ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-976/2017 от 30.03.2017 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2А-976/2017

Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль

30 марта 2017 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Логвиновой Е.С.,

при секретаре Смирновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Г.К.С. к УМВД России по <адрес> о признании незаконным и отмене Решения Комиссии по признанию иностранных граждан и лиц без гражданства носителями русского языка об отказе в признании носителем русского языка лица без гражданства Г.К.С.,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Г.К.С. обратилась с суд с административным исковым заявлением к УМВД России по <адрес> о признании незаконным и отмене Решения Комиссии по признанию иностранных граждан и лиц без гражданства носителями русского языка об отказе в признании носителем русского языка лица без гражданства Г.К.С.

В обоснование административного иска указала, что в ДД.ММ.ГГГГГ.К.С. на основании положений Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ подала заявление в отдел по вопросам гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев УВМ УМВД России по <адрес> о признании ее носителем русского языка и русской культуры. В заявлении указала, что родилась на территории России, родители не принимали участие в воспитании Г.К.С., находилась на попечении брата. Всю свою жизнь не покидала территорию России. Проживала по свидетельству о рождении. В ДД.ММ.ГГГГ была признана лицом без гражданства, обучалась в СОШ <адрес> (свидетельства об окончании девяти классов не получила на руки, так как не имела действительных документов, удостоверяющих личность). ДД.ММ.ГГГГ состоялась комиссия по признанию иностранных граждан и лиц без гражданства носителями русского языка, на которую Г.К.С. была вызвана для прохождения собеседования. На собеседовании было задано несколько вопросов бытового характера, на которые административный истец ответила на русском языке. ДД.ММ.ГГГГГ.К.С. узнала, что ей был отказано в признании носителем русского языка. С данным решением Г.К.С. не согласна, так как всю свою жизнь проживала на территории России, общалась исключительно в русскоговорящем обществе, училась в русском учебном заведении, и кроме русского в совершенстве не знает ни один язык.

Просила признать незаконным и отменить решение комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании лица без гражданства Г.К.С. носителем русского языка. Признать Г.К.С. носителем русского языка.

Административный истец Г.К.С. в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ на удовлетворении административных исковых требований настаивала по основаниям, указанным в административном иске. Пояснила, что пришла на комиссию, ей стали задавать вопросы. вопросы были обычные, обыденные, на которые Г.К.С. с легкостью ответила. Своего родного языка не знает и с родителями никогда не общалась, воспитывал брат.

Представитель административного истца Г.К.С. по доверенности А.Д.С. заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснила, что все люди по темпераменту разные и нельзя исключать то, что у Г.К.С. были моменты стеснения. Г.К.С. не смогла полностью показать знание русского языка. Решение комиссии не подкреплено нормативными актами, основано на внутренних убеждениях.

Представитель административного ответчика УМВД России по <адрес>Р.Е.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, указанным в письменных возражениях. Пояснила, что Г.К.С. попросили рассказать о себе, она не смогла построить свою речь правильно, и усложнять вопросы не стали.

Иные участники процесса, извещены надлежащим образом и своевременно, в судебное заседание не явились, ходатайств не заявили, о причинах неявки суду не сообщили.

Судом определено рассмотреть административное дело при имеющейся явке.

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО6 пояснила, что в связи с тем, что не существует четкой процедуры проведения собеседования, то комиссия самостоятельно определяет свой порядок проведения такого собеседования. Данной комиссией была определена форма работы с опрашиваемыми в виде опроса, беседы. Опрашиваемому предлагается рассказать о себе, чтобы получить развернутый ответ и понять как дальше строить беседу. Если произвольной беседы не происходит, то начинают задавать вопросы. Четкого регламента беседы не существует, но есть 5 критериев, которые оцениваются при обследовании, в том числе, полнота и глубина ответов; соответствие ответов нормам современного русского языка, уровень грамотности; стилистическая компетентность. Если гражданин идет на коммуникативный контакт, то ему задаются вопросы. Если такого не происходит, то собеседование прекращается. Наличие акцента учитывается, однако самое важное это то - являются ли его ошибки коммуникативно значимыми. Если акцент не мешает, то он не учитывается. При определении количества вопроса ориентируются на живой поток беседы. Если собеседование не получается, из-за нежелания гражданина общаться, то собеседование прекращается. Г.К.С. не помнит, но исходя из протокола Комиссии, ответ Г.К.С. был неразвернутый. Ответы ее являются мало лексико-содержательными. Слова слишком простые. Этого мало для признания носителем русского языка. Если человек стеснительный или чувствует себя не уверенно, то он предупреждает об этом комиссию перед собеседованием. Лексическое наполнение слова «рассказать» понимает под собой развернутый ответ, монолог. В данном случае монолога точно не было. Возможно, поведение Г.К.С. было вызывающим. Критерии, установленные для тестирования иностранных граждан, в данном случае не подходят, так как это критерии на хорошее знание русского языка, как иностранного. В данном случае необходимо владение русским языком, как родным.

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО7 пояснила, что при собеседовании учитывается полнота ответа, при этом ответ должен отвечать следующим критериям: полнота и глубина; соответствие фонетике и лексике (наличие просторечий), грамматика (соблюдение падежей, рода, числа, способность использовать конструкции), стилистика. Также учитывается знание истории и культуры России. Количество задаваемых вопросов зависит от ответа. Важно, на сколько опрашиваемы проявляет желание к коммуникации и беседе. Из протокола собеседования с Г.К.С. видно, что она использует простые предложения, неполные. Ответы Г.К.С. были расценены, как уклонение от собеседования. Полнота и глубина ответа недостаточна. Члены комиссии настроены доброжелательно.

Выслушав участников процесса, допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО6, ФИО7, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.

Так, в соответствии со ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пп. 3 и пп. 4 п. 9. ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами. Соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Таким образом, для признания решения, а также действий (бездействия) указанных выше органов, должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения либо действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение решением либо действием (бездействием) прав и законных интересов гражданина или организации. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В судебном заседании установлено, что административный истец Г.К.С. является лицом без гражданства.

В соответствии со ст.33.1 Федерального закона от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка(далее -комиссия), могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.

По результатам собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства комиссия принимает решение о признании либо непризнании этого иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в УМВД по <адрес> с заявлением о признании его носителем русского языка на основании ч.1 ст.33-1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Решением комиссии УМВД России по <адрес> по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка от ДД.ММ.ГГГГГ.К.С. отказано в признании носителем русского языка, в связи с продемонстрированным низким уровнем стилистической компетентности, несоответствием ответов нормам современного русского языка на лексическом уровне.

Как следует из п.2 ст.33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» Комиссии формируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами.

Порядок формирования и работы комиссий, требования к специалистам, входящим в состав комиссии, правила проведения комиссией указанного в части первой настоящей статьи собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, требования к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Во исполнение вышеназванной нормы закона Федеральной миграционной службой России 26 мая 2014 года издан приказ №380 «О порядке формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка» (далее- Приказ от 26.05.2014 года №380).

В соответствии с п.4 указанного Приказа от 26.05.2014 года №380, в целях своевременного, полного и объективного рассмотрения вопросов признания иностранного гражданина носителем русского языка в системе ФМС России создаются следующие комиссии: комиссия ФМС России по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка; комиссия территориального органа ФМС России по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

Согласно п.п.5.1, 5.1.1, 5.1.2, 5.1.3 Приказа от 26.05.2014 года №380, Комиссия, в числе прочих функций, осуществляет: прием заявлений о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка; проверку соответствия заявления требованиям к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, утвержденным приказом ФМС России от 26 мая 2014 года №379; проводит собеседование с иностранным гражданином для принятия решения о признании иностранного гражданина носителем русского языка либо решения о непризнании иностранного гражданина носителем русского языка.

Согласно Приказу УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в УМВД России по <адрес> создана и утверждена комиссия по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

В соответствии с приказом ФМС России от 26 мая 2014 г. N 379 «Об утверждении Требований к специалистам, входящим в состав комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, Правил проведения собеседования комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка с иностранным гражданином или лицом без гражданства, Требований к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителемрусского языка и Требований к форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка» в состав комиссии ФМС России (комиссии территориального органа ФМС России) включаются:

- руководитель (начальник) структурного подразделения ФМС России (структурного подразделения территориального органа ФМС России) либо заместитель руководителя (начальника) структурного подразделения ФМС России (структурного подразделения территориального органа ФМС России), к компетенции которых отнесены вопросы гражданства Российской Федерации;

- специалисты структурного подразделения ФМС России (территориального органа ФМС России), к компетенции которых отнесены вопросы гражданства;

- представители научных, образовательных организаций из числа профессорско-преподавательского состава, осуществляющие подготовку по образовательным программам высшего образования по направлениям подготовки "Филология" и (или) "Лингвистика" или дополнительным образовательным программам в сфере обучения русскому языку как иностранному и имеющие опыт работы по проведению собеседований и тестирования.

Согласно п.7 Правил проведения собеседования комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка с иностранным гражданином или лицом без гражданства, утвержденных приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ, продолжительность собеседования не может составлять более 30 минут на одного иностранного гражданина.

В ходе собеседования определяется способность иностранного гражданина: понимать и уметь интерпретировать неадаптированные тексты на любую тематику, включая абстрактно-философские, профессиональной ориентации, публицистические и художественные, а также тексты, обладающие подтекстовыми и концептуальными смыслами. Максимально полно понимать содержание, в частности, радио- и телепередач, кинофильмов, телеспектаклей, пьес, записей публичных выступлений, свободно воспринимая социально-культурные и эмоциональные особенности речи говорящих, интерпретируя фразеологизмы, известные высказывания и скрытые смыслы. Уметь достигать поставленных целей коммуникации в ситуациях подготовленного и неподготовленного монологического и диалогического общения, в том числе публичного, демонстрируя различные тактики речевого поведения. Уметь продемонстрировать полное знание языковой системы и свободное владение средствами выразительности языка во всем многообразии лексико-грамматических, стилистических, синонимических и структурных отношений (п.11 Правил).

Из протокола заседания комиссии УМВД России по <адрес> по признанию иностранного гражданина и лица без гражданства носителем русского языка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на заседании комиссии присутствовали: <данные изъяты>

Учитывая состав комиссии, указанный в Приложении к приказу УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, суд не находит нарушений в составе комиссии, присутствовавшей на заседании ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая вышеизложенные требования девствующего законодательства, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение от ДД.ММ.ГГГГ принято уполномоченным органом в пределах предоставленной законом компетенции, соответствует требованиям к форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

Частью 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

Суд учитывает, что проверка уровня владения русским языком как иностранным для признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, в целях приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, как это установлено Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», является исключительной компетенцией соответствующей комиссии, формируемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами.

Факт проживания Г.К.С. на территории Российской Федерации, а также ее обучение в общеобразовательной средней школе сам по себе не может подтверждать уровень владения русским языком для признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

При этом суд учитывает, что документ о каком-либо образовании у Г.К.С. отсутствует.

Из представленной справки имени Героя Советского Союза <данные изъяты> следует, что Г.К.С. обучалась в данной школе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Решения Некрасовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного по делу по заявлению Г.К.С. об установлении юридического факта, следует, что Г.К.С. была отчислена из школы ДД.ММ.ГГГГ в связи с достижением совершеннолетия.

Кроме того, суд учитывает, что административный истец не лишен возможности вновь обратиться с заявлением о признании его носителем русского языка, в соответствии с ч.9 ст.33.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований Г.К.С. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Кировский районный суд <адрес>.

Судья

Е.С.Логвинова