ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-97/20 от 05.03.2020 Невельского городского суда (Сахалинская область)

Дело №2а-97/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 марта 2020 года город Невельск

Невельский городской суд Сахалинской области

под председательством судьи О.В. Лавровой,

при секретаре судебного заседания И.С. Гущиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Сахалинское управление по гидрометеорологии мониторингу окружающей среды» о признании незаконным бездействия по непринятию мер по подготовке и представлению необходимых документов для создания охранных зон вокруг пунктов наблюдения государственной наблюдательной сети на территории муниципального образования «Невельский городской округ», возложении обязанности в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку и предоставление необходимых документов,

у с т а н о в и л:

05 ноября 2019 года исполняющий обязанности Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора предъявил в суд указанный выше административный иск. В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной проверки соблюдения Федеральным государственным бюджетным учреждением «Сахалинское управление по гидрометеорологии мониторингу окружающей среды» (далее – ФГБУ «Сахалинское УГМС») требований Федерального закона от 19 июля 1998 №113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» при установлении охранных зон метеорологических станций ФГБУ «Сахалинское УГМС» установлено, что административным ответчиком для наблюдения и контроля за состоянием природной среды на территории муниципального образования «Невельский городской округ» эксплуатируется три стационарных пункта наблюдения: Гидрологический пост II разряда «Горнозаводск-р.Лопатинка», расположенный на земельном участке с кадастровым номером , Метеорологическая станция II разряда «Невельск», расположенная на земельном участке с кадастровым номером , Метеорологическая станция II разряда «Монерон», расположенная на земельном участке с кадастровым номером , при этом стационарные посты не имеют охранных зон, созданных и зарегистрированных в соответствии с требованиями действующего законодательства, что может повлиять на достоверность получаемой с неё информации о состоянии окружающей среды, её загрязнении, в том числе экстренной информации в населенном пункте, соответственно, нарушению прав граждан, органов власти на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, угрозе жизни и здоровью. По факту выявленных нарушений 31 октября 2018 года в адрес ФГБУ «Сахалинское УГМС» внесено представление об их устранении, на которое 24 декабря 2018 года от начальника ФГБУ «Сахалинское УГМС» получен ответ о том, что работы по оформлению охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети будут проведены при финансировании Росгидромета. Отмечает, что невыполение обязанности осуществить подготовку и представление необходимых документов по созданию охранных зон вокруг пунктов наблюдения государственной наблюдательной сети ФГБУ «Сахалинское УГМС» на территории муниципального образования Невельский ГО свидетельствует о наличии бездействия со стороны административного ответчика. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, положения ФЗ от 19 июля 1998 года №113-ФЗ «О гидрометеорологической службе», части 3 статьи 35 ФЗ «О прокуратуре РФ», просит признать незаконным бездействие ФГБУ «Сахалинское УГМС» по непринятию мер по подготовке и представлению необходимых документов для создания охранных зон вокруг пунктов наблюдения государственной наблюдательной сети на территории муниципального образования «Невельский городской округ»: Гидрологического поста II разряда «Горнозаводск-р. Лопатинка», расположенного на земельном участке с кадастровым номером , Метеорологической станции II разряда «Невельск», расположенной на земельном участке с кадастровым номером , Метеорологической станции II разряда «Монерон», расположенной на земельном участке с кадастровым номером и возложить обязанность на ФГБУ «Сахалинское УГМС» обязанность осуществить подготовку и предоставление в администрацию муниципального образования «Невельский городской округ» необходимых документов для создания охранных зон вокруг указанных пунктов наблюдения государственной наблюдательной сети в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением судьи Невельского городского суда от 08 ноября 2019 года данный административный иск возвращен ввиду неподсудности, апелляционным определением судьи Сахалинского областного суда от 19 декабря 2019 года материал по иску возвращен в Невельский городской суд для принятия к производству.

Участвующая в судебном заседании посредством видеоконференц-связи помощник Сахалинского природоохранного прокурора Ткаченко О.А., настаивала на удовлетворении заявленных административных требований по изложенным в иске основаниям.

Административный ответчик ФГБУ «Сахалинское УГМС», заинтересованное лицо администрация муниципального образования Невельский городской округ, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.

Руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту – КАС РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников.

Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (часть 1 статьи 39, часть 4 статьи 218 КАС РФ).

Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством.

В соответствии со статьями 63, 63.1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных.

Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) создается в целях обеспечения охраны окружающей среды.

Согласно пункту 2, подпункта «а» пункта 3 Положения о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), утвержденного постановлением Правительства РФ от 09 августа 2013 №681 государственный экологический мониторинг осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральным агентством лесного хозяйства, Федеральным агентством по недропользованию, Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральным агентством по рыболовству, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление использованием атомной энергии, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, путем создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы мониторинга, а также создания и эксплуатации Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственного фонда.

Создание и обеспечение функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы мониторинга осуществляется Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного экологического мониторинга, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, - в части государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственного мониторинга атмосферного воздуха, государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации, государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации, государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал.

Из пункта 5.4.3 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 года №372 «О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», следует, что на службу возложена обязанность по формированию и обеспечению функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организацию и прекращение деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения.

Согласно статье 1 Федерального закона от 19 июля 1998 N113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» стационарный пункт наблюдений за состоянием окружающей среды, её загрязнением - комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей среды, её загрязнения;

В соответствии с частью третьей статьи 13 названного закона в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, её загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения использования земельных участков. Положение об охранных зонах стационарных пунктов наблюдений утверждается Правительством Российской Федерации.

Порядок создания охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением установлен Положением о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 года N972.

Согласно пунктам 3, 6 названного Положения в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, её загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений (кроме метеорологического оборудования, устанавливаемого на аэродромах) создаются охранные зоны в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 метров во все стороны. В пределах охранных зон стационарных пунктов наблюдений устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, её загрязнении.

Пунктом 5 Положения определено, что предоставление (изъятие) земельных участков и частей акваторий под охранные зоны стационарных пунктов наблюдений производится в соответствии с земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации на основании схем размещения указанных пунктов, утвержденных Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, и по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Ввиду того, что названный пункт Положения, а также Федеральный закон от 19 июля 1998 года N113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» не определяют орган, полномочный принимать решение о создании охранных зон, то в данном случае следует руководствоваться общими положениями земельного законодательства о разграничении компетенции между органами государственной власти и местного самоуправления в области земельных отношений.

В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно пункту 1 статьи 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских Поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса РФ могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю, среди прочего: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.

Из подпункта 12 статьи 105 Земельного кодекса РФ следует, что охранная зона стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, её загрязнением является одним из видов зон с особыми условиями использования территорий.

Положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий утверждает Правительство Российской Федерации. В таком положении должны быть определены, в том числе порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, о прекращении существования указанных зон; федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории, за исключением случаев, если федеральным законом принятие указанных решений отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (подпункт 1 статьи 106 Земельного кодекса РФ).

Из части 16 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что до утверждения Правительством Российской Федерации положения о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) решение об установлении такой зоны принимается или ее установление путем согласования границ осуществляется в соответствии с требованиями статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона Правительством Российской Федерации для зоны с особыми условиями использования территории соответствующего вида.

Из материалов дела следует, что ФГБУ «Сахалинское УГМС» является действующим учреждением, основным видом деятельности которого является деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния окружающей среды, её загрязнения. На праве постоянного (бессрочного) пользования Учреждению принадлежат: земельный участок, категория земли населенных пунктов, разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации гидрометеостанции «Монерон», общей площадью 2800 кв.м., адрес объекта: относительно ориентира метеостанция на о. Монерон, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 11 сентября 2008 года сделана запись регистрации (свидетельство о государственной регистрации права Управления Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области (л.д. 72); земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: гидрологический пост, общая площадь 84 кв.м., адрес объекта: участок находится примерно в 24 м. по направлению на юг от ориентира юго-западный угол жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Невельский р-н, с.Горнозаводск, ул.Советская, д.44, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25 мая 2009 года сделана запись регистрации (свидетельство о государственной регистрации права Управления Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области (л.д. 73); земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства ГМС «Невельск», общая площадь 1250,11 кв.м., адрес объекта: Сахалинская область, Невельский р-н, г. Невельск, пер. Нагорный, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 11 сентября 2008 года сделана запись регистрации (свидетельство о государственной регистрации права Управления Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области (л.д. 74).

В силу п.5.3.19 Устава ФГБУ «Сахалинское УГМС» учреждение обязано осуществлять подготовку и представление необходимых документов по созданию охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети в соответствии с законодательством РФ и нормативными документами Росгидромета.

Из приведенных положений закона следует, установление охранных зон вокруг стационарных пунктов наблюдений предусмотрено законом, а обязанность по подготовке и представлению необходимых документов для их создания подлежит возложению на ФГБУ «Сахалинское УГМС».

14 сентября 2018 года с целью проверки соблюдения ФГБУ «Сахалинское УГМС» требований ФЗ от 19 июля 1998 №113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор принял решение №316 о проведении проверки в срок с 17 сентября 2018 года по 16 октября 2018 года.

По итогам проведения проверки, установлено, что на территории муниципального образования «Невельский городской округ» эксплуатируется 3 стационарных пункта наблюдения: Гидрологический пост II разряда «Горнозаводск - р. Лопатинка», расположенный на земельном участке с кадастровым номером , Метеорологическая станция II разряда «Невельск», расположенная на земельном участке с кадастровым номером , Метеорологическая станция II разряда «Монерон», расположенная на земельном участке с кадастровым номером . Данные стационарные пункты наблюдений ФГБУ «Сахалинское УГМС» входят согласно перечню в государственную наблюдательную сеть.

Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками, на которых расположены приведенные выше стационарные пункты наблюдения, собственником передано Государственному учреждению «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», что подтверждается приведенными выше свидетельствами о государственной регистрации права.

Из приведенных норм однозначно усматривается обязательность установления охранной зоны вокруг: гидрометеостанции «Монерон», Гидрологического поста II разряда «Горнозаводск-р. Лопатинка» и Метеорологической станции II разряда «Невельск», включающих земельные участки, с установленными на них оборудованием. Соответствующая зона должна устанавливаться не внутри земельного участка, занятого наблюдательными пунктами, а вокруг его границ.

Вместе с тем охранные зоны на местности вокруг стационарных пунктов наблюдения не установлены.

Выявленные нарушения послужили основанием для внесения исполняющим обязанности Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора представления в адрес начальника ФГБУ «Сахалинское УГМС» 31 октября 2018 года об устранении требований федерального законодательства, на которое 12 декабря 2018 года дан ответ о том, что главам администраций муниципальных образований Сахалинской области направлены письма с указанием перечня наблюдательных пунктов и необходимости учёта охранных зон при планировании хозяйственной деятельности в соответствии со статьей 13 ФЗ от 19 июля 1998 №113-ФЗ «О гидрометеорологической службе», Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1999 года №972, направлен очередной запрос в Росгидромет о выделении бюджетных средств на проведение работ по оформлению охранных зон. Федеральным законом от 03августа 2018 №432-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ, ФГБУ «Сахалинское УГМС» ведет работы по оформлению охранных зон с учётом данных изменений законодательства.

Из имеющихся в материалах дела ответов ФГБУ «Сахалинское УГМС» следует, что работы по нанесению границ охранных зон метеорологических площадок на генпланы территорий и постановки их на кадастровый учет будут выполняться при соответствующем финансовом обеспечении.

Однако как следует из ответа главы Невельского городского округа от 14 марта 2019 года, фактически охранные зоны вокруг указанных пунктов администрацией Невельского городского округа не устанавливались, заявления ФГБУ «Сахалинское УГМС» о необходимости установления охранных зон вокруг стационарных пунктов в адрес администрации Невельского городского округа не поступали.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о бездействии административного ответчика в непринятии мер по подготовке и представлению необходимых документов для создания охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети на территории муниципального образования «Невельский городской округ» и обоснованности заявленных административных истцом требований.

Учитывая, что охранные зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды подлежат установлению вокруг земельного участка с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей природной среды, её загрязнения; земли, на которых подлежат установлению охранные зоны, расположены на территории Невельского городского округа и относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена; соответствующее положение об охранных зонах стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, её загрязнением Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации до настоящего времени не утверждено, суд приходит к выводу о возложении на ФГБУ «Сахалинское УГМС» обязанности представить необходимые документы для создания охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети в администрацию муниципального образования «Невельский городской округ».

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Федерального государственного бюджетного учреждения «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» по непринятию мер по подготовке и представлению необходимых документов для создания охранных зон вокруг пунктов наблюдения государственной наблюдательной сети на территории муниципального образования «Невельский городской округ»: Гидрологического поста II разряда «Горнозаводск - р.Лопатинка», расположенного на земельном участке с кадастровым номером , Метеорологической станции II разряда «Невельск», расположенной на земельном участке с кадастровым номером , Метеорологической станции II разряда «Монерон», расположенной на земельном участке с кадастровым номером .

Возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» обязанность осуществить подготовку и предоставление в администрацию муниципального образования «Невельский городской округ» необходимых документов для создания охранных зон вокруг пунктов наблюдения государственной наблюдательной сети: Гидрологического поста II разряда «Горнозаводск - р.Лопатинка», расположенного на земельном участке с кадастровым номером , Метеорологической станции II разряда «Невельск», расположенной на земельном участке с кадастровым номером , Метеорологической станции II разряда «Монерон», расположенной на земельном участке с кадастровым номером в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Невельский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.В. Лаврова

Мотивированное решение составлено 12 марта 2020 года