ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-976/2022 от 02.03.2022 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

КОПИЯ

№ 2а-976/2022

70RS0004-01-2022-000587-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 марта 2022 г. Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Шукшиной Л.А.

при секретаре Собакиной А.Д.,

с участием:

представителя истца Нерсесян Л.А. – Нечаенко В.И., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года,

представителя ответчиков администрации Советского района г. Томска, Главы администрации Советского района г. Томска - Масленникова П.В., действующего на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному иску Нерсесян Л.А. к администрации Советского района Города Томска, главе администрации Советского района Города Томска о признании решения незаконным, возложении обязанностей его отмены и повторного рассмотрения заявления,

установил:

Нерсесян Л.А. обратилась в суд с административным иском к администрации Советского района Города Томска, Главе администрации Советского района Города Томска о признании незаконным решения Главы администрации Советского района г. Томска, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований указано, что она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию Советского района Города Томска с заявлением о повторном рассмотрении вопроса о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации с учетом ранее представленных документов находящихся в учетном деле, связанным с устранением замечаний в соответствии с решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. При этом ею была приобщена копии документов, подтверждающих её место жительство (паспорт, справка ЖЭУ, соглашение о временном проживании). Главой администрации ей было отказано в рассмотрении заявления на заседании жилищной комиссии со ссылкой отсутствия регистрации по месту жительства детей, справки о получении пособий, иных документов. Полагает, что указанное решение противоречит действующему законодательству, выраженному в неправильном применении в отношении административного истца статей 51-54 Жилищного кодекса Российской Федерации, что нарушает её право на жилье согласно статье 40 Конституции Российской Федерации, статьям 49, 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В письменных объяснениях по административному делу Нерсесян Л.А. также указывает, что с данным заявлением в администрацию она обратилась с целью устранения замечаний в соответствии с решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, которое судом признано правомерным с учетом того, что ранее ей уже предоставлялись необходимые документы. Считает, что обладает правом на получение жилого помещения на основании статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Обязанность по предоставлению документов, подтверждающих право гражданина состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возложенная законом, исполнена ею в полном объеме.

Администрация Советского района Города Томска представила отзыв на административное исковое заявление, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ от Нерсесян Л.А. поступило о принятии ее на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, к которому приложена справка о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ, выданная УК «Жилище», копия двух страниц паспорта Нерсесян Л.А (сведения о личных данных и регистрации по месту жительства), временное соглашение о временном проживании в качестве члена семьи. В нарушение требований административного регламента заявление подано без соблюдения требуемой формы, не приложены обязательные документы для предоставления муниципальной услуги. Оснований же для повторного рассмотрения вопроса о принятии Несесян Л.А. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, у администрации не имелось. Просит отказать в удовлетворении административных исковых требований.

Административный истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

Суд считает возможным в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Представитель административного истца поддержал доводы иска.

Представитель административного ответчика возражал против удовлетворения административных исковых требований по доводам, изложенным в отзыве, указывая, что административным истцом не представлено доказательств проживания на территории Советского района г. Томска.

Исследовав материалы дела, доводы административного искового заявления и отзыва на него, заслушав представителя административного ответчика, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Нерсесян Л.А. обратилась в администрацию Советского района Города Томска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, указав на отсутствие жилого помещения по договору социального найма, на праве собственности.

Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол утвержден распоряжением администрацией Советского района Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ) Нерсесян Л.А. отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании пункта 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Решением Советского районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ по делу решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в отношении Нерсесян Л.А., оформленное протоколом заседания жилищной комиссии администрации Советского района Города Томска, утвержденного распоряжением администрации Советского района Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ, признано незаконным. Суд возложил на администрацию Советского района Города Томска обязанность рассмотреть заявление Нерсесян Л.А. о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, от ДД.ММ.ГГГГ.

При повторном рассмотрении заявления Нерсесян Л.А. о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, от ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол утвержден распоряжением администрацией Советского района Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ) Нерсесян Л.А. отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договору социального найма, на основании пункта 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Решением Советского районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-2147/2021 решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в отношении Нерсесян Л.А., оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, признано незаконным. Суд возложил на администрацию Советского района Города Томска обязанность рассмотреть заявление Нерсесян Л.А. о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, от ДД.ММ.ГГГГ.

При очередном рассмотрении заявления Нерсесян Л.А. о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, от ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) Нерсесян Л.А. отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договору социального найма, на основании пункта 1.1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации (ответ органа государственной власти свидетельствует об отсутствии документов и информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Письмом администрации Советского района Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ Нерсесян Л.А. сообщено о принятом решении по результатам рассмотрения ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Полагая, что решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии администрации Советского района Города Томска, является незаконным и необоснованным, нарушает право административного истца на жилье, Нерсесян Л.А. вновь обратилась в суд.

Решением Советского районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ по делу в удовлетворении административного искового заявления к администрации Советского района Города Томска, жилищной комиссии администрации Советского района Города Томска, главе администрации Советского района Города Томска о признании решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, возложению обязанности повторного рассмотрения заявления - Нерсесян Л.А. отказано.

ДД.ММ.ГГГГ Нерсесян Л.А. обратилась в администрацию Советского района Города Томска с заявлением о повторном рассмотрении вопроса о принятии ее на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, к которому приложена справка о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ, выданная УК «Жилище», копия двух страниц паспорта Нерсесян Л.А (сведения о личных данных и регистрации по месту жительства), временное соглашение о временном проживании в не качестве члена семьи.

Письмом администрации Советского района Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ Нерсесян Л.А. сообщено о рассмотрении её обращения, с разъяснением отдельных положений Закона Томской области от 08.06.2005 № 91-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», административного регламента предоставления муниципальной услуги «Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденным постановлением администрации Города Томска от 29.06.2012 № 747, Жилищного кодекса РФ.

Полагая, что указанное сообщение является решением муниципального органом об отказе в рассмотрении её заявления на заседании жилищной комиссии о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, нарушает право административного истца на жилье, Нерсесян Л.А. обратилась в суд с настоящим административным иском.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Судом установлено, что об оспариваемом сообщении Нерсесян Л.А. стало известно из письма администрации Советского района Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ, с настоящим административным иском она обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ (согласно почтовому штемпелю на конверте), то есть в установленный законом срок.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (части 1 и 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

Признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, при этом с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (части 3 и 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации),

Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На основании части 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Полномочия органа местного самоуправления по предоставлению муниципальной услуги определены пунктом 3 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Томской области от 08.06.2005 № 91-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», Законом Томской области от 11.08.2005 № 130-ОЗ «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», распоряжением Мэра города Томска от 13.03.2006 № р129 «О перерегистрации граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Функции по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, согласно распоряжению администрации Советского района Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ возложены на жилищную комиссию, в соответствии с утвержденным положением, которая является органом администрации Советского района Города Томска.

Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденным постановлением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ (далее административный регламент) утвержден перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, согласно приложения 3 к настоящему административному регламенту.

В соответствии с п. 1 приложения 3 к административному регламенту заявителем подлежит обязательному предоставлению заявление по форме согласно приложению 1 к 3акону Томской области от 08.06.2005 № 91-ОЗ «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».

Кроме того, в соответствии с п. п. 2, 9, 11, 18, 25, 27, 30 приложения 3 к административному регламенту для предоставления названной муниципальной услуги заявителем обязательно предоставляются:

копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность заявителя, копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность каждого совместно проживающего с гражданином члена семьи;

уведомление, по форме согласно приложению 1 к 3акону Томской области от 11.08.2005 N 130-03 «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

сведения из филиала АО «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ», ОГПУ «Томский областной центр технической инвентаризации» о наличии (отсутствии) в собственности гражданина и (или) членов его семьи недвижимого имущества (земельных участков, являющихся объектом налогообложения), жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений;

копии правоустанавливающего документа, подтверждающего право собственности, возникшее до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-Ф3 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

справка о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ.

копия трудовой книжки, заверенная надлежащим образом, и (или) сведения о трудовой деятельности, полученные в порядке, предусмотренном статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, не позднее чем за один месяц до дня обращения с заявлением о принятии на учет;

согласие заявителя и членов его семьи (при наличии) на обработку персональных данных.

В нарушение указанных требований административного предоставления муниципальной услуги, заявление Нерсесян Л.А. о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подано без соблюдения требуемой формы, не представлены документы, указанные в пунктах 2, 9, 11, 18, 27, 30 административного регламента.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ) граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона N 59-ФЗ гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.

Частью 1 статьи 12 названного Федерального закона установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона N 59-ФЗ обращением гражданина признаются направленные орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба.

Поскольку оснований для повторного рассмотрения вопроса о принятии Несесян Л.А. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях (заявления о принятии на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях поданного Нерсесян Л.А. ДД.ММ.ГГГГ) не имелось, в её адрес ДД.ММ.ГГГГ направлен мотивированный ответ за , с соблюдением требований Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерацию), а также порядка информирования о порядке предоставления муниципальной услуги, установленного п. 1.5. административного регламента предоставления муниципальной услуги «Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утверждённого постановлением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решения, действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска.

Руководствуясь статьями 175-178, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления к администрации Советского района Города Томска, главе администрации Советского района Города Томска о признании решения о рассмотрения обращения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанностей его отмены и повторного рассмотрения заявления - Нерсесян Л.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Копия верна

Судья Л.А. Шукшина

Секретарь Н.В. Мадьярова

Оригинал решения находится в административном деле № 2а-976/2022 (70RS0004-01-2022-000587-61) в Советском районном суде г. Томска.