ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-979/2021 от 01.04.2021 Трусовского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

дело

УИД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 апреля 2021 г. г. Астрахань

Трусовский районный суд г. Астрахани в составе председательствующего судьи Чернышевой Е.А., при секретаре Онкоровой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения – Центра установления пенсии и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в Астраханской области №2 об оспаривании представления прокурора Трусовского района города Астрахани,

с участием и в присутствии представителя административного истца ФИО1, действующей на основании доверенности, представителя административных ответчиков Тлеулеевой С.Р., действующей на основании доверенности,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Государственное учреждение – Центр установления пенсии и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в Астраханской области №2 (ранее Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе города Астрахани) обратилось в Трусовский районный суд г. Астрахани с административным иском об оспаривании представления прокурора Трусовского района города Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование административного иска указав, что выводы прокурора о нарушении пенсионным учреждением требований законодательства о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, при реализации средств материнского капитала не основаны на законе и фактических обстоятельствах. Сорок два лица, действуя через представителя по доверенности, обратились в УПФР Трусовского района города Астрахани с заявлением о распоряжении средствами МСК на улучшение жилищных условий, на погашение основного долга и уплату процентов по договорам потребительского займа не имеющих регистрацию на территории Астраханской области. На момент подачи заявлений названные лица проживали в других регионах, заявления поданы по месту жительства представителя, что соответствует требованиям пункта 4 Правил направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий. Решение об удовлетворении заявления Я.Я.М. принято в отсутствие сведений о лишении, ограничении ее в родительских правах на первого ребенка в месячный срок с даты приема заявления, оснований для отказа в удовлетворении заявления не имелось. При изучении дела А.О.А., после поступления заявления представителя Р.О.А. направлена информация в ОП №3 УМВД России, по результатам информации вынесено постановление о передаче сообщения о преступлении по подследственности, что сделка между А.О.А. и <данные изъяты> противоречит закону. Полагает, что прокурор неверно истолковал нормы законодательства о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, а потому оспариваемое представление является незаконным.

В судебном заседании представитель Государственного учреждения –Центра установления пенсии и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в Астраханской области №2 ФИО1 требования административного иска поддержала в полном объеме.

Представитель административных ответчиков помощник прокурора Трусовского района г. Астрахани Тлеулеева С.Р., действуя и как представитель Астраханской областной прокуратуры по доверенности, возражала против удовлетворения административного иска.

Суд, заслушав представителя административного истца, представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Реализуя предписания статьи 7, частей 1 и 2 статьи 38 и частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.

К числу основных мер социальной защиты граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей.

Основания возникновения права на материнский (семейный) капитал и порядок распоряжения средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала установлены Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ).

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ предусмотрено, что распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении).

В силу части 3 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ одним из направлений для распоряжения средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала является улучшение жилищных условий.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.

Частью 5 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ определено, что Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации указанного положения Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 862 утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (далее по тексту - Правила).

В соответствии с пунктом 4 Правил лицо, получившее сертификат, вправе лично либо через представителя обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала.

Пункт 4 Правил четко конкретизирует, заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства лица, получившего сертификат, но никак ни представителя данного лица.

Указание на необходимость обращения с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала по месту жительства именно лица, получившего сертификат, носит учетный характер. Реализация права на средства материнского капитала всегда связана в правами конкретного лица на дополнительные меры социальной поддержки. Реализация этого права не связана с правами представителя лица, имеющего право на меры государственной поддержки. Представитель такого лица не имеет самостоятельного субъективного права и интереса в реализации мер государственной поддержки, поскольку его права производны от прав его доверителя и в том объеме, в котором доверены.

Ссылка административного ответчика на пункт 11 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами государственной услуги по рассмотрению заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, утвержденного приказом Минтруда от 29 октября 2012 года N 346н, основана на неверном применении указанного регламента административным ответчиком.

При применении названного регламента следовало учитывать, что Приказом Минтруда России от 2 августа 2017 N 606н утверждены новые Правила подачи заявления и перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала.

Согласно пункту 6 указанных новых Правил, заявление подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания) либо фактического проживания заявителя, а в силу пункта 2 Правил заявителем является лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, но не его представитель.

Обоснован и вывод прокурора о нарушении должностными лицами ГУ-Управлением пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе города Астрахани административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 29 октября 2012 года N 346 н.

Согласно названному Приказу, при приеме заявления о распоряжении средства МСК специалист территориального органа ПФР (ПФР), в том числе, сверяет данные представленных документов с данными, указанными в заявлении; проверяет комплектность документов, правильность оформления и содержание представленных документов, соответствие сведений, содержащихся в разных документах (пункт 4 Административного регламента).

Данная позиция соответствует и судебной практике (Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 6 августа 2020 года по делу N 2а-331\2020).

Как следует из материалов дела, прокуратурой Трусовского района города Астрахани во исполнение поручения прокуратуры Астраханской области проведена проверка законности реализации материнского (семейного) капитала.

В ходе проверки из ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе города Астрахани Астраханской области истребованы и изучены дела лиц, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки.

В ходе проверки деятельности ГУ-УПФР в Трусовском районе г. Астрахани установлено, что в нарушении требований закона удовлетворено 42 заявления граждан, не имеющих регистрацию на территории Астраханской области, о реализации средств материнского капитала через представителей (по их месту жительства) на погашение основного долга по договорам потребительского займа, заключенным с кредитными потребительскими кооперативами, на строительство объектов индивидуального жилищного строительства.

Указанные лица реализовали средства МСК на погашение основного долга по договорам потребительского займа, заключенным с кредитным потребительским кооперативом <данные изъяты> на строительство объектов индивидуального жилищного строительства, расположенных в <адрес>.

Заявления о распоряжении средствами МСК поданы названными лицами через одного и того же представителя по доверенности Р.О.А., которая зарегистрирована на территории Трусовского района города Астрахани.

Из материалов дела лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки Я.Т.М. следует, что на момент подачи заявления в пенсионный орган она зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>. Доверенность Я.Т.М. на представление Р.О.А. выдана в городе <адрес> нотариусом ДД.ММ.ГГГГ и в тот же день нотариусом заверено обязательство Я.Т.М. оформить жилой дом. Кроме того, согласно документов дела Я.Т.М. является матерью несовершеннолетних Я.Я.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Щ.Л.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На момент удовлетворения заявления Я.Т.М. на распоряжение средств материнского капитала сведения из ЗАГС о факте лишения, ограничения в родительских правах, отмене усыновления в отношении дочери Я.Я.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения не истребованы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 256-ФЗ дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных названным Федеральным законом.

Право на дополнительные меры государственной поддержки, в силу статьи 3 Закона, возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, граждан Российской Федерации независимо от места их жительства.

При этом согласно преамбуле к Закону его целью является создание условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь.

Данный Закон направлен на решение неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в Российской Федерации.

К субъектам, которые вправе получить дополнительные меры государственной поддержки, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 3 Закона, относятся женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.

Право на дополнительную государственную поддержку у названных женщин, согласно пункту 7 статьи 3 Закона, возникает при рождении (усыновлении) второго ребенка и может быть реализовано ими не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) этого ребенка.

Из содержания приведенных выше положений Закона в контексте его преамбулы следует, что дополнительные меры государственной поддержки предоставляются женщине тогда, когда у нее имеется (ею воспитывается) не менее двух рожденных (усыновленных) ею детей, один из которых родился начиная с 1 января 2007 г.

Кроме того, статьей 4 Закона в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее - регистр). В регистре должна содержаться информация (сведения) о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство).

Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2008 г. N 873 утверждены Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Пунктом 5 указанных Правил предусмотрено, что к заявлению прилагаются документы, подтверждающие рождение (усыновление) детей.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" документом, подтверждающим рождение ребенка, является свидетельство о рождении, которое имеет серию, номер, дату выдачи, сведения о родителях, о месте рождения ребенка, то есть необходимые реквизиты, которые должны быть внесены в федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в форме выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

На основании части 2 ст. 3 ФЗ N 256-ФЗ при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

Согласно п. 1 ст. 71 Семейного кодекса Российской Федерации следует, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

На момент распоряжения средствами материнского капитала не был проверен факт того, что Я.Т.М. не утратила право на распоряжение данными средствами, так как решение о выдаче ей государственного сертификата было принято ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, где проживает Я.Т.М.

А.О.А. на момент подачи заявлений в пенсионный орган зарегистрирована и проживала в <адрес>, от ее имени действовала по доверенности Р.О.А. Доверенность А.О.А. на представление Р.О.А. выдана в городе <адрес> нотариусом ДД.ММ.ГГГГ и в тот же день нотариусом заверено обязательство А.О.А. оформить жилой дом, строящийся в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ УПФР в Трусовском районе г. Астрахани направило информацию для предотвращения возможности нецелевого использования средств материнского капитала в ОП №3 УМВД России по г. Астрахани.

ДД.ММ.ГГГГ оперуполномоченным ОЭБ и ПК УМВД по г. Астрахани было вынесено постановление о направлении материала проверки из УПФР В Трусовском районе г. Астрахани по подследственности в прокуратуру г. Астрахани для проведения проверки в порядке ст. 144-145 УПК РФ.

С учетом указанных обстоятельств, по результатам прокурорской проверки ДД.ММ.ГГГГ в Управление пенсионного фонда России по Трусовскому району города Астрахани (впоследствии Государственное учреждение –Центр установления пенсии и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в Астраханской области №2) вынесено представление об устранении нарушений законодательства о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей.

Полагая представление прокурора незаконным, и, нарушающим права учреждения, пенсионный орган обратился в суд с административным иском, в котором просит восстановить срок для его подачи, указывая на то, что в связи с реорганизацией Пенсионного фонда Астраханской области, доверенность на представление интересов Государственному учреждению – Центру установления пенсии и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в Астраханской области №2 была выдана только ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного ответчика возражала относительно восстановления срока, однако суд пришел к выводу о возможности восстановления срока по следующим основаниям.

Статьей 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В соответствии с чч. 8 и 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела в порядке гл. 22 КАС РФ суд выясняет обстоятельства, указанные в чч. 9 и 10 данной статьи, в полном объеме, в том числе как соблюдение истцом сроков обращения в суд, так и нарушение его прав, свобод и законных интересов, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, наличие полномочий и оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия).

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пп. 2 и 4 ст. 3 КАС РФ).

Как следует из "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020) одними из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (п. 3 ст. 6, ст. 9 КАС РФ).

При таких обстоятельствах пропуск срока на обращение в суд сам по себе не может быть признан достаточным основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления без проверки законности оспариваемых административным истцом действий.

Оснований для иных выводов с учетом установленных по делу обстоятельств и действующего правового регулирования, суд не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 218, 226 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Восстановить административному истцу Государственному учреждению –Центру установления пенсии и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в Астраханской области №2 срок для обращения с административным исковым заявлением об оспаривании представления Прокурора Трусовского района г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный иск Государственного учреждения – Центра установления пенсии и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в Астраханской области №2 о признании представления прокурора Трусовского района г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Астраханский областной суд через Трусовский районный суд города Астрахани в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированный текст решения составлен 06.04.2021.


Председательствующий судья: Е.А.Чернышева