ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-978/19 от 12.07.2019 Томского районного суда (Томская область)

Дело № 2а-978/2019

УИД 70RS0005-01-2019-000773-81

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 июля 2019 года Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Айринг Е.Г.,

при секретаре Деренг К.А.,

помощник судьи Цынтина Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Томского района о признании отказа незаконным и обязании устранить нарушения прав путем принятия решения в предоставлении земельного участка,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Томского района о признании отказа администрации Томского района от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка с кадастровым номером ФИО1 незаконным; обязании администрацию Томского района принять решение в предоставлении земельного участка с кадастровым номером в аренду для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1.

В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указано, что 28.12.2018 административный истец обратился в администрацию Томского района с заявлением о намерении участвовать в аукционе по аренде земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 423 184 кв.м., с целью использования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид права: аренда. Ответом Администрации Томского района в лице Управления по экономической политике и муниципальным ресурсам в удовлетворении заявления было отказано. Причиной отказа послужило то, что в соответствии с информацией Департамента лесного хозяйства Томской области земельный участок частично входит в состав земель лесного фонда и имеет местоположение: Тимирязевское лесничество, Калтайское участковое лесничество, урочище «Кандинское» часть квартала 221. Административный истец полагает отказ незаконным, вывод о частичном вхождении в состав лесного фонда ошибочным. В объявлении о возможности принять участие в данном аукционе, размещенном в газете «Томское предместье» информация о нахождении в землях лесного фонда отсутствовала. Обжалуемым отказом нарушено право административного истца на обретение земельного участка в аренду. Полагает, что надлежащим способом восстановить нарушенные права административного истца можно обязав администрацию Томского района принять решение в предоставлении земельного участка с кадастровым номером в аренду для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент лесного хозяйства Томской области, Администрация Заречного сельского поселения.

Административный истец ФИО1, представитель административного ответчика ФИО2, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились.

Представителем административного ответчика ФИО2 представлен письменный отзыв, в котором, администрация Томского района возражает против удовлетворения заявленных требований, указав в обоснование, что 28.12.2018 в адрес Администрации поступило заявление ФИО1 о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка. В ответ на это заявление был дан ответ о том, что принято решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером для ведения КФХ по следующим основаниям: в соответствии с информацией департамента лесного хозяйства Томской области земельный участок частично входит в состав земель лесного фонда и имеет местоположение: Тимирязевское лесничество, Калтайское участковое лесничество, урочище «Кандинское» часть квартала 221. Согласно письму Департамента лесного хозяйства Томской области № 74-11-74414 от 18.12.2018 последним сообщается о том, что земельный участок с кадастровым номером в границах, учетных в государственном кадастре недвижимости, согласно лесоустроительной документации, частично расположен на землях лесного фонда, имеет местоположение: <адрес>. Согласно ст. 101 ЗК РФ, к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством. Земельные участки из состава земель лесного фонда находящиеся в государственной или муниципальной собственности ограничиваются в обороте (п. 2 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ). В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; 2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; 3) установление ставок платы за единицу объема древесины; 4) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; 5) осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; 6) организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах; 7) учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности; 8) представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (ст. 84 ЛK РФ). При этом полномочиями по предоставлению лесных участков в границах лесного фонда в собственность органы местного самоуправления не наделены. Как следует из представленной в материалы дела выписки из государственного лесного реестра, часть земельного участка с кадастровым номером покрыта лесными насаждениями и относится к землям лесного фонда. В ходе осуществления своих полномочий, Администрацией Томского района в целях проверки обоснованности представленного заявления в уполномоченный орган - Департамент лесного хозяйства Томской области был направлен соответствующий запрос. В соответствии с п.9 Положения о Департаменте лесного хозяйства Томской области, утвержденного Постановлением Губернатора Томской области от ДД.ММ.ГГГГ, данный департамент: разрабатывает лесные планы Томской области, лесохозяйственные регламенты, а также проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов; ведет государственный лесной реестр в отношении лесов, расположенных в границах территории Томской области; осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства (в установленных сферах); утверждает проектную документацию лесных участков в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда; осуществляет согласование документации по планировке территории, подготовленной применительно к землям лесного фонда и т.д. Из ответа Департамента лесного хозяйства Томской области от № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок частично расположен на землях лесного фонда, имеет местоположение: <адрес>. Учитывая изложенное, Администрацией Томского района сделан вывод о том, что сведения о том, что земельный участок частично входит в состав земель лесного фонда, предоставлены органу местного самоуправления компетентным органом, осуществляющим полномочия в указанной сфере. Согласно данным публичной кадастровой карте, данный земельный участок частично покрыт лесом. Как следует из Приказа Минэкономразвития России от 17.03.2016 № 145 «Об утверждении состава сведений, содержащихся в кадастровых картах» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.05.2016 № 42033) на публичных кадастровых картах воспроизводятся следующие общедоступные сведения Единого государственного реестра недвижимости: границы земельных участков, подлежащих образованию в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; границы лесничеств; границы лесопарков; кадастровые номера земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, единых недвижимых комплексов; категория земель, к которой отнесен земельный участок; площадь земельных участков и зданий, основные характеристики сооружений и их значения, основные характеристики объектов незавершенного строительства и их проектируемые значения; разрешенное использование земельных участков, зданий, сооружений и т.д. Следуя сложившейся судебной практике в Арбитражном суде Томской области, суды признают обоснованной ссылку на сведения публичной кадастровой карты в отношении рассматриваемых земельных участков, из которой следует, что на рассматриваемом земельном участке имеются лесные насаждения. Относительно обязания Администрации Томского района принять решение в предоставлении земельного участка, обращает внимание суда на следующее. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. Пунктом 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Согласно п.2 и 3 ч. 1 ст. 124 КАС РФ, административное исковое заявление может содержать требования о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия), об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца. Исходя из приведенных норм права следует, что требование об обязании Администрации Томского района рассмотреть заявление путем выполнения определенных действий могут рассматриваться в гражданском, а не административном порядке. В данном случае суд не может подменять собой орган местного самоуправления в решении данного вопроса. При рассмотрении административного искового заявления в порядке КАС РФ, суд связан исключительно теми доводами, которые указаны в оспариваемом отказе и за рамки данных доводов не может выйти. А орган местного самоуправления должен доказать, что указанные в отказе доводы законные не нарушают прав истца. При этом, в данном случае суд не может выйти за рамки административного судопроизводства и вынести решение, обязав Администрацию Томского района произвести конкретные действия, тем самым подменить орган местного самоуправления в решения вопросов, которые возложены на него в рамках Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Заинтересованные лица Департамент лесного хозяйства Томской области, Администрация Заречного сельского поселения о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили. Представлен письменный отзыв представителем Департамента лесного хозяйства Томской области ФИО3, действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому заинтересованное лицо считает, что требования не подлежат удовлетворению. Постановлением Губернатора Томской области от 18.10.2012 № 128 утверждено положение о Департаменте лесного хозяйства Томской области (далее - Департамент), в соответствии с которым Департамент является исполнительным органом государственной власти Томской области и осуществляет на территории Томской области отдельные полномочия Российской Федерации, переданные Томской области и осуществляемые за счет субвенций из федерального бюджета, в области лесных отношений, установленные ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, в частности, Департамент ведет государственный лесной реестр (ГЛР), который согласно ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в том числе о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, лесопарках, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах. Отказ Администрации Томского района мотивирован совпадением земельного участка с кадастровым номером с землями лесного фонда - <адрес>. Земли лесного фонда ст. 3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации находятся в собственности Российской Федерации и согласно ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «О приватизации государственного муниципального имущества».

При таких обстоятельствах, суд, руководствуясь ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Сроки обращения в суд истцом соблюдены, поскольку ФИО1 в пределах предусмотренного законом трехмесячного срока для оспаривания ответа администрации Томского района от 11.01.2019 обратился в Томский районный суд Томской области.

В соответствии с пунктами 9, 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, бремя доказывания распределяется следующим образом:

Административный истец должен доказать следующие обстоятельства:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

Административный ответчик должен доказать следующие обстоятельства:

1) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

2) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 28.12.2018 ФИО1 обратился в Администрацию Томского района с заявлением о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 623 184 кв.м., цель использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид права: аренда.

При подаче заявления ФИО1 был приложен паспорт.

Управлением по экономической политике и муниципальным ресурсам администрации Томского района был принят отказ, изложенный в ответе заместителя Главы Томского района -начальника Управления по экономической политике и муниципальным ресурсам ФИО4 исх. № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившимуся с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 70:14:0100041:553 для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства по следующим основаниям: в соответствии с информацией Депарамента лесного хозяйства Томской области земельный участок частично входит в состав земель лесного фонда и имеет местоположение: Тимирязевское лесничество, Калтайское участковое лесничество, урочище «Кандинское» часть квартала 221.

Проверяя законность ответа заместителя Главы Томского района-начальника Управления по экономической политике и муниципальным ресурсам ФИО4 исх. № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, суд руководствуется следующими нормами права.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентировано главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований возникновения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, является договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Пунктом 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

Порядок проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности регламентирован ст. 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктов 2, 3 ст. 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет: установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков, государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного надзора, землеустройства.

В соответствии с ч. 7 ст. 11.9 вышеуказанного кодекса не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Согласно ст.101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается настоящим Кодексом и лесным законодательством.

Статьей 7 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 ст. 8 вышеуказанного кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Пунктом 2 части 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:... 2) предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в том числе организация и проведение соответствующих торгов), безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих торгов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.

Из представленного в материалы дела ответа Департамента лесного хозяйства Томской области на № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с кадастровым номером , в границах, учтённых в государственном кадастре недвижимости, согласно лесоустроительной документации, частично расположен на землях лесного фонда, имеет местоположение: Тимирязевское лесничество, Калтайское участковое лесничество урочище «Кандинское», часть квартала 221.

Аналогичное указание о том, что земельный участок с кадастровым номером расположен на землях лесного фонда <адрес> следует из схемы заместителя начальника Департамента лесного хозяйства Томской области ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ, публичной кадастровой карты.

При таких обстоятельствах, учитывая, что испрашиваемый ФИО1 земельный участок с кадастровым номером расположен на землях лесного фонда, которые находятся в распоряжении РФ, что подтверждено совокупностью приведенных выше доказательств, и, как следует из пояснений представителей Администрации Томского района и Департамента лесного хозяйства Томской области, суд полагает, что Администрацией Томского района Томской области обоснованно, в соответствии с требованиями закона отказано в предоставлении земельного участка. В связи с чем требование истца в данной части удовлетворению не подлежит.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В силу ч. 2 ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и сроки исполнения решения.

Учитывая, что в удовлетворении требования истца о признании отказа № от ДД.ММ.ГГГГ в заключении соглашения о предоставлении земельного участка отказано, суд не усматривает оснований для удовлетворения требования обязать ответчика принять решение в предоставлении земельного участка с кадастровым номером в аренду для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации Томского района о признании отказа незаконным и обязании устранить нарушения прав путем принятия решения в предоставлении земельного участка – отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Томский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.Г. Айринг

Мотивированный текст решения изготовлен 17.07.2019.