Дело № 2а-978/2019
31 октября 2019 года город Вельск
29RS0001-01-2019-001383-70
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИО3 районный суд Архангельской области в составе
председательствующего Пестерева С.А.,
при секретаре Хомовой Т.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Вельского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Вельское» о признании незаконным бездействия, связанного с непроведением конкурса на право заключения концессионного соглашения с целью передачи по концессионному соглашению объектов теплоснабжения, находящихся с муниципальной собственности,
установил:
прокурор Вельского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Вельское» о признании незаконным бездействия, связанного с непроведением конкурса на право заключения концессионного соглашения с целью передачи по концессионному соглашению объектов теплоснабжения, находящихся с муниципальной собственности.
Обосновывает требования тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства РФ в сфере теплоснабжения по обращению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. Установлено, что по договору аренды имущества от ДД.ММ.ГГГГ№, дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, объекты теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности МО «Вельское», переданы в аренду АО «АрхоблЭнерго». Ранее указанные объекты передавались АО «АрхоблЭнерго» по аналогичному договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ№, а также ООО «Энерго-М» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ№. Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению. Срок ввода в эксплуатацию объектов теплоснабжения, переданных ООО «АрхоблЭнерго» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ№ (за исключением двух объектов), превышает 5 лет. Проверкой установлено, что конкурсные процедуры для заключения концессионного соглашения администрацией МО «Вельское» не проводятся, концессионное соглашение не заключено. Администрацией МО «Вельское» допускается использование объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, с нарушением антимонопольного законодательства, без проведения соответствующих конкурентных процедур. А поэтому просит признать незаконным бездействие администрации МО «Вельское», связанное с не проведением конкурса на право заключения концессионного соглашения с целью передачи по концессионному соглашению объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности. Обязать администрацию МО «Вельское» провести конкурсные процедуры на право заключения концессионного соглашения и заключить концессионное соглашение по итогам конкурса либо заключить концессионное соглашение с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения на объекты теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности. Перечень данных объектов указан в административном исковом заявлении.
В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Ржавитина Н.В. настояла на удовлетворении административного иска по тем же основаниям, пояснив, что административным ответчиком до настоящего времени не устранены нарушения действующего законодательства и в случае удовлетворения иска нет необходимости устанавливать срок, на который ссылается ответчик, для заключения концессионного соглашения, поскольку это нарушение продолжается длительное время.
Представитель администрации МО «Вельское» на судебное заседание не явился, просят рассмотреть дело без их участия и установить срок для заключения концессионного соглашения по итогам конкурса не ранее ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, доводы административного искового заявления, суд пришел к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 2, ч.ч. 1, 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» общим принципом организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно ч. 1 ст. 17.1 Закона Российской Федерации от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Правительством Архангельской области постановлением от 20 июня 2017 года № 244-пп утвержден Порядок согласования (далее - Порядок) органами местного самоуправления проекта решения о заключении концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Вельского района Архангельской области проведена проверка исполнения требований законодательства РФ в сфере теплоснабжения.
По результатам проверки установлено, что по договору аренды имущества от ДД.ММ.ГГГГ№, дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, объекты теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности МО «Вельское», переданы в аренду АО «АрхоблЭнерго».
Ранее указанные объекты передавались АО «АрхоблЭнерго» по аналогичному договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ№, а так же ООО «Энерго-М» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ№.
Срок ввода в эксплуатацию объектов теплоснабжения, переданных ООО «АрхоблЭнерго» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ№ (за исключением двух объектов), превышает 5 лет, конкурсные процедуры для заключения концессионного соглашения не проводились.
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы МО «Вельское» внесено представление об устранении нарушений закона.
Во исполнение представления администрацией МО «Вельское» в соответствии с п. 8 Порядка ДД.ММ.ГГГГ в адрес Губернатора Архангельской области направлен на согласование проект постановления главы МО «Вельское» «О заключении концессионного соглашения» с перечнем необходимых документов. ДД.ММ.ГГГГ данный проект направлялся повторно.
Согласно ответу ТЭК и ЖКХ Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ предлагается перенести срок действия концессионного соглашения на 2020 год, и указывается на недостатки предоставленной документации в части задания концессионеру, перечня и плана-графика реализации основных мероприятий, а так же в части включения основного оборудования котельных в состав объекта концессионного соглашения. При этом окончательного решения не принято.
Из объяснений, полученных прокурором в ходе проведения проверки от главы МО «Вельское» следует, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации МО «Вельское» был введен режим повышенной готовности с целью подготовки объектов теплоснабжения к отопительному сезону 2019-2020 г.г., основанием для этого послужило наличие угрозы срыва отопительного сезона и как следствие угроза жизни и здоровью граждан. Для начала отопительного сезона было необходимо проведение обслуживания и ремонта объектов теплоснабжения и создание запаса топлива. В связи с тем, что от ОАО «АрхоблЭнерго» поступило более выгодное предложение (чем от ООО «ВТС»), и с учетом наличия подготовленного персонала, объекты теплоснабжения для проведения подготовки к отопительному сезону 2019-2020 годов переданы ОАО «АрхоблЭнерго», которое обслуживало их ранее по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ№, путем заключения дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.
Аналогичные объяснения были получены от помощника главы администрации МО «Вельское» по городскому хозяйству.
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению.
К данному выводу суд пришел на основании следующего.
Так частями 1 и 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Таким образом, если все объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в отношении которых планируется передача прав владения и (или) пользования, были введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае - только концессионное соглашение.
При этом, согласно части 33 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении договор аренды объекта теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 23 данной статьи, является ничтожным.
Пункт 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции допускает возможность заключения договоров без проведения торгов с лицом, обладающим правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.
В силу пункта 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года № 83, технологически связанные сети - это принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
Действия по неоднократной последовательной передаче прав на участки сетей одному хозяйствующему субъекту без проведения торгов содержат признаки нарушения статьей 17.1 и 20 Закона о защите конкуренции, что согласно статье 21 Закона о защите конкуренции является основанием для возврата такого имущества.
Такие действия рассматриваются антимонопольным органом как взаимосвязанные сделки, имеющие своей целью передачу без торгов прав не на отдельные участки, а на всю сеть инженерно-технического обеспечения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон) к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, а затем повторно ДД.ММ.ГГГГ в адрес Губернатора Архангельской области на согласование направлен проект постановления главы МО «Вельское» «О заключении концессионного соглашения» с перечнем необходимых документов. Министерством ТЭК и ЖКХ администрации МО «Вельское» предложено перенести срок действия концессионного соглашения на 2020 год, указано на недостатки в представленной документации, окончательного решения до настоящего времени не принято.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Суд не лишал административного ответчика, предусмотренного законом права по предоставлению доказательств в подтверждение своих возражений. Однако никаких бесспорных доказательств в подтверждение возражений, суду не представлено.
Обеспечение надлежащего содержания муниципального жилищного фонда вытекает из установленной законом обязанности администрации, закрепленной в п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, то в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ данное заявление подлежит рассмотрению именно в порядке, определенном указанным кодексом.
Данное бездействие нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, может повлечь необратимые последствия, нарушить права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания и получения коммунальных услуг надлежащего качества, повлечь причинения вреда их жизни и здоровью, их имуществу.
Действенные и эффективные меры по разрешению сложившейся ситуации администрацией МО «Вельское» не приняты, что свидетельствует о бездействии по решению этого вопроса.
Доказательств, об имеющихся законных основаниях к неисполнению обязанности по решению указанного вопроса у администрации МО «Вельское», а также обстоятельств, подтверждающих наличие уважительных причин неисполнения названной обязанности, в соответствии с требованиями КАС РФ, в судебное заседание не представлено.
При таких обстоятельствах, административный иск прокурора Вельского района подлежит удовлетворению, что соответствует требованиям административного судопроизводства Российской Федерации и направлено на исполнение защиты прав и интересов неопределенного круга лиц, то соответственно возложенная на администрацию МО «Вельское» обязанность подлежит исполнению со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Администрация МО «Вельское» является органом местного самоуправления, то в силу закона она освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск прокурора Вельского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Вельское», связанное с непроведением конкурса на право заключения концессионного соглашения с целью передачи по концессионному соглашению объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности.
Обязать администрацию муниципального образования «Вельское» провести конкурсные процедуры на право заключения концессионного соглашения и заключить концессионное соглашение по итогам конкурса либо заключить концессионное соглашение с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения на объекты теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «Вельское», а именно:
Здание котельной (с оборудованием), расположенное по адресу: <адрес>;
Здание котельной (с оборудованием), расположенное по адресу: <адрес>-Б;
Здание котельной (с оборудованием), расположенное по адресу: <адрес>
Здание котельной (с оборудованием), расположенное по адресу: <адрес>
Здание котельной (с оборудованием), расположенное по адресу: <адрес>
Здание котельной (с оборудованием), расположенное по адресу: <адрес>
Здание котельной (с оборудованием), расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>
Здание котельной (с оборудованием), расположенное по адресу: <адрес>
Здание котельной (с оборудованием), расположенное по адресу: <адрес>
Здание котельной (с оборудованием), расположенное по адресу: <адрес>
Часть здания котельной (с оборудованием), расположенное по адресу: <адрес>;
Здание котельной (с оборудованием), расположенное по адресу: <адрес>
Здание котельной (с оборудованием), расположенное по адресу: <адрес>;
Помещение котельной (с оборудованием), расположенное по адресу: <адрес>
Здание блочной автоматизированной газовой котельной (с оборудованием), расположенное по адресу: <адрес>
Здание котельной (с оборудованием), расположенное по адресу: <адрес>
Здание котельной (с оборудованием), расположенное по адресу: <адрес>
Здание котельной (с оборудованием), расположенное по адресу: <адрес>;
Здание котельной (с оборудованием), расположенное по адресу: <адрес>-А;
Наружная сеть теплоснабжения (23 квартал, протяженность – 394,2 м) расположенная по адресу: <адрес>
Наружная сеть теплоснабжения (<адрес>, протяженность – 348,4 м) расположенная по адресу: <адрес>
Наружная сеть теплоснабжения (ЦТП-2, протяженность – 591,5 м) расположенная по адресу: <адрес>;
Наружная сеть теплоснабжения (ЦТП-1, протяженность – 1163,4 м) расположенная по адресу: <адрес>;
Наружная сеть теплоснабжения (ЦТП-41, протяженность – 568,4 м) расположенная по адресу: <адрес>;
Наружная сеть теплоснабжения (64 квартал, протяженность – 1572,3 м) расположенная по адресу: <адрес>
Наружная сеть теплоснабжения (ЦТП-3, протяженность – 4463,2 м) расположенная по адресу: <адрес>
Наружная сеть теплоснабжения (ЦТП-9, протяженность – 655,2 м) расположенная по адресу: <адрес>
Наружная сеть теплоснабжения (Спецстрой, протяженность – 267,5 м) расположенная по адресу: <адрес>
Наружная сеть теплоснабжения (Вспомогательная школа, протяженность – 1140,7 м) расположенная по адресу: <адрес>
Наружная сеть теплоснабжения (Детский сад №, протяженность – 943,4 м) расположенная по адресу: <адрес>;
Наружная сеть теплоснабжения (протяженность – 533,3 м) расположенная по адресу: <адрес>;
Наружная сеть теплоснабжения (Терапия, протяженность – 712,3 м) расположенная по адресу: <адрес>
Наружная сеть теплоснабжения (ПНИ, протяженность – 888,2 м) расположенная по адресу: <адрес>;
Наружная сеть теплоснабжения (ФИО2, протяженность – 2029 м) расположенная по адресу: <адрес>;
Наружная сеть теплоснабжения (ЦТП ЦРБ, протяженность – 2441,3 м) расположенная по адресу: <адрес>;
Наружная сеть теплоснабжения (Школа №, протяженность – 1170,2 м) расположенная по адресу: <адрес>;
Наружная сеть теплоснабжения (ЦТП РНК, протяженность – 334,1 м) расположенная по адресу: <адрес>;
Наружная сеть теплоснабжения (65 квартал, протяженность – 683,7 м) расположенная по адресу: <адрес>;
Наружная сеть теплоснабжения (протяженность – 2384,75 м) расположенная по адресу: <адрес>;
Наружная сеть теплоснабжения (67 квартал, протяженность – 2029 м) расположенная по адресу: <адрес>
Наружная сеть теплоснабжения (ФИО3 лесхоз, протяженность – 610 м) расположенная по адресу: <адрес>;
Наружная сеть теплоснабжения (протяженность – 997 м) расположенная по адресу: <адрес>;
Наружная сеть теплоснабжения (ГУП, Агрофирма «ФИО3», протяженность – 2062,6 м) расположенная по адресу: <адрес>
Наружная сеть теплоснабжения (протяженность – 664,18 м) расположенная по адресу: <адрес>;
Наружная сеть теплоснабжения (<адрес>, протяженность – 938 м) расположенная по адресу: <адрес>;
Наружная сеть теплоснабжения (Ветстанция, протяженность – 337,4 м) расположенная по адресу: <адрес>
Наружная сеть теплоснабжения (ФИО3 сельхозтехника, протяженность – 1862,6 м) расположенная по адресу: <адрес>;
Тепловые сети (протяженность – 156,3 м) к жилым домам по адресу: <адрес>, <адрес>;
Наружная сеть теплоснабжения (<адрес>, протяженность – 1125 м) расположенная по адресу: <адрес>;
Наружная сеть теплоснабжения (Вельти, протяженность – 637,2 м) расположенная по адресу: <адрес>
Наружная сеть теплоснабжения (ЧП ФИО4, протяженность – 449 м) расположенная по адресу: <адрес>;
Сооружение (10) сооружения коммунального хозяйства, сети теплоснабжения (протяженность – 157 м) расположенные относительно ориентира – санаторий-профилакторий по адресу: <адрес>;
Наружная сеть теплоснабжения и горячего водоснабжения (протяженность – 3477 м) расположенная по адресу: <адрес>
Теплотрасса (протяженность – 398 м) расположенная по адресу: <адрес>;
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Архангельском областном суде через ФИО3 районный суд Архангельской области.
Председательствующий С.А. Пестерев