дело № 2а-9779/2021
УИД 03RS0003-01-2021-012250-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2021 года город Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Абдрахмановой Л.Н.,
при секретаре Хакимовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Бакиева Рината Шамильевича к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о признании незаконным решения и обязании совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, законных интересов,
установил:
Бакиев Р.Ш. обратился в суд с административным иском к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о:
- признании незаконным полностью решения, принятого административным ответчиком, выраженное в письме №05-26-40272/21-0-0 от 08.10.2021 г. в форме отказа в предоставлении государственной услуги по утверждению схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории,
- признании незаконным полностью совершенного административным ответчиком действия (бездействия) в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, а именно, не рассмотрение по существу заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
- обязании административного ответчика совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, законных интересов административного истца, а именно, рассмотреть в законный срок заявление на утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, прилагаемое к настоящему административному иску под номером 2,
- обязании административного ответчика восстановить права, законные интересы, совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, законных интересов административного истца, присуждения к исполнению обязанности в натуре решения по конкретному вопросу следующим способом: в установленный судом срок при отсутствии иных предусмотренных законом оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязать административного ответчика исполнить обязательства в области земельного законодательства и утвердить схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, прилагаемую к настоящему административному иску под номером 3.
Административный иск мотивирован тем, что распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 20.10.2016 г. №126-р утвержден административный регламент Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга по представлению государственной услуги по утверждению схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории, если указанное полномочие не отнесено к компетенции иных исполнительных органов государственной власти Санкт – Петербурга.
В целях исполнения положения ст. 11.10 Земельного кодекса РФ и полагая, что вышеназванный административный регламента не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителей, административный истец 23.09.2021 г. на электронный адрес административного ответчика отправил заявление об утверждении схемы расположения земельного участка со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью.
На подготовленную согласно требованиям нормативно-правовых актов схему размещения земельного участка на кадастровом плане территории административный истец получил решение от 08.10.2021 г. в форме отказа в утверждении схемы ввиду наличия противоречий представленной схемы требованиям, установленным действующим законодательством, отсутствии оснований для обращения административного истца за предоставлением государственной услуги об утверждении схемы расположения Участка.
Указанное решение административный истец считает незаконным, нарушающим его права и законные интересы, в связи с чем, обратился в суд с настоящим иском.
Лица, участвующие в деле – истец Бакиев Р.Ш., представитель ответчика Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, представитель заинтересованного лица – Правительства Санкт-Петербурга, на судебное заседание не явились, извещены заранее и надлежащим образом. Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.
Суд, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации гарантировано право обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно пункту 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование могут предоставляться на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса, в том числе в виде служебного надела.
Пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлен перечень лиц и случаев предоставления таких земельных участков в безвозмездное пользование.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование указан в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации. В случае если такой участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, одним из этапов такого предоставления является подготовка схемы расположения земельного участка.
Схема расположения земельного участка, а также документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, прилагаются в соответствии с пунктом 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Порядок и способы образования земельных участков определены в главе 1.1 Земельного кодекса Российской Федерации (статьи 11.2-11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Требования к образуемым и измененным земельным участкам установлены в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе в пункте 6 указанной статьи указано, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Согласно пункту 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу части 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги обязаны их предоставлять в соответствии с административным регламентом.
В соответствии с пунктом 1.2 Административного регламента, утвержденного распоряжением Комитета от 20.10.2016 г. №126-Р, заявителями, а также лицами, имеющими право выступать от их имени, являются лица, обратившиеся в Комитет с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, в том числе:
- физические и юридические лица - собственники земельных участков либо фактически использующие земельные участки, предоставленные им в установленном порядке, права на которые не были оформлены, либо владельцы объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, правоустанавливающие документы на которые подлежат оформлению в соответствии с главой V ЗК РФ;
- собственники земельных участков - в случае образования земельных участков путем перераспределения, раздела, объединения земельных участков;
- физические и юридические лица - если предстоит образовать земельный участок в соответствии с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка; в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, административным регламентом установлен перечень лиц, имеющих право обращаться в Комитет для предоставления государственной услуги по утверждению схемы расположения земельных участков.
Информация, подтверждающая то, что административный истец вправе обращаться для предоставления указанной государственной услуги, в том числе о наличии у него права на приобретение Участка без проведения торгов, административному ответчику, а также в материалы настоящего дела не представлена.
Как следует из материалов дела, 23.09.2021 г. административный истец обратился в Комитет с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 118 002 кв.м, условный номер 78:42:1821102:ЗУ1, вид разрешенного использования – ведение садоводства, расположенного по адресу: Российская Федерация, Санкт – Петербург, город Пушкин, ул. Архитектора Данини, для предоставления в безвозмездное пользование на основании ч. 4 ст. 11.10, ст. 39.10 ЗК РФ.
08.10.2021 г. Комитет письмом №05-28-40272/21-0-0 возвратил административному истцу заявление и сообщил об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка ввиду наличия противоречий представленной схемы требованиям, установленным действующим законодательством, отсутствии оснований для обращения административного истца за предоставлением государственной услуги об утверждении схемы расположения Участка.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска, суд исходит из следующего.
Исходя из вышеизложенных правовых норм подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается гражданином или юридическим лицом в целях образования земельного участка для его последующего предоставления по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации.
При этом из пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой участок, к прилагается к заявлению о предварительном согласовании предоставления. земельного участка, как и документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов; само заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка подается в соответствии с требованиями пункта 1 данной статьи.
В этой связи при разрешении спора судом не установлено наличие у административного истца права на получение испрашиваемых земельных участков в безвозмездное пользование.
Между тем материалы настоящего административного дела не содержат доказательств того, что административный истец обладает правом на получение испрашиваемого земельного участка в безвозмездное пользование.
Исходя из того, что Бакиев Р.Ш. не вправе требовать предоставления ему испрашиваемого земельного участка в безвозмездное пользование, административный ответчик письмом от 08.10.2021 г. правомерно указал на отсутствие оснований для формирования испрашиваемого земельного участка, не допустив незаконного бездействия и действия, и не нарушил права и охраняемые законом интересы Бакиева Р.Ш.
При таком положении оснований для удовлетворения всех заявленных
административных истцом требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Бакиева Рината Шамильевича к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о:
- признании незаконным полностью решения, принятого административным ответчиком, выраженное в письме №05-26-40272/21-0-0 от 08.10.2021 г. в форме отказа в предоставлении государственной услуги по утверждению схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории,
- признании незаконным полностью совершенного административным ответчиком действия (бездействия) в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, а именно, не рассмотрение по существу заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
- обязании административного ответчика совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, законных интересов административного истца, а именно, рассмотреть в законный срок заявление на утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, прилагаемое к настоящему административному иску под номером 2,
- обязании административного ответчика восстановить права, законные интересы, совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, законных интересов административного истца, присуждения к исполнению обязанности в натуре решения по конкретному вопросу следующим способом: в установленный судом срок при отсутствии иных предусмотренных законом оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязать административного ответчика исполнить обязательства в области земельного законодательства и утвердить схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, прилагаемую к настоящему административному иску под номером 3, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Кировский районный суд города Уфы РБ.
Решение суда в окончательной форме принято 20.12.2021 г.
Судья Л.Н. Абдрахманова