ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-977/2022 от 31.03.2022 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

КОПИЯ

№ 2а-977/2022

70RS0004-01-2022-000406-22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 марта 2022 г. Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Шукшиной Л.А.,

при секретаре Собакиной А.Д.,

с участием:

представителя административного истца – старшего помощника прокурора г. Томска Игловской О.Н.,

представителя административного ответчика Администрации г. Томска Филиной А.В., действующей на основании доверенности от 21.06.2021 сроком на один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Томска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Томска о признании постановления незаконным в части установления срока отселения жильцов многоквартирного дома, возложении обязанности установления разумного срока отселения граждан из жилых многоквартирных домов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Томска, действуя в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, обратился в судс административным исковым заявлением к Администрации г. Томска, с учетом последующего уточнения административных исковых требований просит признать незаконным постановление № 811 от 21.09.2021 «О признании решений межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда и внесении изменений в отдельные постановления администрации г. Томска» в части установления срока отселения до 31.12.2025 жильцов многоквартирных домов,

признанных аварийными и подлежащими сносу, расположенных по адресам: г. Томск, пер. <адрес> и 8 <адрес>; № и 51 <адрес>; № и 10 <адрес>, <адрес>; № и 18 <адрес>; , 48а и 50 <адрес>;

признанных аварийными и подлежащими реконструкции, расположенных по адресам: <адрес>, пер. <адрес>; Б <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; пер. Плеханова; пер. <адрес>

возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос об установлении срока отселения жителей, установив разумный срок отселения, не превышающий одного года шести месяцев.

В обоснование требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой г. Томска проверки соблюдения Администрацией г. Томска прав граждан, проживающих в многоквартирных домах, установлено, что заключениями межведомственной комиссии указанные многоквартирные дома признаны аварийными и подлежащим сносу либо реконструкции. Оспариваемым постановлением Администрации, которым администрациям районов г. Томска поручено принять меры к отселению физических лиц, проживающих на условиях социального найма в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах по указанным адресам в срок до 31.12.2025. Вместе с тем основные элементы зданий находятся в неудовлетворительном состоянии. Наблюдается смещение элементов несущих конструкций здания, коррозия материалов фундаментной части здания, стен перекрытий, крыши. Состояние домов ставит под угрозу жизнь проживающих в нем граждан, а также неопределенного круга лиц. Полагает, что с учетом разрушений и дефектов установленный срок отселения жильцов дом до 2025 года не может быть признан разумным, поскольку проживание в данных домах не отвечает критерию безопасности и создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Считает, что установление срока по отселению жильцов не свидетельствует об исполнении органом местного самоуправления обязанности по расселению жильцов из аварийного жилья в установленном законом порядке.

Представитель административного истца – старший помощник прокурора г. Томска Игловская О.Н. в судебном заседании административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель административного ответчика Администрации г. Томска Филина А.В. исковые требования не признала, указывая на то, что действующим законодательством не определены сроки переселения граждан из домов, признанных аварийными. Учитывая, что признание спорных домов произведено в сентябре 2021, они были включены в резервный перечень муниципальной программы. Основания для первоочередного расселения отсутствуют, в связи с чем установленный срок считает разумным, поскольку какой – либо реальной угрозы жизни людей не доказано.

Заслушав представителей административных истца и ответчика, изучив материалы административного дела, исследовав и оценив представленные сторонами письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

Согласно ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу положений ч. ч. 1, 2 ст. 39, ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Постановлением Мэра г. Томска «О создании межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда» от 28.02.2006 № 95 создана межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда с целью признания жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, которой делегированы полномочия по оценке соответствия частных жилых помещений, находящихся на земельных участках, подлежащих изъятию для государственных (муниципальных) нужд и расположенных на территории муниципального образования «Город Томск», установленным требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что 03.09.2021 заключениями межведомственной комиссии № 2511; 2513; 2514; 2516; 2517; 2518; 2519; 2520; 2525; 2526; 2527; 2529

многоквартирные дома, расположенные по адресам: <адрес>, пер. <адрес> и 8 <адрес>; № и 51 <адрес>; № и 10 <адрес>, <адрес>; № и 18 <адрес>; , 48а и 50 <адрес>- признаны аварийными и подлежащими сносу.

а заключениями межведомственной комиссии № 2515; 2531; 2523; 2512; 2524; 2522; 253

многоквартирные дома, расположенные по адресам : <адрес>, пер. <адрес>; Б <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; пер. <адрес> пер. <адрес> – признаны аварийными и подлежащими реконструкции.

Согласно заключениям по результатам обследования технического состояния многоквартирных домов, выполненных ...»:

№ П-34-ОР многоквартирный дом по адресу <адрес> - год постройки 1905, капитальный ремонт не проводился, физический износ здания составляет 70, 2%. Техническое состояние внутридомовой инженерной системы теплоснабжения, внутридомовых инженерных систем горячего и холодного водоснабжения являются аварийными. Состояние основных конструкций: фундамента, внутренних и наружных стен – недопустимое; полов, перекрытий, кровли, системы электроснабжения, водоотведения – аварийное;

№ А-8-03 многоквартирный дом по адресу <адрес>, пер. Аптекарский, 8 - год постройки до 1917, капитальный ремонт не проводился, физический износ здания составляет 68, 14%. Основные несущие конструкции в аварийном состоянии. Состояние основных конструкций: фундамента, внутренних и наружных стен – недопустимое; полов, перекрытий, кровли, системы электроснабжения, водоотведения – аварийное;

№ ЛТ-50-ОР многоквартирный дом по адресу <адрес> - год постройки 1956, физический износ здания составляет 66, 1%. Основные несущие конструкции в аварийном состоянии. Состояние основных конструкций: фундамента, внутренних и наружных стен – недопустимое; полов, перекрытий, кровли, системы электроснабжения, водоотведения, теплоснабжения – аварийное;

№ ЛТ-46-ОР многоквартирный дом по адресу <адрес> - год постройки 1957, физический износ здания составляет 67, 79%. Основные несущие конструкции в аварийном состоянии. Состояние основных конструкций: фундамента, внутренних и наружных стен – недопустимое; полов, перекрытий, кровли, системы электроснабжения, водоотведения, теплоснабжения – аварийное;

№ К-18-ОР многоквартирный дом по адресу <адрес> - год постройки 1956, физический износ здания составляет 75, 38%. Основные несущие конструкции в аварийном состоянии. Состояние основных конструкций: фундамента, внутренних и наружных стен – недопустимое; полов, перекрытий, кровли, системы электроснабжения, водоотведения, теплоснабжения – аварийное;

№ К-14-ОР многоквартирный дом по адресу <адрес> - год постройки 1956, физический износ здания составляет 78, 46%. Основные несущие конструкции в аварийном состоянии. Состояние основных конструкций: фундамента, внутренних и наружных стен – недопустимое; полов, перекрытий, кровли, системы электроснабжения, водоотведения, теплоснабжения – аварийное;

Согласно заключениям по результатам обследования технического состояния многоквартирных домов, выполненных ООО «НПО «СтройЭксперт»:

№ ЗТО 04/21-03 многоквартирный дом по адресу <адрес> б<адрес> - год постройки 1907, физический износ здания составляет 66%. Существует угроза жизни и здоровью людей, проживающих в доме. Основные несущие конструкции в аварийном состоянии. Состояние основных конструкций: стен– недопустимое; перегородок, междуэтажного перекрытия, полов – ограничено – работоспособное; наружных стен, чердачного перекрытия, крыши и кровли – аварийное. Требуется вывести здание из эксплуатации;

№ К – 14-ОР многоквартирный дом по адресу <адрес> - год постройки 1956, физический износ здания составляет 78, 46%. Основные несущие конструкции в аварийном состоянии. Состояние основных конструкций: фундамента, внутренних и наружных стен – недопустимое; полов, перекрытий, кровли, системы электроснабжения, водоотведения, теплоснабжения – аварийное.

№ МД – 15-ОР многоквартирный дом по адресу <адрес> - год постройки 1898, физический износ здания составляет 72, 9%. Основные несущие конструкции в аварийном состоянии. Состояние основных конструкций: фундамента, внутренних и наружных стен – недопустимое; полов, перекрытий, кровли, системы электроснабжения, водоотведения, теплоснабжения – аварийное.

Из представленных заключений, выполненных ... и 253 следует, что многоквартирные дома по адресам: <адрес>, пер<адрес>физический износ 65, 5%) и <адрес> (физический износ 70, 1%)находятся в ветхом техническом состоянии. Состояние несущих конструкция аварийное, а несущих - весьма ветхое. Дальнейшая их эксплуатация без риска для жизни и здоровья, проживающим в них людей невозможна.

Согласно заключениям по результатам обследования технического состояния многоквартирных домов, выполненных ...; 2125; 2128: 2137 многоквартирные дома по адресам <адрес>, 10, <адрес>; <адрес> - физический износ зданий составляет от 71 до 77%. Техническое состояние домов аварийное с технической точки зрения является небезопасным для проживания по причине возможности обрушения несущих конструкций, что представляет непосредственную опасность для жизни людей.

Согласно заключениям по результатам обследования технического состояния многоквартирных домов, выполненных ... многоквартирные дома по адресам <адрес> и 8 находятся в аварийном состоянии, степень износа 80%.

Угроза обрушения, опасность для жизни и здоровья людей установлена также заключениями специалистов ООО «СибПроекИзыскания» -ОР в отношении дома по адресу: <адрес>; ФГБОУВО «ТГАСУ» - <адрес>; ... в отношении дома по адресу: <адрес>.

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ данные многоквартирные дома признаны аварийными. Администрациям Советского, Октябрьского, Ленинского, <адрес>ов <адрес> постановлено принять меры к отселению физических лиц, проживающих на условиях социального найма в жилых помещениях, а также иных жилых помещениях в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Как установлено ч. 1 ст. 88 ЖК РФ, при проведении капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме. На время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма предоставляется жилое помещение маневренного фонда. В случае отказа нанимателя и членов его семьи от переселения в это жилое помещение наймодатель может потребовать переселения в судебном порядке. Переселение нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно осуществляется за счет наймодателя.

Основания и порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее - Положение).

Пункт 7 Положения предусматривает, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям (абз. 1).

Решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности) (абз. 7 п. 7).

Согласно п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Из приведенных положений указанных правовых норм следует, что определение срока реконструкции многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим реконструкции, а также срока отселения из него физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Несмотря на то, что действующее жилищное законодательство не устанавливает конкретные сроки, в течение которых осуществляется отселение жильцов дома, признанного аварийным и подлежащим реконструкции, такие сроки должны отвечать требованиям разумности.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2009, и Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014) определение срока отселения физических и юридических лиц из аварийного многоквартирного дома является компетенцией органа местного самоуправления.

Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Имеющиеся в материалах дела доказательства объективно подтверждают нахождение многоквартирного дома в техническом состоянии, создающем реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью проживающих в нем граждан, а также их имуществу.

Применительно к обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения настоящего административного дела, суд приходит к выводу о том, что определенный Администрацией срок для отселения жильцов многоквартирного дома (до 2030 года) является неразумным и нарушает права граждан, связанные с обеспечением безопасности и права на жилище.

Поскольку дальнейшее проживание граждан в многоквартирном доме представляет опасность для их жизни и здоровья, требование административного истца о возложении на административного ответчика обязанности установить разумный срок отселения физических лиц, проживающих в жилых помещениях указанного многоквартирного дома, не превышающий 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, является обоснованным.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Поскольку нарушение требований законодательства об обеспечении безопасности жизни и здоровья граждан продолжается до настоящего времени, оспариваемое нарушение является длящимся и срок обжалования в данном случае административным истцом не пропущен.

Учитывая изложенные обстоятельства и приведенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части установления срока отселения жильцов многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес> и <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права неопределенного круга лиц, в интересах которых подано рассматриваемое административное исковое заявление, связанные с обеспечением безопасности и права на жилище, в связи с чем имеются основания для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с частью 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает, в частности на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

При этом, учитывая положения Конституции Российской Федерации, закрепленные в статьях 10 и 118, и требования пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с которыми суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной власти или местного самоуправления и принимать конкретные решения по вопросу, не относящемуся к компетенции суда, полагает необходимым возложить на орган местного самоуправления обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос в указанной части и установить разумный срок для отселения жильцов многоквартирных домов по указным адресам, сообщив в указанный срок об исполнении решения суда суду и административному истцу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора г.Томска, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации г. Томска № 811 от 21.09.2021 «О признании решений межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда и внесении изменений в отдельные постановления администрации г. Томска» в части установления срока отселения до 31.12.2025 жильцов многоквартирных домов,

признанных аварийными и подлежащими сносу, расположенных по адресам: <адрес>, пер<адрес> и 8 <адрес>; № и 51 <адрес>; № и 10 <адрес>, <адрес>; № и 18 <адрес>; , 48а и 50 <адрес>;

признанных аварийными и подлежащими реконструкции, расположенных по адресам: <адрес>, пер. <адрес>; Б <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; пер. <адрес>

Обязать Администрацию <адрес> в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос об установлении срока отселения жителей многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: <адрес>, пер. Песочный; № и 8 <адрес>; № и 51 <адрес>; № и 10 <адрес>, <адрес>; № и 18 <адрес>; , 48а и 50 <адрес>; пер. Комсомольский; Б <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; пер. Плеханова; пер. Аптекарский, установив разумный срок отселения физических лиц, не превышающий одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд <адрес>.

Судья: (подпись)

Мотивированный текст решения изготовлен 07.04.2022.

Копия верна

Судья Л.А. Шукшина

Секретарь А.Д. Собакина

Оригинал решения находится в административном деле № 2а-977/2022 (70RS0004-01-2022-000406-22) в Советском районном суде г.Томска