ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-979/2016 от 24.03.2016 Омского районного суда (Омская область)

Дело №2а-979/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе судьи Беспятовой Н.Н.,

при секретаре Пенкиной А.С.,

рассмотрел в г. Омске в открытом судебном заседании 24 марта 2016 года дело по административному исковому заявлению Прокурора Омского района Омской области к Совету Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Омского района Омской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании незаконным решения, в обоснование указывая, что Прокуратурой района в январе 2016 года проведен анализ практики и эффективности прокурорского надзора в сфере муниципального нормотворчества, в том числе по вопросам реформирования органов местного самоуправления в 2014 – 2015 годах, январе 2016 года. В ходе анализа внесения изменений в уставы муниципальных образований и направлении необходимых сведений в реестр уставов муниципальных образований в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области установлено следующее. 08.10.2015 г. Советом Троицкого сельского поселения Омского муниципального района принято решение № 2 «О внесении изменений в Устав Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области», согласно которому структуру органов местного самоуправления сельского поселения составляет: Совет сельского поселения, глава сельского поселения и администрация сельского поселения. Помимо этого, установлено, что председатель Совета сельского поселения избирается Советом сельского поселения из своего состава в порядке, установленном Регламентом Совета сельского поселения. В силу ст. 42 Устава Троицкого сельского поселения, утвержденного решением Совета Троицкого сельского поселения от 28.04.2006 № 21 Устав сельского поселения и решения Совета сельского поселения о внесении изменений и (или) дополнений в Устав сельского поселения вступают в силу в порядке, предусмотренном главой VIII настоящего Устава. Согласно ст. 59 Устава Троицкого сельского поселения Устав сельского поселения, решение о внесении в Устав изменений и (или) дополнений подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, предусмотренном федеральным законом. Устав сельского поселения, решение о внесении в Устав изменений и (или) дополнений подлежат официальному опубликованию в течение 30 дней после государственной регистрации. Устав сельского поселения, решение о внесении в Устав изменений и (или) дополнений вступают в силу после их официального опубликования. В настоящее время установлено, что данное решение регистрацию в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований не прошло. В связи с не регистрацией данного решения, последнее не подлежит применению и не порождает прав и обязанностей для неопределенного круга лиц. Вместе с тем, на основании решения от 08.10.2015 г. № 2 «О внесении изменений в Устав Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области» Советом Троицкого сельского поселения было принято решение от 08.10.2015 г. № 2/1 «Об избрании Председателя Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области», что является незаконным, так как не основано на нормах действующего законодательства. По данным фактам 29.01.2016 г. в адрес Совета Троицкого сельского поселения внесен протест, который в настоящее время рассмотрен и отклонен. Кроме того, решением Совета Троицкого сельского поселения от 02.02.2016 г. № 4 решение Совета Троицкого сельского поселения от 08.10.2015 г. № 2 «О внесении изменений в Устав Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области» отменено. Вместе с тем, оспариваемое решение действует до настоящего времени. В связи с тем, что избрание председателя Совета Троицкого сельского поселения проведено с нарушением законодательства о местного самоуправления, то принятие нормативно-правовых актов, в котором участвует, в том числе председатель, может впоследствии нарушить права неопределенного круга лиц, в том числе права муниципального образования. На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, просит признать решение Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района от 08.10.2015 года №2/1 «Об избрании Председателя Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области» и решение Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района от 18.02.2016 года №18 «О внесении изменений в Решение Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 08.10.2015 года №2/1 «Об избрании председателя Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области третьего созыва» незаконным.

Представители административного истца старший помощник прокурора Омского района Соловьева К.В., помощник прокурора Данилова Н.Ю. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно суду пояснили, что Уставом Троицкого сельского поселения, а также Регламентом Совета Троицкого сельского поселения порядок избрания председателя Совета из числа депутатов Совета е предусмотрен. Учитывая тот факт, что нормы Федерального закона № 131-ФЗ возлагают обязанность по порядку формирования, определения полномочий и их срока, подотчетность и подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности определять органам местного самоуправления самостоятельно в Уставе муниципального образования, а также принимая во внимание, что не сам указанный Федеральный закон, ни Устав Троицкого сельского поселения, а также Регламент не содержит положений, касающихся определения порядка избрания председателя Совета сельского поселения, оспариваемое решение № 2/1 от 08.10.2015 не отвечает признаком законности. При указанных обстоятельствах, доводы ответной стороны о невозможности исполнения главой муниципального образования полномочий председателя Совета ссылками на Постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2011 № 9-П, а также на Европейскую Хартию местного самоуправления от 15.10.1985 не могут являться состоятельными, без внесения изменений в Устав муниципального образования, регламентирующий порядок избрания председателя Совета. Также заявили ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения в суд, указывая, что пропуск срока обусловлен уважительными причинами, а именно принятием мер прокурорского реагирования.

Представитель административного ответчика Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области и заинтересованное лицо ФИО1, в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, заявил о пропуске административным истцом срока обращения в суд, указывая, что о принятом решении административному истцу было известно в день его принятия – 08.10.2015 г., т.к. помощник прокурора Данилова Н.Ю. принимала участие на заседании Совета Троицкого СП. Несмотря на того, что это решение принималось при закрытом рассмотрении, т.е. в отсутствие Даниловой Н.Ю., она была ознакомлена с протоколом заседания Совета, в котором отражены все принятые решения. Текст протокола заседания Совета от 08.10.2015 г. направлялся им Даниловой Н.Ю. по электронной почте. Кроме того, оспариваемое решение было опубликовано в установленном порядке на официальном сайте поселения в сети Интернет. Прокурор Омского района в официальной переписке обращался к нему как к председателю Совета Троицкого СП, соответственно знал о принятом решении. Возражая по существу заявленных требований, пояснил, что на день принятия оспариваемого решения - 08.10.2015 г. действовала редакция Устава Троицкого СП от 21.07.2015 г., которая действует и по настоящее время. Претензий прокуратуры к редакции Устава от 21.07.2015 г. не имеется. В силу положений Устава Глава исполняет полномочия председателя Совета и возглавляет Администрацию, что ранее соответствовало требованиям п. 4 ч. 2 и ч. 3 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ. До внесения изменений в Устав от 21.07.2015 г. Глава избирался на муниципальных выборах, в том числе последний Глава поселения ФИО2 Однако после внесения изменений в Устав от 21.07.2015 г. Глава поселения избирается из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Соответственно в силу положений Федерального закона № 131-ФЗ, а также мнения Конституционного суда РФ, выраженного в постановлении от 18.05.2011 г. № 9-п, Глава поселения, избранный из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию, и не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа. Председателем Совета может являться только лицо, реализовавшее свое пассивное избирательное право на основе требований Закона об основных гарантиях избирательных прав от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, т.е. один из депутатов. Положения Устава, позволяющие Главе сельского поселения исполнять полномочия председателя Совета и одновременно возглавлять Администрацию противоречат действующему законодательству. В связи с избранием ФИО2 депутатом Совета ОМР Омской области, досрочно прекращены его полномочия как Главы Троицкого СП. Исполняющая обязанности Главы СП ФИО3 не является выборным должностным лицом, соответственно не вправе исполнять полномочия Главы как председателя Совета. В итоге возникла ситуация, при которой избран новый Совет, с 22.09.2015 г. должность Главы СП вакантна, И.О. Главы СП не вправе исполнять полномочия Главы СП как председателя Совета, новый Глава СП, в будущем избранный из числа кандидатов по результатам конкурса, будет не вправе исполнять полномочия председателя Совета, Уставом не предусмотрено избрание председателя Совета из своего состава. В этой связи Советом было принято решение № 2 о внесении изменений в Устав, в т.ч. об избрании председателя Совета из числа депутатов, которое не прошло государственную регистрацию, и впоследствии отменено Советом. Но такая отмена не означает незаконности оспариваемого решения, т.к. его резолютивная часть не противоречит действующему законодательству о местном самоуправлении. Решением от 04.03.2016 г. № 22 Совет принял проект о внесении изменений в Устав, в котором содержится, в т.ч., в ч. 8 аналогичное положение, связанное с избранием председателя Совета. Следовательно, вне зависимости от Решения № 2 Совет был вправе избрать председателя из своего состава. Прокурор обратился в защиту прав неопределенного круга лиц, муниципального образования. Но оспариваемое решение может нарушать только права определенного круга лиц – депутатов. Административный иск не содержит указаний на нарушение конкретных прав депутатов Совета. В связи с принятием судом отказа ФИО4 суд тем самым, определил, что решение № 2/1 не нарушает права депутатов Совета. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель заинтересованного лица Администрации Троицкого сельского поселения, заинтересованное лицо И.о. Главы Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области ФИО3, в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Согласно пункту 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Пунктом 1 ст.3 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям (п.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что решением Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 22.09.2015 г. №1 были досрочно прекращены полномочия Главы Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области ЧВТ с 22 сентября 2015 года.

Распоряжением Администрации Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 21.09.2015 г. №30 был прекращен срочный трудовой договор №21-10 от 22.10.2010 г. с 22.09.2015 г., возложены полномочия по руководству Администрацией Троицкого сельского поселения на заместителя Главы Троицкого сельского поселения ФИО3 с 22.09.2015 г.

В связи с досрочным прекращением полномочий Главы Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, решением Совета Троицкого сельского поселения от 22.09.2015 г. №1/3 временно возложены полномочия Главы Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области на заместителя главы Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области ФИО3

Также в судебном заседании установлено, что со ссылками в качестве оснований на Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в действующей редакции), п.п.2.1 п.2 статьи 22 Устава Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, Совет Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области принял решение от 08.10.2015 №2/1, которым председателем Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области третьего созыва сроком на пять лет избран ФИО1

Решением Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 18.02.2016 г. №18 были внесены изменения в решение Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 08.10.2015 г. №2/1, а именно: во вводной части (первый абзац) решения Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 08.10.2015 г. №2/1 исключены слова «п.п.2.1 п.2 статьи 22».

Оценивая доводы сторон и приводимые ими доказательства в обоснование своих требований и возражений, суд отмечает следующее.

В соответствии со ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Как следует из материалов дела, решением Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 08.10.2015 №2 были внесены изменения в Устав Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области согласно приложения. В числе изменений в Устав предусмотрено положение, в силу которого председатель Совета сельского поселения избирается Советом сельского поселения из своего состава в порядке, установленном регламентом Совета сельского поселения.

Как следует из ч.8 ст.44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

Поскольку Решение №2 не прошло государственную регистрацию и в связи с внесением протеста Прокуратуры Омского района, решением Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 02.02.2016 г. №4 было отменено Решение №2 от 08.10.2015 г. «О внесении изменений в Устав Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области».

Таким образом, на дату вынесения оспариваемого решения Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области №2/1 от 08.10.2015 г. «Об избрании Председателя Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области третьего созыва», действовал Устав Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области в редакции от 21.07.2015 г.

В судебном заседании установлено, что на дату рассмотрения дела в суде также продолжает действовать Устав Троицкого СП ОМР Омской области в редакции изменений по состоянию на 21.07.2015 г.

В соответствии с ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Согласно ст. 1 Устава Троицкого сельского поселения Омского муниципального района, утвержденного Решением Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 28.04.2006 № 21 (далее – Устав) Устав Троицкого сельского поселения в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Омской области определяет правовые, территориальные, организационные и экономические основы организации местного самоуправления на территории Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области.

Согласно ст. 18 Устава Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области структуру органов местного самоуправления сельского поселения составляют: Совет сельского поселения, Глава сельского поселения, Администрация сельского поселения.

Совет сельского поселения является постоянно действующим представительным выборным коллегиальным органом местного самоуправления сельского поселения (п.1 ст.19 Устава).

Численный состав Совета сельского поселения – 10 депутатов (п.3 ст.19 Устава).

Совет сельского поселения обладает правами юридического лица (п.5 ст.19 Устава).В исключительной компетенции Совета сельского поселения находятся: принятие Устава сельского поселения и внесение в него изменений и дополнений; утверждение бюджета сельского поселения на очередной финансовый год и утверждение отчета о его исполнении; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; принятие планов и программ развития сельского поселения, утверждение отчетов об их исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельского поселения; определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений; определение порядка участия сельского поселения в организациях межмуниципального сотрудничества; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления сельского поселения; контроль за исполнением другими органами местного самоуправления сельского поселения и должностными лицами местного самоуправления сельского поселения полномочий по решению вопросов местного значения; принятие решения об удалении Главы сельского поселения в отставку.

В компетенции Совета сельского поселения также находятся: принятие решения о проведении местного референдума; назначение и определение порядка проведения публичных слушаний и опросов граждан; назначение и определение порядка проведения собраний граждан, конференций граждан; утверждение порядка реализации правотворческой инициативы граждан; принятие предусмотренных федеральным законом решений, связанных с изменением границ сельского поселения, а также с преобразованием сельского поселения; определение порядка использования официальных символов сельского поселения; установление видов наград, почетных званий сельского поселения, порядка их вручения и присвоения; утверждение структуры Администрации сельского поселения по представлению Главы сельского поселения, принятие положения об Администрации сельского поселения; осуществление права законодательной инициативы в Законодательном Собрании Омской области; установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью сельского поселения, утверждение программы формирования и развития муниципальной собственности и отчета об исполнении; определение порядка приватизации муниципального имущества в соответствии с федеральными законами; установление порядка формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа сельского поселения; принятие решений по вопросам организации деятельности Совета сельского поселения; принятие и изменение Регламента Совета сельского поселения; утверждение структуры Совета сельского поселения; установление социальных гарантий Главы сельского поселения; принятие решения о самороспуске; осуществление иных полномочий, отнесенных к ведению представительного органа сельского поселения федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Омской области, настоящим Уставом; Совет сельского поселения заслушивает ежегодные отчеты Главы сельского поселения о результатах деятельности Совета сельского поселения, деятельности местной Администрации и иных подведомственных Главе сельского поселения органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом сельского поселения.

Полномочия председателя Совета сельского поселения исполняет Глава сельского поселения (п.2 ст.22 Устава).

Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с Уставом муниципального образования осуществляет Глава муниципального образования (п.5 ст.22 Устава).

Решением Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 13.10.2005 №1 был утвержден Регламент Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области (утратил силу в связи с принятием решения Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 02.11.2015 №15).

Указанным Регламентом Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, в ст.4 предусмотрено, что работу Совета сельского поселения возглавляет и организует председатель Совета. Председателем Совета является Глава сельского поселения.

Глава сельского поселения, как Председатель Совета сельского поселения, осуществляет следующие полномочия: организует работу Совета сельского поселения; представляет Совет сельского поселения в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами без доверенности; осуществляет руководство подготовкой заседаний Совета сельского поселения и вопросов, вносимых на рассмотрение Совета сельского поселения; созывает заседания Совета сельского поселения, доводит до сведения депутатов Совета сельского поселения время и место их проведения, а также проект повестки дня; ведет заседания Совета сельского поселения; оказывает содействие депутатам Совета сельского поселения в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией; принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе Совета сельского поселения; подписывает и обнародует правовые акты Совета сельского поселения; подписывает протоколы заседаний Совета сельского поселения; организует прием граждан депутатами Совета сельского поселения, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб, адресованных в Совет сельского поселения; координирует деятельность комиссий Совета сельского поселения; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством, настоящим Регламентом и иными правовыми актами Сельского поселения.

Согласно ч.1 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно п. 1 ст.31 Устава Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области в случае досрочного прекращения полномочий Главы сельского поселения временное исполнение полномочий Главы сельского поселения осуществляет должностное лицо Администрации сельского поселения, определенное в соответствии с правовым актом Совета сельского поселения, до вступления в должность вновь избранного Главы сельского поселения.

В соответствии с п.3 ст.27 Устава Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области Глава сельского поселения избирается Советом сельского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.

Глава сельского поселения возглавляет Администрацию сельского поселения и исполняет полномочия Председателя Совета сельского поселения (п.4 ст.27 Устава).

В силу ч. 14 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

Из п. 1 ч. 2 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования, в том числе избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации.

Вместе с тем ч. 3 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ гласит, что установленное пунктом 4 части 2 настоящей статьи ограничение не распространяется на органы местного самоуправления муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, в котором в соответствии с уставом данного муниципального образования предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Следовательно, порядок исполнения полномочий председателя Совета сельского поселения Главой сельского поселения, предусмотренный ч. 2 ст. 22 Устава не противоречит вышеуказанным нормам закона.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области в редакции от 21.07.2015 и Регламентом Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области Председателем Совета является Глава сельского поселения, и Совет Троицкого сельского поселения не наделен полномочиями по избранию Председателя Совета.

При таких обстоятельствах, оспариваемое решение об избрании председателем Совета Троицкого СП ОМР Омской области Ягодки А.Н. было принято с нарушением норм действующего законодательства, положений Устава Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области и Регламента Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, поэтому подлежит признанию судом незаконным.

Стороной административного ответчика в ходе судебного разбирательства заявлено ходатайство о применении пропуска срока обращения в суд по заявленным административным истцом исковым требованиям, поскольку оспариваемое решение Совета Троицкого СП ОМР Омской области было принято 08.10.2015 г., обращение административного истца с иском в суд последовало 09.03.2016 г.

Исходя из положений ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В судебном заседании представителями административного истца было заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока на подачу административного искового заявления, указывая, что пропуск срока обусловлен уважительными причинами, а именно принятием мер прокурорского реагирования.

Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 г. № 12 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе», пропущенный срок подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта может быть восстановлен судом по ходатайству прокурора, если причины пропуска срока были уважительными, в частности, если прокурор до истечения указанного срока или в иной разумный срок предпринимал меры прокурорского реагирования для выявления и устранения нарушений прав неопределенного круга лиц или иных публичных интересов либо не имел возможности, действуя в пределах своих полномочий, выявить указанные нарушения в установленный срок.

В судебном заседании установлено, что оспариваемое решение принято Советом Троицкого СП ОМР Омской области 08.10.2015 г. Как следует из протокола заседания Совета депутатов Троицкого СП от 08.10.2015 г., обсуждение вопроса о выборе председателя Совета и принятие по нему решения проводилось в закрытой форме. В итоге, присутствовавшая на заседании Совета помощник прокурора Омского района Данилова Н.Ю. не являлась слушателем обсуждения спорного вопроса, что предопределило ее неосведомленность о принятом решении.

При таких обстоятельствах ссылки заинтересованного лица ФИО1 в указанной части суд считает несостоятельными.

Представленная ФИО1 в материалы дела копия электронного письма на электронный адрес Даниловой Н.Ю. от 18.11.2015 г. факт получения административным истцом копии оспариваемого решения в указанную дату не доказывает, т.к. из текста сообщения невозможно определить о каких именно протоколах и документах идет речь в отправлении.

Не свидетельствуют о наличии в распоряжении административного истца текста оспариваемого решения представленные стороной ответчика в материалы дела протесты прокурора Омского района на принятые Советом Троицкого СП ОМР Омской области решения, датированные октябрем 2015 г., ответы на протесты, текст письма прокурора района в адрес ФИО1 от 20.10.2015 г., в котором как раз указывается на то, что принятые Советом решения от 08.10.2015 г. в адрес прокуратуры не поступили.

Из материалов дела, пояснений участников процесса следует, что оспариваемое решение в Омском муниципальном вестнике не публиковалось.

Представленная распечатка копии оспариваемого решения с информацией о свойствах электронного документа указывает на то, что текст решения был размещен в сети интернет на официальном сайте omskportal.ru в разделе Омский муниципальный район, Троицкое сельское поселение 23.12.2015 г. Доказательств размещения текста решения в сети Интернет более ранней датой материалы дела не содержат.

Кроме того, из письма И.О. Главы Троицкого СП ОМР Омской области ФИО3 от 21.12.2015 г. в адрес Прокуратуры Омского района суд усматривает, что истцу заверенная копия оспариваемого решения поступила 22.12.2015 г.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что о принятом оспариваемом решении от 08.10.2015 г. № 2/1 административному истцу с достоверностью стало известно 22.12.2015 г.

Установлено, что 29.01.2016 г. прокурором Омского района Омской области в Совет Троицкого СП ОМР Омской области принесен протест на решение Совета № 2/1 от 08.10.2015 г., а также 29.01.2016 г. принесено представление об устранении нарушений федерального законодательства при принятии Советом Троицкого СП оспариваемого решения.

Совокупность указанных обстоятельств, по мнению суда, свидетельствует о наличии уважительных причин пропуска срока обращения с административным иском. В связи с чем суд полагает ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока подлежащим удовлетворению.

Поскольку принятое Советом Троицкого СП ОМР Омской области решение № 2/1 от 08.10.2015 г. нарушает установленный законом порядок организации и деятельности органов местного самоуправления Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, суд приходит к выводу о наличии у прокурора Омского района Омской области полномочий в соответствии с требованиями ст.ст. 39, 218 КАС РФ на обращение в суд с настоящим административным иском в защиту неопределенного круга лиц, муниципального образования.

Принимая во внимание, что первоначальный административный истец ФИО4 наряду с заинтересованным лицом Ягодкой А.Н. также участвовала в выборах председателя Совета Троицкого СП в качестве кандидата на эту должность, однако большинства голосов депутатов не набрала, принятие судом отказа ФИО5 от заявленного административного иска в части нарушения ее прав и законных интересов принятым решением, при заявленном и находящемся в производстве суда иске прокурора Омского района Омской области в защиту неопределенного круга лиц, муниципального образования, не свидетельствует о законности оспариваемого решения, как на то указывает ФИО1

Также суд отмечает, что представленные в материалы дела стороной ответчика решения Совета от 04.03.2016 г. № 22 «О внесении изменений в Устав Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области», для разрешения заявленного спора правового значения не имеют, поскольку на момент проведения заседания Совета от 08.10.2015 г. и изменения в Устав приняты не были, в законную силу не вступили.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования административного истца основаны на законе, поэтому подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Омского района Омской области к Совету Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании незаконным решения удовлетворить.

Признать незаконным решение Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области №2/1 от 08.10.2015 г. «Об избрании Председателя Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области третьего созыва» в редакции решения Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области №18 от 18.02.2016 г. «О внесении изменений в Решение Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 08.10.2015 г. №2/1 «Об избрании председателя Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области третьего созыва».

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.Н. Беспятова

Решение в окончательной форме изготовлено 29.03.2016 г.