Решение принято в окончательной форме 27 октября 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 октября 2017 года г. Полевской
Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего Двоеглазова И.А. при секретаре Обвинцевой О.В., с участием административных истцов ФИО1, ФИО2, их представителя ФИО3 и представителя административных ответчиков Администрации Полевского городского округа и Главы Полевского городского округа ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-982/2017 по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО5 к Администрации Полевского городского округа, Главе Полевского городского округа о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, ФИО2 и ФИО5 обратились в суд с административным иском к Администрации Полевского городского округа, Главе Полевского городского округа о признании бездействия незаконным и возложении обязанности. Истцы мотивируют требования тем, что они с 1990 года проживают в <. . .>. В 2011 году они стали собственниками данного дома: ФИО1 в размере ? доли в праве общей долевой собственности, а ФИО2 и ФИО5 по ? доли каждый. Жилой дом расположен на земельном участке, площадью <данные изъяты> Также они пользуются земельным участком, площадью <данные изъяты> кв.м. Эти земельные участки находятся в лесном фонде. . . . между ФИО2 и ФГУ «Полевской лесхоз» заключён договора аренды участка леса. Истцы неоднократно обращались в различные органы с целью получения земельного участка, на котором расположен земельный участок, в собственность. Для изменения вида разрешенного использования земельного участка необходимо включение его состав населенного пункта. Согласно ответу Главы Полевского городского округа от . . . территория земельного участка, на котором расположен принадлежащий им жилой дом, согласно генеральному плану Полевского городского округа включена в границу с. Курганово. В силу градостроительного законодательства генеральный план должен быть согласован уполномоченными органами, однако, действий по направлению генерального плана Полевского городского округа на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства Глава Полевского городского округа не предпринимает, поэтому истцы просят признать незаконным бездействие Главы Полевского городского округа по направлению генерального плана Полевского городского округа на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства, а также обязать Главу Полевского городского округа направить генеральный план в Федеральное агентство лесного хозяйства в течение 7 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу. Также истцы просят обязать Главу Полевского городского округа направить генеральный план Полевского городского округа на утверждение в Думу Полевского городского округа в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
В ходе рассмотрения дела истцы исковые требования изменили и просили признать незаконным бездействие Главы Полевского городского округа по ненаправлению в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Минэкономразвития РФ), высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (Правительство Свердловской области) уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана Полевского городского округа и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования. Также истцы просят обязать Главу Полевского городского округа направить генеральный план Полевского городского округа на утверждение в Думу Полевского городского округа в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании административные истцы ФИО1, ФИО2 их представитель ФИО3, имеющая высшее юридическое образование, что подтверждается дипломом (л.д. 93), свидетельством о заключении брака (л.д. 93 оборот) и справками о заключении брака (л.д. 94) поддержали исковые требования и доводы заявления, суду пояснили, что истцам необходимо оформить спорный земельный участок в собственность. Они этого сделать не могут пока земельный участок, на котором расположен их дом, относится к лесному фонду. По договору аренды участка леса на истцов возложены обязанности по предоставлению лесной декларации и отчетов по использованию участка леса, за неисполнение которых налагаются штрафы, поэтому истцы длительное время пытаются решить вопрос с предоставлением земельного участка в собственность, но это возможно при изменении категории участка на «земли населенных пунктов». Глава сообщил, что участок включен в территорию Полевского городского округа, однако, генеральный план на согласование не отправляется, административные ответчики бездействуют.
Представитель административного ответчика Администрации Полевского городского округа и Главы Полевского городского округа Яковлева С.Г., административный иск не признала, суду пояснила, что в Департамент лесного хозяйства дважды был направлен проект измененного генерального плана Полевского городского округа, однако, в согласовании отказано. Бездействие Главы ПГО и Администрации отсутствует, работам ведется, но все зависит не от административных ответчиков. Генеральный план направляется на согласование в Министерство строительства и развития инфраструктуры, а они в свою очередь направляют его в другие министерства. Перевод земель лесного фонда из одной категории в другую не относится к компетенции Полевского городского округа, выполняются предписания вышестоящих инстанций. В Думу ПГО направлен будет генеральный план, но не ранее 01 декабря 2017 года после его согласования.
Представитель заинтересованного лица Министерства экономического развития Российской Федерации не явился, представил суду отзыв (л.д. 128-132), в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, а также указал, что в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 21.07.2016 N 460 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования» уполномоченные на подготовку проекта документов территориального планирования органы размещают его проект ФГИС ТП и направляют в Минэкономразвития России уведомление об обеспечении доступа к такому проекту и материалам по его обоснованию, а Минэкономразвития России уведомляет об это отраслевые органы исполнительной власти. До настоящего времени уведомление об обеспечении доступа к проекту генерального плана Полевского городского округа Свердловской области и материалам по его обоснованию ФГИС ТП для проведения процедуры согласования не поступало.
Представитель Федерального агентства лесного хозяйства не явился, представил ходатайство об отложении судебного заседания, которое судом отклонено.
Представитель Правительства Свердловской области не явился, представил возражения на административное исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 89-91).
Представитель Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области не явился, был надлежащим образом извещён о времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель Думы Полевского городского округа не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 2 и 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Истцам ФИО1, ФИО2 и ФИО5 принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <. . .>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 12-17).
20 апреля 2012 года между Департаментом лесного хозяйства Свердловской области и ФИО2 заключён договор № аренды лесного участка, общей площадью <. . .> Участок предоставлен для ведения сельского хозяйства (л.д. 26-42).
Учитывая положения ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации арендуемый административным истцом земельный участок не может быть предоставлен в собственность, поскольку относится к землям лесного фонда.
В силу пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В соответствии с пунктов 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации, установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Таким образом, само по себе включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в данном случае Российской Федерации, поскольку участок, интересующий административных истцов, относится к землям лесного фонда.
Вместе с тем, включение земельного участка в границы населенного пункта повлечет изменение его категории, а, следовательно, у истцов появиться возможность обратиться в уполномоченный государственный орган за предоставлением земельного участка в собственность. Учитывая изложенное, истцы имеют интерес в изменении границ населенного пункта, а, следовательно, и в утверждении изменений генерального плана Полевского городского округа.
Согласно пункту 7.2 части 1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся согласование проектов схем территориального планирования муниципальных районов, проектов генеральных планов поселений, городских округов, проектов правил землепользования и застройки в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся согласование проектов схем территориального планирования муниципальных районов, проектов генеральных планов поселений, городских округов, проектов правил землепользования и застройки в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен порядок подготовки и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа. Так, согласно этой статье генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в следующих случаях предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
В полномочия Главы Полевского городского округа статьей 34 Устава Полевского городского округа, принятого решением Думы Полевского городского округа от 30.10.2008 N 686 включено принятие решения о подготовке проекта генерального плана городского округа, решения о подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план городского округа, утверждение состав и порядок подготовки планов реализации документов территориального планирования городского округа.
Таким образом, из анализа действующего законодательства следует, что именно в полномочия Главы Полевского городского округа входит подготовка проекта генерального плана Полевского городского округа и направление его на согласование в государственные органы и утверждение, следовательно, ответчик является надлежащим.
В свою очередь административный ответчик Администрация Полевского городского округа является ненадлежащим, так как законодательством, в том числе и местным на данный орган местного самоуправления такие обязанности не возложены, следовательно, в удовлетворении иска к Администрации Полевского городского округа следует отказать.
Приказом Минэкономразвития России от 21.07.2016 N 460 утверждён Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования.
В соответствии с пунктами 1.4, 1.5, 2.1 и 2.6 этого порядка орган, уполномоченный на подготовку проекта документа территориального планирования, размещает проект документа территориального планирования и материалы по его обоснованию в ФГИС ТП и направляет в федеральные органы исполнительной власти, указанные в пунктах 2.1 и 2.2 Порядка, уведомление об обеспечении доступа к такому проекту и материалам по его обоснованию в ФГИС ТП (далее - уведомление) в электронной форме и (или) посредством почтового отправления и размещает уведомление в ФГИС ТП в трехдневный срок со дня обеспечения такого доступа. Уведомление может быть оформлено согласно рекомендуемому образцу (приложение N 1 к Порядку).
Срок согласования проекта документа территориального планирования исчисляется со дня поступления уведомления в федеральные органы исполнительной власти, указанные в пунктах 2.1 и 2.2 Порядка, и не может превышать трех месяцев в соответствии со статьями 21 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В случае непоступления в орган, уполномоченный на подготовку проекта документа территориального планирования, заключения федеральных органов исполнительной власти, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 Порядка, в срок, указанный в пункте 1.5 Порядка, проект документа территориального планирования считается согласованным с согласующими органами.
Орган, уполномоченный на подготовку проекта документа территориального планирования, направляет уведомление в Минэкономразвития России, которое в трехдневный срок с момента получения уведомления от органа, уполномоченного на подготовку документа территориального планирования, рассматривает проект документа территориального планирования в соответствии с условиями, содержащимися в пунктах 2.3 и 2.4 Порядка и уведомляет отраслевые федеральные органы, Госкорпорации об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования в ФГИС ТП в электронной форме и (или) посредством почтового отправления и размещает уведомление в ФГИС ТП в соответствии с пунктом 1.4 Порядка.
Как видно из письма Главы Полевского городского округа от 31 июля 2015 года № 4474 (л.д. 56), земельный участок, расположенный по адресу: <. . .> включён в границы села Курганово согласно генеральному плану Полевского городского округа. Данный факт подтвердила в судебном заседании и представитель административного ответчика.
Таким образом, действующий порядок согласования генерального плана предусматривает необходимость совершения Главой Полевского городского округа действий по размещению проекта документов территориального планирования и материалов по его обоснованию в ФГИС ТП и направлению в Минэкономразвития России уведомление об обеспечении доступа к такому проекту и материалам по его обоснованию в ФГИС ТП.
Истцы требуют признать незаконным бездействие Главы Полевского городского округа по ненаправлению в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Минэкономразвития РФ), высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (Правительство Свердловской области) уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана Полевского городского округа и материалам по его обоснованию информационной системе территориального планирования.
Вместе с тем, направлению уведомления должно предшествовать размещение проекта документов территориального планирования, в данном случае генерального плана Полевского городского округа и материалов по его обоснованию в ФГИС ТП, чего сделано не было. Данный факт подтвердила представитель административных ответчиков в судебном заседании, следовательно, это бездействие Главы Полевского городского округа является законным и обоснованным, так как не произведено предыдущее действие по размещению документов в ФГИС ТП. В силу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, принимая решение о признании бездействия незаконным, должен обязать соответствующий орган или должностное лицо совершить действие для восстановления нарушенных прав истцов. В данном же случае возложение на административного ответчика обязанности по направлению уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана Полевского городского округа и материалам по его обоснованию информационной системе территориального планирования не восстановит права истцов, так как указанные документы не размещены в ФГИС ТП, поэтому Минэкономразвития РФ не сможет провести процедуру согласования данного документа в установленном порядке. Прежде чем возлагать на административного ответчика обязанность по направлению уведомления, необходимо разместить проект генерального плана Полевского городского округа и материалов по его обоснованию в ФГИС ТП. Соответствующее требование истцами не заявлено.
Также истцы просят обязать Главу Полевского городского округа направить Генеральный план Полевского городского округа на утверждение в Думу Полевского городского округа в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Однако и это требование истцов не может быть удовлетворено, так как в силу ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации перед утверждением представительным органом местного самоуправления городского округа проект генеральный план Полевского городского округа должен быть согласован уполномоченными органами. До настоящего времени проект генерального плана Полевского городского округа не согласован и неизвестно будет ли согласован в течение полугода, поэтому возлагать на административного ответчика обязанность направить генеральный план Полевского городского округа на утверждение в Думу Полевского городского округа до его согласования суд не может, так как это противоречит действующему градостроительному законодательству.
Учитывая изложенное, исковые требования ФИО1, ФИО2 и ФИО5 удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО5 к Администрации Полевского городского округа, Главе Полевского городского округа о признании бездействия незаконным и возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы в Полевской городской суд.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.
Председательствующий И.А. Двоеглазов