания осужденный не будет подвергнут новому взысканию, он считается не имеющим взыскания.

В силу п. 4 ст. 59 УИК РФ осужденный считается не имеющим взыскания, если в течение одного года со дня наложения взыскания не будет применено новое взыскание.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах, применение к лицу, совершившему преступление, такого наказания, как лишение свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности. При этом комплекс ограничений, устанавливаемый уголовно-исполнительным законодательством для осужденных и включающий, помимо прочего, ограничение количества посылок, бандеролей и передач, различен и дифференцируется в зависимости в первую очередь от тяжести назначенного судом наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, а также в зависимости от поведения осужденного в период отбывания наказания, чем обеспечивается соразмерность и справедливость применяемых мер воздействия (определения от 20 марта 2008 года N 162-О-О и от 23 марта 2010 года N 369-О-О).

Судом установлено, что на основании приговора суда Ильюченко Д.И. отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы, в период с 27 июня апреля 2008 года по 15 марта 2023 года содержался в исправительном учреждении особого режима – ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу.

Как усматривается из справки о поощрениях и взысканиях Ильюченко Д.И. имеет следующие взыскания:

01.02.2011 – устный выговор за нарушение распорядка дня;

07.11.2012 – водворение в ШИЗО за невежливое общение с администрацией;

21.05.2014 – выговор за нарушение распорядка дня, неудовлетворительное состояние в камере;

29.10.2014 – выговор за нарушение распорядка дня;

07.06.2016 – устный выговор за халатное отношение к обязанностям дежурного по камере;

13.10.2017 – устный выговор – не заправил спальное место;

23.05.2018 – устный выговор за нарушение ППБ;

20.05.2019 – устный выговор за невежливое общение с администрацией;

25.01.2023 – устный выговор за халатное отношение к обязанностям дежурного по камере;

31.01.2023 – устный выговор за халатное отношение к обязанностям дежурного по камере;

02.05.2023 – выговор за то, что не представился по установленной форме.

Поощрений не имеет.

Учитывая применение к административному истцу дисциплинарного взыскания 20 мая 2019 года, в соответствии с частью 6 статьи 124, частью 3 статьи 127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Ильюченко Д.И. мог быть переведен из строгих условий отбывания наказания в обычные с 20 мая 2020 года.

Вместе с тем, перевода Ильюченко Д.И. из строгих условий отбывания наказания в обычные, ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО произведено не было.

Из анализа указанных норм права в их совокупности следует, что решение вопроса о возможности перевода осужденного из одних условий отбывания наказания в другие входит в полномочия комиссии исправительного учреждения.

Довод административного ответчика о том, что административный истец с заявлением о переводе не обращался, а положениями ч. 6 ст. 124 УИК РФ не предписано в обязательном и незамедлительном порядке осуществлять перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные через один год, не может быть принят судом во внимание, поскольку в силу закона обязанность по переводу возложена на исправительное учреждение, при этом закон не связывает исполнение данной обязанности с наличием (отсутствием) заявления осужденного о его переводе.

Согласно п.4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).

Принимая во внимание установленные обстоятельства, поскольку с 20 мая 2020 года по январь 2023 года Ильюченко Д.Н. не имел дисциплинарных взысканий, переведен из строгих условий в обычные условия отбывания наказания не был, суд приходит к выводу о том, что содержание в вышеуказанный период в строгих условиях отбывания наказания, повлекло нарушение его прав, гарантированных законом, и само по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, что в соответствии с приведенными выше правовыми нормами является основанием для удовлетворения заявленных требований и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч.3 ст. 227.1 КАС РФ).

В силу приведенных выше норм действующего законодательства, суд приходит к выводу, что бездействие административного ответчика является незаконным, в связи, с чем требования административного искового заявления в данной части подлежат удовлетворению.

Требования истца о возложении на ФСИН России обязанности совершить действия направленные на перевод Ильюченко Д.Н. в обычные условия отбывания наказания удовлетворению не подлежат, поскольку их удовлетворение не повлечет восстановление нарушенных прав административного истца. Судом установлено, что в настоящий момент административный истец отбывает наказание в ФКУ ИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, имеет действующие взыскания, при этом, административный истец не лишен права обратиться к администрации исправительного учреждения для рассмотрения вопроса о переводе его в обычные условия содержания по истечении года со дня последнего дисциплинарного взыскания.

В силу ст.12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели (ст. 4 Федеральный закон от 27.12.2019 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В соответствии с подпунктом 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Поскольку в ходе судебного разбирательства судом установлено, что ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО допустило нарушение прав Ильюченко Д.Н., то с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу административного истца подлежит взысканию компенсация за нарушение указанных условий.

Представителем ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО в письменных возражениях заявлено ходатайство о применении к заявленным требованиям трехмесячный срок подачи иска.

В соответствии с ч.ч.1, 1.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

В п.12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что проверяя соблюдение предусмотренного ч.1 ст.219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.

По смыслу указанных норм права содержание под стражей носит длящийся характер. Административные исковые заявления могут быть поданы в течение всего срока содержания под стражей, а также в течение трех месяцев после его прекращения, то есть имевшие место незаконные действия ответчика истец вправе был обжаловать в трехмесячный срок в период нахождения в ИК-18 со дня их окончания, незаконное бездействие в тот же срок после его прекращения.

Ильюченко Д.Н. убыл из ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО 15 марта 2023 года, административный иск зарегистрирован в канцелярии СИЗО по Республики Коми 16 марта 2023 года.

Рассматривая заявленное административным ответчиком ходатайство о пропуске срока на обращения в суд за защитой, суд не усматривает срок на обращение в суд с оспариваемыми требованиями пропущенным, поскольку предполагаемое нарушение прав осужденного носит длящийся характер, поскольку предметом административного иска является оспаривание бездействия административного ответчика, выразившегося в необеспечении нормальными условиями содержания в исправительном учреждении, указанное бездействие, по доводам иска, охватывает период его пребывания в исправительном учреждении и не является пресекательным.

Таким образом, с учетом установленных судом нарушений прав административного истца на надлежащие условия содержания в исправительном учреждении (в части нерассмотрения вопроса о переводе в обычные условия отбывания наказания), исходя из характера, продолжительности и фактических обстоятельств, допущенных исправительным учреждением нарушений (административный истец более двух с половиной лет был лишен возможности пользоваться правами, предусмотренными ч.1 ст.125 УИК РФ) с учетом требований разумности и справедливости, суд приходит к выводу о том, что компенсацию необходимо определить в размере 10 000 руб.

В данном случае указанный размер денежной суммы не носит произвольного завышения или занижения суммы компенсации.

Следовательно, заявленный в административном исковом заявлении размер компенсации 50 000 рублей является необоснованно завышенным и в такой денежной сумме не подлежит удовлетворению.

В силу ст.180 КАС РФ в решении суда должно содержаться указание на распределение судебных расходов.

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы (часть 1 статьи 111 КАС РФ).

Как усматривается из материалов дела, при подаче административного иска административный истец не нес расходов по уплате государственной пошлины ввиду предоставленной судом определением от 23 июня 2023 года отсрочки по ее уплате, в связи с чем, расходы подлежат взысканию с административного ответчика в доход бюджета.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации (ч.9 ст.227.1 КАС РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.227.1, 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Ильюченко Дмитрия Игоревича к ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, ФСИН России о признании бездействия незаконным, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу, выразившееся в нарушении условий содержания Ильюченко Дмитрия Игоревича

Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Ильюченко Дмитрия Игоревича компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 10 000 рублей.

В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.

Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации государственную пошлину в соответствующий бюджет в размере 300 руб.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: ...

Решение в окончательной форме принято 02 августа 2023 года.

...

...

...