<данные изъяты>
Дело № 2а-979/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 августа 2019 года г. Смоленск
Смоленский районный суд Смоленской области
в составе:
председательствующего судьи Гавриловой О.Н.,
при секретаре Сухановой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области об оспаривании решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении жилого дома и возложении обязанности по восстановлению нарушенных прав,
установил:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (далее - Управление Росреестра по Смоленской области) об оспаривании решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении жилого дома и возложении обязанности по восстановлению нарушенных прав. В обоснование требований указали, что на основании договора купли-продажи от 02.02.2018 являются собственниками земельного участка с кадастровым номером № <номер>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального садоводства и огородничества, площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, на котором расположен объект недвижимости общей площадью 52,6 кв.м. 11.12.2018 ФИО1 обратился к административному ответчику с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на указанный объект недвижимости. Уведомлением Управления Росреестра по Смоленской области от 26.12.2018 до 26.03.2019 были приостановлены постановка на государственный кадастровый учет и регистрация права собственности на жилой дом, ввиду того, что объект учета является жилым домом, пригодным для постоянного проживания на земельном участке, с установленным разрешенным использованием: для индивидуального садоводства и огородничества, что противоречит действующему законодательству, ст.1 Федерального закона РФ от 15 апреля 1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». 16.01.2019 ФИО1 обратился в Управление Росреестра по Смоленской области с заявлением о предоставлении дополнительных документов. Уведомлением административного ответчика от 21 января 2019 до 26 марта 2019 приостановлена постановка на государственный кадастровый учет и регистрация права собственности на жилой дом, ввиду того, что объект учета индивидуальный жилой дом находится на земельном участке, расположенном в зоне <данные изъяты>, согласно правил землепользования и застройки Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, зона размещения садоводств и иных дачных, садоводческих и огороднических некоммерческих объединений. Индивидуальный жилой дом на землях сельскохозяйственного назначения, в соответствии с п.10 ст.70 Федерального закона №218-ФЗ невозможно поставить на государственный кадастровый учет и провести государственную регистрацию права собственности на данный объект. Решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 20.02.2019 №3 заявление об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 21.01.2019 удовлетворено. Уведомлением Управления Росреестра по Смоленской области от 6 марта 2019 административному истцу ФИО1 было рекомендовано в целях устранения причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, до 26 марта 2019 разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером № <номер> привести в соответствие с функциональным назначением объекта недвижимости на нем расположенном, либо представить технический план в соответствие с требованиями законодательства на садовый дом и соответственно копию уведомления об окончании строительства садового дома. Уведомлением административного ответчика от 26.03.2019 административному истцу ФИО1 отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на здание, ввиду не устранения причин, препятствующих государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав. Административные истцы считают, что причины приостановления, указанные в уведомлении от 21.01.2019 необоснованные и противоречат нормам действующего законодательства. Члены апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении государственного кадастрового учета пришли к такому же заключению. Также полагают, что причины отказа, указанные в уведомлении от 26.03.2019 необоснованные и противоречат нормам действующего законодательства.
Просят суд признать незаконным решение в форме уведомления, принятое Управлением Росреестра по Смоленской области от 26.03.2019 № <номер>, об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости незаконным и обязать Управление Росреестра по Смоленской области поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на объект недвижимости (индивидуальный жилой дом), общей площадью 52,6 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>
Определением Смоленского районного суда Смоленской области от 18 июля 2019 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области (л.д.144).
Административные истцы ФИО1, ФИО2 требования поддержали по основаниям указанным в административном иске.
Представитель административных истцов ФИО3 в судебном заседании административный иск поддержала, обосновав его вышеизложенными обстоятельствами, дополнительно пояснив, что ГрК РФ уровнял такие понятия как «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом», «индивидуальный жилой дом» (п.39 ст.1 ГрК РФ). С вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», зарегистрированные в ЕГРН, как «жилое строение», «жилое», признаются жилыми домами, и собственники имеют право зарегистрироваться в них по месту жительства. При этом документы на жилые строения переоформлять не нужно (п.9 ст.54 Закона №217-ФЗ). В соответствии с п.11 ст.54 Закона №217-ФЗ садовый дом является нежилым, также ст.16 ЖК РФ, содержащая перечень видов жилых помещений, не относит садовый дом к жилым. Садовый дом является лишь зданием сезонного использования, предназначенного для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании (п.2 ст.2 Закона №217-ФЗ). Следовательно, указание в правилах землепользования и застройки Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 22.03.2013 №17 «Об утверждении Генерального плана и правил землепользования и застройки Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области» на разрешение размещения в зоне <данные изъяты> жилого дачного дома (не предназначенного для раздела на квартиры, пригодного для отдыха и проживания, высотой не выше трех надземных этажей), в виду новых изменений в законодательстве следует трактовать как размещение жилого дома, индивидуального жилого дома и объекта индивидуального жилищного строительства. Согласно ч.7 ст.16 Федерального закона от 03.08.2018 №340-ФЗ до 1 марта 2019 допускается осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на жилые строения, жилые дома, созданные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, без направления уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции указанных объектов и уведомлений об окончании строительства или реконструкции указанных объектов. В данном случае для подготовки технического плана жилого дома или жилого строения, расположенных на соответствующих земельных участках, и их государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав наличие уведомлений не требуется, заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав подается застройщиком (правообладателем садового или дачного земельного участка) либо его представителем. Таким образом, правообладатели земельных участков, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, вправе по своему усмотрению в отношении возведенных ими (законченных строительством) жилых домов, жилых строений, расположенных на таких земельных участках, в целях государственного кадастрового учета и государственной регистрации права применить либо уведомительный порядок, введенный Федеральным законом №340-ФЗ, либо ранее действовавший порядок, согласно которому указанные объекты относились к объектам, для строительства, реконструкции которых не требовалось получение разрешения на строительство и, соответственно, на ввод в эксплуатацию (п.1 ч.17 ст.51 ГрК РФ в редакции, действующей до 04.08.2018), административные истцы сделали все от них зависящее, для осуществления кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество (жилой дом), в связи с чем просят их требования удовлетворить (л.д.162-164).
Представитель административного ответчика ФИО4 административный иск не признала, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление, в которых указано о вынесении Управлением решения о приостановлении от 06.03.2019, в связи с не представлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, ссылаясь на то, что правоотношения, связанные с недвижимостью обладают определенной спецификой, помимо специального Закона о недвижимости, положения о них содержаться в иных нормативно-правовых актах, в связи с чем, при вынесении Уведомления орган регистрации руководствовался, в том числе Правилами землепользования и застройки Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области. Далее было вынесено Уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 26.03.2019, в связи с истечением срока приостановления, указанного в уведомлениях от 06.03.2019, 26.12.2018 и 21.01.2019. Кроме того, возражения на административное исковое заявление ФИО1 и ФИО2 содержат обоснования причин приостановления и отказа не имеющих отношение к данному административному иску (л.д.124-128). Дополнительно в судебном заседании пояснила, что сама входит в состав апелляционной комиссии, принимая 20.02.2019 решение об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 21.01.2019, комиссия не располагала информацией поступившей 06.03.2019 от Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, согласно которой, в соответствии со ст.38.3 правил землепользования и застройки Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, утвержденным решением Совета депутатов Козинского сельского поселения Смоленского района от 22.03.2013 №17 «Об утверждении Генерального плана землепользования и застройки Козинского сельского поселения» (с изменениями утвержденными решением Смоленской районной Думы от 25.04.2018): «Территориальная зона <данные изъяты> – зона размещения садоводства и иных садоводческих и огороднических некоммерческих объединений». Ведение садоводства в данной территориальной зоне – осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также размещение садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры, размещение хозяйственных строений и сооружений, в связи с чем, на данном садовом земельном участке возможно размещение объекта недвижимости – садовый дом, назначение - нежилое, а также хозяйственных строений и сооружений, размещение индивидуального жилого дома в данной зоне не допускается.
Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, поясняя, что земельный участок с кадастровым номером № <номер> находится в территориальной зоне <данные изъяты>, согласно правилам землепользования и застройки Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области. Градостроительные регламенты данной территориальной зоны не допускают размещение индивидуального жилого дома в этой зоне и соответственно в садоводческом товариществе.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
По делу установлено, что на основании договора купли-продажи от 02.02.2018 ФИО1 и ФИО2 являются собственниками земельного участка с кадастровым номером № <номер>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального садоводства и огородничества, площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: <адрес><адрес> (л.д.18).
11.12.2018 ФИО1 обратился в Управление Росреестра по Смоленской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимого имущества - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.39-41), представив технический план здания, сооружения, помещения от 10.12.2018 (л.д.55-62), в составе технического плана приложена декларация в отношении здания, назначение – жилое, наименование – жилое строение (л.д.43).
12.12.2018 ФИО1 в Управление Росреестра по Смоленской области предоставил дополнительные документы (л.д.63-67).
Уведомлением от 26.12.2018 до 26.03.2019 Управлением Росреестра по Смоленской области приостановлена государственная регистрация права собственности на жилой дом, ввиду того, что согласно заключению кадастрового инженера объект учета является жилым домом, пригодным для постоянного проживания на земельном участке, с установленным разрешенным использованием: для индивидуального садоводства и огородничества, что противоречит действующему законодательству, ст.1 Федерального закона РФ от 15 апреля 1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (л.д.68).
16.01.2019 ФИО1 обратился в Управление Росреестра по Смоленской области с заявлением о предоставлении дополнительных документов (л.д.70-71), а именно технического плана от 16.01.2019, подготовленного кадастровым инженером 8 (л.д.84-90), где в качестве наименования объекта недвижимости указан: индивидуальный жилой дом (л.д.72).
Уведомлением от 21 января 2019 до 26 марта 2019 Управлением Росреестра по Смоленской области приостановлена государственная регистрация права собственности на объект недвижимости, ввиду того, что объект учета индивидуальный жилой дом находится на земельном участке, расположенном в зоне <данные изъяты> согласно правил землепользования и застройки Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, зона размещения садоводств и иных дачных, садоводческих и огороднических некоммерческих объединений. Индивидуальный жилой дом на землях сельскохозяйственного назначения, в соответствии с п.10 ст.70 Федерального закона №218-ФЗ невозможно поставить на государственный кадастровый учет и провести государственную регистрацию права собственности на данный объект (л.д.91-92).
Решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета Управления Росреестра по Смоленской области от 20.02.2019 №3 заявление кадастрового инженера 8 об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 21.01.2019 удовлетворено (л.д.99-103).
Уведомлением от 6 марта 2019 Управлением Росреестра по Смоленской области административному истцу ФИО1 было рекомендовано в целях устранения причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, до 26 марта 2019 разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером № <номер> привести в соответствие с функциональным назначением объекта недвижимости на нем расположенном, либо представить технический план в соответствие с требованиями законодательства на садовый дом и соответственно копию уведомления об окончании строительства садового дома (л.д.95-96).
26.03.2018 Управлением Росреестра по Смоленской области принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в связи с неустранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении (л.д.106-107).
Как следует из материалов дела земельный участок с кадастровым номером № <номер> расположен в садоводческом товариществе <данные изъяты>».
Федеральный закон РФ от 15 апреля 1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» действовал до 31.12.2018, согласно ст.1 которого, дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
С 01.01.2019 вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – Закон №217-ФЗ).
Согласно п.1 ст.3 Закона №217-ФЗ садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
В соответствии с ч.1 ст.23 Закона №217-ФЗ предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, строительство которых осуществляется на садовых земельных участках, определяются градостроительными регламентами. При этом параметры жилого дома, садового дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно п.39 ст.1 ГрК РФ объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства (ч.2 ст.23 Закона №217-ФЗ).
Согласно п.9 ст1 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Согласно правилам землепользования и застройки Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, утвержденным решением Совета депутатов Козинского сельского поселения Смоленского района от 22.03.2013 №17 «Об утверждении Генерального плана землепользования и застройки Козинского сельского поселения» (с изменениями утвержденными решением Смоленской районной Думы от 25.04.2018 №38) земельный участок с кадастровым номером № <номер> расположен в территориальной зоне <данные изъяты>. Территориальная зона <данные изъяты> – зона размещения садоводства и иных садоводческих и огороднических некоммерческих объединений. Перечень видов разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков территориальной зоны <данные изъяты> ведение садоводства – осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также размещение садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры, размещение хозяйственных строений и сооружений; ведение дачного хозяйства – размещение жилого дачного дома ( не предназначенного для раздела на квартиры, пригодного для отдыха и проживания, высотой не выше трех надземных этажей) (л.д.154-158).
В силу ч.7 ст.54 Закона №217-ФЗ для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками. Положения настоящей части не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования "садоводство", предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.
Кроме того в силу ч.7 ст.16 Федерального закона от 03.08.2018 №340 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», признанная утратившей силу Федеральным законом от 2 августа 2019 №267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», до 1 марта 2019 года допускалось осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилые строения, жилые дома, созданные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, без направления уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции указанных объектов и уведомлений об окончании строительства или реконструкции указанных объектов.
Федеральным законом от 2 августа 2019 №267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 02.08.2019, ст.70 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» дополнена ч.12 согласно которой, до 1 марта 2021 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном настоящей частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Следовательно, утверждение Управления Росреестра по Смоленской области о невозможности размещения жилого дома на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования «для садоводства», является необоснованным, а отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на индивидуальный жилой дом, общей площадью 52,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, незаконным.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.3 ст.227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
По смыслу приведенных нормативных положений при выборе способа устранения нарушенного права суд самостоятельно определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Суд исполняет соответствующую процессуальную обязанность лишь при наличии к тому определенных процессуальных предпосылок. Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений и совокупности установленных обстоятельств по делу. При этом суд в выборе способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой.
Такой способ должен быть определен исходя из критериев необходимости, достаточности и соразмерности средств, направленных на устранение нарушений, допущенных изданием спорного ненормативного правового акта (совершения неправомерных действия либо бездействия).
В данном случае на момент рассмотрения дела внесены изменения в Закон №218-ФЗ, согласно которым допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, на момент обращения административного истца ФИО1 в Управление Росреестра по Смоленской области с заявлением от 11.12.2018 об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимого имущества, в силу ч.7 ст.16 Федерального закона от 03.08.2018 №340 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», признанная утратившей силу Федеральным законом от 2 августа 2019 №267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», до 1 марта 2019 года допускалось осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилые строения, жилые дома, созданные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, без направления уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции указанных объектов и уведомлений об окончании строительства или реконструкции указанных объектов.
Учитывая данные обстоятельства, суд полагает возможным ограничиться признанием незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на индивидуальный жилой дом, общей площадью 52,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> и возложением на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области в установленные законом порядке и сроки повторно рассмотреть заявление ФИО1, ФИО2 о государственной регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом, общей площадью 52,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1, ФИО2 удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области от 26 марта 2019 года № <номер> об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на индивидуальный жилой дом, общей площадью 52,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области в установленные законом порядке и сроки повторно рассмотреть заявление ФИО1, ФИО2 о государственной регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом, общей площадью 52,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
В удовлетворении остальных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд, через Смоленский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий <данные изъяты> О.Н.Гаврилова
Мотивированное решение составлено <дата>