Дело ***а-979/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
*** 17 апреля 2019г.
Ленинский районный суд *** в составе:
председательствующего судьи Кострюкова П.А.,
при секретаре Бабкиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2 к Управлению государственного строительного надзора *** о признании незаконным решения от 20.02.2019г. *** об отказе во включении в реестр пострадавших граждан и об обязании включить в реестр пострадавших граждан,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным иском к Управлению государственного строительного надзора *** о признании незаконным решения от 20.02.2019г. *** об отказе во включении в реестр пострадавших граждан и об обязании включить их в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. В обоснование административного иска указали, что *** между ними и ООО фирма «ЮКОН» был заключен договор *** участия в долевом строительстве жилого дома по адресу: ***. Обязательства по данному договору участия в долевом строительстве ими выполнены в размере 700000 руб., которые они внесли в кассу ООО фирма «ЮКОН», что подтверждается квитанциями к приходно-кассовым ордерам. Кромке того, 28.12.2012г. они по договору цессии они приобрели у ФИО6 право требования у ООО фирма «ЮКОН» исполнения обязательств по договору *** от 06.09.2012г. участия в долевом строительстве жилого дома по адресу: ***. Обязательства по договору *** от 06.09.2012г. участия в долевом строительстве ФИО6 выполнены в полном объеме, что подтверждается квитанцией к приходно-кассовому ордеру. Определением Арбитражного суда *** от 01.10.2013г. признаны обоснованными требования ООО фирма «Юкон» о признании несостоятельным (банкротом) и в отношении общества введена процедура наблюдение. Определением Арбитражного суда *** от 31.08.2017г. в удовлетворении их заявления о включении в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений отказано, в связи с тем, что требование заявлено после закрытия реестра. Указанным судебным актом установлено, что их денежные требования на сумму 2076640 руб. обоснованны. *** они обратились в Управление государственного строительного надзора *** с требованием о включении их в реестр пострадавших граждан. Решением от 20.02.2019г. им было отказано во включении в реестр пострадавших граждан. Отказ был аргументирован предоставлением не в полном объеме документов, из числа предусмотренных п.6 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.08.2016г. ***/пр, а именно не предоставление копии вступившего в законную силу судебного акта о включении их требований к застройщику проблемного объекта – ООО фирма «Юкон» в отношении многоквартирного дома по адресу: ***, в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений. Считают, данный отказ не законным, поскольку в отношении них имеются фактические обстоятельства, установленные федеральным законодательством в качестве критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, так как факт надлежащего исполнения ими обязательств, как участниками долевого строительства, по договорам *** от 06.09.2012г. и *** от ***, установлен определением Арбитражного суда *** от 31.08.2017г.
В судебном заседании административный истец - ФИО1 заявленные административные требования поддержала в полном объеме и по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного истца – ФИО2 – адвокат по ордеру ФИО4 в судебном заседании заявленные административные требования поддержала в полном объеме и по основаниям, изложенным в иске. Также пояснила, что основанием для отказа явился тот факт, что административными истцами не представлено определение Арбитражного суда о том, что они включены в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений. В настоящее время административные истцы выполнить данное требование не могут, поскольку имеется определение Арбитражного суда *** от 31.08.2017г. о том, что они не могут быть включены в реестр кредиторов о передаче жилых помещений, в связи с тем, что в соответствии со ст.ст. 75,100 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» сроки по обращению с данным требованием в суд не подлежат восстановлению. Также в ходе судебного заседания в Арбитражном суде ***, административным истцам неоднократно разъяснялось право о том, что они могут включиться в реестр требований кредиторов по денежным средствам. Данным правом они могут воспользоваться в любое время, о чем также указано в определении Арбитражного суда. В соответствии с п.2 приложения *** Правил о включении в реестр пострадавших граждан административные истцы подходят по всем аспектам. Поскольку требование о включении административных истцов именно в реестр кредиторов о передаче жилых помещений является неисполнимым, это обстоятельство не может являться основанием для отказа во включении административных истцов в реестр пострадавших граждан, так как это нарушает их конституционные права.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражала против заявленных требований, считает оспариваемое решение законным и обоснованным, принятым в соответствии с Правилами ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.08.2016г. ***/пр.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно положений ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.
Судом установлено и следует из материалов дела, *** между ФИО1, ФИО2 и ООО фирма «ЮКОН» был заключен договор *** участия в долевом строительстве жилого дома по адресу: ***, по условиям которого результатом участия являлось получение ФИО1, ФИО2 в общую долевую собственность по 1/2 доли однокомнатной квартиры в данном доме, с учетом балконов и лоджий и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, состав которого определяется ст. 36 ЖК РФ. Стоимость объекта долевого строительства составляла 972960 руб.
ФИО1 и ФИО2 оплачена стоимость объекта долевого строительства в размере 700000 руб., что подтверждается квитанциями ООО фирма «ЮКОН» к приходно-кассовым ордерам от 21.09.2011г., 24.11.2011г., 29.11.2011г.
Также судом установлено, что *** между ООО фирма «ЮКОН» и ФИО6 был заключен договор *** участия в долевом строительстве жилого дома по адресу: ***, по условиям которого результатом участия являлось приобретение ФИО6 права собственности двухкомнатной квартиры в данном доме, с учетом балконов и лоджий и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, состав которого определяется ст. 36 ЖК РФ. Стоимость объекта долевого строительства составляла 1376640 руб. ***ФИО6 была оплачена стоимость объекта долевого строительства в полном объеме, что подтверждается квитанцией ООО фирма «ЮКОН» к приходно-кассовому ордеру от 10.10.2012г.
*** между ФИО6 и ФИО1, ФИО2 заключен договор цессии, согласно которому ФИО6 передала ФИО7 право требования от ООО фирма «Юкон» исполнения обязательств по договору *** участия в долевом строительстве жилого дома по адресу: *** от ***.
Определением Арбитражного суда *** от 31.08.2017г. в удовлетворении заявления ФИО1, ФИО2 о включении в реестр требований кредиторов требования о передаче жилых помещений отказано на том основании, что на момент их обращения с данным заявлением, реестр требований кредиторов должника - ООО фирма «Юкон», был закрыт.
31.01.2019г. ФИО1, ФИО2 обратились с заявлением в Управление государственного строительного надзора *** о включении в реестр пострадавших граждан в отношении объектов долевого строительства по адресу: ***, к которому также было представлено определение Арбитражного суда *** от 31.08.2017г.
Решением Управления государственного строительного надзора *** от 20.02.2019г. *** ФИО1, ФИО2 отказано во включении в реестр пострадавших граждан на основании подп.5 п.10 приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ******/пр., так как не представлена копия вступившего в законную силу судебного акта о включении их требований к застройщику (ООО фирма «ЮКОН») проблемного объекта – многоквартирного жилого дома по адресу: ***, в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ******/пр утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, а также Правила ведения реестра пострадавших граждан.
В соответствии с подп. 4 п.6 Правил ведения реестра пострадавших граждан, к заявлению прилагается, в том числе, копия вступившего в законную силу судебного акта о включении требований пострадавшего гражданина к застройщику проблемного объекта в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений в случае введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика.
Согласно подп.5 п.10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, заявитель не подлежит включению в реестр при наличии одного из следующих условий, в том числе при непредставлении или представление не в полном объеме, а равно представление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.
Анализируя в совокупности изложенные обстоятельства, а также не представление со стороны административных истцов при обращении 31.01.2019г. к административному ответчику копии вступившего в законную силу судебного акта о включении их требований, как пострадавших граждан, к застройщику проблемного объекта (по адресу: ***) в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений, суд находит оспариваемое решение от 20.02.2019г. *** законным, обоснованным, принятым в соответствии с требованиями Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ******/пр.
Также из определения Арбитражного суда *** от *** следует, что в рассматриваемом случае за реестром можно учесть только денежное требование кредиторов – ФИО7 В ходе судебного разбирательства арбитражный суд предлагал ФИО5 изменить предмет требования, однако заявители настаивали на первоначальном заявленном требовании. Также арбитражным судом при вынесении названого определения было учтено, что с заявлением о признании денежного требования обоснованным и подлежащим учету за реестром заявители (Б-вы) вправе обратиться в любое время до завершения конкурсного производства в отношении должника (ООО фирма «Юкон») без каких-либо негативных последствий, связанных с пропуском срока.
Согласно п.1 ст.201.4 Федерального закона от *** N 127-ФЗ
"О несостоятельности (банкротстве)" с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения в отношении застройщика, в ходе проведения наблюдения и всех последующих процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика, требования о передаче жилых помещений и (или) денежные требования участников строительства, за исключением требований в отношении текущих платежей, могут быть предъявлены к застройщику только в рамках дела о банкротстве застройщика с соблюдением установленного настоящим параграфом порядка предъявления требований к застройщику.
При этом кредитором может быть предъявлено как денежное требование, так и требование о передаче жилых помещений.
Основной целью принятия специальных правил о банкротстве застройщиков является обеспечение приоритета защиты граждан – участников долевого строительства как непрофессиональных инвесторов.
По смыслу параграфа 7 главы 9 названного Федерального закона включение требований кредиторов в реестр требований о передаче жилых помещений не является иным способом защиты прав таких кредиторов, отличным от включения в реестр денежных требований.
Право выбора формы учета требования кредитора в деле о банкротстве застройщика принадлежит участнику строительства.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ******, включение при банкротстве застройщика требований участников строительства как в реестр требований кредиторов (в котором учитываются денежные требования), так и в реестр требований о передаче жилых помещений преследует один и тот же материально-правовой интерес участников строительства - получение соразмерного и пропорционального удовлетворения требований, в том числе посредством передачи объекта незавершенного строительства или жилых помещений (статьи201.10 и 201.11 Закона о банкротстве).
При этом в соответствии с указанными нормами правовое положение участников строительства является равным независимо от того, в какой из двух указанных реестров их требования включены.
Таким образом, ФИО7 не лишены права на включение своих требований в деле о банкротстве застройщика – ООО фирма «Юкон» путем предъявления денежного требования по договорам участия в долевом строительстве жилого дома по адресу: ***, необходимого для включения их в реестр пострадавших граждан в соответствии с Правилами ведения реестра пострадавших граждан.
Доводы, изложенные в административном иске о том, что в отношении административных истцов имеются фактические обстоятельства, установленные федеральным законодательством в качестве критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, так как факт надлежащего исполнения ими обязательств, как участниками долевого строительства, по договорам *** от 06.09.2012г. и *** от ***, установлен определением Арбитражного суда *** от 31.08.2017г., в связи с чем, подлежат включению в реестр пострадавших граждан, суд находит не состоятельными, поскольку наличие лишь нарушенного права административных истцов, как участников долевого строительства жилого дома по адресу: ***, со стороны застройщика – ООО фирма «ЮКОН», при отсутствии, требуемого в соответствии с Правилами ведения реестра пострадавших граждан, вступившего в законную силу судебного акта о включении требований пострадавшего гражданина к застройщику проблемного объекта в реестр требований кредиторов, ставило бы административных истцов в неравное положение перед иными лицами – участниками долевого строительства жилого дома по адресу: *** и чьи права нарушены со стороны застройщика – ООО фирма «Юкон», которые соответствуют всем условиям для включения в реестр пострадавших граждан, определенным Правилами ведения реестра пострадавших граждан.
На основании изложенного, суд находит административные требования ФИО1, ФИО2 не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1, ФИО2 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Кострюков П.А.
Решение суда в окончательной форме составлено 24.04.2019г.
Судья Кострюков П.А.