ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-97/2021 от 25.02.2021 Бурейского районного суда (Амурская область)

Производство

УИД 28RS0-56

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 февраля 2021 года<адрес>

Бурейский районный суд <адрес>

в составе:

председательствующего судьи Шевчик Л.В.,

при секретаре ФИО2,

с участием представителя административного истца прокурора <адрес> – помощника прокурора <адрес>ФИО8,

представителей административного ответчика Бурейского поселкового Совета народных депутатов ФИО14 и ФИО9,

представителя заинтересованного лица МКУ Администрация рабочего поселка Бурея ФИО3,

представителя заинтересованного лица <адрес>ФИО11,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц жителей муниципального образования к Бурейскому поселковому Совету народных депутатов

о признании решения Бурейского поселкового Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О переселении граждан из аварийного МКД» - незаконным и подлежащим отмене;

о признании решения депутатов Бурейского поселкового Совета народных депутатов об отказе в удовлетворении протеста прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх. 42 – незаконным;

о возложении на Бурейский поселковый Совет народных депутатов обязанности не препятствовать гражданам в реализации представленного права выбора места нахождения жилого помещения, предоставляемого взамен аварийного,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> (далее - прокурор, административный истец) обратился в Бурейский районный суд <адрес> в интересах неопределенного круга лиц жителей МО рп. (пгт) <адрес> к Бурейскому поселковому Совету народных депутатов с данным административным иском.

В обоснование административного иска указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка жилищных прав граждан, проживающих в многоквартирном жилом доме, расположенном р.<адрес>, по результатам которой установлено следующее.

ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией по оценке жилых помещений и многоквартирных домов жилищного фонда <адрес> вынесено заключение , согласно которого многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание сессии Бурейского поселкового Совета народных депутатов.

Согласно протоколу заседания сессии Бурейского поселкового Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, рассматривался вопрос переселения граждан из аварийного многоквартирного дома.

Из протокола следует, что на указанном заседании выступила глава рабочего поселка Бурея ФИО3, которая пояснила депутатам, что в рамках переселения граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, предусмотрена выплата компенсации гражданам за собственное жилье, покупка жилья на вторичном рынке или строительство нового дома. В декабре 2019 года дом, расположенный по адресу <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. 22 квартиры в доме являются муниципальной собственностью, в связи с чем, глава муниципального образования предложила строительство многоквартирного жилого дома в границах территории муниципального образования рабочего поселка Бурея.

В результате обсуждения обращения главы рабочего поселка Бурейским поселковым Советом народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ принято решение «О переселении граждан из аварийного МКД».

Согласно описательно-мотивировочной части решения, строительство многоквартирного жилого дома в рамках переселения жителей аварийного МКД, расположенного по адресу: <адрес>, в границах территории муниципального образования р.<адрес> принято в связи с тем, что в собственности муниципального образования находится более 50% жилых помещений признанного аварийным дома.

ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района поступило обращение депутата Государственной Думы Федерального Собрания ФИО4 в интересах жителей многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу р.<адрес>, о нарушении жилищных прав в связи с непринятием органами местного самоуправления мер по переселению граждан из аварийного жилья.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось оперативное совещание при прокуроре района, на котором присутствовали глава района ФИО5, заместитель главы района ФИО6, глава р.<адрес>ФИО7, глава р.<адрес>ФИО3.

На указанном совещании рассмотрен вопрос переселения граждан, проживающих в 36-квартирном жилом <адрес> р.<адрес>.

В ходе совещания глава района пояснил, что на основании заключения региональной межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ на строительство 36 квартирного нового дома были доведены лимиты бюджетных средств на 2020-2021 года в размере 99996 тыс. рублей.

Для освоения бюджетных средств администрацией р.<адрес> в 2020 году пять раз проводились конкурсные процедуры в целях определения застройщика. Конкурсы признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок.

В настоящий момент в <адрес>, министерстве ЖКХ области рассмотрен вопрос о строительстве 70-ти квартирного жилого дома в р.<адрес> для переселения граждан из аварийного жилья.

Строительство указанного жилого дома запланировано под переселение граждан из 36 квартирного жилого <адрес> р.<адрес>, 22-х жилых помещений, признанных аварийными и расположенных в р.<адрес>, трех аварийных жилых помещений, расположенных в р.<адрес> и 8-и аварийных жилых помещений, расположенных в п.г.т. Талакан.

В настоящее время под строительство 70-ти квартирного жилого дома в р.<адрес> сформирован земельный участок с кадастровым номером 28:11:6010727:376, в центре поселка, площадью 6 960 кв.м.

Все жители из 36 квартирного жилого <адрес> р.<адрес> дали согласие на переселение в р.<адрес>.

Однако в ходе обсуждения на совещании глава администрации р.<адрес>ФИО3 доложила, что из 36 квартир в жилом <адрес> р.<адрес> в муниципальной собственности числится 22 квартиры, и она, как глава поселка, не согласна на строительство и переселение граждан жителей р.<адрес> в р.<адрес>, в связи с тем, что будет отток населения, а также р.<адрес> потеряет эстетический вид.

Также пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ депутатами Бурейского поселкового Совета народных депутатов принято решение «О переселении граждан из аварийного МКД», согласно которого депутаты решили осуществлять строительство многоквартирного жилого дома в целях переселения жителей аварийного жилого дома в границах муниципального образования р.<адрес> в связи с тем, что в собственности муниципального образования находится более 50% жилых помещений. И при наличии указанного решения граждане не могут претендовать на получение квартир в ином населенном пункте.

Таким образом, лишь ДД.ММ.ГГГГ прокуратуре района стало известно о принятии депутатами Бурейского поселкового Совета народных депутатов решения от ДД.ММ.ГГГГ «О переселении граждан из аварийного МКД».

В целях изучения указанного решения на предмет законности его принятия в Бурейском поселковом Совете народных депутатов прокуратурой было запрошено указанное решение.

ДД.ММ.ГГГГ с электронного адреса работника администрации <адрес> на электронную почту прокуратуры района поступил архивированный файл, который содержал все решения, принятые Бурейским поселковым Советом народных депутатов за 2020 год, в числе которых было решение от ДД.ММ.ГГГГ.

Изучив указанное решение, прокуратурой было установлено, что оно противоречит требованиям федерального законодательства и нарушает права граждан, проживающих в аварийном жилом доме.

В целях устранения выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ за исх. на решение Бурейского поселкового Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> принесен протест.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Бурейского поселкового Совета народных депутатов, на котором рассмотрен протест прокурора района, по результатам рассмотрения протеста прокурора депутатами принято решение об отказе в удовлетворении протеста, что подтверждается протоколом заседания сессии Бурейского поселкового Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ.

Прокурор полагает, что решение Бурейского поселкового Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, принято в превышение предоставленных полномочий, а потому является незаконным.

Административный истец просил суд признать решение Бурейского поселкового Совета народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ «О переселении граждан из аварийного МКД» незаконным и подлежащим отмене; признать решение депутатов Бурейского поселкового Совета народных депутатов об отказе в удовлетворении протеста прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх. 42 – незаконным; возложить обязанность на Бурейский Совет народных депутатов не препятствовать гражданам в реализации предоставленного права выбора места нахождения жилого помещения предоставляемого взамен аварийного.

Представитель прокуратуры <адрес> - помощник прокурора <адрес>ФИО8 в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске. Просила административный иск удовлетворить как законный и обоснованный.

Представитель административного ответчика Бурейского поселкового Совета народных депутатов ФИО14, являющаяся председателем Бурейского поселкового Совета народных депутатов, административные исковые требования не признала в полном объеме. Пояснила суду, что считает решение поселкового Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ вынесено депутатами в пределах полномочий и не нарушает действующего законодательства. Основанием для принятия решения стало обращение главы р.<адрес>ФИО3 к депутатам поселкового Совета о том, что 22 квартиры в аварийном доме по <адрес>, являются муниципальной собственностью в связи с нахождением в собственности муниципального образования более 50 % жилых помещений. Глава рабочего поселка предложила строить многоквартирный дом в границах муниципального образования р.<адрес>, пояснив, что данная инициатива выносилась в связи с проведением собрания жителей вышеуказанного дома и написанными от жителей согласиями за строительство жилого дома в р.<адрес>. Депутаты поселкового Совета согласились с главой рабочего поселка Бурея и приняли решение от ДД.ММ.ГГГГ «О переселении граждан из аварийного МКД». Депутаты действовали в соответствии со ст.132 Конституции РФ, ч.1 ст.89 ЖК РФ, с Уставом муниципального образования и Регламентом Бурейского поселкового Совета народных депутатов. Депутатами не допущено нарушений действующего законодательства при принятии оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ, поэтому при рассмотрении протеста прокурора от ДД.ММ.ГГГГ исх. 42 решили не отменять принятое решение. Просила отказать прокурору в удовлетворении административного иска за необоснованностью.

Представитель административного ответчика Бурейского поселкового Совета народных депутатов ФИО9, являющийся заместителем председателя Бурейского поселкового Совета народных депутатов, исковые требования к административному ответчику не признал в полном объеме. В обоснование своей позиции пояснил, что считает решение Бурейского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О переселении граждан из аварийного МКД» вынесено в пределах полномочий представительного органа и не нарушает действующего законодательства. Основанием для принятия решения стало обращение главы р.<адрес>ФИО3 о том, что 22 квартиры в аварийном доме по <адрес>, являются муниципальной собственностью в связи с нахождением в собственности муниципального образования более 50 % жилых помещений. Глава рабочего поселка предложила строить многоквартирный дом в границах муниципального образования р.<адрес>, пояснив, что данная инициатива выносилась в связи с проведением собрания жителей вышеуказанного дома и написанными от жителей согласиями за строительство жилого дома в р.<адрес>. Депутаты поселкового Совета действовали в соответствии со ст.132 Конституции РФ, ч.1 ст.89 ЖК РФ, Уставом муниципального образования рабочего поселка (пгт) Бурея и Регламентом Бурейского поселкового Совета народных депутатов. Не нарушили действующее законодательство при принятии решения от ДД.ММ.ГГГГ, поэтому депутаты Совета обоснованно отказали прокурору в удовлетворении протеста от ДД.ММ.ГГГГ исх. 42. Полагал, что глава р.<адрес> и депутаты поселкового Совета вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, что закреплено в Конституции РФ. Депутаты Бурейского поселкового Совета народных депутатов поддержали позицию главы муниципального образования ФИО3, действующей в интересах населения р.<адрес>. Протест прокурора на решение поселкового Совета от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрен депутатами и они решили не отменять принятое решение, так как не согласны, что ими был нарушен закон. Депутаты действовали в интересах всего населения муниципального образования. Жители р.<адрес>, переселяемые из аварийного жилья, не вправе выбирать, куда им переселяться, так как в соответствии с положениями ст.89 ЖК РФ предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение, только в случаях, предусмотренных федеральным законом. В данной ситуации при обсуждении вопроса переселения из аварийного МКД депутаты приняли решение о строительстве многоквартирного дома в границах поселения, поскольку посчитали, что это решение соответствует интересам жителей р.<адрес> и не противоречит действующему законодательству. Депутаты не нарушали гарантированное федеральным законодательством право на выбор места нахождения предоставляемого жилого помещения, на которое ссылался прокурор в принесенном протесте. Он, как депутат поселкового Совета, в интересах жителей аварийного дома обращался к депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО4 о строительстве дома по адресу: <адрес>. Благодаря усилиям жителей и депутатов проведена большая работа по признанию данного дома аварийным, о необходимости переселения жителей в другое жилье, о необходимости строительства многоквартирного дома. Считает целесообразным и необходимым строить жилой дом в границах муниципального образования рабочий поселок (поселок городского типа) <адрес>. Депутаты поддержали и поддерживают главу р.<адрес>, которая заботится о жителях рабочего поселка, о сохранении жилищного фонда и собственности муниципального образования. Представил в качестве доказательства результаты опроса более 130 граждан с целью выявления мнения населения о целесообразности строительства многоквартирного жилого дома для жителей аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес>, пгт Бурея, <адрес>, по результатам которого большинство опрошенных высказалось за строительство дома в пгт.Бурея. Просил отказать прокурору в удовлетворении административного иска за необоснованностью.

Представитель заинтересованного лица МКУ Администрации рп. Бурея ФИО3 не поддержала административное исковое заявление прокурора. В обоснование привела те же доводы, которые изложены в письменных возражениях на административное исковое заявление.

В письменных возражениях на административное исковое заявление представитель заинтересованного лица МКУ Администрации рп. Бурея ФИО3 суду пояснила, что согласно поступивших заявлений от граждан, проживающих в МКД по адресу: <адрес>, глава рабочего поселка Бурея ДД.ММ.ГГГГ вынесла вопрос на внеплановую сессию народных депутатов в рамках переселения граждан, проживающих в аварийном многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>. В указанном <адрес> квартиры являются муниципальной собственностью. Изучив заявления граждан, проживающих по адресу: <адрес>, подсчитав количество голосов: за строительство многоквартирного жилого дома в <адрес> было 11 голосов, за строительство в <адрес> - 7 голосов, за получение компенсации -3 голоса. Учитывая мнение жителей МКД, глава предложила строительство многоквартирного жилого дома в границах муниципального образования рабочего поселка Бурея.

Согласно Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на период 2019-2025 годов» от ДД.ММ.ГГГГ МКД, расположенный по адресу: <адрес>, не включен в данную программу, так как признан аварийный после ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ МКУ Администрация рабочего поселка Бурея отправила в адрес Министра жилищно-коммунального хозяйства <адрес>ФИО10 запрос о предоставлении информации, утверждена ли программа «Переселения граждан из аварийно-жилищного фонда на территории <адрес>» для домов или многоквартирных домов признанных аварийными после ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ, в котором сказано, что для домов, признанных аварийными после ДД.ММ.ГГГГ, программ для переселения не имеется и не разрабатывается, так как необходимо обеспечить сначала исполнение обязательств, взятых <адрес>ю по реализации национального проекта «Жилье и городская среда» и расселить не позднее ДД.ММ.ГГГГ аварийный жилищный фонд, признанный таковым до ДД.ММ.ГГГГ.

Ссылаясь на ст. 132 Конституции РФ, ст. 89, 90 ЖК РФ, Устав муниципального образования рабочего поселка (пгт) Бурея считает, решение от ДД.ММ.ГГГГ «О переселении граждан из аварийного МКД» принятое Бурейским поселковым Советом народных депутатов с учетом мнения большинства жителей МКД, расположенного, но адресу: <адрес>, а также в рамках законодательства Российской Федерации. Просила суд в удовлетворении административных исковых требований <адрес> к Бурейскому поселковому Совету народных депутатов отказать в полном объеме. Полагала, что оспариваемые прокурором решения поселкового Совета народных депутатов приняты в соответствии с действующим законодательством.

Представитель заинтересованного лица <адрес>ФИО11 поддержала административные исковые требования <адрес> в полном объеме, в обоснование привела те же доводы, что изложены в письменном отзыве. В письменном отзыве представитель заинтересованного лица <адрес>ФИО11 суду пояснила, что в компетенцию представительного органа муниципального образования рп.(пгт) Бурея, <адрес> не входит решение вопроса об определения места жительства граждан, подлежащих переселению из верхового аварийного жилья. Тем самым Решение Бурейского поселкового Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, принято с нарушением действующего законодательства, а также с ограничением прав граждан, проживающих в аварийном доме. Просила суд удовлетворить административные исковые требования прокурора в полном объеме.

Представитель заинтересованных лиц Министерство жилищно-коммунального хозяйства и <адрес>ФИО12 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом. В письменном отзыве суду пояснила, в силу требования закона жилое помещение в другом населенном пункте в пределах субъекта Российской Федерации может быть предоставлено вне зависимости от права собственности на признанное аварийное жилое помещение. Мотивировка депутатов относительно того, что в муниципальной собственности находится более 50 % квартир и по этой причине граждане лишены права выбора, что противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы граждан на улучшение жилищных условий.

Руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, представителей административного ответчика, представителей заинтересованных лиц, изучив материалы административного дела, исследовав все доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Заявленными административными исковыми требованиями являются требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц жителей МО рп.(пгт) <адрес>.

Согласно п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Круг лиц, проживающих в <адрес> на территории Муниципального образования рп.(пгт) <адрес>, признанного аварийным и расположенным в рп.(пгт) <адрес> не может быть определен точно, поскольку в силу требований статей 1, 3 Закона РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, в пределах Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ, каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Количество лиц, проживающих в многоквартирном доме изменяющаяся величина.

<адрес> был вправе обратиться с данными административными исковыми требованиями в интересах жителей муниципального образования - неопределенного круга лиц жителей МО рп.(пгт) Бурея в Бурейский районный суд <адрес>, поскольку в исследованных судом материалах дела содержатся копии заявлений, адресованных на имя главы рабочего поселка Бурея ФИО3, как от жителей аварийного <адрес>, так и от жителей аварийных домов №, 77, 78, 80, по <адрес>, желающих переселиться из аварийного жилья в <адрес>, в заявлениях, адресованных прокурору района содержится просьба о защите жилищных прав жителей дома, расположенного в <адрес>, заявивших, что решение Бурейского поселкового Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ограничивает их права.

В силу положений ч. 4 ст.218 КАС в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования, о несоответствии многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, рп. Бурея, <адрес>, требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным разделом 2 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, принято заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.

Таким образом, имеются достоверные доказательства, подтверждающие необходимость скорейшего расселения жителей аварийного дома в другое жилье, безопасное для проживания данных лиц.

Согласно решению от ДД.ММ.ГГГГ Бурейский поселковый Совет народных депутатов (четвертый созыв) решил в рамках переселения жителей из аварийного МКД, расположенного по адресу: <адрес>, в случае строительства многоквартирного жилого дома строить в границах муниципального образования рп. Бурея в связи с нахождением в собственности муниципального образования более 50 % жилых помещений.

Из протокола заседания сессии Бурейского поселкового Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, объяснений представителей Бурейского поселкового Совета народных депутатов ФИО14 и ФИО9 в судебном заседании, представителя заинтересованного лица МКУ администрация р.<адрес>ФИО3, следует, что Бурейским поселковым Советом народных депутатов по обращению главы муниципального образования принято решение о строительстве многоквартирного жилого дома в границах муниципального образования рп. Бурея.

Не согласившись с решением от ДД.ММ.ГГГГ «О переселении граждан из аварийного МКД» прокурор <адрес> направил Председателю Бурейского поселкового Совета народных депутатов протест, в котором требовал решение Бурейского поселкового Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О переселении граждан из МКД» - отменить; о результатах рассмотрения протеста сообщить прокурору района в письменной форме в установленный законом срок.

На протест <адрес> председатель Бурейского поселкового Совета народных депутатов сообщила, что Бурейский поселковый Совет народных депутатов решил не отменять решение от ДД.ММ.ГГГГ «О переселении граждан из аварийного МКД».

Согласно протоколу заседания сессии Бурейского поселкового Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ на рассмотрение сессии выносились следующие вопросы: рассмотрение протеста <адрес> на решение от ДД.ММ.ГГГГ «О переселении граждан из аварийного МКД»; о передаче полномочий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда многоквартирного дома по адресу: <адрес>; рассмотрение заявления депутата Бурейского поселкового Совета ФИО13 о выходе из состава депутатов Бурейского поселкового Совета народных депутатов. По первому вопросу решили: решение от ДД.ММ.ГГГГ «О переселении граждан из аварийного МКД» не отменять; предоставить в прокуратуру <адрес> ответ, что Бурейский поселковый Совет народных депутатов решил не отменять решение от ДД.ММ.ГГГГ «О переселении граждан из аварийного МКД» и предоставить копию настоящего протокола.

Как следует из протокола собрания жителей <адрес> и собственников жилья, попадающих под программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» от ДД.ММ.ГГГГ решено принять к сведению согласия граждан и рассмотреть вопрос строительства жилого дома по большинству согласий.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на период 2019 -2025 годов».

Согласно приложению к вышеуказанной программе дом по адресу: <адрес>, отсутствует в перечне МКД, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, данный дом не подлежит расселению по вышеуказанной программе.

Согласно ответу Министерства ЖКХ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.3/243, в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» реализуются мероприятия региональной адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда 2019 – 2025 годов, предусматривающей переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ. Для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после ДД.ММ.ГГГГ, необходимо обеспечить исполнение обязательств, взятых <адрес>ю по реализации национального проекта «жилье и городская среда» и расселить не позднее ДД.ММ.ГГГГ аварийный жилищный фонд, признанный таковым до ДД.ММ.ГГГГ.

Исследованным в судебном заседании Уставом муниципального образования рп.(пгт) <адрес>, принятым решением Бурейского поселкового Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ( ст.5), установлено, что к вопросам местного значения рп. Бурея относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного контроля, а так же иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с ч. 2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Глава 8 Конституции РФ предписывает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

На основании ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления (часть 1).

Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире (часть 2).

В соответствии сост. 7 Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации» повопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и(или) органами местного самоуправления идолжностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно ст. 43 Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации» всистему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые наместном референдуме(сходе граждан), нормативные ииные правовые акты представительного органа муниципального образования, правовые акты главы муниципального образования, местной администрации ииных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

В соответствии с ч. 11 ст. 35 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Согласно статьи 17 Устава муниципального образования рабочего поселка (поселка городского типа) <адрес>, принятого решением Бурейского поселкового Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями на ДД.ММ.ГГГГ ( далее - Устав), структуру органов местного самоуправления рабочего поселка Бурея составляет:

- Бурейский поселковый Совет народных депутатов -представительный орган поселения;

- глава рабочего поселка Бурея- высшее должностное лицо поселения;

- Администрация рабочего поселка Бурея- исполнительно- распорядительный орган поселения.

Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями при решении вопросов местного значения.

В соответствии с п.4 ст.1 ст.18 Устава представительный орган принимает Регламент, регулирующий вопросы организации и деятельности представительного органа.

Полномочия Бурейского поселкового Совета народных депутатов регламентируются в ст.20 Устава. Согласно указанной нормы (п.1) в исключительной компетенции Бурейского поселкового Совета народных депутатов находятся следующие вопросы:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2)утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия муниципального образования в организации межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления рабочего поселка Бурея полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Бурейский поселковый Совет народных депутатов обладает иными полномочиями, определенными федеральными законами, законами <адрес> и настоящим Уставом.

11) утверждение правил благоустройства территории муниципального образования.

Таким образом, полномочия Бурейского поселкового Совета народных депутатов, как представительного органа, регламентированы ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», законодательством субъекта, Уставом муниципального образования и Регламентом Бурейского поселкового Совета народных депутатов.

Регламент Бурейского поселкового Совета народных депутатов является основным нормативным правовым актом, определяющим на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов <адрес>, Устава МО рабочий поселок (пгт) Бурея порядок организации и деятельности Бурейского поселкового Совета народных депутатов принятого решением Бурейского поселкового Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (с внесенными изменениями от ДД.ММ.ГГГГ).

В п.18 Устава закреплено, что регламент, принимаемый представительным органом, регулирует вопросы организации и деятельности Бурейского поселкового Совета, как представительного органа.

Статья 2 указанного регламента (Полномочия поселкового Совета) предусматривает, что поселковый Совет народных депутатов самостоятельно осуществляет полномочия, отнесённые к его ведению Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (основным Законом) <адрес>, законами области, Уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами муниципального образования.

Поселковый Совет народных депутатов в пределах и формах, установленных Уставом муниципального образования, осуществляет контроль за соблюдением и исполнением нормативных правовых актов на территории муниципального образования, исполнением бюджета рабочего поселка Бурея, соблюдением порядка распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования.

В силу статьи 3 регламентанормативные правовые акты поселкового Совета, принятые им в пределах своих полномочий, обязательны для исполнения администрацией муниципального образования, органами местного самоуправления, всеми предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными на территории муниципального образования, а также должностными лицами и гражданами.

В соответствии сост. 46 Конституции РФ решения идействия(или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений идолжностных лицмогут быть обжалованы всуд.

В соответствии с ч. 10 ст. 35 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

- принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

- утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

- определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

- определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

- определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

- определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

- контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

- принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку;

- утверждение правил благоустройства территории муниципального образования.

Согласно ст.11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Защита жилищных прав осуществляется путем, в том числе: признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

В соответствии со ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

В соответствии со ст.34 Регламента Бурейского поселкового Совета народных депутатов по инициативе главы муниципального образования может быть созвано внеочередное заседание поселкового Совета.

Глава рп.Бурея ФИО3 вправе была обратиться в Бурейский поселковый Совет народных депутатов по любому вопросу, входящему в ее компетенцию.

Рассмотрев устное обращение главы муниципального образования по вопросу переселения граждан из аварийного многоквартирного жилого дома, депутаты поселкового Совета на внеочередной сессии ДД.ММ.ГГГГ приняли решение : В рамках переселения жителей из аварийного МКД, расположенного по адресу: <адрес>, в случае строительства многоквартирного жилого дома строить в границах муниципального образования р.<адрес> в связи с нахождением в собственности муниципального образования более 50% жилых помещений.

В нарушение ст.34 Регламента Бурейского поселкового Совета народных депутатов поселковый Совет народных депутатов провел внеочередное заседание без предоставления документов в письменной форме по вопросу, заявленному главой муниципального образования, для рассмотрения на внеочередной сессии.

Представители административного ответчика Бурейского поселкового Совета народных депутатов в судебном заседании ссылались на предоставленные им пунктами 4 и 5 ст.20 Устава полномочия: утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования и определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, которые дают им право на принятие решения о строительстве МКД в границах муниципального образования.

Данные доводы судом отклоняются, поскольку указанными нормами Совет должен руководствоваться при рассмотрении и принятии правовых актов.

Указанные депутатами полномочия, закрепленные в п.4-5 ст.20 Устава МО, не дают права на принятие Советом народных депутатов решения о расселении граждан из аварийного жилья и строительстве МКД.

Вместе с тем в судебном заседании установлено, что действующим федеральным законодательством к полномочиям представительных органов местного самоуправления не относятся полномочия по ограничению прав граждан, проживающих в аварийном жилье на выбор места нахождения жилья, предоставляемого взамен аварийного. Кроме того, указанные полномочия не делегированы представительному органу местного самоуправления и региональным законодательством.

Прокурором, обратившимся в интересах неопределенного круга лиц, представлены доказательства и в судебном заседании подтверждены сведения, что оспариваемым решением Бурейского поселкового Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О переселении граждан из аварийного МКД» нарушены права неопределенного круга лиц жителей муниципального образования на выбор места нахождения жилья, предоставляемого взамен аварийного - жилищные права граждан, нуждающихся в переселении из аварийного жилья. Требуется принятие незамедлительных мер по расселению граждан из аварийного жилья, а оспариваемое решение Бурейского поселкового Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О переселении граждан из аварийного МКД» препятствует в реализации жилищных прав граждан и права на выбор места проживания при переселении из аварийного жилья.

В материалах дела содержатся заявления от жителей аварийного дома, расположенного в <адрес> ( л.д.6,7), адресованные прокурору <адрес>, с просьбой обратиться в их интересах в защиту их жилищных прав. Из заявлений следует, что ДД.ММ.ГГГГ Бурейским поселковым Советом народных депутатов принято решение «О переселении граждан из аварийного МКД». Согласно указанного решения, в рамках переселения жителей из аварийного МКД, расположенного по адресу <адрес>, в случае строительства многоквартирного жилого дома строить в границах муниципального образования <адрес> в связи с нахождением в собственности муниципального образования более 50% жилых помещений. Считают, что указанное решение нарушает права жильцов аварийного дома, так как в силу требований закона ч.3 ст.16 ФЗ РФ № 185-ФЗ, п.1 ст.89 ЖК РФ они имеют право на предоставление жилого помещения в пределах субъекта РФ, а указанное решение ограничивает их права, кроме того большая часть жильцов написали заявление о предоставлении квартир в <адрес>.

Кроме того в прокуратуру района поступило обращение депутата Государственной Думы Федерального Собрания ФИО4, в интересах жителей многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, о нарушении жилищных прав в связи с принятием органами местного самоуправления мер по переселению граждан из аварийного жилья.

В ходе прокурорской проверки соблюдения прав граждан, проживающих в многоквартирном жилом доме, расположенном в рп.(пгт) Бурея <адрес>, выявлено, что имеется решение Бурейского поселкового Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О переселении граждан из аварийного МКД», которое затрагивает жилищные права и законные интересы неопределенного круга лиц муниципального образования, препятствует в реализации права граждан на переселение из аварийного жилья в жилые помещения, отвечающие требованиям безопасности.

Материалами дела подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось оперативное совещание при прокуроре района, на котором присутствовали глава района ФИО5, заместитель главы района ФИО6, глава р.<адрес>ФИО7, глава р.<адрес>ФИО3.

На указанном совещании рассмотрен вопрос переселения граждан, проживающих в 36-квартирном жилом <адрес> р.<адрес>.

В ходе совещания глава района пояснил, что на основании заключения региональной межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ на строительство 36 квартирного нового дома были доведены лимиты бюджетных средств на 2020-2021 года в размере 99996 тыс. рублей.

Для освоения бюджетных средств администрацией р.<адрес> в 2020 году пять раз проводились конкурсные процедуры в целях определения застройщика. Между тем, конкурсы признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок.

В настоящий момент в <адрес>, министерстве ЖКХ области рассмотрен вопрос о строительстве 70-ти квартирного жилого дома в р.<адрес> для переселения граждан из аварийного жилья.

Строительство указанного жилого дома запланировано под переселение граждан из 36 квартирного жилого <адрес> р.<адрес>, 22-х жилых помещений, признанных аварийными и расположенных в р.<адрес>, трех аварийных жилых помещений, расположенных в р.<адрес> и 8-и аварийных жилых помещений, расположенных в п.г.т. Талакан.

В настоящее время под строительство 70-ти квартирного жилого дома в р.<адрес> сформирован земельный участок с кадастровым номером 28:11:6010727:376, в центре поселка, площадью 6 960 кв.м.

В судебном заседании подтверждено, что большинство жителей из 36 квартирного жилого <адрес> рп.(пгт) Бурея дали согласие на переселение в рп.(пгт) Новобурейский.

Каких-либо доказательств, что муниципальное образование в связи с расселением жителей <адрес> из аварийного жилья во вновь построенный дом в <адрес> лишится права собственности на муниципальное жилье в количестве 22 квартир, суду не представлено.

Суждение главы администрации р.<адрес>ФИО3, что из 36 квартир в жилом <адрес> рп.Бурея в муниципальной собственности числится 22 квартиры, и она, как глава рабочего поселка, не согласна на строительство и переселение граждан в рп.Новобурейский, в связи с тем, что будет отток населения, а также что рп.(пгт) Бурея потеряет эстетический вид, не может быть определяющим при принятии решения о переселении граждан из аварийного жилья в соответствии с положениями ст.89 ЖК РФ, поскольку приоритетным должно быть соблюдение жилищных прав граждан на проживание в безопасном жилье и принятие мер к скорейшему расселению граждан, проживающих в аварийном жилье.

Суд также учитывает, что расстояние от <адрес> до <адрес>, расположенных в <адрес>, составляет 5 км и переселение в <адрес> нуждающихся в безопасном жилье жителей <адрес> не ухудшит положение этих граждан.

Решение вопросов администрацией р.<адрес> по предотвращению оттока населения из поселка и улучшение эстетического вида населенного пункта возможно иными методами и способами.

Реализация гражданами своих жилищных прав на переселение из аварийного жилья не может быть поставлена в зависимость от решения депутатов, если указанное решение нарушает жилищные права граждан и противоречит Жилищному кодексу РФ или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что Бурейским поселковым Советом народных депутатов были допущены нарушения действующего федерального законодательства при вынесении решения Бурейского поселкового Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О переселении граждан из аварийного МКД», что говорит о незаконности принятого решения.

Суд считает, что решение Бурейского поселкового Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О переселении граждан из аварийного МКД» принято депутатами при неверном толковании ими положений ст.89 ЖК РФ в превышение предоставленных им полномочий.

Не соблюдая требования ст.40 Конституции РФ, ст.ст.1, 3 Закона РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, в пределах Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ, ст.89 ЖК РФ, депутаты Бурейского поселкового Совета народных депутатов нарушили жилищные права неопределенного круга лиц -граждан МО рп.(пгт) Бурея, проживающих в аварийном жилье, желающих при переселении из аварийного жилья проживать в <адрес>.

Доводы представителей административного ответчика, что депутаты при принятии решения руководствовались положениями Устава муниципального образования и Регламента Бурейского поселкового Совета народных депутатов, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные муниципальные нормативные правовые акты не содержат в себе норм, позволяющих нарушать конституционные права, свободы и законные интересы граждан.

Доказательств устранения допущенных нарушений прав граждан, о которых заявлено прокурором <адрес>, административным ответчиком суду не представлено.

Прокурор, обратившись с настоящим административным иском по результатам проведенной прокурорской проверки соблюдения жилищных прав граждан, действовал в пределах своих полномочий, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ (ред.от ДД.ММ.ГГГГ) «О прокуратуре Российской Федерации».

Сроки обращения с настоящим административным иском в суд, предусмотренные ст. 219 КАС РФ, прокурором не нарушены. Административное исковое заявление подано в суд в течение трех месяцев, когда прокурору стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов граждан.

Доводы представителя административного ответчика, что прокурор <адрес> не вправе был проводить оперативное совещание по вопросу переселения граждан, проживающих в 36-квартирном жилом <адрес>, в <адрес> и обращаться в суд с иском, суд отклоняет, поскольку в соответствии со ст.22 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными, вносит представление об устранении нарушений закона.

Предметом прокурорского надзора является также и соблюдение прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления, их должностными лицами. Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Проведение прокурором проверки соблюдения прав и свобод человека и гражданина осуществляется с учетом положений пунктов 2 - 15 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Таким образом, по действующему законодательству прокурор имеет полномочия на проведение проверок исполнения законодательства, принесение протестов в соответствии с федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (ст.ст.21, 22, 23, 26), право на предъявление исков в суд в соответствии с действующим административным законодательством ( ст.39 КАС РФ).

Материалами дела подтверждено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения жилищных прав граждан, проживающих в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, в соответствии с действующим законодательством, по результатам которой принесен протест на решение Бурейского поселкового Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О переселении граждан из аварийного МКД». После отклонения протеста депутатами прокурором предъявлен в суд настоящий административный иск.

На основании вышеизложенного, административные исковые требования прокурора <адрес> интересах неопределенного круга лиц жителей муниципального образования в части признания решения Бурейского поселкового Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О переселении граждан из аварийного МКД» незаконным и отмене его, подлежат удовлетворению.

Обсуждая заявленные административные исковые требования прокурора о признании решения депутатов Бурейского поселкового Совета народных депутатов об отказе в удовлетворении протеста прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх. 42 незаконным, суд приходит к следующему.

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов установлены в главе 1 раздела III Закона о прокуратуре.

Согласно пункту 1 статьи 21 указанного Закона предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов федеральными органами исполнительной власти, их должностными лицами.

В соответствии с п. 3 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.

Согласно ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

В силу положений ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» безусловному исполнению в установленный срок подлежат требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона.

Таким образом, протест прокурора является актом прокурорского реагирования, носит характер предложения (рекомендации) об устранении нарушений закона, содержит разъяснение норм действующего законодательства.

Законодатель не возлагает на лицо, принявшее опротестовываемый прокурором акт, обязанность по отмене или изменению этого акта. Данному лицу в силу требований ч. 2 ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» необходимо рассмотреть поступивший протест в десятидневный срок и сообщить о результатах рассмотрения прокурору в письменной форме.

Сам по себе протест прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить органы и должностные лица устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке.

Следовательно, действия, связанные с отказом в удовлетворении требований протеста прокурора, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права лиц, в защиту которых действует прокурор. Действующее законодательство не устанавливает безусловной обязанности, в том числе и для органа местного самоуправления, по удовлетворению протеста прокурора.

Статья 36 Регламента Бурейского поселкового Совета народных депутатов предусматривает порядок рассмотрения протестов и представлений, внесенных прокурором района или его заместителями.

Протест прокурора от ДД.ММ.ГГГГ за исх. рассмотрен представительным органом ДД.ММ.ГГГГ в установленный законом срок, процедура рассмотрения протеста соблюдена депутатами, нарушений депутатами ст.36 Регламента и ст.23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при рассмотрении протеста не установлено, депутаты при рассмотрении протеста принимали решение коллегиально, вправе были выразить свое мнение по поставленному в протесте вопросу, сообщили прокурору в установленный законом срок в письменной форме, следовательно, в удовлетворении данных требований прокурору надлежит отказать за необоснованностью.

Что же касается заявленного требования о возложении на Бурейский поселковый Совет народных депутатов обязанности не препятствовать гражданам в реализации представленного права выбора места нахождения жилого помещения, предоставляемого взамен аварийного, суд считает данное требование преждевременно заявленным.

В силу ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Прокурор, обратившись с требованием о возложении на Бурейский поселковый Совет народных депутатов обязанности не препятствовать гражданам в реализации представленного права выбора места нахождения жилого помещения, предоставляемого взамен аварийного, по сути обращается к суду на будущее время, не учитывая положения ст.ст.39, 218 КАС РФ, предусматривающих право прокурора на обращение в суд в случае, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований прокурора <адрес> о признании решения депутатов Бурейского поселкового Совета народных депутатов об отказе в удовлетворении протеста прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх. 42 незаконным, и о возложении на Бурейский поселковый Совет народных депутатов обязанности не препятствовать гражданам в реализации представленного права выбора места нахождения жилого помещения предоставляемого взамен аварийного, надлежит отказать за необоснованностью и недоказанностью.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц жителей муниципального образования рабочий поселок (поселок городского типа) <адрес> удовлетворить частично.

Признать решение Бурейского поселкового Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О переселении граждан из аварийного МКД» незаконным и отменить его.

В удовлетворении требований о признании решения депутатов Бурейского поселкового Совета народных депутатов об отказе в удовлетворении протеста прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх. 42 незаконным и

о возложении на Бурейский поселковый Совет народных депутатов обязанности не препятствовать гражданам в реализации представленного права выбора места нахождения жилого помещения предоставляемого взамен аварийного, - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Амурского областного суда через Бурейский районный суд <адрес> в десятидневный срок с момента составления мотивированного решения.

Председательствующий (подпись)

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна:

Судья Бурейского районного суда Л.В.Шевчик