Дело № 2а-980/2022
УИД 21RS0006-01-2022-001307-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Канашский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Камушкиной Е.Н.,
при секретаре Викторовой Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии к ФИО1 о взыскании штрафных санкций за непредставление сведений о застрахованных лицах,
установил:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Отделение ПФР) обратилось в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к ФИО2 (ныне Чёрненькой) Н.А.
Административный истец в обоснование административных исковых требований указал, что ФИО3 (далее - страхователь) была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение п.п. 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) ФИО3 не представила своевременно сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах» за октябрь 2019 года. ФИО3 было направлено уведомление о необходимости представления данных сведений, но в установленные сроки сведения не были представлены, в связи с чем ей был исчислен штраф в размере 500 рублей. Кроме того, в результате аудита базы данных персонифицированного учета по страхователю ФИО3 выявлено расхождение по 6 застрахованным лицам, сведения по форме СЗВ-СТАЖ «Сведения о страховом стаже застрахованных лицах» за 2019 календарный год страхователем не представлены. В адрес страхователя были направлены уведомления об устранении в течении пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий и представлении пояснений о причинах расхождений. Однако в установленные сроки пояснения и уточненные сведения индивидуального (персонифицированного) учета страхователем не представлены, за что ФИО3 исчислен штраф в размере 3000 рублей. По результатам рассмотрения материалов проверки вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной ст.17 Закона № 27-ФЗ. Требования об уплате финансовых санкций за совершение правонарушений в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования должником добровольно не исполнены. Просит взыскать с ФИО3 штраф за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2019 года в размере 500 рублей и по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 календарный год в размере 3000 рублей.
Представитель административно истца - Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился (л.д. ).
Административный ответчик ФИО1 извещалась о дате, времени и месте судебного заседания судебной повесткой заказным письмом по адресу регистрации, письмо возвратилось в суд с отметкой «истек срок хранения» (л.д. ).
Согласно п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ)), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.
Суд считает, что административный ответчик ФИО1 добровольно отказался от реализации своих процессуальных прав, не получив своевременно почтовое отправление разряда «Судебное», и в силу ч. 2 ст. 100 КАС РФ считает ее извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
С учетом ч. 2 ст. 150 КАС РФ, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286 КАС РФ).
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС РФ).
Положениями Закона № 27-ФЗ установлены порядок и сроки представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу ст. 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно ст. 15 Закона № 27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.
В силу п.2 ст.11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Сведения подаются по форме СЗВ-Стаж «Сведения о страховом стаже застрахованных лицах», утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 11 января 2017 года № 3п.
В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица). Сведения подаются по форме СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах», утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01 февраля 2016 года № 83п.
В силу положений ст. ст. 5 и 16 Закона № 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право осуществлять контроль за правильностью и своевременностью представления страхователями сведений.
Согласно ст. 17 Закона № 27-ФЗ страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
При выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом.
Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
На правоотношения, связанные с контролем страхователей при предоставлении ими индивидуальных сведений в отношении застрахованных лиц в соответствии с Законом № 27-ФЗ, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей с 01 апреля 2020 года) срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации или актом Президента Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем.
С учетом установленных в законодательстве предельных сроков на проведение проверки (3 месяца с момента сдачи спорной отчетности либо, в случае ее отсутствия, истечения срока для ее представления (применительно к пункту 2 статьи 88 НК РФ); на составление акта проверки (10 дней применительно к пункту 1 статьи 100 НК РФ); 5 дней на вручение (направление) акта проверки, 6 дней на вручение акта в случае направления акта по почте, 15 дней на представление возражений на акт проверки проверенным лицом, 10 дней на рассмотрение материалов проверки и вынесение решения, 5 дней на вручение (направление) решения по результатам проверки, 6 дней на вручение решения (в случае направления решения по почте), 10 дней на вступление в силу решения по результатам проверки, 10 дней на вручение (направление) требования об уплате финансовых санкций, 6 дней на получение требования в случае направления по почте (статья 17 Закона N 27-ФЗ); 10 календарных дней на исполнение требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании; на взыскание в судебном порядке финансовых санкций (6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на сумму более 3000 руб. либо 3 года плюс 6 месяцев, если сумма санкций меньше 3000 руб., на обращение в суд с заявлением (статья 17 Закона N 27-ФЗ), решение территориального органа Пенсионного фонда РФ о привлечении к ответственности не может быть принудительно реализовано, иначе как в пределах совокупности указанных сроков.
Аналогичный порядок расчета совокупного срока изложен в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22 июля 2019 года № 305-ЭС19-2960.
В судебном заседании установлено, что ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. ).
Из записи акта заключения брака № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО3 по вступлению в брак с Ч.. присвоена фамилия Чёрненькая Н.А. (л.д. ).
Как следует из материалов дела, ФИО4 в нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования не представила своевременно сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах» за отчетный период - октябрь 2019 года, выявленное правонарушение зафиксировано ГУ - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Канаш Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) (далее - Управление) в акте от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.).
По результатам рассмотрения материалов проверки Управлением принято решение от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении индивидуального предпринимателя к ответственности в виде штрафа в сумме 500 рублей (л.д.).
Кроме того, в результате аудита базы данных персонифицированного учета по страхователю ФИО3 выявлено расхождение по 6 застрахованным лицам: П.Н., К.С., П.Ю., Д.С., П.Е. и Ш.Е.; сведения по форме СЗВ-СТАЖ «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц» за 2019 год не представлены. Выявленные нарушения отражены в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.).
Решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ№ по данному факту страхователь ФИО3 привлечена к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 3000 рублей.
В целях добровольной уплаты штрафа ФИО3 выставлены требования об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 500 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 3000 рублей со сроком уплаты соответственно до ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц Управление ДД.ММ.ГГГГ прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Отделению ПФР.
Неисполнение ФИО3 указанных требований послужило основанием для обращения Отделения ПФР в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций в судебном порядке.
Административный истец обратился к мировому судье судебного участка № г. Канаш Чувашской Республики с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО3 штрафных санкций посредством почтовой связи 28 марта 2022 года (л.д.). Определением мирового судьи судебного участка № г. Канаш Чувашской Республики от 01 апреля 2022 года в удовлетворении вышеуказанного заявления отказано (л.д. ). Административный иск поступил в Канашский районный суд Чувашской Республики 06 июня 2022 года (л.д. ).
Как следует из материалов дела, правонарушение совершено страхователем в момент не представления сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за октябрь 2019 года.
В материалы дела административным истцом представлено уведомление Управления от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО3 о необходимости представления «дополняющей» формы СЗВ-М или пояснений в отношении застрахованного лица П.Е. в срок до 03 декабря 2019 года (л.д.); однако правонарушение зафиксировано в акте, составленном Управлением лишь 30 декабря 2020 года, то есть спустя год после истечения срока указанного в уведомлении, в то время как камеральная проверка должна быть проведена в течение трех месяцев.
Сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год страхователь в Управление не представил при установленном сроке их представления до 01 марта 2020 года.
Правонарушение в части представления неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах окончено страхователем на день, следующий за днем установленного срока представления таких сведений, следовательно, с этого момента Управление должно было проверить исполнение обязанности страхователем по представлению полных и (или) достоверных сведений о застрахованных лицах.
Таким образом, Управление должно было обнаружить совершенное страхователем правонарушение после истечения срока представления сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год.
При указанных обстоятельствах, совокупный срок для обращения с заявлением о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2019 года и по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год на момент обращения административного истца в суд (28 марта 2022 года) истек.
При этом акты проверок за данные периоды составлены территориальным органом Пенсионного фонда РФ ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, решения по ним вынесены ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о нарушении Управлением процессуальных сроков проверки, повлекших за собой соответствующее смещение совокупных сроков на принятие мер по взысканию санкций, что в свою очередь привело к утрате возможности принудительного взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока на ее взыскание.
Учитывая совокупность сроков, устанавливающих процедуру привлечения к ответственности, выставления требования, обращения в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций, предусмотренную статьей 17 Закона № 27-ФЗ, суд приходит к выводу, что Отделение ПФР обратилось в суд с заявлением с пропуском срока взыскания финансовых санкций.
От Отделения ПФР ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с заявлением не поступило.
Пропуск срока на обращение с настоящим заявлением в суд о взыскании штрафных санкций и отсутствие уважительных причин для его восстановления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении предъявленного требования.
С учетом изложенных обстоятельств, заявление Отделения ПФР о взыскании с административного ответчика штрафа за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2019 года в размере 500 рублей; штрафа за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в размере 3000 рублей не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 290 КАС РФ, суд,
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии к ФИО1 о взыскании штрафа за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2019 года в размере 500 рублей, штрафа за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в размере 3000 рублей отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.Н. Камушкина
Мотивированное решение составлено 08 июля 2022 года
Решение11.07.2022