ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-97/2022 от 24.06.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 2а-97/2022

(УИД 91OS0000-01-2022-000042-50)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 июня 2022 года г. Симферополь

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Холодной Е.И.,

при секретаре Ищенко А.С.,

с участием представителя истцов – ФИО1; представителя Симферопольского городского совета Республики Крым – ФИО2; представителя Администрации города Симферополя Республики Крым – ФИО3; старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Крым – Алескерова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4, ФИО5 к Симферопольскому городскому совету Республики Крым, заинтересованные лица на стороне административного ответчика: Администрация города Симферополя Республики Крым; МКУ Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополя Республики Крым; Общество с ограниченной ответственностью «Институт Территориального Планирования «Град», о признании нормативных правовых актов недействующими в части,

установил:

ФИО4, ФИО5 обратились в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просили признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденный решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 25.08.2016 года № 888 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым»; решение Симферопольского городского совета Республики Крым от 28.04.2016 года № 733 «Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь (город Симферополь) Республики Крым»; решение Симферопольского городского совета Республики Крым от 30 апреля 2021 года № 361 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым», в части нахождения в территориальной зоне зеленых насаждений (З-1) земельного участка площадью 3483 кв.м. с координатным описанием:

- характерная точка границы – н1, координаты: Х – <данные изъяты>;

- характерная точка границы – н2, координаты: Х – <данные изъяты>;

- характерная точка границы – н3, координаты: Х – <данные изъяты>;

- характерная точка границы – н4, координаты: Х – <данные изъяты>;

- характерная точка границы – н5, координаты: Х – <данные изъяты>;

- характерная точка границы – н6, координаты: Х – <данные изъяты>;

- характерная точка границы – н7, координаты: Х – <данные изъяты>;

- характерная точка границы – н8, координаты: Х – <данные изъяты>;

- характерная точка границы – н9, координаты: Х – <данные изъяты>;

- характерная точка границы – н10, координаты: Х – <данные изъяты>;

- характерная точка границы – н11, координаты: Х – <данные изъяты>;

- характерная точка границы – н12, координаты: Х – <данные изъяты>.

Определением Верховного Суда Республики Крым от 08.04.2022 года производство по административному делу по административному исковому заявлению ФИО4, ФИО5 к Симферопольскому городскому совету Республики Крым, в части исковых требований о признании недействующим в части решения Симферопольского городского совета Республики Крым от 28.04.2016 года № 733 «Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь (город Симферополь) Республики Крым» прекращено в связи с принятием отказа от иска в указанной части.

В обоснование доводов административного искового заявления указано, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, расположены принадлежащие истцам нежилые строения (производственные и складские помещения). Административным истцам было отказано в согласовании схемы расположения земельного участка ввиду нахождения испрашиваемого земельного участка в границах территориальной зоны зеленых насаждении (З-1). По мнению истцов, отнесение земельного участка в соответствии с обжалуемыми нормативными правовыми актами к «Зоне зеленых насаждений (З-1)» произведено ответчиком без учета сложившегося землепользования, что является нарушением градостроительного законодательства. Установление такого территориального зонирования препятствует истцам, как собственникам расположенных на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимого имущества реализовать право на получение в собственность земельного участка.

Определением Верховного Суда Республики Крым от 11.03.2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечены Администрация города Симферополя Республики Крым и МКУ Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополя Республики Крым.

Определением Верховного Суда Республики Крым от 29.04.2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Институт Территориального Планирования «Град».

В судебном заседании 24.06.2022 г. представитель административных истцов ФИО1 настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель Симферопольского городского совета Республики Крым ФИО2 возражала против удовлетворения административного искового заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях. Считает, что материалами дела не подтверждено, что права, свободы и законные интересы истцов нарушены оспариваемыми нормативными правовыми актами. Пояснила, что оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом при соблюдении требований к форме, виду, при наличии кворума, и опубликованы в установленном порядке. Принцип соответствия Правил землепользования и застройки Генеральному плану соблюден, что подтверждается материалами по обоснованию Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Представитель Администрации города Симферополя Республики Крым ФИО3 возражал против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях и дополнительных пояснениях. Считает, что обжалуемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным представительным органом местного самоуправления в пределах его компетенции с соблюдением требований об официальном опубликовании. Процедура принятия указанных актов, включающая проведение публичных слушаний (общественных обсуждений), подготовку заключения по результатам их проведения, соблюдена, содержание утвержденных документов соответствует положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации. Сведения о земельном участке, расположенном вдоль <адрес> по адресу: <адрес>, отсутствуют в ЕГРН, в рамках публичных слушаний (общественных обсуждений) предложения и замечания не поступали. КЗАО «Стекломонтаж», которому был отведен спорный земельный участок, не разработало проектную документацию, в связи с чем, отнесение испрашиваемого земельного участка к функциональной зоне «Зона территорий, не покрытых лесом и кустарником» и территориальной зоне «Зона зеленых насаждений (З-1)» не противоречит нормам Градостроительного кодекса РФ. Просил учесть, что испрашиваемый истцами земельный участок находится вдоль реки Салгир, в связи с чем, на данной территории установлена водоохранная зона. Обжалуемые нормативные правовые акты разработаны с учетом гармоничного развития территорий муниципального образования городского округа, а также использования площадок неэффективно действующих либо не действующих производственно-складских и коммунальных объектов в природном окружении (вблизи рек, водоемов, озелененных территорий) для размещения рекреационных зон, парков и скверов.

Иные лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом.

Суд, с учётом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых неявившихся лиц.

Проверив оспариваемые положения нормативных правовых актов на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, участвующего в деле, полагавшего, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, истцом срок обращения в суд не пропущен, поскольку оспариваемые в части заявленных требований акты являются нормативными.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования указаны в пунктах 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее Постановление № 50 от 25 декабря 2018 года).

Статьей 3 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 1 Закона Республики Крым от 05 июня 2014 г. № 15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым» муниципальное образование город Симферополь наделено статусом городской округ и его административным центром определен город Симферополь.

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления (преамбула).

Частями 1 и 4 статьи 7 названного закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утверждение правил землепользования и застройки, генерального плана относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.

Согласно ч. 5 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки и другим, перечисленным в ней вопросам градостроительной деятельности проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности. Данная норма закреплена и в статье 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 29 статьи 9 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утверждённого решением Симферопольского городского совета от 13 ноября 2014 года № 61 (далее - Устав), к вопросам местного значения относятся, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана городского округа документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами) и пр. (т. 5 л.д.104).

Статья 58 Устава предусматривает порядок официального опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов, частью 13 указанной статьи установлено, что муниципальные правовые акты, подлежащие официальному опубликованию, размещаются на официальном интернет-портале Симферопольского городского совета (т. 5 л.д. 160, 196-198).

Порядок официального опубликования муниципальных правовых актов установлен решением Симферопольского городского совета от 02.04.2015 №232 «Об официальном опубликовании муниципальных правовых актов». В качестве официальных периодических изданий, осуществляющих публикацию муниципальных нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым определены следующие средства массовой информации: газета «Южная столица Крым» и журнал «БИБЛИОПОЛИС» (т.7 л.д.27-28).

Порядок проведения первой сессии Симферопольского городского совета, порядок созыва очередной и внеочередной сессий Симферопольского городского совета, порядок подготовки и внесения на рассмотрение Симферопольского городского совета проектов решений, порядок обсуждения и принятия решений по вопросам, рассматриваемым на сессиях, порядок избрания должностных лиц Симферопольского городского совета, порядок формирования и полномочия постоянных комитетов, иных органов Симферопольского городского совета, права и обязанности депутатов Симферопольского городского совета и иные вопросы организации работы Симферопольского городского совета, связанные с осуществлением Симферопольским городским советом и депутатами Симферопольского городского совета своих полномочий, устанавливает Регламент Симферопольского городского совета Республики Крым, утверждённый решением 2-ой сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1-го созыва от 31.10.2014 года № 60 (т. 6 л.д.1-57).

Порядок организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым регламентирован Положением «О публичных слушаниях в муниципальном образования городской округ Симферополь Республики Крым», утвержденным решением 6-ой сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1-го созыва от 28.11.2014 г. № 84 (далее – Положение о публичных слушаниях) (т. 6 л.д. 186-208).

Статьей 3 Положения о публичных слушаниях установлено, что в обязательном порядке на публичные слушания выносятся проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также проект генерального плана городского округа, проекты внесения изменений в генеральный план городского округа (пункты 4 и 5 части 2) (т. 6 л.д. 188-189).

При проведении публичных слушаний обязательно ведется протокол, в который в обязательном порядке включаются все письменные и устные предложения жителей города о внесении изменений и дополнений в обсуждаемый проект муниципального правового акта. Протокол публичных слушаний подписывается председательствующим на публичных слушаниях (часть 20 статьи 7 Положения о публичных слушаниях).

Согласно статье 8 Положения о публичных слушаниях итоговый документ, принятый в рамках публичных слушаний, носит рекомендательный характер для органов местного самоуправления городского округа. Рекомендации, принятые на публичных слушаниях, учитываются органами и должностными лицами местного самоуправления при рассмотрении проекта соответствующего муниципального правового акта. Результаты рассмотрения доводятся до сведения населения городского округа путем опубликования (обнародования). Рассмотрение проекта муниципального правового акта, вынесенного на публичные слушания, осуществляется при наличии протокола публичных слушаний, итоговых документов по результатам публичных слушаний. Муниципальный правовой акт, проект которого прошел обсуждение на публичных слушаниях, подлежит официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 12 Положения о публичных слушаниях закрепляет особенности проведения публичных слушаний относительно проектов генеральных планов.

Статьей 13 Положения о публичных слушаниях предусматривает порядок и сроки проведения публичных слушаний в отношении проектов правил землепользования и застройки.

Таким образом, порядок организации проведения публичных слушаний предполагает возможность обеспечить каждому заинтересованному лицу выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учёт мнения участников публичных слушаний, в том числе путём предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа своё мнение по соответствующему вопросу, при этом результаты публичных слушаний носят для органов местного самоуправления только рекомендательный характер.

Процедура подготовки и принятия являющимся документом территориального планирования генерального плана, его утверждения и внесения в него изменений, согласования проекта генерального плана регламентирована статьями 23 - 25 ГрК РФ и включает принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта (часть 2 статьи 24 ГрК РФ), проведение общественных обсуждений (публичных слушаний) по проекту генерального плана (часть 11, 12 статьи 24 ГрК РФ), согласование проекта генерального плана с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном законом (статья 25 ГрК РФ), принятие главой местной администрации решения о создании согласительной комиссии в случае поступления от одного или нескольких указанных в части 7 статьи 25 ГрК РФ органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, (часть 9, 10 статьи 25 ГрК РФ), представление проекта главе местной администрации, который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 12 статьи 25 ГрК РФ).

Статья 28 ГрК РФ закрепляет особенности организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, предусматривает срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний (ч. 8 ст. 28 ГрК РФ), полномочия главы местной администрации с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний (ч. 9 ст. 28 ГрК РФ).

Обязательными приложениями к проекту генерального плана и проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24, часть 15 статьи 31 ГрК РФ, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 19 июня 2015 г. Администрацией города Симферополя Республики Крым принято постановление № 427 «О проекте Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым и его реализации на основе агломерационного подхода на период до 2035 года, в пункте 9.1 которого установлена задача по разработке проекта Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на основе агломерационного подхода на период до 2035 года в 2015 году (т.7 л.д. 60-64).

В соответствии с письмом от 30 декабря 2015 г. за № 24/01-69/5634, адресованным в Симферопольский городской совет Республики Крым, глава администрации города Симферополя Республики Крым просил назначить публичные слушания по обсуждению проекта Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (т.7 л.д. 65-66).

Постановлением председателя Симферопольского городского совета от 13 января 2016 г. № 1 «О назначении публичных слушаний на 15 февраля 2016 года» были назначены публичные слушания на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым по обсуждению Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 15 февраля 2016 г. в 11-00 часов в большом зале Симферопольского городского совета Республики Крым (<адрес>) (пункт 1); создана рабочая группа по подготовке и проведению публичных слушаний по обсуждению проекта Генерального плана (пункт 2) (т.7 л.д. 67-69).

Указанное постановление опубликовано в газете «Южная столица Крым» № 1 (1218) 15 января 2016 г., с разъяснением о возможности ознакомления с проектом Генерального плана на официальном сайте Симферопольского городского совета Республики Крым (http://simgov.ru) (т.7 л.д. 70-71).

По результатам проведения публичных слушаний по проекту Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым были составлены соответствующие протоколы 15 февраля 2016 г., 12 апреля 2016 года и 14 апреля 2016 года. Предложения и замечания, поступившие при проведении публичных слушаний названного проекта были рассмотрены, о чем указано в приведенных протоколах (т.7 л.д.72-94).

Кроме того, по результатам проведения публичных слушаний подготовлено заключение, согласно которому, публичные слушания по обсуждению проекта генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым признаны состоявшимися (пункт 2). Протоколы публичных слушаний по обсуждению проекта генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым и заключение по результатам публичных слушаний поручено направить главе Администрации города Симферополя ФИО10 (пункт 5) (т. 7 л.д.95-97).

Протокол публичных слушаний и заключение по результатам публичных слушаний по обсуждению проекта Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым опубликованы в газете «Южная столица Крым» № 15 (1232) 22 апреля 2016 г., в журнале «БИБЛИОПОЛИС» № 4 (25) 15 апреля 2016 г. (т.7 л.д. 98).

Главой администрации города Симферополя Республики Крым принято распоряжение от 13 июля 2016 г. № 281-с «О внесении на рассмотрение Симферопольского городского совета проекта решения «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым». К указанному распоряжению была приложена пояснительная записка к проекту решения, согласно которой проект Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым прошел процедуру согласования в соответствии с требованиями статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.02.2012 г. № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований». Доступ к проекту Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым и материалам по его обоснованию в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее – ФГИС ТП) был обеспечен с 04 марта 2016 года. Получены положительные заключения о согласовании проекта Генерального плана от федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти Республики Крым, указанных в пояснительной записке. 17.05.2016 года получены положительные заключения о согласовании проекта Генерального плана от органов местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с муниципальным образованием городской округ Симферополь Республики Крым (т.7 л.д. 101-105).

Согласно сводному заключению о согласовании с проектом генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым Министерство экономического развития Российской Федерации согласовало указанный проект, что соответствует положениям части 9 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (т.7 л.д. 99-100).

К проекту решения Симферопольского городского совета «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» представлен лист согласования, согласно которому указанный проект внесен в Симферопольский городской совет Республики Крым главой Администрации города Симферополя ФИО10, коррупционных факторов не выявлено (т.7 л.д.106).

Из материалов дела также следует, что 25 августа 2016 г. состоялась очередная 50-ая сессия Симферопольского городского совета Республики Крым первого созыва, на которой из общего количества, составляющего 38 депутатов, присутствовали 28 депутатов.

На повестке дня указанной сессии был поставлен вопрос об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» (пункт 1). По данному вопросу за принятие решения проголосовали 28 депутатов, против – 0, воздержались – 0, не голосовали – 0 (т.7 л.д. 108-116).

25 августа 2016 г. Симферопольским городским советом Республики Крым первого созыва на очередной 50-ой сессии 25 августа 2016 г. принято решение № 888 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» (т.7 л.д.117-178), которым утвержден Генеральный план муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым согласно приложениям 1-5 к указанному решению (пункт 1). Администрация города Симферополя Республики Крым определена органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, ответственным за сохранность и использование Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного пунктом 1 настоящего решения (пункт 2). Положения Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного пунктом 1 настоящего решения, вступают в силу с 01.01.2017 года (пункт 3). Отделу по внешним связям и информационно-аналитической работе аппарата Симферопольского городского совета Республики Крым (ФИО11) поручено разместить настоящее решение на сайте Симферопольского городского совета и опубликовать в установленном порядке (пункт 4). Администрации города Симферополя Республики Крым поручено обеспечить размещение Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым и материалов по его обоснованию в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования в установленном порядке (пункт 5). Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования (пункт 6).

Указанное решение было опубликовано 26 августа 2016 г. в журнале «БИБЛИОПОЛИС» (спецвыпуск № 11 (32) от 26 августа 2016 г.) (т.7 л.д. 179-231), а также размещено на официальном сайте муниципального образования городской округ Симферополь (http://simgov.ru/static/writable/documents/2016/11/16/888_Генеральныйплан.рdf).

Процедура подготовки и принятия являющихся документом градостроительного зонирования правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ и включает принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ).

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что постановлением Администрации города Симферополя от 18.02.2021 г. № 879 «О подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» постановлено Муниципальному казенному учреждению Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополя Республики Крым (ФИО12) обеспечить подготовку проекта Правил землепользования и застройки городской округ Симферополь Республики Крым с установлением градостроительного зонирования ко всей территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым до 01.03.2021 г. (т.7 л.д. 232-233).

В Симферопольский городской совет 03 марта 2021 года поступил протест прокурора г. Симферополя №017-2021/Прдрп-17-21-120350023 на решение №733. Комиссией по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в МКУ Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополя представлен проект правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, который проверен на соответствие требованиям технических регламентов, Генеральному плану, утвержденному Решением № 888, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования Республики Крым и схемам территориального планирования Российской Федерации.

Согласно заключению о проверке проекта муниципального правового акта об утверждении Правил землепользования и застройки, представленного Комиссией по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, на соответствие требованиям части 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, по результатам проверки не было выявлено нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации, в связи с чем, принято решение о направлении проекта главе Администрации города Симферополя Республики Крым для принятия решения об обращении к главе городского округа – председателю Симферопольского городского совета ФИО13 с просьбой о назначении общественных обсуждений по проекту (т.7 л.д.237).

Постановлением председателя Симферопольского городского совета от 04.03.2021 г. № 11 назначены общественные обсуждения на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым по обсуждению проекта муниципального правового акта «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» в период с 05.03.2021 по 05.04.2021 (пункт 1) (т.7 л.д.238-240).

Постановление от 04.03.2021 г. № 11 опубликовано в журнале «БИБЛИОПОЛИС» спецвыпуск от 05.03.2021 № 7 (142) (т. 1 л.д.242-244), а также обнародовано на официальном интернет-портале Симферопольского городского совета (http://simgov.ru/static/writable/documents/2014/ll/28/84).

Согласно протоколу проведения общественных обсуждений от 09 апреля 2021 г. № 4-2021 проведены общественные обсуждения проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым. Предложения и замечания участников общественных обсуждений, прошедших идентификацию, закреплены в таблице в протоколе общественных обсуждений (т.8 л.д.1-90) и в заключении о результатах общественных обсуждений от 12 апреля 2021 г. (т. 8 л.д.91-178).

В заключении о результатах общественных обсуждений указано, что общественные обсуждения по обсуждению проекта «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым считать состоявшимися (пункт 1); Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым обеспечить представление настоящего заключения и протокола проведения общественных обсуждений главе Администрации города Симферополя ФИО14 (пункт 2); поручено опубликовать настоящее заключение в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и разместить на официальном сайте Администрации города Симферополя (пункт 3); настоящее заключение, как итоговый документ, принятый в рамках общественных обсуждений, носит рекомендательный характер для органов местного самоуправления городского округа (пункт 4).

В соответствии с Законом Республики Крым от 07.07.2017 г. № 409-ЗРК/2017 «Об особенностях создания в Республике Крым зон с особыми условиями использования территории» письмом МКУ Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополя от 09.04.2021 г. № 201/08/01-10 в адрес Министерства строительства и архитектуры Республики Крым направило материалы Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым для рассмотрения (т.7 л.д.234).

Письмом МКУ Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополя от 20.04.2021 г. № 214/08/01-10 главе Администрации города Симферополя ФИО14 направлен протокол и заключение о результатах общественных обсуждений, проект Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым для рассмотрения возможности направления проекта Правил с внесенными изменениями для утверждения на сессии Симферопольского городского совета Республики Крым (т.11 л.д.18).

Письмом Министерства строительства и архитектуры Республики Крым от 29.04.2021 г. № 01-14/6061/1 МКУ Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополя сообщено о том, что Министерством согласованы в пределах компетенции представленные материалы Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (т.7 л.д.235-236).

Распоряжением главы Администрации города Симферополя от 29.04.2021 № 55-с решено внести проект решения «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» на рассмотрение Симферопольского городского совета Республики Крым (т.8 л.д.179).

К проекту решения Симферопольского городского совета «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» представлен лист согласования, согласно которому коррупционных факторов не выявлено (т. 8 л.д.180), а также пояснительная записка к проекту (т.8 л.д.181-182).

30 апреля 2021 г. состоялась очередная 45-я сессия Симферопольского городского совета Республики Крым II созыва, на которой из 38 депутатов присутствовало 32 депутата, в повестке дня сессии Совета под № 2 стоял вопрос об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым; голосовали в целом: за – 31, против – 0, воздержались – 0, не голосовали – 1 (т.8 л.д.184-186).

Решением 45-ой сессии Симферопольского городского совета Республики Крым второго созыва от 30 апреля 2021 г. № 361 утверждены Правила землепользования и застройки: карта градостроительного зонирования (приложение 1); карта зон с особыми условиями использования территории (приложение 2); Том 1. Порядок применения Правил землепользования и застройки и внесения изменений в них; Том 2. Градостроительные регламенты (приложение 3) (пункт 1); аппарату Симферопольского городского совета Республики Крым (ФИО15) поручено разместить настоящее решение на сайте Симферопольского городского совета и опубликовать в установленном порядке (пункт 2); настоящее решение вступает в законную силу со дня его официального опубликования (пункт 3); Администрации города Симферополя Республики Крым поручено обеспечить размещение настоящего решения в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в порядке и сроки, установленные Градостроительным кодексом Российской Федерации (пункт 4) (т.9 л.д.1-157).

Решение Симферопольского городского совета Республики Крым второго созыва от 30 апреля 2021 г. № 360 и № 361 опубликовано 13.05.2021 в официальном издании муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым - журнале «Библиополис» (спецвыпуск № 20 (155) от 13.05.2021 г.) (т.8 л.д.187-238).

Проверяя соблюдение процедуры принятия Решения от 25.08.2016 г. №888 и Решения от 30.04.2021 г. № 361, суд пришел к выводу, что указанные нормативные правовые акты приняты компетентным органом в пределах полномочий, при соблюдении требований законодательства к форме, виду, процедуре и порядку принятия, при наличии кворума, опубликованы в установленном порядке и введены в действие.

Правомочность органа, принявшего обжалуемые нормативные правовые акты, процедура принятия, порядок введения их в действие и опубликования, административными истцами в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Проверяя соответствие содержания указанных решений в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания нормативных правовых актов в оспариваемой части недействующими, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 1 ГрК РФ градостроительной деятельностью является деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий.

Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Согласно статье 2 ГрК РФ принципами градостроительной деятельности являются, в частности, принципы обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

Согласно пунктам 5-8 статьи 1 ГрК РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; функциональные зоны – зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение; территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты; правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа, и утверждается на срок не менее чем 20 лет (часть 11 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 ГрК РФ).

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).

Тем самым подготовка генерального плана городского округа направлена не только на отражение существующей территории городского округа, но и на планируемое развитие этой территории.

Как следует из статей 1, 30, 31, 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки, так же как и документы территориального планирования, разрабатываются в целях обеспечения при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений, сохранения объектов культурного наследия. Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования, на которой отображаются границы территориальных зон, и градостроительные регламенты, предусматривающие нормативные ограничения градостроительной деятельности в зависимости от целей использования земельных участков, их размеров, а также предельных параметров разрешенного строительства, высоты и объема объектов капитального строительства, плотности застройки.

Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, определен частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).

Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1 ГрК РФ). При этом несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (пункт 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ).

Нормами Градостроительного кодекса закреплен принцип первичности генерального плана городского округа, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

Пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что решением Исполнительного комитета Симферопольского городского совета депутатов трудящихся № 664 от 29 декабря 1973 г. решено отвести Симферопольскому монтажному участку Киевского СУ-№25 для строительства производственных и складских помещений земельный участок площадью 0,4 га в районе станции Битумная, рядом с городским топливным складом и территорией СМУ-10 треста «Крымводстрой» (т.12 л.д.196).

Решением Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 16.12.2020 г. по делу № 2-1633/2020 установлено, что 24.01.2006 г. между ФИО16 и ЗКАО «Стекломонтаж» заключен договор купли-продажи нежилых зданий литеры «А», «Б», «В», «Г», «Д», «Ж», расположенных по адресу: <адрес>, в соответствии с решением общего собрания акционеров ЗКАО «Стекломонтаж» № 12. 17.02.2019 г. ФИО16 умер, в права наследования вступили супруга – ФИО4 и ФИО5 путем фактического принятия наследственного имущества. Вышеуказанным решением встречные исковые требования ФИО4 и ФИО5 – удовлетворены. За ФИО4 и ФИО5 в равных долях признано право собственности на нежилые здания литеры: «А», «а», «а1» площадью 147.8 кв.м., кадастровый ; «Б» площадью 174,9 кв.м., кадастровый ; «В», «Г» площадью 92,1 кв.м., кадастровый ; «Д», кадастровый и «Ж», расположенные по адресу: <адрес> (т.12 л.д.197-200).

Материалами дела подтверждается и не оспаривалось сторонами, что истцы, будучи собственниками нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, обратились в Администрацию города Симферополя Республики Крым сзаявлениемот 09.07.2021 г. № 10726/40/05-06 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по <адрес>.

Материалами дела также подтверждается, что по результатам рассмотрения вышеуказанного заявления, поданного представителем истцов ФИО1, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым письмом от 19.07.2021 г. № 10726/40/05-06 сообщил о возвращении заявления по следующим основаниям. В нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении не указана информация о месте жительства ФИО1. В нарушение пункта 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» к заявлению не приложена копия паспорта ФИО1. В нарушение приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 02.09.2020 г. № П/0321 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» к заявлению не приложено сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю. В нарушение пункта 9.1 административного регламента «Предварительное согласование предоставления земельного участка», утвержденного постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 25.09.2020 г. № 5513 к заявлению не приложено согласие заявителей на обработку персональных данных. В нарушение пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование испрашиваемого земельного участка приводит к чересполосице с земельным участком с кадастровым номером 90:22:010201:3602. Также заявителю разъяснены положения пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Сообщено, что в соответствии с картой градостроительного зонирования, входящей в состав Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденных решением 45-й сессии Симферопольского городского совета II созыва от 30.04.2021 г. № 361, испрашиваемая территория расположена в границах территориальной зоны зеленых насаждений (З-1). Разъяснено, что регулирование градостроительной деятельности для зон зеленых насаждений общего пользования в границах коридоров красных линий должно осуществляться в соответствии с Проектом планировки и межевания улично-дорожной сети, и территорий общественного пользования. Сообщено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме и требованиям к ее подготовке в форме документа на бумажном носителе, установленных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 г. № 762. Представленная схема подготовлена с нарушением требований к ее подготовке: на схеме отображены не все здания и сооружения, расположенные в пределах образуемого земельного участка; не указана используемая система координат. В предлагаемой к утверждению схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории приведена графическая информация о местоположении зданий и сооружений, расположенных в пределах испрашиваемого земельного участка, однако применимые условные обозначения в схеме не читаемы. Разъяснено право заявителя повторно обратиться в адрес администрации города после устранения замечаний и приложением всех необходимых документов (т. 1 л.д.31-33).

Из содержания вышеуказанного письма от 19.07.2021 г. № 10726/40/05-06 усматривается, что расположение испрашиваемого земельного участка в границах территориальной зоны зеленых насаждений (З-1), установленной Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденными решением 45-й сессии Симферопольского городского совета II созыва от 30.04.2021 г. № 361, не являлось основанием для отказа истцам в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по <адрес> в <адрес>.

Материалами дела подтверждается, что согласно карте Генерального плана города Симферополя Автономной Республики Крым, утвержденного решением 23 сессии Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым 6 созыва от 22.09.2011 г. № 234, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, (согласно указанным в иске координатам) ориентировочно находится в границах зоны «Зона коммунальных предприятий» (т.1 л.д.101, 109-110).

В соответствии с планом зонирования территории города Симферополя Автономной Республики Крым, утвержденным решением 55-ой сессии Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым 6-го созыва от 21.03.2013 г. № 610, вышеуказанный земельный участок ориентировочно находится в границах зоны «Зона размещения коммунально-складских объектов 5 класса санитарной классификации КС-5» (т.1 л.д. 101,104-105).

Согласно карте функциональных зон Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 25.08.2016 № 888, испрашиваемый земельный участок находится в границах функциональных зон «Зона территорий, не покрытых лесом и кустарником».

Генеральным планом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденным решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 25.08.2016 № 888 предполагается благоустройство и дополнительное озеленение городской набережной. Такое решение позволит соединить разные части городского округа единым зеленым элементом, формирующим уникальный облик города. Система набережных реки Салгир протянется через весь город, как система зеленых коридоров вдоль речных долин и балок, совпадающая с направлением благоприятных ветров и тем самым усиливающая свою живительную роль. Создание новых парков на вновь осваиваемых территориях, имеющих регулярную планировочную структуру, а также широких бульваров, формирующих новую систему зеленых насаждений общего пользования из расчета 15 кв.м. на человека, дополнит сложившуюся систему озеленения и обеспечит, укрепит ее непрерывность, устойчивость в условиях повысившейся антропогенной нагрузки на территории при увеличении не только численности населения, но и автомобильной загруженности городского округа.

Согласно пункту 3.1.6 «Предложения по функциональному зонированию территории городского округа» Материалов по обоснованию Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, подготовленных ООО «Институт Территориального планирования «Град», размещенных на официальном сайте Федеральной государственной информационной системы территориального планирования (далее – ФГИС ТП) (https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/60762), в границах городского округа город Симферополь установлены функциональные зоны, в том числе:

- рекреационного назначения (объектов отдыха, туризма и спорта; озелененных территорий общего пользования; городских лесов; спортивного назначения). Зона рекреационного назначения представляет собой озелененные территории общего пользования в пределах городского округа, предназначенные для организации отдыха населения, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан в зеленом окружении и создания благоприятной среды в застройке города с включением объектов, допустимых в соответствии с действующим законодательством. Площадь озеленения в рекреационной зоне должна быть не менее 40 %. К зоне озелененных территорий общего пользования относятся площади, парки, скверы, бульвары, набережные, пляжи, спортивные площадки общего пользования. Зона рекреационного назначения включает зону объектов отдыха, туризма и спорта; зону озелененных территорий общего пользования; зону городских лесов; зону спортивного назначения;

- производственного и коммунально-складского назначения, предназначенная для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов, с включением объектов общественно-делового назначения, связанных с обслуживанием данной зоны;

- зона природного ландшафта, представляющая собой участки земли, на которых расположены природные комплексы и объекты, сохранившие свои естественные свойства и по различным причинам не входящие в зоны рекреационного назначения и не вовлеченные в градостроительную деятельность. Основными функциями этой зоны являются природоохранная, средообразующая, санитарно-гигиеническая, эстетическая функции.

В состав зоны природного ландшафта включены зона территорий, не покрытых лесом и кустарником, а также зона защитного озеленения.

Зона территорий, не покрытых лесом и кустарником, предназначена для выделения земельных участков, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что истцы и их представитель пришли к ошибочному выводу об отнесении Генеральным планом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденным решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 25.08.2016 № 888, земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> к функциональной зоне «Зона зеленых насаждений (З-1)».

Судом учтено, что при подготовке проекта Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь сведения о правообладателях указанного земельного участка не были зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Земельный участок на момент утверждения обжалуемых нормативных правовых актов и на момент рассмотрения настоящего дела в суде не поставлен на кадастровый учет, в связи с чем, в силу положений ст.ст. 34, 36 ГрК РФ ранее возникшее право на указанный земельный участок не могло быть учтено при разработке градостроительной документации. При этом, нахождение испрашиваемого истцами земельного участка вдоль реки Салгир повлияло на планируемое развитие этой территории.

При этом, установление генеральным планом муниципального образования городской округ Симферополь, утвержденным решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 25.08.2016 г. № 888, на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> функциональной зоны «Зона территорий, не покрытых лесом и кустарником», не нарушает права административных истцов на использование объектов недвижимости, исходя из следующего.

Судом учтено, что генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет, тем самым подготовка генерального плана направлена не только на отражение существующей территории поселения, но и на планируемое развитие этой территории.

Как отмечено в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018 г., генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории городского округа в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию и допускает потенциальное изменение назначения территории, так как определяет стратегию градостроительного развития муниципальных образований и условия формирования среды жизнедеятельности.

Судом принято во внимание, что задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от 6 ноября 2003 г. N 387-О, от 15 июля 2010 г. N 931-О-О и от 25 февраля 2016 г. N 242-О).

Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются в том числе путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 ГрК РФ, статья 49, глава VII.1 ЗК РФ, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации),а также обеспечиваются возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 ГрК РФ). Указанная позиция изложена в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 15 января 2020 г. № 53-АПА19-47.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Генеральный план муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым не противоречит законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административных истцов, в связи с чем, на основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании недействующим Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в части подлежат оставлению без удовлетворения.

Согласно карте зон с особыми условиями использования территории Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденных решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 30.04.2021 № 361 земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, (согласно указанным в иске координатам) находится в границах зон с особыми условиями использования территории – Водоохранная зона, граница шестой подзоны приаэродромной территории.

Согласно карте территориального зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденных решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 30.04.2021 № 361 земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, (согласно указанным в иске координатам) находится в границах территориальной зоны «Зона зеленых насаждений (3-1)» (т.1 л.д.101-103).

«Зона зеленых насаждений (3-1)» предусматривает: Зоны зеленых насаждений общего пользования в границах коридоров красных линий включают в себя участки территории города, предназначенные для установления полос отвода автомобильных дорог, размещения улично-дорожной сети, за исключением внутриквартальных проездов, инженерной сети, объектов дорожного сервиса и дорожного хозяйства (при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности движения), установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов указанных объектов, объектов благоустройства, в том числе для размещения парков, скверов, бульваров, газонов в границах таких территорий, иных зеленых насаждений.

Регламенты для зон зеленых насаждений общего пользования в границах коридоров красных линий в соответствии с пунктом 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации не устанавливаются.

Регулирование градостроительной деятельности для зон зеленых насаждений общего пользования в границах коридоров красных линий должно осуществляться в соответствии с Проектом планировки и межевания улично-­дорожной сети и территорий общественного пользования.

Регламенты для иных зеленых насаждений, относящихся к территориям общего пользования, в соответствии с пунктом 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации не устанавливаются.

Как уже отмечалось судом, согласно карте зон с особыми условиями использования территории Правил землепользования и застройки, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, находится в границах зон с особыми условиями использования территории - Водоохранная зона, граница шестой подзоны приаэродромной территории (т.12 л.д.192-193).

Решением № 361 предусмотрено, что зоны с особыми условиями использования территорий – это охранные, санитарно-защитные зоны, санитарные разрывы, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Разрешительная документация на предоставление участков под новое строительство в случае размещения объекта на территории зон с особыми условиями использования территорий должна согласовываться с соответствующими органами контроля и надзора в установленном законом порядке.

Установление зон не влечёт за собой изъятие земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Согласно пункту 7 статьи 1 ГрК РФ территориальные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 ГрК РФ).

Согласно ч.11 ст.35 ГрК РФ в состав зон рекреационного значения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха.

Исходя из пунктов 9 и 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма. В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

В силу пункта 2 части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предназначенные в границах территорий общего пользования.

Согласно материалам по обоснованию Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, функциональная зона «Зона территорий, не покрытых лесом и кустарником» включает в себя не только земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, но и иное особо ценное значение.

Материалами дела подтверждается, что объекты недвижимости, расположенные на земельном участке по адресу: <адрес>, принадлежащие административным истцам, расположены на набережной вдоль реки Салгир.

Установление Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденными решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 30.04.2021 г. № 361, в городе Симферополе вдоль реки Салгир «Зоны зеленых насаждений (З-1)» не противоречит положениям действующего генерального плана, а именно установлению на данной территории функциональной зоны «Зона территорий, не покрытых лесом и кустарником».

При этом, суд анализирует не название указанной в генеральном плане функциональной зоны, а ее содержание, смысловую нагрузку, которая содержится в описании «Зоны природного ландшафта», включающей «Зону территорий, не покрытых лесом и кустарником».

Таким образом, судом принято во внимание предназначение территориальной зоны «зона зеленых насаждений (З-1)», которое не противоречит целям установления функциональной зоны «Зона территорий, не покрытых лесом и кустарником».

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что территориальное зонирование, установленное для земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, Правилами землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, соответствует функциональному зонированию, установленному Генеральным планом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, направлено на сохранение баланса частных и публичных интересов, а следовательно, соответствует положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 года № 931-О-О, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (определения от 28 января 2016 года №109-О и от 26 мая 2016 года №1145-О, от 25 октября 2016 года № 2302-О).

С учётом установленных по делу обстоятельств, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что обжалуемые нормативные правовые акты соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав, свобод и законных интересов административных истцов не нарушают, в связи с чем, правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО4, ФИО5 к Симферопольскому городскому совету Республики Крым о признании нормативных правовых актов недействующими в части - отказать.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Крым Е.И. Холодная

Решение изготовлено в окончательной форме 07.07.2022 года.