ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-978/19 от 28.01.2019 Петровского районного суда (Ставропольский край)

Дело 2а-978/2019

26RS0028-01-2019-001728-07

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Петровский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Ромась О.В.

при секретаре Портянко А.С.,

с участием: представителя заявителя ФИО1 – ФИО2, действующего по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлениюФИО1 о признании незаконными действий должностного лица - начальника МРЭО ГИБДД г.Светлоград ГУ МВД России по СК ФИО3, выразившихся в аннулировании регистрации транспортного средства и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий должностного лица - начальника МРЭО ГИБДД г.Светлоград ГУ МВД России по СК ФИО3, выразившихся в аннулировании регистрации транспортного средства и возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем отмены решения об аннулировании регистрации транспортного средства. Свои требования заявитель обосновывает тем, что Постановлением ИДПС ОГИБДД ОМВД России по ... от 30.07.2019 года ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в вице штрафа в размере 500 рублей.

Из вышеназванного постановления следует, что 30.07.2019 года на автодороге Благодарный - Буденновск 71 км ФИО4 управлял т/с Камаз 355102 государственный регистрационный номер ---, на котором в конструкцию внесены изменения без разрешения госавтоинспекции, а именно установлен металлический ящик для инструментов кустарным способом.

Посчитав, что постановление вынесено в отношении ФИО4 не является законным и обоснованным, водитель ФИО4 обратился с жалобой в районный суд города Благодарный. Требования закона по порядку и срокам обжалования постановления соблюдены полностью, а именно 09.08.2019 года в указанный выше суд поступила жалоба на вынесенное 30.07.2019 постановление.

09.09.2019 года Решением Благодарненского районного суда оспариваемое постановление было отменено.

Фактически должностное лицо осуществило действия по аннулированию регистрации вышеназванного автомобиля по не вступившему в законную силу постановлению.

В судебное заседание заявитель ФИО1 не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ФИО1 – ФИО2, действующий по доверенности, в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении, и требования административного истца поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика – МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по СК просит дело рассмотреть в отсутствие представителя, в удовлетворении требований ФИО1, отказать, о чем имеется заявление от 15.11.2019 года. Также предоставил отзыв, из которого следует, что 09 августа 2019 года в МРЭО ГИБДД г.Светлоград ГУ МВД России по Ставропольскому краю из ОГИБДД Отдела МВД России по Благодарненскому городскому округу получена копия административного материала (вх.--- от 09.08.2019г.) в отношении ФИО4 который управлял автомобилем КАМАЗ-55102, регистрационный знак --- принадлежащий ФИО1 в конструкцию которого внесены изменения без разрешения ГИБДД МВД РФ, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения, п.2 раздела 6 технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ---) или сведениям, указанным в регистрационных документах для принятия решения об аннулировании (прекращении) регистрации транспортного средства.

На основании полученной копии административного материала (в том числе Постановление ---) и проведенной фотофиксации сотрудниками ОГИБДД, было установлено, что на автомобиле КАМАЗ-55102, государственный регистрационный знак --- на раме сзади с правой стороны кустарно установлен металлический ящик для инструментов не предусмотренный конструкцией завода изготовителя. Данным материалом установлены обстоятельства, указанные в п.3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных приказом МВД России от 26.06.2018г. №399 и п.24 Административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ от 07.08.2013 №605 (представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах). На основании изложенного, 10.08.2019г. было вынесено заключение о признании регистрации недействительной и направлено посредством Сервиса электронного документооборота (СЭД) МВД РФ в Управление ГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю для утверждения.

*** по СЭД (вх. --- от ***) получено утвержденное заключение заместителем начальника управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения подполковником полиции ФИО5.

*** регистрация автомобиля КАМАЗ-55102, регистрационный знак --- была аннулирована.

Собственнику ФИО1 направлено соответствующее уведомление по почте за исх.--- от ***.

Сведений о обжаловании Постановления --- в МРЭО ГИБДД г.Светлоград не поступало.

*** по СЭД МВД России за исх.--- от 25.10.2019г. из УГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю получены документы, касающиеся аннулирования регистрации автомобиля. Согласно которых установлено, что в связи с отменой Постановления --- Благодарненским районным судом и направлением на новое рассмотрение, *** в ОГИБДД ОМВД России по Благодарненскому городскому округу вынесено Постановление --- по делу об административном правонарушении в котором на основании имеющихся доказательств (Заключение испытательной лаборатории ООО «Трансленд» от 26.09.2019г. ---) установлено, что в соответствии с требованиями технического регламента, действия по установке на раму автомобиля КАМАЗ-55102, государственный регистрационный знак <***>, контейнера для инструментов, возможно отнести к внесению изменений в конструкцию транспортного средства, требующих проверки безопасности в соответствии с пунктом 3.6 приложения №4 к техническому регламенту Таможенного союза 018/2011 «Требования к травмобезопасности наружных выступов транспортных средств категории M1,N, L6, и L7».

В соответствии с пунктом 12 «Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» утвержденного Указом Президента РФ №711 от 15 июня 1998 года:

Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право: з) не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов следующие автомототранспортные средства и прицепы к ним: -изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав доводы представителя заявителя, исследовав материалы дела, установив фактические обстоятельства, характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Как установлено судом, подтверждено материалами дела, заявителю ФИО1 на праве собственности принадлежит грузовой автомобиль КАМАЗ 55102 р/з <***>, что сторонами не оспаривается.

09.08.2019в адрес МРЭО ГИБДД г.Светлоград ГУ МВД России по СКпоступили материалы административного правонарушения водителем ФИО4, управлявшим30.07.2019 транспортным средствомКАМАЗ 55102 р/з --- в конструкцию которого внесены изменения без согласования с ГИБДД, на раме с правой стороны кустарным способом установлен железный ящик для инструментов, административная ответственность за данное нарушение, предусмотрена ч.1 ст.12.5Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Установка кустарным способом железного ящика для инструментов на автомобиле КАМАЗ 55102 р/з --- также сторонами не оспаривается.

10.08.2019 сотрудниками МРЭО ГИБДД г.Светлоград ГУ МВД России по СК было вынесено заключение о признании регистрации недействительной и направлено посредством Сервиса электронного документооборота (СЭД) МВД РФ в Управление ГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю для утверждения.

14.08.2019 МРЭО ГИБДД г.Светлоград ГУ МВД России по СК по СЭД (вх. --- от ***) получено утвержденное заключение заместителя начальника управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

15.08.2019 регистрация автомобиля КАМАЗ-55102, регистрационный знак <***>, была аннулирована.

Из предоставленного в суд Заключения испытательной лаборатории ООО «Трансленд» от 26.09.2019 №39 следует, что в соответствии с требованиями технического регламента, действия по установке на раму автомобиля КАМАЗ-55102, государственный регистрационный знак <***>, контейнера для инструментов, возможно отнести к внесению изменений в конструкцию транспортного средства, требующих проверки безопасности в соответствии с пунктом 3.6 приложения --- к техническому регламенту Таможенного союза 018/2011 «Требования к травмобезопасности наружных выступов транспортных средств категории M1,N, L6, и L7».

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно статье 218 КАС РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (пункт 2 части 1 статьи 227 КАС РФ).

В соответствии с пунктом 3 Правил регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД РФ от 24.11.2008 № 1001 (далее - Правила), не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В силу пункта 51 Правил при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительными конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.

В силу пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", после внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.

Пунктом 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", органам ГИБДД предоставлено право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.

В силу пункта 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно приложению).

Пунктом 7.18 указанного Перечня к таким условиям отнесено внесение изменений в конструкцию транспортного средства без разрешения ГИБДД Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2015 года № 1108 уполномоченным органом Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента в отношении колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации, является МВД России. Реализация данных полномочий осуществляется в рамках федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения (пункты 1, 3).

Таким образом, в соответствии с Техническим регламентом единственным документом, подтверждающим соответствие транспортного средства, в конструкцию которого внесены изменения, требованиям безопасности дорожного движения является выдаваемое подразделением МВД Российской Федерации свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.

С 2011 года на территории РФ действует Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" № 877, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 года.

В указанном Техническом регламенте под "внесением изменений в конструкцию транспортного средства" понимается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения.

Исходя из содержания вышеприведенных норм, любое изменение конструкции транспортного средства предполагает влияние на безопасность дорожного движения, и исключает эксплуатацию транспортного средства без прохождения в установленном порядке процедуры проверки безопасности.

Процедура проверки безопасности конструкции транспортного средства после внесения изменений в его конструкцию определена пунктами 75 - 80 Технического регламента.

Согласно пункту 3.6 приложения № 4 к техническому регламенту Таможенного союза 018/2011 наружные выступы транспортных средств категории M1,N, L6, L7, относятся к основным параметрам их конструкций, определяющих отсутствие в зоне наружной поверхности кузова, расположенной между линией пола и высотой 2 м от дорожной поверхности, элементов конструкции, которые могли бы захватить (зацепить) или увеличивали бы риск или степень тяжести травмирования любого лица, которое может соприкоснуться с транспортным средством.

Соответственно установка дополнительных деталей кузова транспортного средства (установка железного ящика для инструментов) является изменением конструкции транспортного средства, поскольку в результате этого изменяются технические характеристики: наружные выступы транспортного средства, участвующего в дорожном движении, данные изменения влияют на безопасность дорожного движения.

Таким образом, с учетом приведенных положений Технического регламента установка дополнительных деталей кузова транспортного средства (установка железного ящика для инструментов) допускается только в пределах разрешенных заводом изготовителем и прошедших оценку соответствия в составе данного типа транспортного средства. Во всех остальных случаях необходимо проходить процедуру внесения изменений в конструкцию транспортного средства, предусмотренным указанным Техническим регламентом в ГИБДД.

Материалы дела не содержат сведения о том, что железный ящик для инструментов установлен заводом изготовителем или произведен кустарным способом с проведением процедуры проверки безопасности. Таким образом, ФИО4 эксплуатировал принадлежащий ФИО1 автомобиль с измененной конструкцией без проверки уполномоченным органом ее влияния на безопасность дорожного движения, следовательно, сотрудниками обосновано аннулирована регистрация данного автомобиля.

Сведения о том, что внесенные в конструкцию транспортного средства автомобиля марки КАМАЗ 55102 р/з ---, изменения были сделаны в установленном законом порядке материалы дела не содержат, каких-либо документов, подтверждающих, что данное транспортное средство после внесенных изменений в его конструкцию (установка железного ящика для инструментов), соответствует сертифицированном в установленном порядке транспортному средству той же марки и той же организации-изготовителя, суду не представлено.

Вопреки доводам автора жалобы, основанием для допуска к участию в дорожном движении автомобиля с измененной конструкцией является проверка его безопасности в соответствии с Техническим регламентом, сведения о принятом решении сотрудниками ГИБДД г.Благодарный Ставропольского края о привлечении ФИО4 к административной ответственности по ч.1 ст.12.5 КоАП РФ не могут расцениваться как основополагающие при вынесении решения должностным лицом МРЭО ГИБДД г.Светлоград ГУ МВД России по СК об аннулировании регистрации транспортного средства.

С учетом изложенных обстоятельств, отсутствием в ПТС ... сведенийо соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности при наличии установленного кустарным способом железного ящика для инструментов, суд признает действия начальника МРЭО ГИБДД г.Светлоград ГУ МВД России по СК ФИО3, выразившиеся в аннулировании государственной регистрации транспортного средства, принадлежащего заявителю, соответствующими закону.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требованияФИО1 о признании незаконными действий должностного лица - начальника МРЭО ГИБДД г.Светлоград ГУ МВД России по СК ФИО3, выразившихся в аннулировании регистрации транспортного средства - автомобиля Камаз 355102 государственный регистрационный номер <***>, и возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем отмены решения об аннулировании регистрации транспортного средства – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья О.В.Ромась

Мотивированное решение суда изготовлено19.11.2019.