ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-9785/20 от 23.11.2020 Прикубанского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу № 2а-9785/2020

Решение

Именем Российской Федерации

«23» ноября 2020 года г. Краснодар

Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Ермолова Г.Н.,

секретаря судебного заседания Щегольковой М.М.,

помощника судьи Авдеевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1, к Администрации муниципального образования город Краснодар о признании бездействия незаконным, понуждении к устранению допущенных нарушений,

Установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным бездействия административного ответчика в непринятии мер, понуждении в течение 12 месяцев подать исковое заявление о продаже с публичных торгов жилого помещения, по адресу: <адрес>, с выплатой собственнику ФИО5 вырученных от продажи денежных средств. В обосновании иска указано, что административный истец является собственником жилого помещения, по адресу: <адрес>. В цокольном этаже многоквартирного дома по вышеуказанному адресу в квартире проживают ФИО5 и ее сын, которые нигде не работают, носят в квартиру старые вещи, бытовые отходы из мусорных баков, жгут в квартире костры. Управляющей компанией регулярно производится дезинсекция помещений многоквартирного дома. Однако, санитарная ситуация не меняется, поскольку указанный собственник квартиры продолжает вести прежний образ жизни. В квартире ФИО5 грязь, тараканы, скопление бытовых и строительных отходов, затхлый запах. Из-за антисанитарии в указанной квартире в третьем подъезде указанного многоквартирного дома постоянно стоит невыносимая вонь, грязь, полчища тараканов, мух и блох. Собственники многоквартирного дома неоднократно обращались к административному ответчику с просьбами о принятии мер, однако, никаких действий Администрацией не произведено. Полагает, что администрация нарушает ее права и законные интересы, как собственника жилого помещения.

Административный истец ФИО1, ее представитель в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица ООО «УК «Домовладелец» в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования город Краснодар в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.

Заинтересованное лицо ФИО5 в судебном заседании отсутствовала, о дне, времени и месте слушания дела была уведомлена надлежащим образом.

В порядке п. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

Суд, изучив исковое заявление, выслушав доводы сторон, проверив письменные доказательства, приходит к выводу о том, что необходимо частично удовлетворить административные требования по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, ФИО1 является собственником жилого помещения, по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 является собственником квартиры , в цокольном этаже многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, третий подъезд, что также подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

ООО «УК «Домовладелец» на основании договора управления от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Управляющей компанией согласно представленного договора на проведение работ от ДД.ММ.ГГГГ, производилась дезинсекция, дератизация и дезинфекция помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, регулярно в период времени с 01.11.2018 года по 31.10.2019 года.

ДД.ММ.ГГГГ собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, обращались в Администрацию муниципального образования город Краснодар по вопросу нарушения жилищного законодательства в квартире многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> просьбой о принятии мер воздействия в отношении собственника квартиры . Также указали, что в цокольном этаже многоквартирного дома по вышеуказанному адресу в квартире проживают ФИО5 и ее сын, которые нигде не работают, носят в квартиру старые вещи, бытовые отходы из мусорных баков, жгут в квартире костры. Управляющей компанией регулярно производится дезинсекция помещений многоквартирного дома. Однако, санитарная ситуация не меняется, поскольку указанный собственник квартиры продолжает вести прежний образ жизни. В квартире ФИО5 грязь, тараканы, скопление бытовых и строительных отходов, затхлый запах. Из-за антисанитарии в указанной квартире в третьем подъезде указанного многоквартирного дома постоянно стоит невыносимая вонь, грязь, полчища тараканов, мух и блох.

Ответ на указанное обращение жильцами дома до настоящего времени не получен.

ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО «УК «Домовладелец» ФИО6 обращался в Управление Роспотребнадзора по <адрес> по вопросу нарушения жилищного законодательства в квартире многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> необходимости проведения обследования помещений указанной квартиры.

ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО «УК «Домовладелец» ФИО6 обращался в Администрацию муниципального образования <адрес> по вопросу нарушения жилищного законодательства в квартире многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

В ответ на указанное обращение ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «УК «Домовладелец» Администрацией было направлено письмо, согласно которого по фактам указанным в обращении в пределах компетенции Управления по жилищным вопросам будет инициирована внеплановая проверка собственника помещения ФИО5 на предмет соблюдения обязательных требований, установленных в отношении жилищного фонда федеральными законами, законами Краснодарского края в области жилищных отношений. Вместе с тем, срок рассмотрения указанного обращения продлен на 30 суток.

В ответ на указанное обращение ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «УК «Домовладелец» Администрацией было направлено письмо, согласно которого в ходе рассмотрения обращения Управлением по жилищным вопросам проведена внеплановая выездная проверка ФИО5, на основании распоряжения Администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ на предмет соблюдения обязательных требований, установленных в отношении жилищного фонда федеральными законами, законами Краснодарского края в области жилищных отношений. В ходе проведения проверки был произведен осмотр жилого помещения квартиры в многоквартирном доме. При осмотре данное помещение находилось в неудовлетворительном санитарном состоянии (захламлено мусором), что является нарушением норм ч.ч. 3 ст. 30 ст. 17 Жилищного кодекса РФ. По факту выявленных нарушений Управлением выдано предписание ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ о приведении жилого помещения (квартиры) многоквартирного дома в надлежащее санитарное состояние. Также материалы проверки направлены в государственную жилищную инспекцию Краснодарского края для привлечения ФИО5 к административной ответственности.

В силу п.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п.4 ст.30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно п. 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с п. п. 7 п. 2 ст. 235 ГК РФ право собственности на имущество может быть прекращено в случае, предусмотренном ст. 293 ГК РФ. Указанная статья содержит специальную норму, предусматривающую отдельное основание для прекращения права собственности на бесхозяйственно содержащееся жилое помещение. Ею установлено, что, если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей, либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения - также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения.

Если собственник после предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению, либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.

Прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение (ст. 293 ГК) возможно при наличии следующих условий: собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение; собственник был предупрежден органом местного самоуправления о необходимости устранения нарушений (в том числе, при необходимости, об осуществлении ремонта); после предупреждения нарушения не устранены.

Из разъяснений, содержащихся в абзаце втором пункта 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" при рассмотрении споров, возникающих в связи с реализацией собственником своих правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему жилым помещением, судам следует учитывать, что законом установлены пределы осуществления права собственности на жилое помещение, которые заключаются в том, что собственник обязан: использовать жилое помещение по назначению, то есть для проживания граждан (часть 1 статьи 17 ЖК РФ, пункт 2 статьи 288 ГК РФ), поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (часть 4 статьи 30 ЖК РФ). Использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности допускается с соблюдением положений, установленных частями 2 и 3 статьи 17 ЖК РФ, пунктом 3 статьи 288 ГК РФ.

Нарушение установленных законом пределов осуществления права собственности на жилое помещение влечет применение к собственнику различного рода мер ответственности, предусмотренных законодательством, например административной в виде предупреждения или штрафа (статьи 7.21, 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), гражданско-правовой в виде лишения права собственности на жилое помещение (статья 293 ГК РФ).

При этом как следует из абзаца 2 статьи 293 ГК РФ суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов жилого помещения указанного в абзаце 1 статьи 293 ГК РФ с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения, лишь в случае если собственник продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению либо без уважительных причин не производит необходимый ремонт лишь после предупреждения его.

Таким образом, применение к собственнику помещения вышеуказанной гражданско-правовой ответственности является исключительной мерой и применяется при доказанности факта нарушений и виновности действий собственника, и только в этом случае суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.

Часть 1 статьи 9 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусматривает, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Учитывая обстоятельства дела, суд находит, что обращение жильцов многоквартирного дома от 25.07.2017 года не было рассмотрено в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в пределах полномочий, установленных статьёй 293 ГК РФ, на него не дан письменный ответ по существу поставленных вопросов надлежащим лицом - Администрацией муниципального образования город Краснодар.

Бездействие административного ответчика по не рассмотрению обращения и не направлению ответа, явно свидетельствует о ненадлежащем отношении к своим должностным обязанностям, что влечет к существенному нарушению прав и законных интересов административного истца, которая не может пользоваться в полном объеме своим жильем, поскольку постоянно появляются тараканы, мухи, в подъезде постоянная антисанитария (вонь, грязь, насекомые и пр.). В результате чего нарушены одни из основополагающих принципов, закрепленных ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", гласящих, что орган местного самоуправления обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.

Права административного истца, как собственника помещений в многоквартирном доме, существенно нарушены, поскольку она лишена возможности дальнейшего обжалования актов, принимаемых органом местного самоуправления, и порождающих соответствующие права и обязанности. Право на получение ответа относится к категории безусловных прав. Его нарушение является грубым неисполнением должностным лицом своей обязанности.

Все равны перед законом и судом (ст. 19 Конституции Российской Федерации).

Доказательства рассмотрения обращения от ДД.ММ.ГГГГ и направлении на него ответа должны бесспорно подтверждать, что именно этот документ был послан в адрес получателя. Доказательством о направлении ответа в адрес получателя служит: почтовая квитанция или реестр заказных писем с отметкой органа почтовой связи о принятии документов к пересылке, с указанием идентификационного номера письма; опись вложения; уведомление о вручении письма, подпись получателя или его представителя, либо отметка в получении ответа, при сдаче его нарочно.

По сегодняшний день не имеется каких-либо сведений о надлежащем рассмотрении обращения от ДД.ММ.ГГГГ и направлении на него ответа в адрес заявителей органом местного самоуправления.

Как результат нарушение одного из основополагающих принципов, закрепленных ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", гласящих, что орган местного самоуправления обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.

Представитель административного ответчика не представил суду доказательств обоснованности своих возражений по поводу незаконности бездействия по не рассмотрению обращения от ДД.ММ.ГГГГ и не направлении на него ответа в адрес заявителей.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В силу ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Административное исковое заявление может содержать требования: о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия); об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца (ч. 1 ст. 124 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Согласно ч. 9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

В силу ст. 10 Конституции РФ, государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Понуждение административного ответчика к подаче искового заявления о продаже с публичных торгов жилого помещения, по адресу: <адрес> данном случае невозможно, поскольку подача искового заявления в суд является правом, а не обязанностью Администрации муниципального образования город Краснодар. Соответственно, у суда отсутствуют полномочия по понуждению административного ответчик к принятию конкретных мер реагирования, по мнению суда, в данном случае будет нарушаться вышеуказанный принцип, разделения властей, так как не позволит исполнительному органу самостоятельно решить по существу данный вопрос.

Анализ сложившейся ситуации и обстоятельства, исследованные в ходе судебного следствия, приводят суд к выводу о том, что административные требования подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 218-228 КАС РФ, суд

Решил:

Административный иск ФИО1, к Администрации муниципального образования город Краснодар о признании бездействия незаконным, понуждении к устранению допущенных нарушений, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования город Краснодар, выразившееся в не рассмотрении обращения жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, о принятии мер реагирования, полученного ДД.ММ.ГГГГ и направлении ответа на указанное обращение в установленный законом срок.

Обязать Администрацию муниципального образования города Краснодара устранить допущенное нарушение путем рассмотрения обращения жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, о принятии мер реагирования, полученного ДД.ММ.ГГГГ и направлении ответа на указанное обращение в установленный законом срок.

В удовлетворении остальной части исковых требований, отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий –