Административное дело № 2а-981/2021
УИД 48RS0003-01-2021-002816-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 сентября 2021 года город Липецк
Левобережный районный суд города Липецка в составе:
председательствующего судьи Саввиной Е.А.,
при секретаре Качур М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к администрации города Липецка о признании постановления недействующим,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Липецка о признании постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ администрации города Липецка «Об установлении публичного сервитута» в отношении земельного участка с кадастровым номером № недействующим, указывая, что между сторонами 28.09.2015 года был заключен договор №/в долевого участия в строительстве. Условия договора долевого участия в строительстве истцом выполнены в полном объеме и в настоящее время он является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. За время проживания в доме истец и другие собственники за счет собственных средств производили благоустройство территории дома. 07.05.2021 года в адрес истца поступило постановление администрации <адрес> от 26.04.2021 года «Об установлении публичного сервитута». Целью установления публичного сервитута является перераспределение тепловой мощности между источниками для улучшения гидравлического режима системы теплоснабжения <адрес>, которые будут производиться за счет выполнения строительных и ремонтных работ на вышеуказанном земельном участке. Следовательно, улучшения будут производиться, нарушая право истца на беспрепятственное пользование земельным участком. До настоящего времени действия, оговоренные в оспариваемом постановлении, не выполнены, а именно, с собственниками не заключено соглашение об осуществлении публичного сервитута и не согласованы его условия. Более того, при обращении в ПАО «Квадра - Генерирующая компания» истцу как собственнику квартиры соглашение также не было предоставлено. Установление публичного сервитута нарушает право истца на получение денежной компенсации за повреждение того или иного имущества, которое было приобретено за счет собственных средств для благоустройства детских площадок, озеленения территории, а также входило в стоимость приобретенной истцом квартиры при участии в долевом строительстве, при этом в благоустройство территории дома входили укладка тротуарной плитки, бордюра, установка забора, озеленение территории. При вынесении решения об установлении публичного сервитута для проезда техники именно через указанный земельный участок не было учтено то обстоятельство, что имеется возможность подъезда техники через соседний, смежный с указанным, земельный участок. Установление публичного сервитута в данном случае противоречит ч. 4 ст. 23 ЗК РФ, является препятствием в пользовании земельным участком.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 по ордеру и доверенности ФИО2 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации города Липецка по доверенности ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях на иск.
Остальные участник процесса в судебное заседание не явились, о дате и времени его проведения извещались надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в связи со следующим.
На основании ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ).
В соответствии со ст. 289 ГК РФ собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (ст. 290).
Ч. 1 и ч. 2 ст. 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Из содержания ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 23 ЗК РФ сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
Публичный сервитут устанавливается в соответствии с ЗК РФ. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются (п. 4 ст. 23 ЗК РФ).
Согласно подп. 8 п. 4 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться, в том числе, для использования земельного участка в целях, предусмотренных ст. 39.37 ЗК РФ.
В силу п. 5 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.
Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием; обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком (п. 8 ст. 23 ЗК РФ).
П. 11 ст. 23 ЗК РФ предусмотрено, что деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.
Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», за исключением сервитутов, предусмотренных п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (п. 17 ст. 23 ЗК РФ).
На основании п. 18 ст. 23 ЗК РФ порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных ст. 39.37 ЗК РФ, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 ЗК РФ.
Так, в силу п. 1 ст. 39.37 публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в том числе, в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 4 ст. 39.38 ЗК РФ публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных ст. 39.37 ЗК РФ, устанавливается решениями органов местного самоуправления городского округа, городского поселения - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения городского округа, городского поселения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами местного значения городского округа, городского поселения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам местного значения городского округа, городского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения городского округа, городского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных ст. 39.37 ЗК РФ и не указанных в подп. 1 - 3 данной статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах городского округа, городского поселения.
П. 20 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что объектами местного значения являются объекты капитального строительства, иные объекты, необходимые для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения.
Виды объектов местного значения городского округа указаны в п. 1 ч. 5 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ, которыми, в том числе, являются объекты электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение.
Ст. 39.39 ЗК РФ предусмотрено, что публичный сервитут устанавливается на основании ходатайства об установлении публичного сервитута с учетом положений ст. 23 ЗК РФ. Установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 39.41 ЗК РФ. Установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок.
Как закреплено в ст. 39.40 ЗК РФ, с ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться организация (заявитель): 1) являющаяся субъектом естественных монополий, - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта, а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных сооружений, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции; 2) являющаяся организацией связи, - для размещения линий или сооружений связи, указанных в подп. 1 ст. 39.37 ЗК РФ, а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных линий и сооружений связи, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции; 3) являющаяся владельцем объекта транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, - в случае установления публичного сервитута для целей, указанных в подп. 2 - 5 ст. 39.37 ЗК РФ; 4) предусмотренная п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ и подавшая ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, - в случае установления сервитута в целях реконструкции инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием такого земельного участка для государственных или муниципальных нужд; 5) иное лицо, уполномоченное в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, заключенными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями осуществлять деятельность, для обеспечения которой допускается установление публичного сервитута.
П. 1 и п. 3 ст. 39.42 ЗК РФ предусмотрено, что ходатайства об установлении публичного сервитута рассматриваются органом, уполномоченным на установление публичного сервитута, в порядке их поступления. В срок не более чем семь рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, обеспечивает извещение правообладателей земельных участков путем: 1) опубликования сообщения о возможном установлении публичного сервитута в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) правовых актов поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и (или) земель, в отношении которых подано указанное ходатайство (муниципального района в случае, если такие земельный участок и (или) земли расположены на межселенной территории); 2) размещения сообщения о возможном установлении публичного сервитута на официальном сайте органа, уполномоченного на установление публичного сервитута, и официальном сайте муниципального образования, указанного в подп. 1 настоящего пункта, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; 3) размещения сообщения о возможном установлении публичного сервитута на информационном щите в границах населенного пункта, на территории которого расположены земельные участки, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, а в случае, если такие земельные участки расположены за пределами границ населенного пункта, на информационном щите в границах соответствующего муниципального образования; 4) размещения сообщения о возможном установлении публичного сервитута в общедоступных местах (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом) в случае, если публичный сервитут предлагается установить в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. При этом положения подп. 1 и 3 настоящего пункта не применяются, если публичный сервитут испрашивается только в отношении земельного участка, указанного в настоящем подпункте.
В силу п. 8 ст. 39.43 ЗК РФ публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости.
Орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, принимает решение об установлении публичного сервитута или об отказе в его установлении в течение: 1) двадцати дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута и прилагаемых к ходатайству документов в целях, предусмотренных подп. 3 ст. 39.37 ЗК РФ; 2) сорока пяти дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута и прилагаемых к ходатайству документов в целях, предусмотренных подп. 1, 2, 4 и 5 ст. 39.37 ЗК РФ, но не ранее чем тридцать дней со дня опубликования сообщения о поступившем ходатайстве об установлении публичного сервитута, предусмотренного подп. 1 п. 3 ст. 39.42 ЗК РФ (ст. 39.43 ЗК РФ).
Как указано в ст. 39.45 ЗК РФ, публичный сервитут устанавливается на срок, указанный в ходатайстве об установлении публичного сервитута, с учетом положений пункта 7 статьи 23 настоящего Кодекса и следующих ограничений: 1) от десяти до сорока девяти лет в случае установления публичного сервитута в целях, предусмотренных подп. 1, 3 и 4 ст. 39.37 ЗК РФ; 2) на срок строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения в случае установления публичного сервитута в целях, предусмотренных подп. 2 ст. 39.37 ЗК РФ; 3) на срок не более одного года в случае установления публичного сервитута в целях, предусмотренных подп. 5 ст. 39.37 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 39.46 ЗК РФ обладатель публичного сервитута обязан вносить плату за публичный сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно п. 1, п. 2, п. 4, п. 5, п. 7, п. 9 ст. 39.47 ЗК РФ соглашение об осуществлении публичного сервитута содержит: 1) сведения о сторонах соглашения; 2) реквизиты решения об установлении публичного сервитута; 3) цель установления публичного сервитута; 4) сведения о собственнике инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если публичный сервитут установлен в целях реконструкции указанного сооружения и обладатель публичного сервитута не является его правообладателем; 5) кадастровый номер земельного участка, в отношении которого заключается соглашение об осуществлении публичного сервитута; 6) срок сервитута; 7) срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением публичного сервитута (включая срок строительства, реконструкции, ремонта инженерного сооружения); 8) размер платы за публичный сервитут, порядок и срок ее внесения; 9) права и обязанности обладателя публичного сервитута при осуществлении публичного сервитута; 10) график и сроки выполнения работ при осуществлении публичного сервитута; 11) указание на обязанность обладателя публичного сервитута в сроки, предусмотренные п. 8 ст. 39.50 ЗК РФ, привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием, и снести сооружение, размещенное на основании публичного сервитута; 12) реквизиты нормативных актов, определяющих порядок установления зон с особыми условиями использования территории и содержание ограничений прав на земельные участки в границах таких зон, в случае, если публичный сервитут устанавливается в целях размещения инженерного сооружения, требующего установления зон с особыми условиями использования территории; 13) порядок возмещения правообладателю земельного участка убытков, причиненных осуществлением сервитута (п. 1). Соглашение об осуществлении публичного сервитута заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, между обладателем публичного сервитута и собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, или арендатором, землепользователем, землевладельцем земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых установлен публичный сервитут (п. 2). Срок соглашения об осуществлении публичного сервитута соответствует сроку публичного сервитута, предусмотренному решением об установлении публичного сервитута (п. 4). Подписанный обладателем публичного сервитута проект соглашения об осуществлении публичного сервитута в двух экземплярах направляется им правообладателю земельного участка, указанному в п. 2 настоящей статьи, заказным письмом с уведомлением о вручении по почтовому адресу, который: 1) указан таким правообладателем в качестве почтового адреса для связи с ним в соответствии с п. 8 ст. 39.42 ЗК РФ; 2) указан в выписке из Единого государственного реестра недвижимости (при отсутствии сведений о почтовых адресах, указанных в подп. 1 настоящего пункта); 3) присвоен земельному участку и (или) расположенному на нем объекту недвижимого имущества (при отсутствии сведений о почтовых адресах, указанных в подп. 1 и 2 настоящего пункта) (п. 5). Одновременно с проектом соглашения об осуществлении публичного сервитута правообладателю земельного участка направляются: 1) сведения об утвержденных границах публичного сервитута или выписка из сведений об утвержденных границах публичного сервитута применительно к земельному участку правообладателя, с которым заключается соглашение; 2) отчет об оценке, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности в целях определения размера платы за публичный сервитут (п. 7). Правообладатель земельного участка вправе подписать соглашение об осуществлении публичного сервитута и направить его обладателю публичного сервитута или направить обладателю публичного сервитута уведомление об отказе в подписании соглашения об осуществлении публичного сервитута либо в течение четырнадцати дней со дня получения проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута направить обладателю публичного сервитута предложение о заключении такого соглашения на иных условиях (п. 9).
Как указано в ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, площадью 5 847 +/- 27 кв.м., имеет категорию земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для многоэтажного многоквартирного жилого дома, что усматривается из выписки из ЕГРН от 19.08.2021 года.
ФИО1, а также ФИО4 и ФИО5 на основании договора долевого участия в строительстве от ДД.ММ.ГГГГ и 15/в являются сособственниками по 1/3 доле каждый <адрес> жилом <адрес>, общей площадью 61,6 кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, при этом данный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером №.
Указанные обстоятельства никем из участников процесса в ходе рассмотрения настоящего дела не оспаривались.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена схема теплоснабжения городского образования города Липецка утверждена на период до 2035 года (актуализация на 2020 год).
В соответствии с п. 2.5 приложения № к программе «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования - городской округ город Липецк на 2019 - 2035 годы», утвержденной решением Липецкого городского Совета депутатов от 29.10.2019 №, предусмотрено строительство тепловой сети по <адрес> от № до ТК8-1-20 (ЛТС).
12.03.2021 года в соответствии с п. 5 ст. 39.40 ЗК РФ, приказом Министерства энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы теплоснабжения городского образования города Липецка на период до 2035 года», решением Липецкого городского Совета депутатов от 29.10.2019 № «О программе «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования - городской округ город Липецк на 2019 - 2035 годы» ПАО «Квадра - Генерирующая компания» в лице филиала ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация» как лицо, уполномоченное осуществлять деятельность, для обеспечения которой допускается установление публичного сервитута, обратилось в администрацию города Липецка с ходатайством об установлении публичного сервитута площадью 90 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером № на срок 10 лет в целях организации теплоснабжения населения - перераспределения тепловой мощности между источниками (с котельной Угловая на котельную Привокзальная) для улучшения гидравлического режима системы теплоснабжения <адрес>, с указанием основания необходимости установления публичного сервитута - для организации переключения потребителей с котельной Угловая на котельную Привокзальная (в связи с недостатком мощности источника для подключения новых строящихся объектов к системе теплоснабжения), для чего требуется выполнить строительство участка теплотрассы от ТК2-27-19 до ТК8-1-20.
Согласно сообщения Департамента градостроительства и архитектуры администрации <адрес> от 10.02.2021 года (в соответствии с запросом по вопросу установления публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером №) схема границ публичного сервитута для строительства тепловой сети по <адрес> от № до ТК 8-1-20 в городе Липецке соответствует программе «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования - городской округ <адрес> на 2019-2035 годы», утвержденной решением Липецкого городского совета депутатов от 29.10.2019 года №.
Как следует из объяснений представителя ответчика в суде, в ходе рассмотрения администрацией города Липецка вышеуказанного ходатайства об установлении публичного сервитута было установлено его соответствие требованиям ст. 39.41 ЗК РФ, в связи с чем ответчик обеспечил извещение правообладателей земельного участка о возможном установлении публичного сервитута в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) правовых актов поселения, городского округа, в соответствии с положениями ст. 39.42 ЗК РФ, путем размещения соответствующего сообщения о возможном установлении публичного сервитута на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также путем размещения сообщения о возможном установлении публичного сервитута в общедоступных местах - на подъездах многоквартирного жилого <адрес>, что подтверждается скриншотом и фотографиями подъездов данного жилого дома.
Далее в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 39.43 ЗК РФ ответчик принял решение об установлении публичного сервитута в виде постановления администрации города Липецка от ДД.ММ.ГГГГ№ и обеспечил опубликование данного решения об установлении публичного сервитута на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и выполнение иных действий согласно п. 7 ст. 39.43 ЗК РФ, что также подтверждается скриншотом.
Так, из п. 1 указанного постановления администрации города Липецка от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что публичный сервитут установлен в соответствии со ст. 23, главой V.7 ЗК РФ, приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении требований к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута», программой «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования - городской округ город Липецк на 2019 - 2035 годы», утвержденной решением Липецкого городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№, схемой теплоснабжения городского образования города Липецка на период до 2035 года, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, на основании ходатайства ПАО «Квадра - Генерирующая компания» в целях организации теплоснабжения населения - перераспределения тепловой мощности между источниками (с котельной Угловая на котельную Привокзальная) для улучшения гидравлического режима системы теплоснабжения города Липецка, площадью 90 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером 48:20:0029914:480, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, 25, 29, 31, <адрес>, сроком на 10 лет, срок, в течение которого использование земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием будет существенно затруднено в связи с осуществлением сервитута, составит не более 6 месяцев.
Границы публичного сервитута утверждены в соответствии со схемой расположения границ публичного сервитута на кадастровом плане территории, являющейся приложением к постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (п. 2).
Согласно п. 3 данного постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ ПАО «Квадра - Генерирующая компания» обязано заключить с правообладателями земельного участка соглашение, предусмотренное ст. 39.47 ЗК РФ (Соглашение об осуществлении публичного сервитута).
П. 4 постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ также предусмотрено, что ПАО «Квадра - Генерирующая компания» обязано привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием, в срок не позднее чем три месяца после завершения строительства, капитального или текущего ремонта, реконструкции, эксплуатации, консервации, сноса инженерного сооружения, для размещения которого был установлен публичный сервитут.
В п. 6 постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ указано, что публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН, что согласуется с п. 8 ст. 39.43 и п. 17 ст. 23 ЗК РФ.
Как следует из объяснений представителей сторон в судебном заседании и усматривается из выписки из ЕГРН от 19.08.2021 года в отношении земельного участка с кадастровым номером №, имеющейся в материалах настоящего дела, а также уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области от 27.07.2021 года в настоящее время вышеуказанный публичный сервитут не зарегистрирован в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 года № 218-ФЗ, сведения о нем в Единый государственный реестр недвижимости не внесены, соглашение об осуществлении публичного сервитута между обладателем публичного сервитута и правообладателем земельного участка, в отношении которого установлен публичный сервитут, в настоящее время также не заключено. Доказательств обратного суду участниками процесса в ходе рассмотрения настоящего дела представлено не было.
Проанализировав вышеизложенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что каких-либо оснований для признания оспариваемого стороной истца нормативного правового акта (постановления) недействующим не имеется, данный нормативный правовой акт полностью соответствует (не противоречит) действующему федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, при этом доказательств обратного в соответствии с п. 1 ст. 62 КАС РФ суду в ходе рассмотрения настоящего дела не представлено, в связи с чем на основании п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ в удовлетворении административного искового заявления суд отказывает.
При этом сам факт установления публичного сервитута площадью 90 кв.м. в отношении части земельного участка с кадастровым номером 48:20:0029914:480 для организации переключения потребителей с котельной Угловая на котельную Привокзальная со строительством участка теплотрассы от ТК2-27-19 до ТК8-1-20 о лишении истца права на беспрепятственное осуществление своих правомочий собственника не свидетельствует.
Также при принятии решения об отказе в иске суд учитывает и то обстоятельство, что в силу п. 8 ст. 39.43 ЗК РФ публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН, при этом в ходе рассмотрения дела судом бесспорно установлено и представителями сторон в суде не оспаривалось, что в настоящее время государственная регистрация вышеуказанного публичного сервитута в установленном законом порядке не осуществлена и сведения о нем в ЕГРН не внесены, а потому соглашение об осуществлении публичного сервитута между собственниками (правообладателями) земельного участка, в том числе, истцом, и ПАО «Квадра - Генерирующая компания» как обладателем публичного сервитута с определением его существенных условий о пользовании земельным участком, размере платы за сервитут, порядке, сроках ее внесения и так далее в настоящее время и до момента внесения в ЕГРН сведений об установлении публичного сервитута заключено быть не может. Соответственно, действия, указанные в п. 3.1 и п. 3.2 постановления от 26.04.2021 года № 769 (ПАО «Квадра - Генерирующая компания» заключить с правообладателями земельного участка соглашение, предусмотренное ст. 39.47 ЗК РФ, об осуществлении публичного сервитута, а также привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием, в срок не позднее чем три месяца после завершения строительства, капитального или текущего ремонта, реконструкции, эксплуатации, консервации, сноса инженерного сооружения, для размещения которого был установлен публичный сервитут), обладателем публичного сервитута в настоящее время выполнены быть не могут.
В силу п. 2 ст. 39.47 ЗК РФ соглашение об осуществлении публичного сервитута заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, между обладателем публичного сервитута и собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, или арендатором, землепользователем, землевладельцем земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых установлен публичный сервитут, при этом положениями п. 8 ст. 39.43 ЗК РФ прямо предусмотрено, что публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН. Таким образом, из буквального толкования положений п. 2 ст. 39.47 ЗК РФ следует, что заключение соглашения об осуществлении публичного сервитута возможно только после установления самого публичного сервитута, который считается установленным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН, в связи с чем требования истца в настоящее время являются преждевременными.
При этом истец не лишен возможности обратиться в суд с самостоятельными исковыми требованиями к соответствующему ответчику о понуждении к внесению в ЕГРН сведений об установлении вышеуказанного публичного сервитута.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к администрации города Липецка о признании постановления недействующим отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Левобережный районный суд города Липецка в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.А. Саввина
Мотивированное решение
в соответствии с ч. 2 ст. 177 КАС РФ
изготовлено 23.09.2021 года