ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-977/2021 от 14.07.2021 Пролетарского районного суда г. Твери (Тверская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июля 2021 г. г. Тверь

Пролетарский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Комаровой Е.С.,

при помощнике судьи Беляковой А.А.,

с участием представителя административного истца Запороженко Т.В.,

представителя административного истца и заинтересованных лиц - начальника Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери Арестова Д.Н., администрации города Твери – Цымбал М.А.,

представителя административных ответчиков прокуратуры Пролетарского района г. Твери, прокуратуры Тверской области – Быстровой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери к прокуратуре Пролетарского района города Твери, Прокуратуре Тверской области, заместителю прокурора Пролетарского района г. Твери Машуто Дмитрию Александровичу о признании недействительным представления об устранении нарушений жилищного законодательства,

установил:

Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери (далее – Департамент ЖКХ и строительства, Департамент) обратился в суд с административным исковым заявлением к прокуратуре Пролетарского района города Твери, в котором просил признать недействительным представление прокуратуры Пролетарского района города Твери от 08 февраля 2021 г. № 12.1б-2021 об устранении нарушений жилищного законодательства.

В обоснование своих требований административный истец указал, что 10.02.2021 в департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери поступило представление прокуратуры Пролетарского района г. Твери от 08.02.2021 № 12.1б-2021 об устранении нарушений жилищного законодательства. Департаментом ЖКХ и строительства Представление рассмотрено 25.02.2021, направлен ответ от 26.02.2021 № 28/1093-и. Считает вынесенное Представление необоснованным, нарушающим права и законные интересы Департамента ЖКХ и строительства по следующим основаниям. Порядок осуществления муниципального жилищного контроля, полномочия, права и обязанности муниципальных жилищных инспекторов регламентированы Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», законом Тверской области от 27.09.2012 № 79-ЗО «О порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Тверской области при организации и осуществлении муниципального жилищного контроля на территории Тверской области», законом Тверской области от 20.12.2012 № 121-ЗО «О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Тверской области», постановлением Администрации города Твери от 13.03.2014 № 303 «Об утверждении Положения о порядке осуществления муниципального Жилищного контроля на территории города Твери», постановлением администрации города Твери от 05.08.2015 № 1279 «Об утверждении административного регламента осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Твери». В соответствии с ч. 1.1 ст. 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (ч. 2.1 ст. 20 ЖК РФ). Согласно ч. 5 ст. 3 Порядка осуществления муниципального жилищного контроля на территории Тверской области, утвержденного законом Тверской области от 20.12.2012 № 121-ЗО, органы муниципального жилищного контроля осуществляют муниципальный жилищный контроль за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством обязательных требований: к использованию и сохранности муниципального жилищного фонда, в том числе требований к муниципальным жилым помещениям, их использованию и содержанию; к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в которых имеются жилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования; к порядку осуществления перевода жилого помещения, находящегося в собственности муниципального образования, в нежилое помещение в многоквартирном доме; к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства находящихся в муниципальной собственности помещений в многоквартирном доме; к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, в которых имеются жилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования; к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в которых имеются жилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования; к предоставлению коммунальных услуг пользователям муниципальных жилых помещений; к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, находящихся в собственности муниципального образования. Таким образом, органом муниципального жилищного контроля проверки проводятся либо в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами (при наличии в таких домах жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности), либо в отношении нанимателей муниципальных жилых помещений. При этом осуществление контроля за внесением нанимателями платы за коммунальные услуги и наем жилья, соблюдением общественного порядка, правил общежития и закона Тверской области от 26.03.2014 № 8-ЗО «О нарушении тишины» не относится к компетенции органа муниципального жилищного контроля. Постановлением Администрации города Твери от 13.03.2014 № 303 утверждено Положение о порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Твери, согласно которому в отношении граждан проводятся только внеплановые проверки. При этом основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», являются поступления, в частности посредством Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля в системе информации о фактах, указанных в ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ. На территории города Твери осуществление муниципального жилищного контроля возложено на муниципальных жилищных инспекторов отдела муниципального жилищного контроля Департамента ЖКХ и строительства. За период с 2014 года (начало осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Твери) по настоящее время от граждан или юридических лиц обращений о ненадлежащем содержании муниципального жилого помещения - квартиры 39 в многоквартирном доме 8 на ул. Георгиевской в отдел муниципального жилищного контроля Департамента ЖКХ и строительства не поступало. Следовательно, основания для организации проведения проверки в отношении нанимателей указанного жилого помещения в рамках осуществления муниципального жилищного контроля отсутствовали. Более того, согласно информации, указанной в Представлении, причиной пожара квартиры 39 в многоквартирном доме 8 на ул. Георгиевской послужило не ненадлежащее ее использование либо техническое состояние, а неосторожное обращение с огнем при курении в состоянии алкогольного опьянения мужчины, который проживал у своей сожительницы гражданки Зянеевой И.И. Следовательно, выводы о том, что Департамент ЖКХ и строительства не осуществляет надлежащим образом муниципальный жилищный контроль, что привело к порче муниципального имущества и угрозе жизни и здоровью неопределенного круга лиц в связи с произошедшим пожаром являются необоснованными. Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях (бездействии) муниципальных жилищных инспекторов отдела муниципального жилищного контроля Департамента ЖКХ и строительства нарушений требований действующего жилищного законодательства. Согласно Представлению, должностное лицо прокуратуры требует безотлагательно принять исчерпывающие меры к устранению допущенных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих, недопущению подобных нарушений впредь. Со ссылкой на положения п. 1 ст. 21, абз. 4 п. 3 ст. 22, п. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» указано, что из смысла указанных правовых норм, представление прокурора должно содержать указание на нарушение определенных норм закона лицом, в адрес которого оно вынесено. Кроме того, в представлении должно быть указано, какие именно необходимо принять меры для устранения выявленных нарушений закона, их причин и условий, способствующих данному нарушению закона. В противном случае, лицо лишено возможности устранить выявленные нарушения, иными словами, исполнить требования представления. Однако обжалуемое Представление не соответствуют указанным требованиям. За невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении лиц, в адрес которых внесено представление, предусмотрена административная ответственность, что свидетельствует о том, что представление прокурора, являясь основанием для привлечения к административной ответственности, затрагивает права этих лиц. Таким образом, если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС РФ.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Прокуратура Тверской области, заместитель прокурора Пролетарского района г. Твери Машуто Дмитрий Александрович, в качестве заинтересованных лиц привлечены начальник Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери Арестов Дмитрий Николаевич, Администрация города Твери, Рахимова Юлия Александровна, в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Рахимова Тимура Шавкатжоновича, Зянеева Дарья Сергеевна, Сорокина Елена Владимировна, Лаптев Игорь Викторович, Черноярова Светлана Алексеевна, Чернова Юлия Сергеевна, Миранян Татьяна Лукаевна, Иванова Надежда Ивановна, Дерябина Вера Константиновна, Дерябин Андрей Константинович, Замыслова Елена Владимировна, Волкова Наталья Петровна, Борисова Светлана Николаевна, Тихонов Алексей Алексеевич, Шилович Анатолий Николаевич, Халилов Эльдар Арзиман оглы, Таранник Владимир Валентинович, Захаров Кирилл Валерьевич, Семахин Алексей Александрович.

В судебном заседании представитель административного истца Запороженко Т.В. поддержала заявленные требования по изложенным в административном иске основаниям. Дополнительно пояснила, что провести проверку отдел муниципального жилищного контроля может только по обращению. МКУ «УМЖФ» как наймодатель контролировал сохранность муниципального имущества, предпринимались меры, квартира была отремонтирована.

Представитель административного истца и заинтересованных лиц - начальника Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери Арестова Д.Н., администрации города Твери – Цымбал М.А., в судебном заседании поддержала заявленные требования по изложенным в административном иске основаниям. Дополнительно пояснила, что оснований для внесения представления в адрес Департамента ЖКХ и строительства не было, в адрес Департамента ЖКХ и строительства обращения в отношении данной квартиры не поступали. Прокуратура никаких сведений в Департаменте ЖКХ и строительства не запрашивала. Что именно необходимо выполнить в рамках исполнения представления непонятно, представление неисполнимо. Полагала, что прокуратурой неверно выбран орган для внесения представления и приведены неверные основания. Указала, что данный административный иск подан Департаментом ЖКХ и строительства, т.к. начальник непосредственно не осуществляет муниципальный жилищный контроль.

Представитель административных ответчиков прокуратуры Пролетарского района г. Твери, прокуратуры Тверской области – Быстрова С.А. в судебном заседании заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в представленных письменных возражениях прокуратуры Пролетарского района г. Твери, суть которых сводится к следующему. Представление прокуратуры Пролетарского района г. Твери от 08.02.2021 № 12.1б-2021 об устранении нарушений жилищного законодательства, внесенное в адрес начальника Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери, является законным и обоснованным по следующим основаниям. Прокуратурой Пролетарского района г. Твери проведена проверка информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 03.01.2021 «В Твери пожар в новогоднюю ночь унес жизнь человека и испортил праздник жильцам многоэтажки «Сейчас в квартире никого нет, и весь подъезд дышит сажей» и коллективного обращения жителей дома 8 по улице Георгиевской на действия Зянеевой И.И., являющейся нанимателем квартиры № 39 в указанном доме. Установлено, что 01.01.2021 в 02 час. 16 мин. в ОНД по г. Твери УНД ГУ МЧС России по Тверской области поступило сообщение о пожаре в квартире по адресу: г. Тверь, ул. Георгиевская, д. 8, кв. 39. По прибытию к месту вызова пожарных подразделений было установлено, что происходит горение пастельных принадлежностей на кровати в двухкомнатной квартире. В ходе тушения пожара было обнаружено тело мужчины, который проживал у своей сожительницы Зиняеевой И.И., являющейся основной квартиросъемщицей жилого помещения в которой произошло возгорание. ОНД по г. Твери УНД ГУ МЧС России по Тверской области сделан вывод о том, что причиной пожара послужило неосторожное обращение с огнем при курении в состоянии алкогольного опьянения. Многоквартирный жилой дом № 8 по ул. Георгиевская г. Твери находится на обслуживании ООО «ЖЭУ Мамулино». По сведениям управляющей компании, указанная квартира является муниципальной собственностью, в квартире зарегистрировано 4 человека. На личном приеме прокурора района с жителями дома № 8 по ул. Георгиевская г. Твери, состоявшегося 13.01.2021, выяснилось, что Зянеева И.И. систематически нарушает общественный порядок, правила общежития, в связи с чем последняя неоднократно привлекалась к административной ответственности. Указанные факты также подтверждены администрацией Пролетарского района города Твери и УМВД России по городу Твери. В обоснование возражений административный ответчик ссылается на пп. 4, 44, 46 п. 1 ст. 41, п. 1 ст. 57 Устава города Твери, принятого решением Тверской городской Думы от 23.01.2019 № 2, пп. 3, 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Также указано, что в соответствии с п. 6 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда. В соответствии с п.п. 2.5, 3.1.1.2 Положения о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери, утвержденного постановлением администрации города Твери от 02.03.2018 № 314, одними из основных задач и функций Департамента являются осуществление муниципального жилищного контроля на территории города Твери, осуществление общего контроля за сохранностью правил пользования муниципальным жилищным фондом. В силу п. 3.1.2.8 Положения, Департамент осуществляет взаимодействие со структурными подразделениями администрации города, предприятиями и учреждениями, уполномоченными администрацией города Твери на выполнение функций наймодателя жилых помещений, в том числе по вопросам целевого использования муниципального жилищного фонда. На основании п. 3.1.2.9 указанного Положения Департамент осуществляет контроль за целевым использованием муниципального жилищного фонда. Согласно ч. 2.1 ст. 20 ЖК РФ муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами. Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Тверской области от 20.12.2012 № 121-ЗО «О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Тверской области» органы муниципального жилищного контроля осуществляют муниципальный жилищный контроль в порядке, установленном настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами. Согласно пп. 1 и 2 п. 1.4 административного регламента осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Твери, утвержденного постановлением администрации города Твери от 05.08.2015 № 1279, предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством обязательных требований, в том числе: к использованию и сохранности муниципального жилищного фонда, в том числе требований к муниципальным жилым помещениям, их использованию и содержанию; к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в которых имеются жилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования. В отношении граждан проводятся только внеплановые проверки в рамках осуществления муниципального жилищного контроля. Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление, в частности, посредством государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в отдел муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информаций от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление информации о фактах нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений. В адрес МКУ «УМЖФ» неоднократно поступали обращения от жителей указанного дома, по вопросу ненадлежащего санитарно-технического содержания квартиры 39 в доме 8 по ул. Георгиевская г. Твери. Сотрудниками МКУ «УМЖФ» неоднократно производились комиссионные выходы для осмотра состояния муниципального жилого помещения, вместе с тем безрезультатно. Должностные лица отдела муниципального жилищного контроля департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери, являющиеся муниципальными жилищными инспекторами, при осуществлении муниципального жилищного контроля обязаны своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению и выявлению нарушений обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами, законами Тверской области в области жилищных отношений и муниципальными правовыми актами города Твери. Согласно документам, предоставленным в ходе настоящей проверки администрацией города Твери, администрацией Пролетарского района в г. Твери, УМВД России по городу Твери, а также информации, полученной на личном приеме прокурора района с жителями дома № 8 по ул. Георгиевская г. Твери, состоявшегося 13.01.2021, Зянеева И.И. содержала жилое помещение - квартиру 39 в доме 8 по улице Георгиевской г. Твери в ненадлежащем состоянии, плату за коммунальные услуги и наем жилья не производила, систематически нарушала общественный порядок. Данная ситуация имеет место быть на протяжении последних пяти лет, однако Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери не осуществляет надлежащим образом муниципальный жилищный контроль, что привело к порче муниципального имущества и угрозе жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Отсутствие в представлении указания на конкретные меры, которые должен принять департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери с целью устранения нарушений закона, обусловлено необходимостью соблюдения административно-хозяйственной деятельности Департамента. Оснований для признания представления прокуратуры Пролетарского района г. Твери недействительным не имеется.

Дополнительно представитель административных ответчиков прокуратуры Пролетарского района г. Твери, прокуратуры Тверской области – Быстрова С.А. пояснила, что Департамент ЖКХ и строительства осуществляет взаимодействие с иными органами. Сведения о ненадлежащем содержании квартиры нанимателем поступали в МКУ «УМЖФ». Полагает, что сотрудники Департамента должны были сами запрашивать необходимые сведения, вести самостоятельную работу. Департаментом не был осуществлен надлежащим образом муниципальный жилищный контроль.

Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате и времени судебного заседания, в судебное не явились.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, указаны в ч. 9 ст. 226 КАС РФ.

Судом установлено, что прокуратурой Пролетарского района города Твери проведена проверка информации, размещенной в сети Интернет 03.01.2021 «В Твери пожар в новогоднюю ночь унес жизнь человека и испортил праздник жильцам многоэтажки «Сейчас в квартире никого нет, и весь подъезд дышит сажей» и коллективного обращения жителей дома № 8 по ул. Георгиевская в г. Твери на действия Зянеевой И.И., являющейся нанимателем квартиры № 39 в указанном доме.

По результатам указанной проверки заместителем прокурора Пролетарского района города Твери в адрес начальника Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери Арестова Д.Н. внесено представление от 08 февраля 2021 г. № 12.1б-2021, в котором прокурор требует безотлагательно рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры района и принять исчерпывающие меры к устранению допущенных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих, недопущению подобных нарушений впредь; о дате, времени и месте рассмотрения представления заблаговременно уведомить прокуратуру района; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в месячный срок с момента получения сообщить прокурору района в письменной форме.

В названном представлении указано, что в ходе проверки установлено, что 01.01.2021 в 02 час. 16 мин. в ОНД по г. Твери УНД ГУ МЧС России по Тверской области поступило сообщение о пожаре в квартире по адресу: г. Тверь, ул. Георгиевская, д. 8, кв. 39. По прибытию к месту вызова пожарных подразделений было установлено, что происходит горение пастельных принадлежностей на кровати в двухкомнатной квартире. В ходе тушения пожара было обнаружено тело мужчины, который проживал у своей сожительницы Зянеевой И.И., являющейся основной квартиросъемщицей жилого помещения в которой произошло возгорание. ОНД по г. Твери УНД ГУ МЧС России по Тверской области сделан вывод о том, что причиной пожара послужило неосторожное обращение с огнем при курении в состоянии алкогольного опьянения. Многоквартирный дом № 8 по ул. Георгиевская в г. Твери находится на обслуживании ООО «ЖЭУ Мамулино». По сведениям управляющей компании, указанная квартира является муниципальной собственностью, в квартире зарегистрировано 4 человека, один из которых малолетний ребенок. Фактически в квартире проживает Зянеева И.И. Газ в квартире отключен за неуплату. Иные коммунальные услуги также квартиросъемщиком не оплачиваются. На личном приеме прокурора района с жителями дома №8 по ул. Георгиевская в г. Твери, состоявшегося 13.01.2021 выяснилось, что Зянеева И.И. систематически нарушает общественный порядок, правила общежития и Закон Тверской области «О тишине», в связи с чем последняя неоднократно привлекалась к административной ответственности.

Далее в представлении со ссылкой на положения пп. 4, 44, 46 п. 1 ст. 41, п. 1 ст. 57 Устава города Твери, принятого Решением Тверской городской Думы от 23 января 2019 г. № 2, пп. 3 и 6 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ, п. 6 ст. 2, п.п. 1, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. 2.5, 3.1.1.2 Положения о Департаменте жилищно- коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери, утвержденного Постановлением администрации города Твери от 02 марта 2018 г. № 314, указано, что одними из основных задач и функций Департамента являются осуществление муниципального жилищного контроля на территории города Твери; осуществление общего контроля за сохранностью и соблюдением правил пользования муниципальным жилищным фондом.

Со ссылкой на пп. 1 и 2 п. 1.4 административного регламента осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Твери, утвержденного Постановлением Администрации города Твери от 05 августа 2015 г. № 1279, указано, что является предметом муниципального жилищного контроля, а также, что должностные лица отдела муниципального жилищного контроля Департамента, являющиеся муниципальными жилищными инспекторами, при осуществлении муниципального жилищного контроля обязаны своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению и выявлению нарушений обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами, законами Тверской области в области жилищных отношений и муниципальными правовыми актами города Твери.

Согласно документам, представленным в ходе настоящей проверки администрацией города Твери, администрацией Пролетарского района города Твери и УМВД России по городу Твери Зянеева И.И. содержала жилое помещение - квартиру № 39 в доме № 8 по ул. Георгиевская в г. Твери в ненадлежащем состоянии, плату за коммунальные услуги и наем жилья не производила, систематически нарушала общественный порядок, правила общежития и Закон Тверской области «О тишине». Данная ситуация имеет место быть на протяжении последних пяти лет, однако Департамент не осуществляет надлежащим образом муниципальный жилищный контроль, что привело к порче муниципального имущества и угрозе жизни и здоровью неопределенного круга лиц в связи с произошедшим пожаром. Нарушение требований жилищного законодательства свидетельствует о ненадлежащем исполнении должностными лицами Департамента возложенных на них обязанностей. Допущенные нарушения обуславливают необходимость применения мер дисциплинарного взыскания к лицам их допустившим.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери рассмотрел 25 февраля 2021 г. указанное представление и 26 февраля 2021 г. направил сообщение в Прокуратуру Пролетарского района города Твери о результатах рассмотрения представления, в котором указано следующее.

Со ссылками на ч. 1.1, 2.1 ст. 20 ЖК РФ, ч. 5 ст. 3 Порядка осуществления муниципального жилищного контроля на территории Тверской области, утвержденного законом Тверской области от 20.12.2012 № 121-ЗО, постановление Администрации города Твери от 13.03.2014 № 303, указано, что в отношении граждан проводятся только внеплановые проверки, а также на то, что является основаниями для проведения проверки. Как указано Департаментом ЖКХ и строительства на территории города Твери осуществление муниципального жилищного контроля возложено на муниципальных жилищных инспекторов отдела муниципального жилищного контроля Департамента ЖКХ и строительства. За период с 2014 года (начало осуществления муниципального жилищного контроля) по настоящее время от граждан или юридических лиц обращений о ненадлежащем содержании муниципального жилого помещения - квартиры 39 в многоквартирном доме 8 на ул. Георгиевской в отдел муниципального жилищного контроля Департамента ЖКХ и строительства не поступало. Следовательно, основания для организации проведения проверки в отношении нанимателей указанного жилого помещения в рамках осуществления Муниципального жилищного контроля отсутствовали. Более того, согласно информации, указанной в Представлении, причиной пожара квартиры послужило не ненадлежащее ее использование либо техническое состояние, а неосторожное обращение с огнем при курении в состоянии алкогольного опьянения мужчины, которой проживал у своей сожительницы гражданки Зянеевой И.И. Следовательно, выводы о том, что Департамент ЖКХ и строительства не осуществляет надлежащим образом муниципальный жилищный контроль, что привело к порче муниципального имущества и угрозе жизни и здоровью неопределенного круга лиц в связи с произошедшим пожаром являются необоснованными. Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях (бездействии) муниципальных жилищных инспекторов отдела муниципального жилищного контроля Департамента ЖКХ и строительства нарушений требований действующего жилищного законодательства, и, следовательно, отсутствуют основания для применения к ним мер дисциплинарного взыскания.

Также Департаментом ЖКХ и строительства указано, что в связи с поступающими обращениями жителей многоквартирного дома 8 ул. Георгиевской по вопросу ненадлежащего санитарно-технического состояния квартиры 39 сотрудниками МКУ «УМЖФ» неоднократно производились комиссионные выходы для осмотра технического состояния муниципального жилого помещения, нанимателям направлялись по почте предупреждения о необходимости соблюдения правил пользования и проживания в жилом помещении. В связи с неисполнением предписаний МКУ «УМЖФ» обратилось в суд с иском к Зянеевой И.И., Зянеевой Д.С. и Рахимовой Ю.А. о возложении обязанности привести жилое помещение в надлежащее состояние, выполнить текущий ремонт. Исковые требования МКУ «УМЖФ» были удовлетворены в полном объеме. В 2020 году исполнительное производство было закрыто в связи с фактическим исполнением нанимателями требований о проведении текущего ремонта квартиры. После поступления информации о факте пожара, сотрудниками МКУ «УМЖФ» 14.01.2021 был произведен комиссионныйвыход для осмотра санитарно-технического состояния муниципального жилого помещения. Нанимателю по почте направлено предупреждение о приведении в надлежащее состояние жилого помещения после пожара. В случае невыполнения требований МКУ «УМЖФ» будет подготовлено соответствующее исковое заявление в суд.

В связи с несогласием с вышеуказанным представлением, Департамент ЖКХ и строительства обратился в суд с административным иском об оспаривании данного представления.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного Закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений Закона (абзац четвертый пункта 3 статьи 22).

Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно (пункт 4 статьи 22 Закона о прокуратуре).

В силу пункта 1 статьи 24 Закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 февраля 2005 г. № 84-О, само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. При рассмотрении в судебном порядке дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований.

Судом установлено, что квартира 39 в доме 8 по ул. Георгиевская г. Твери является собственностью муниципального образования город Тверь.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что 01 января 2021 г. в 02 час. 16 мин. в ОНД по г. Твери УНД ГУ МЧС России по Тверской области поступило сообщение о пожаре в вышеуказанной квартире. По прибытию к месту вызова пожарных подразделений было установлено, что происходит горение пастельных принадлежностей на кровати в двухкомнатной квартире. В ходе тушения пожара было обнаружено тело мужчины, который проживал у своей сожительницы Зиняеевой И.И., являющейся основной квартиросъемщицей жилого помещения в которой произошло возгорание. ОНД по г. Твери УНД ГУ МЧС России по Тверской области сделан вывод о том, что причиной пожара послужило неосторожное обращение с огнем при курении в состоянии алкогольного опьянения.

В указанном жилом помещении зарегистрированы: Рахимова Юлия Александровна, ДД.ММ.ГГГГ, Зянеева Дарья Сергеевна, ДД.ММ.ГГГГ, Рахимов Тимур Шавкатжонович, ДД.ММ.ГГГГ. Зянеева Ирина Игоревна, ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по указанному адресу с 05 мая 1995 г., снята с регистрационного учета 30 марта 2021 г. в связи со смертью.

Судом установлено, что оспариваемое представление внесено в целях устранения Департаментом ЖКХ и строительства допущенных нарушений жилищного законодательства, выразившихся в неосуществлении надлежащим образом муниципального жилищного контроля.

При этом, как следует из текста представления, заместитель прокурора Пролетарского района г. Твери полагает, что Департамент не осуществляет надлежащим образом муниципальный жилищный контроль, что привело к порче муниципального имущества и угрозе жизни и здоровью неопределенного круга лиц в связи с произошедшим пожаром. Нарушение требований жилищного законодательства свидетельствует о ненадлежащем исполнении должностными лицами Департамента возложенных на них обязанностей, что обуславливает необходимость применения мер дисциплинарного взыскания к лицам их допустившим.

Вместе с тем, суд полагает заслуживающими внимания доводы административного истца о том, что административными ответчиками не доказано нарушение действиями (бездействием) муниципальных жилищных инспекторов отдела муниципального жилищного контроля Департамента ЖКХ и строительства требований жилищного законодательства и неосуществление Департаментом ЖКХ и строительства муниципального жилищного контроля надлежащим образом.

В соответствии с п. 3, 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Пунктами 6, 8 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют региональный государственный жилищный контроль (надзор) (далее - государственный жилищный надзор или региональный государственный жилищный надзор) и муниципальный жилищный контроль.

Согласно ч. 1.1 ст. 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (ч. 2.1 ст. 20 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля в системе информации о фактах, перечисленных в данной части статьи.

В соответствии со ст. 41 Устава города Твери, принятого решением Тверской городской Думы от 23 января 2019 г. № 2, Администрация города Твери в пределах своей компетенции осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Твери, в соответствии с федеральным законодательством, муниципальными правовыми актами города Твери; организует строительство и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, а также осуществляет иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; устанавливает порядок эксплуатации муниципального жилищного фонда города Твери.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Тверской области от 20 декабря 2012 г. № 121-ЗО «О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Тверской области» органы муниципального жилищного контроля осуществляют муниципальный жилищный контроль в порядке, установленном настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

В соответствии с ч. 5 ст. 3 указанного Закона органы муниципального жилищного контроля осуществляют муниципальный жилищный контроль за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством обязательных требований: к использованию и сохранности муниципального жилищного фонда, в том числе требований к муниципальным жилым помещениям, их использованию и содержанию; к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в которых имеются жилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования; к порядку осуществления перевода жилого помещения, находящегося в собственности муниципального образования, в нежилое помещение в многоквартирном доме; к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства находящихся в муниципальной собственности помещений в многоквартирном доме; к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, в которых имеются жилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования; к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в которых имеются жилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования; к предоставлению коммунальных услуг пользователям муниципальных жилых помещений; к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, находящихся в собственности муниципального образования.

Постановлением Администрации города Твери от 13 марта 2014 г. № 303 утверждено Положение о порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Твери, согласно ч. 6.8 раздела 6 которого в отношении граждан проводятся только внеплановые проверки.

Частью 6.2 раздела 6 указанного Положения предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки является в том числе поступление, в частности, посредством государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - система), в отдел муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений.

Приложением № 1 к указанному Положению определен перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять муниципальный жилищный контроль на территории города Твери, которыми являются начальник отдела муниципального жилищного контроля департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери - муниципальный жилищный инспектор; главные специалисты отдела муниципального жилищного контроля департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери - муниципальные жилищные инспекторы.

В соответствии с Положением о департаменте жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери, утвержденным постановлением Администрации города Твери от 02 марта 2018 г. № 314, к основным задачам Департамента относится осуществление муниципального жилищного контроля на территории города Твери (п. 2.5 Положения), к основным функциям относится осуществление общего контроля за сохранностью и соблюдением правил пользования муниципальным жилищным фондом (п. 3.1.1.2 Положения).

В ходе рассмотрения дела из материалов надзорного производства установлено, что основанием для проведения прокуратурой проверки послужило в том числе заявление коллектива жильцов дома 8 по ул. Георгиевская в г. Твери, в котором была изложена просьба принять меры по факту систематического нарушения общественного порядка Зянеевой И.И., проживающей в квартире 39 дома 8 по ул. Георгиевская г. Твери и выселить ее из данной квартиры, в связи с систематическим нарушением прав соседей.

Судом установлено, что в ходе проведения проверки прокуратурой был направлен ряд запросов, в том числе в управляющую организацию, администрацию города Твери, администрацию Пролетарского района в г. Твери и получены соответствующие ответы.

Администрацией города Твери в ответе от 20 января 2021 г. указано в том числе, что по результатам анализа документов, зарегистрированных в журнале «Обращения граждан в Администрацию города Твери» и «Обращения граждан в департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери» системы электронного документооборота «LanDocs», обращении граждан по вопросу нарушения Зянеевой И.И. Закона Тверской области от 26.03.2014 № 8-ЗО «О нарушении тишины» и общественного порядка не зарегистрированы. В администрацию Пролетарского района в г. Твери неоднократно поступали обращения жителей данного дома по вопросу нарушения тишины гражданами, проживающими в кв. 39 д. 8 на ул. Георгиевской в г. Твери. Сотрудниками администрации Пролетарского района в г. Твери с Зянеевой И.И. неоднократно проводилась профилактическая беседа о недопустимости нарушения тишины и необходимости обеспечения сохранности жилого помещения, поддержания надлежащего состояния жилого помещения и проведении текущего ремонта жилого помещения. За нарушение тишины Зянеева И.И. неоднократно привлекалась к административной ответственности за правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 54.1 Закона Тверской области «Об административных правонарушениях» от 14.07.2003 № 46-ЗО. В адрес наймодателя - МКУ «УМЖФ» неоднократно поступали обращения от жителей дома по вопросу ненадлежащего санитарно-технического состояния квартиры 39. Сотрудниками МКУ «УМЖФ» неоднократно производились комиссионные выходы для осмотра технического состояния муниципального жилого помещения, направлялись по почте предупреждения о необходимости соблюдения правил пользования и проживания в жилом помещении многоквартирного дома, в 2018 году нанимателям Зянеевой И.И., Зянеевой Д.С., Рахимовой Ю.А. выданы предписания с требованием привести квартиру в надлежащее состояние, с нанимателем неоднократно проводились беседы. В декабре 2018 года МКУ «УМЖФ» обратилось в суд с иском к Зянеевой И.И., Зянеевой Д.С., Рахимовой Ю.А. о возложении обязанности привести жилое помещение в надлежащее состояние, выполнить текущий ремонт. 16.01.2019 заочным решением Пролетарского районного суда г. Твери исковые требования МКУ «УМЖФ» об обязании по проведению текущего ремонта удовлетворены в полном объеме, исполнительные листы направлены в службу судебных приставов. 15.07.2020 исполнительное производство закрыто, нанимателями указанной квартиры произведен текущий ремонт, заменены смесители на кухне и в ванной, установлена газовая плита. 12.01.2021 в МКУ «УМЖФ» поступили сведения от отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Твери главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тверской области о факте пожара, произошедшего 01.01.2021 в вышеуказанной квартире. Сотрудниками МКУ «УМЖФ» 14.01.2021 был произведен комиссионный выход для осмотра санитарно-технического состояния муниципального жилого помещения. В ходе осмотра выявлено ненадлежащее состояние квартиры после пожара: многочисленные следы продуктов горения (сажа, копоть и т.д.) в квартире, следов продуктов горения (сажа, копоть и т. д.) на лестничной площадке не обнаружено. В связи с отказом нанимателя получить предупреждение о приведении в надлежащее состояние после пожара жилого помещения, документ направлен нанимателю по почте. В случае невыполнения требований МКУ «УМЖФ» будет оформлено соответствующее исковое заявление в суд. Кроме того, указано, что задолженность по оплате за пользование (наем) жилого помещения за период с 01.07.2012 по 31.05.2016 взыскивалась в судебном порядке, возбужденное исполнительное производство окончено в связи с невозможностью взыскания. В настоящий момент МКУ «УМЖФ» подготовлен пакет документов на взыскание задолженности по статье наем за период с 01.07.2016 по 31.10.2020. МКУ «УМЖФ» в связи с имеющейся задолженностью за пользование жилым помещением, а также в соответствии с ч. 1 ст. 90 ЖК РФ оформляется пакет документов на выселение Зянеевой И.И. и членов ее семьи из занимаемого жилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу.

Вместе с тем, непосредственно в Департаменте ЖКХ и строительства какая-либо информация в ходе проведения проверки прокуратурой не запрашивалась, что подтверждается материалами надзорного производства и не оспаривалось административными ответчиками в ходе рассмотрения дела.

Кроме того, исходя из содержания вышеуказанных нормативных актов осуществление контроля за внесением нанимателями платы за коммунальные услуги и наем жилья, соблюдением общественного порядка, правил общежития и закона Тверской области от 26.03.2014 № 8-ЗО «О нарушении тишины» не относится к компетенции органа муниципального жилищного контроля.

Как указано административным истцом, подтверждено вышеуказанным ответом Администрации города Твери и не опровергнуто административными ответчиками, от граждан или юридических лиц обращений о ненадлежащем содержании муниципального жилого помещения - квартиры 39 в доме 8 по ул. Георгиевская г. Твери в отдел муниципального жилищного контроля Департамента ЖКХ и строительства не поступало.

При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами административного истца о том, что основания для организации проведения проверки в отношении нанимателей указанного жилого помещения в рамках осуществления муниципального жилищного контроля отсутствовали.

Кроме того, как установлено в ходе прокурорской проверки, причиной пожара в вышеуказанной квартире явилось не ненадлежащее ее использование либо техническое состояние, а неосторожное обращение с огнем при курении в состоянии алкогольного опьянения мужчины, который проживал у своей сожительницы гражданки Зянеевой И.И.

При таких обстоятельствах, изложенные в оспариваемом представлении выводы о том, что Департамент ЖКХ и строительства не осуществляет надлежащим образом муниципальный жилищный контроль, что привело к порче муниципального имущества и угрозе жизни и здоровью неопределенного круга лиц в связи с произошедшим пожаром, являются необоснованными.

С учетом изложенного, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях (бездействии) муниципальных жилищных инспекторов отдела муниципального жилищного контроля Департамента ЖКХ и строительства нарушений требований действующего жилищного законодательства.

Доводы административного ответчика, изложенные в письменном отзыве, со ссылками на п. 3.1.2.8, 3.1.2.9 Положения о Департаменте ЖКХ и строительства, о том, что Департамент осуществляет взаимодействие со структурными подразделениями администрации города, предприятиями и учреждениями, уполномоченными администрацией города Твери на выполнение функций наймодателя жилых помещений, в том числе по вопросам целевого использования муниципального жилищного фонда; осуществляет контроль за целевым использованием муниципального жилищного фонда, не могут служить основаниями для вывода о ненадлежащем осуществлении Департаментом ЖКХ и строительства муниципального жилищного контроля, поскольку применительно к конкретной ситуации не идет речи о нецелевом использовании муниципального жилого помещения.

На основании Постановления Главы администрации г. Твери № 2726 от 16 декабря 2010 г. Муниципальное казенное учреждение г. Твери «Управление муниципальным жилищным фондом» (МКУ «УМЖФ») наделено полномочиями наймодателя в отношении муниципального жилищного фонда г. Твери.

Уставом МКУ «УМЖФ» от 26 декабря 2011 г. к компетенции учреждения отнесены в том числе: контроль за внесением платежей за жилое помещение и коммунальные услуги нанимателями жилых помещений в муниципальном жилищном фонде, претензионная работа с неплательщиками; контроль за состоянием муниципального жилищного фонда; проведение обходов, осмотров помещений муниципального жилищного фонда, принятие мер к устранению неисправностей; контроль за соблюдением нанимателями Правил пользования жилыми помещениями; проведение осмотров технического состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и находящегося в них санитарно-технического и иного оборудования.

В ходе рассмотрения дела установлено, что наймодателем осуществлялся контроль за сохранностью вышеуказанной квартиры и ее надлежащим содержанием, в том числе наниматели жилого помещения в судебном порядке были понуждены к приведению помещения в надлежащее состояние, проведению текущего ремонта, при этом решение суда было исполнено.

Кроме того, ни в оспариваемом представлении, ни в ходе рассмотрения дела, административными ответчиками не указана конкретная норма действующего законодательства, закрепляющая обязанность Департамента ЖКХ и строительства в рамках полномочий по муниципальному жилищному контролю самостоятельно в целях последующего проведения проверки истребовать, в том числе у наймодателя муниципальных жилых помещений информацию о ненадлежащем содержании таких жилых помещений.

Вместе с тем, действующее законодательство, нормы которого приведены выше, такую обязанность на орган, осуществляющий муниципальный жилищный контроль - Департамент ЖКХ и строительства, не возлагает.

Оспариваемое представление прокурора не содержит указания на то, в чем конкретно выразилось неосуществление надлежащим образом муниципального жилищного контроля Департаментом ЖКХ и строительства, какие конкретно действия не совершены (совершены ненадлежащим образом) Департаментом для надлежащего осуществления муниципального жилищного контроля, в представлении отсутствует и указание на действия, которые следует выполнить Департаменту ЖКХ и строительства, в связи с чем суд полагает, что указанное представление является неисполнимым в силу неопределенности содержащихся в нем требований.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что административными ответчиками в ходе рассмотрения дела не доказан факт нарушения закона Департаментом ЖКХ и строительства и правомерность своих требований.

Суд также учитывает, что согласно акту осмотра МКУ «УМЖФ» вышеуказанной квартиры от 15 июня 2021 г. данная квартира нанимателями полностью восстановлена после пожара, отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, нанимателями собран пакет документов на приватизацию жилого помещения, который находится в администрации города на согласовании.

Заявляя требования о признании представления прокурора недействительным, административный истец, по сути, ставит вопрос о незаконности оспариваемого представления.

Неисполнение представления прокурора может повлечь для административного истца неблагоприятные последствия в виде возбуждения производства об административном правонарушении и возможного привлечения к административной ответственности, либо обращение прокурора в суд с целью понуждения к выполнению требований представления, в связи с чем данное представление нарушает права административного истца.

Оценивая своевременность обращения в суд, суд приходит к выводу, что административным истцом срок на обращение в суд, предусмотренный положениями ст. 219 КАС РФ, не пропущен.

На основании изложенного, суд приходит к убеждению, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, и с учетом требований ч. 2, 3 ст. 227 КАС РФ, признает представление прокурора Пролетарского района города Твери от 08 февраля 2021 г. № 12.1б-2021 об устранении нарушений жилищного законодательства незаконным.

Оснований для решения вопроса о распределении судебных расходов суд не усматривает, учитывая, что требований о возмещении судебных расходов административным истцом не заявлено, обе стороны освобождены от несения расходов по оплате государственной пошлины.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери к прокуратуре Пролетарского района города Твери, Прокуратуре Тверской области, заместителю прокурора Пролетарского района г. Твери Машуто Дмитрию Александровичу о признании недействительным представления об устранении нарушений жилищного законодательства удовлетворить.

Признать представление заместителя прокурора Пролетарского района города Твери Машуто Дмитрия Александровича от 08 февраля 2021 г. № 12.1б-2021 об устранении нарушений жилищного законодательства незаконным.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.С. Комарова

Решение в окончательной форме принято 28 июля 2021 г.

Судья Е.С. Комарова

1версия для печатиДело № 2а-977/2021 ~ М-879/2021 (Решение)