ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-976/2022 от 01.08.2022 Киреевского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 августа 2022 года г.Киреевск

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Ткаченко И.С.,

при секретаре Орловой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-976/22 по административному исковому заявлению Романенкова Дмитрия Сергеевича к ОСП Киреевского района УФССП России по Тульской области, начальнику отделения – старшему судебному приставу ОСП Киреевского района УФССП России по Тульской области, УФССП России по Тульской области об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов,

установил:

Романенков Д.С. обратился в суд с административным иском к ОСП Киреевского района УФССП России по Тульской области об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, указывая в обоснование заявленных требований на то, что 17.06.2021 г. мировым судьей судебного участка № 25 Киреевского судебного района Тульской области вынесен судебный приказ о взыскании с него (Романенкова Д.С.) в пользу Романенковой И.В. алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. 06.04.2022 г. в ОСП Киреевского района УФССП России по Тульской области на основании указанного исполнительного документа (судебного приказа) возбуждено исполнительное производство -ИП. 08.04.2022 г. данное исполнительное производство окончено. 08.06.2022 г. постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Киреевского района УФССП России по Тульской области Ефремовой О.Ю. отменено постановление от 08.04.2022 г. об окончании исполнительного производства. Считает постановление должностного лица службы судебных приставов от 08.06.2022 г. незаконным и подлежащим отмене. Полагает, что ст.47 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», предусматривающая случаи окончания исполнительного производства, во взаимосвязи с положениями ст.30, не предполагает отмену постановления об окончании исполнительного производства, так как при окончании исполнительного производства исполнительный документ возвращается взыскателю. Следовательно, ввиду отсутствия исполнительного документа в службе судебных приставов, отсутствует и основание для принудительного исполнения решения суда.

На основании изложенного просит признать незаконным и отменить постановление начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Киреевского района УФССП России по Тульской области Ефремовой О.Ю. от 08.06.2022 г. об отмене окончания (прекращения) исполнительного производства.

Также административный истец просит восстановить пропущенный по уважительной причине срок для оспаривания постановления начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Киреевского района УФССП России по Тульской области Ефремовой О.Ю. от 08.06.2022 г. об отмене окончания (прекращения) исполнительного производства, поскольку своевременно оспорить постановление должностного лица службы судебных приставов не представилось возможным ввиду установленного режима его работы.

Административный истец Романенков Д.С., административные ответчики ОСП Киреевского района УФССП России по Тульской области, а также привлеченные к участию в деле в порядке ст.41 КАС РФ в качестве административных ответчиков начальник отделения – старший судебный пристав ОСП Киреевского района УФССП России по Тульской области, УФССП России по Тульской области, заинтересованное лицо Романенкова И.В., привлеченная к участию в деле в порядке ст.47 КАС РФ, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещались.

На основании ст.226 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.121 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Согласно ст.128 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно ст.360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

На основании ст.4 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).

Согласно ст.14 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

Постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг), а также с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия лицам, участвующим в исполнительном производстве, информационные системы которых подключены к единой системе межведомственного электронного взаимодействия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо иными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, обеспечивающими фиксирование фактов получения, неполучения либо отказа в получении указанного постановления.

Вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.

Не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации постановление Федеральной службы судебных приставов может быть отменено или изменено судебным приставом-исполнителем, ведущим исполнительное производство, по которому принято такое постановление, или вышестоящими по отношению к нему должностными лицами службы судебных приставов.

В силу ст.ст.6.5, 6.6 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» на органы принудительного исполнения возлагаются, в том числе задачи по организации и осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве") актов других органов и должностных лиц (далее - судебные акты, акты других органов и должностных лиц).

Органы принудительного исполнения в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве", Федеральным законом "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

На основании п.8 ч.1 ст.47 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем, в том числе в случае направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом.

В соответствии с ч.2 ст.47 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» подлинник исполнительного документа в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 8 и 9 части 1 настоящей статьи, остается в оконченном исполнительном производстве. В остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа.

В силу ч.3 ст.47 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение.

Согласно ч.9 ст.47 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.

Как установлено судом и следует из письменных материалов дела, на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № 25 Киреевского судебного района Тульской области от 17.06.2021 г. в пользу Романенковой И.В. с Романенкова Д.С. взысканы алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 1/4 части заработка и (или) иного дохода ежемесячно, начиная удержание с 17.06.2021 г. до совершеннолетия ребенка.

06.04.2022 г. в ОСП Киреевского района УФССП России по Тульской области на основании исполнительного документа – вышеуказанного судебного приказа, возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника Романенкова Д.С. о взыскании алиментов на содержание ребенка с периодическими платежами в пользу взыскателя Романенковой И.В.

Как следует из текста постановления о возбуждении исполнительного производства, требование по исполнительному документу подлежит немедленному исполнению.

Копии постановления от 06.04.2022 г. о возбуждении исполнительного производства направлены сторонам – Романенковой И.В. посредством почтовой связи; Романенкову Д.С. посредством системы электронного документооборота (в ЛК ЕПГУ) и прочтено последним 08.04.2022 г.

В ходе исполнения исполнительного документа установлено, что должник имеет доходы в ООО «УСБР» (г.Москва). 08.04.2022 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (об обращении взыскания на заработную плату). Постановлено обязать лицо, производящее удержание, производить удержание в размере 25% от дохода должника. Для производства удержаний суммы долга из доходов должника, данное постановление направлено в ООО «УСБР» (г.Москва).

На основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП Киреевского района УФССП России по Тульской области от 08.04.2022 г. исполнительное производство -ИП окончено, поскольку в ходе исполнения исполнительного производства установлено, что должник работает и копию исполнительного документа необходимо направить по месту получения дохода должника для удержания периодических платежей; отменены все назначенные меры принудительного исполнения, а также установленные для должника ограничения; исполнительный документ - судебный приказ мирового судьи судебного участка № 25 Киреевского судебного района Тульской области от 17.06.2021 г. , приобщен к материалам исполнительного производства.

Копии постановления от 08.04.2022 г. об окончании исполнительного производства направлены сторонам – Романенковой И.В. посредством почтовой связи; Романенкову Д.С. посредством системы электронного документооборота (в ЛК ЕПГУ) и прочтено последним 08.04.2022 г.

12.05.2022 г. Романенкова И.В. обратилась в ОСП Киреевского района УФССП России по Тульской области с заявлением, в котором просила выдать постановление о расчете задолженности по алиментам в отношении должника Романенкова Д.С.

Постановлением от 08.06.2022 г. начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Киреевского района УФССП России по Тульской области Ефремовой О.Ю. отменено постановление от 08.04.2022 г. судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства -ИП; возобновлено исполнительное производство -ИП; судебному приставу-исполнителю постановлено принять меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа.

Копии постановления от 08.06.2022 г. об отмене окончания (прекращения) исполнительного производства направлены сторонам – Романенковой И.В. посредством почтовой связи; Романенкову Д.С. посредством системы электронного документооборота (в ЛК ЕПГУ) и прочтено последним 08.06.2022 г.

08.06.2022 г. судебным приставом-исполнителем направлен запрос сведений о выплатах, произведенных плательщиками страховых взносов в пользу физического лица – Романенкова Д.С., ответ на который получен 10.06.2022 г.

15.06.2022 г. судебным приставом-исполнителем ОСП Киреевского района УФССП России по Тульской области с учетом материалов исполнительного производства вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам.

15.06.2022 г. судебным приставом-исполнителем ОСП Киреевского района УФССП России по Тульской области вынесено постановление об окончании исполнительного производства -ИП, поскольку в ходе исполнения исполнительного производства установлено, что должник работает и копию исполнительного документа необходимо направить по месту получения дохода должника для удержания периодических платежей; отменены все назначенные меры принудительного исполнения, а также установленные для должника ограничения; исполнительный документ - судебный приказ мирового судьи судебного участка № 25 Киреевского судебного района Тульской области от 17.06.2021 г. , приобщен к материалам исполнительного производства.

Постановлением от 07.07.2022 г. начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Киреевского района УФССП России по Тульской области Ефремовой О.Ю. отменено постановление от 15.06.2022 г. судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства -ИП; возобновлено исполнительное производство -ИП; судебному приставу-исполнителю постановлено принять меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа.

Копии постановления от 07.07.2022 г. об отмене окончания (прекращения) исполнительного производства направлены сторонам – Романенковой И.В. посредством почтовой связи; Романенкову Д.С. посредством системы электронного документооборота (в ЛК ЕПГУ) и прочтено последним 07.07.2022 г.

В ходе исполнения исполнительного документа установлено, что должник имеет доходы в ООО «УСБР» (г.Москва). 07.07.2022 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (об обращении взыскания на заработную плату). Постановлено обязать лицо, производящее удержание, производить удержание ежемесячно в размере 50%, из них 25% до погашения задолженности и 25% текущие платежи, далее по 25% от дохода должника. Для производства удержаний суммы долга из доходов должника, данное постановление направлено в ООО «УСБР» (г.Москва).

Установленные судом обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, в том числе материалами исполнительного производства -ИП.

Полагая, что постановление начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Киреевского района УФССП России по Тульской области Ефремовой О.Ю. от 08.06.2022 г. об отмене окончания (прекращения) исполнительного производства нарушает права и законные интересы должника, административный истец обратился в суд с требованиями о признании незаконным указанного постановления должностного лица службы судебных приставов и отмене данного постановления. В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что ст.47 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», предусматривающая случаи окончания исполнительного производства, во взаимосвязи с положениями ст.30, не предполагает отмену постановления об окончании исполнительного производства, так как при окончании исполнительного производства исполнительный документ возвращается взыскателю. Следовательно, ввиду отсутствия исполнительного документа в службе судебных приставов, отсутствует и основание для принудительного исполнения решения суда.

Между тем, исходя из установленных по делу обстоятельств, подлинник исполнительного документа оставался в оконченном исполнительном производстве, что соответствует вышеприведенным правовым нормам. Постановление от 08.04.2022 г. судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства отменено старшим судебным приставом (постановление от 08.06.2022 г.) ввиду необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, что не противоречит требованиям действующего законодательства.

Кроме того, после вынесения оспариваемого постановления от 08.06.2022 г. об отмене окончания (прекращения) исполнительного производства, исполнительное производство -ИП снова было окончено на основании постановления от 15.06.2022 г. об окончании исполнительного производства, которое в последующем отменено на основании постановления от 07.07.2022 г. об отмене окончания (прекращения) исполнительного производства.

Таким образом, оценив всю совокупность доказательств по делу, суд приходит к выводу, что административный ответчик действовал в пределах предоставленных ему действующим законодательством полномочий, обеспечивая баланс интересов участников исполнительного производства. Нарушений со стороны должностного лица службы судебных приставов судом не установлено.

Действия административного ответчика направлены на реализацию таких задач исполнительного производства, как правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и на соблюдение таких принципов исполнительного производства, как законность, своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Обстоятельств, которые бы свидетельствовали о том, что оспариваемым постановлением должностного лица службы судебных приставов нарушены права, свободы, законные интересы административного истца, созданы препятствия к осуществлению им своих прав и свобод, на него незаконно возложена какая-либо обязанность, не установлено. Доказательств нарушения оспариваемым постановлением прав административного истца, а также несоответствия данного постановления закону, не представлено.

Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, приведенные правовые нормы, представленные доказательства, основания для признания оспариваемого постановления незаконным отсутствуют.

Приведенные стороной административного истца в обоснование заявленных требований доводы не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, опровергаются представленными по делу доказательствами, а потому не могут быть приняты судом во внимание.

В соответствии с ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца. Указанная совокупность обстоятельств в рассматриваемом деле не нашла свое объективное подтверждение. Административный истец не доказал обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав оспариваемым постановлением. Напротив, со стороны административного ответчика не установлено нарушений действующего законодательства.

Кроме того, согласно ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как следует из материалов дела, постановление от 08.06.2022 г. об отмене окончания (прекращения) исполнительного производства было отправлено ОСП Киреевского района УФССП России по Тульской области Романенкову Д.С. посредством системы электронного документооборота (в ЛК ЕПГУ) 08.06.2022 г., и прочтено последним 08.06.2022 г.

Соответственно, 08.06.2022 г. Романенкову Д.С. стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Таким образом, административное исковое заявление подлежало подаче в суд в течение десяти дней с 08.06.2022 г.

Однако административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением 04.07.2022 г. (через приемную суда), то есть с пропуском установленного законом срока обращения в суд с административным исковым заявлением. В качестве причин пропуска срока обращения в суд административный истец ссылается на установленный режим его работы. Между тем, указанные административным истцом в качестве уважительных причины пропуска срока обращения в суд, не лишали Романенкова Д.С. реальной возможности своевременного обращения в суд с административным исковым заявлением. Иных уважительных причин пропуска срока обращения в суд административным истцом не приведено и доказательств в их обоснование не представлено. Обстоятельств, объективно исключающих возможность обращения в суд с административным исковым заявлением в установленный срок, административным истцом не сообщено, и доказательств их подтверждающих не представлено.

В ходе рассмотрения дела уважительных причин пропуска срока обращения в суд судом не установлено.

Таким образом, оснований для восстановления пропущенного срока обращения в суд не имеется.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит административное исковое заявление Романенкова Д.С. об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов не подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Романенкова Дмитрия Сергеевича к ОСП Киреевского района УФССП России по Тульской области, начальнику отделения – старшему судебному приставу ОСП Киреевского района УФССП России по Тульской области, УФССП России по Тульской области об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов - отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий