ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-982/18 от 17.12.2018 Благодарненского районного суда (Ставропольский край)

УИД 26RS0009-01-2018-001447-95 №2а-982/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Благодарный 17 декабря 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 17.12.2018 г. в 16 ч 10 мин.

Мотивированное решение суда составлено 17.12.2018 г. в 17 ч 14 мин

Благодарненский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Зинец Р.А., при секретаре судебного заседания Скоковой Н.А., с участием: административного истца ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка Б.Н.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., представителя административного ответчика – администрации Благодарненского городского округа <адрес> ФИО2, представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, представителя заинтересованного лица Государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс" по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело №2а-982/2018 по административному исковому заявлению ФИО4, ФИО5, ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка Б.Н.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. к Администрации Благодарненского городского округа <адрес> об оспаривании решения об отказе в согласовании переустройства жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО4, ФИО5, ФИО1, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка Б.Н.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации Благодарненского городского округа <адрес>, в котором указали следующее.

Они, ФИО4, ФИО1, ФИО5, Б.Н.А. являются собственниками двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Они предоставили в администрацию Благодарненского городского округа Ставропольского края на согласование заявление о переустройстве жилого помещения, которое заключается в установке системы индивидуального отопления по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2005 года №266, и документы, перечисленные пунктом 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации. Однако, распоряжением Администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края, по результатам рассмотрения заявления, было отказано в согласовании переустройства, заключавшемся в устройстве индивидуальной системы отопления квартиры , расположенной в жилом <адрес>. Отказ был основан на пункте 3 части 1 статьи 27 Жилищного кодекса в связи с:

Не соответствием проекта переустройства жилого помещения требованиям законодательства, проект по отключению квартиры от существующей системы отопления с подключением индивидуального отопления, не содержит данных о согласовании проекта с теплоснабжающей организацией, поскольку затрагивает общедомовые инженерные системы отопления.

Положении пункта 15 статьи 14 закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», запрещающего переход на отопление жилых помещений в многоквартирных жилых домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Считают отказ в согласовании переустройства жилого помещения, заключавшемся в установке индивидуальной системы отопления, необоснованным, поскольку в постановлении Администрации Благодарненского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ содержащаяся обязательная ссылка на допущенные нарушения, предусмотренная частью 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, применена с нарушениями Законодательства. Обязательная ссылка в законе на п.3. ст. 27 ЖК РФ должна быть обоснована нормативными актами законодательства, предъявляющими требования к разработке проектной документации на перепланировку и (или) переустройство жилых помещений.

Так, в решении об отказе по поводу не соответствия проекта переустройства жилого помещения требованиям законодательства имеется ссылка о том, что проект на отключение квартиры от существующей системы отопления с подключением индивидуальной системы отопления не содержит данных о согласовании с теплоснабжающей организацией, поскольку при проведении работ затрагивается общее домовое имущество. Теплоснабжающая организация не является собственником общего домового имущества жилых и нежилых помещений и сетей жилого дома по адресу <адрес>. При этом, не указан закон, обязывающий согласование проекта с хозяйствующим субъектом, являющимся материально заинтересованным лицом, и в случае отсоединения квартиры от домовой системы отопления, теряющем оплату за услуги по отоплению их квартиры, которых больше не будет и они будут оплачивать только за отопление общедомовых площадей дома в соответствии с постановлением Правительства РФ №334 от 16.04.13 и решения общего собрания собственников дома. Таким образом, производится взыскание оплаты за теплоснабжение с собственников жилья в многоквартирных домах <адрес>.

В решении об отказе указано, что пунктом 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещен переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам, утвержденным Правительством Российской Федерации, при наличии осуществляемого в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Но следует учесть, что эта норма закона принята много лет назад и ООО «Архитектура и градостроительство» столько же лет разрабатывала и согласовывала на уровне Благодарненской городской администрации проекты на перепланировку и переустройство жилых помещений с установкой индивидуального отопления и впервые отказ по причине не соответствия проекта законодательству выдан именно им.

По подобным проектам от архитектуры переведено на автономную систему отопления в многоквартирных жилых домах города <данные изъяты> квартиры и только в их доме . Одна квартира в их подъезде отключена от системы отопления по волеизъявлению собственника квартиры по согласованию с предприятием «Теплосеть» без переустройства жилого помещения. Сведения из архива администрации <адрес>. Следовательно «отказ» в связи с несоответствием проекта законодательству похож на меркантильный акт и не справедлив. Это вызывает сомнение в правильности отказа в согласовании переустройства их квартиры.

Неправильное обоснование в решении об отказе в согласовании переустройства жилого помещения, ссылки на п. 3 4.1 ст. 27 «Жилищного кодекса РФ», расположенного по адресу <адрес>, нарушило наши права на совершение в отношении принадлежащего мне имущества любые действия, и не нарушающие права других граждан.

На основании изложенного, просили суд:

- признать распоряжение Администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ-р с Приложением к распоряжению администрации Благодарненского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р решение <адрес> об отказе в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГг., незаконными;

- обязать Администрацию Благодарненского городского округа принять новое решение по заявлению о переустройстве, заключающемся в установке индивидуальной системы отопления квартиры , расположенной в многоквартирном <адрес> края и удовлетворить их просьбу согласовать переустройство их квартиры.

Административный истец ФИО4, будучи надлежащим образом и своевременно уведомленной о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие. В связи с чем на основании ч. 2 ст. 289 КАС РФ, с учётом мнения сторон, суд считает возможным провести судебное заседание в её отсутствие.

Административный истец ФИО1, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО6, в судебном заседании поддержала исковое заявление, просила суд его удовлетворить.

Административный истец ФИО5, будучи надлежащим образом и своевременно уведомленным о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В связи с чем на основании ч. 2 ст. 289 КАС РФ, с учётом мнения сторон, суд считает возможным провести судебное заседание в его отсутствие.

Представитель административного ответчика – администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края ФИО2, в судебном заседании поддержала письменные возражения на исковое заявление, в котором указано следующее. В соответствии с частью 1 статьи 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Статьей 26 ЖК РФ предусмотрено, что переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

В соответствии со статьей 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.

Часть 4 статьи 17 ЖК РФ предусматривает, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Истцами в администрацию были представлены документы для получения разрешения на переустройство жилого помещения и установку индивидуальной системы отопления. В том числе, проект переустройства, выданный специализированной организацией.

По результатам рассмотрения представленных документов вынесено распоряжение администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ-р и решение Главы Благодарненского городского округа Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым Истцам отказано в согласовании переустройства жилого помещения.

Теплоснабжающей организацией на территории города Благодарного является ГУП СК "Крайтеплоэнерго", что подтверждается схемой теплоснабжения, которой не предусмотрен перевод отдельных многоквартирных домов и жилых помещений, расположенных в домах с центральным отоплением на отопление от индивидуальных источников тепловой энергии.

Согласно Письму Минстроя России от 15 октября 2014 года № 22588- ОД/04 "Об отоплении жилых помещений в многоквартирных домах" возможность перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии должна быть установлена схемой теплоснабжения.

Основная часть многоквартирного жилого фонда, в том числе и спорные квартиры, находящиеся в многоквартирных домах подключены к централизованной системе теплоснабжения, которая состоит из котельных, центральных тепловых пунктов и тепловых сетей. Эксплуатацию котельных и тепловых сетей на территории города Благодарного осуществляет ГУП СК "Крайтеплоэнерго".

Переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии является переустройством жилого помещения. Порядок переустройства жилых помещений установлен главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации. Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения должен обратиться в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр. В составе таких документов предоставляется подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения.

Разработка проекта должна вестись на основании технических условий, полученных в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года № 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения". После проведения реконструкции подключение объекта должно быть обеспечено в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 307 "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Поскольку система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, соответственно проект должен быть разработан на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома. Также должен быть разработан проект и на реконструкцию системы электроснабжения (газоснабжения) многоквартирного дома, если в качестве источника индивидуального отопления планируется использовать электрическое (газовое) оборудование.

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, а также электрическое (газовое) оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения.

Таким образом, принятие подобного решения без согласия всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме может являться нарушением их законных интересов и прав.

Переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии возможен при соблюдении требований, установленных частью 15 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".

В соответствии с данными требованиями запрещено использовать индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, перечень которых определен Правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Постановлением Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 307. В данный перечень включены источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа. (Письмо Минстроя России от 15.10.2014 N 22588-ОД/04 "Об отоплении жилых помещений в многоквартирных домах").

Согласно части 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Пунктом 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 предусмотрено, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств не допускаются.

Согласно подпункту "в" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.

Перевод квартиры на индивидуальное газовое отопление возможен лишь при переводе всего многоквартирного дома с отключением дома от системы центрального отопления при наличии согласия всех собственников помещений в жилом доме.

Истцами при подачи заявления в администрацию протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома о реконструкции жилого дома (конкретной) квартиры на индивидуальное отопление и индивидуальное горячее водоснабжение не представлялся.

Кроме того, как следует из проекта, в нем отсутствуют необходимые согласования на соответствие требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим требованиям. Также отсутствует согласование с ГУП СК "Крайтеплоэнерго". На основании изложенного, администрация БГО СК просила суд отказать в удовлетворении заявленных истцами требований в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс" ФИО3 в судебном заседании поддержала доводы письменных возражений, в которых указано, что с доводами административного истца, указанными в административном исковом заявлении, не согласны, по следующим основаниям.

Петровский филиал Государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс» создан на основании распоряжения министерства имущественных отношений Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ об открытии филиалов предприятия, а также приказа министерства жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ), Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях», другими законами и нормативно-правовыми актами РФ, Уставом предприятия и положением о филиале, утв. ДД.ММ.ГГГГ Ответчик создан в целях осуществления надежного и качественного снабжения тепловой энергии потребителей, производства, передачи пара и горячей воды (тепловой энергии).

Публичная оферта ГУП СК «Крайтеплоэнерго» о теплоснабжении жилого помещения в многоквартирном доме в адрес лиц — собственников жилых помещений многоквартирных домов, присоединенных к теплоисточникам Теплоснабжающей организации опубликована в газете «Ставропольская правда» от ДД.ММ.ГГГГ, с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 6 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — закон № 384-ФЗ), здание — это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и(или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных, помещение — часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.

Оказание услуг обусловлено благоустройством многоквартирного дома. Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее — Правила ) «степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома» - качественная характеристика многоквартирного дома или жилого дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем.

Многоквартирный жилой <адрес> технологически присоединен к сетям ответчика, что подтверждается схемами теплоснабжения <адрес>. Ответчик поставляет тепловую энергию через присоединенную тепловую суть в МКД .

Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации (п.5 ст.15 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — ФЗ № 190-ФЗ).

В соответствии с п.3.47 «ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.06.2014 № 534-ст) энергопринимающее устройство: технологическое устройство, набор приспособлений и оборудования, являющееся частью системы инженерно-технического обеспечения многоквартирного дома, с помощью которого происходит прием поставляемого ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса, при необходимости его изменение до установленных технических параметров и распределения коммунального ресурса по соответствующим внутридомовым системам инженерно-технического обеспечения для предоставления потребителям коммунальных услуг.

Согласно подпункту "е" пункта 4 Правил утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (Далее — Правила №354) отопление - подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам.

Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети (п. 5 ст. 15 Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. От 29.12.2014) "О теплоснабжении", п. 2 Правил №808).

В пунктах 6, 7 Правил N 354 указано, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, который может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).

Согласно п. 2 Информационного письма Президиума РФ от 05.05.1997 № 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров» фактическое пользование, в частности, услугами по энергоснабжению, следует рассматривать как акцепт абонентом оферты на основании п. 3 ст. 438 ГК РФ, даже если он отказывается от заключения договора. Данные отношения должны рассматриваться как договорные. Организация, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергосберегающей компании, не освобождается от обязанности возместить стоимость отпущенной тепловой энергии, если договорные отношения отсутствуют (п.3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 № 30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения»).

Исходя из изложенных норм, между истцом и ответчиком сложились фактические отношения по поставке — приобретению тепловой энергии, вследствие чего у истца имеется обязанность по оплате потребленных энергоресурсов.

В соответствии с п. 2 ст. 539 Гражданского кодекса РФ возможность заключения договора энергоснабжения связана с наличием у абонента энергопринимающего устройств, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования.

Следовательно, договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации.

Условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме иди в жилом доме (домовладении) является следующее:

а) коммунальные услуги предоставляются потребителям, начиная с установленного жилищным законодательством РФ момента, а именно:

с момента возникновения права собственности на жилое помещение — собственнику жилого помещения и проживающим с ним лицам;

б) состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного или жилого дома;

г) предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг;

е) отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в п. 15 приложения к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.

Как указывает в своем письме министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-АЧ/04 размер платы за коммунальную услугу по отоплению подлежит определению в одинаковом установленном Правилами порядке (с применением соответствующих расчетных формул) во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, вне зависимости от условий отопления отдельных помещений в многоквартирном доме, в том числе в отсутствии обогревающих элементов, установленных в помещении, присоединенных к централизованной внутридомовой инженерной системе отопления, при подключении многоквартирного дома к централизованной системе отопления.

Услуга отопления не может предоставляться автономно в каждом отдельном помещении многоквартирного дома.

В соответствии с п. 6.1.1. «СП 60.13330.2012. Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СнтП 41-01-2003» (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 279) теплоснабжение зданий может осуществляться:

1) по тепловым сетям централизованной системы теплоснабжения от источника теплоты теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), по тепловым сетям от источника теплоты населенного пункта, квартала, микрорайона районной тепловой станции (РТС) и квартальной тепловой станции (КТС);

2) от автономного источника теплоты, обслуживающего одно здание или группу зданий (встроенная, пристроенная или крышная котельная, когенерационная или теплонасосная установка);

3) от индивидуальных теплогенераторов.

Согласно пункту 2 Правил подключения к системам теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.12 № 307 «подключаемый объект» - здание, строение, сооружение или иной объект капительного строительства, на котором предусматривается потребление тепловой энергии, тепловые сети или источник тепловой энергии; «подключение» - совокупность организационных и технических действий, дающих возможность подключаемому объекту потреблять тепловую энергию из системы теплоснабжения, оебспечивать передачу тепловой энергии по смежным тепловым сетям или выдавать тепловую энергию, производимую на источнике тепловой энергии, в систему теплоснабжения; «точка подключения» - место присоединения подключаемого объекта к системе теплоснабжения.

ч.15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.10 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Проверяя законность указанной нормы Верховный суд РФ указал, что действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем, Правительством Российской Федерации, в чью компетенцию в соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении (решение Верховного суда РФ от 07.05.2015 № АКПИ 15-198, апелляционное определение Верховного суда РФ от 27.08.2015 г. № АПЛ — 330).

Право потребителей на отказ от предоставления и оплату услуг централизованного отопления в многоквартирном доме, подключенном к централизованной системе отопления, может быть реализовано посредством отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить в рамках реконструкции многоквартирного дома.

Приборы отопления служат частью отопительной системы многоквартирного дома, демонтаж которых приводит к нарушению порядка теплоснабжения дома. То есть, если с момента постройки многоквартирный дом рассчитан на централизованное теплоснабжение, то установка индивидуального отопления в квартирах нарушает существующую внутридомовую систему подачи тепла. Отключение квартиры в МКД от централизованной системы отопления с установкой индивидуального квартирного источника тепловой энергии предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, приводя ее к разбалансировке. Перевод на автономное отопление отдельной квартиры в МКД приводит к необходимости снижения количества подачи теплоносителя на жилой дом в соответствии с тепловой нагрузкой, потребляемой отключенной квартирой, что приводит к разрегулировке гидравического режима внутренней системы теплоснабжения дома и системы отопления котельной и влечет необходимость перерасчета тепловой сети для восстановления расчетной работы гидравлического режима и дальнейшего проведения работ по регулировке сети, включающего в себя замену дроссельных шайб у всех потребителей, получающих тепловую энергию от котельной, в противном случае увеличение количества тепловой энергии, поставляемой потребителям, и как следствие, повышение уровня платежей потребителей. Таким образом, идут дополнительные расходы на выполнение работ по регулировке гидравлического режима теплосети, изменившейся из-за отключения потребителей, которые возмещаются повышением тарифов оплаты за тепловую энергию и горячее водоснабжение.

Согласно ч. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартир.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудовании, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Таким образом, стены, через которые выходит трубопровод индивидуального отопления, относятся к общему имуществу собственников МКД. Поэтому решение вопроса о переустройстве должно быть принято с учетом положений закона об общей долевой собственности жильцов МКД и требований подзаконных актов, которые должны быть соблюдены при переустройстве жилого помещения.

Согласно ч. 3 ст. 36 ЖК РФ, уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме после его реконструкции.

Переход на индивидуальное отопление ведет к уменьшению размера общего имущества в МКД. Поэтому проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования, быть согласованным не только с органом местного самоуправления, на территории которого расположено жилое помещение, но и с собственниками жилых помещений в МКД.

В соответствии с ч.1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Переустройство отдельного жилого помещения затрагивают общедомовую инженерную систему отопления, приводя ее к разбалансировке; переустройство жилого помещения под индивидуальное отопление возможно только с согласия всех собственников помещений, приводит к перетокам тепла внутри дома от квартир, подключенных к системе централизованного теплоснабжения, в квартиры, перешедшие на индивидуальное отопление, прекращается оплата отопления помещений общего пользования собственниками квартир с индивидуальным отоплением, что влечет увеличение затрат собственников остальных квартир, ухудшает внешний вид фасадов домов, а также устройство дымоотводов от каждого теплогенератора индивидуально через фасадную стену МКД приводит к ухудшению экологической обстановки за счет выбросов продуктов горения из индивидуальных газовых котлов.

Согласно ч.15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170 переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств не допускаются.

Перевод на автономное отопление отдельно взятой квартиры в многоквартирном доме приводит к изменению теплового баланса дома и нарушению работы инженерной системы дома, к значительному увеличению расхода газа, на что существующие газовые трубы (их сечение) не рассчитаны. Кроме этого при отключении основной доли потребителей в многоквартирных домах увеличивается резерв мощности котельной, что негативно сказывается на работе теплоснабжающей организации и на предоставлении услуг теплоснабжения остальным потребителям (например, следует рост тарифа для остальных потребителей).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 Административного судопроизводства РФ, просила в удовлетворении административного иска ФИО4, ФИО7, ФИО1, действующей в интересах своего несовершеннолетнего ребенка Б.Н.А. к Администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края - отказать.

Суд, выслушав объяснения участвующих лиц, рассмотрев доводы сторон и исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 226 КАС РФ административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, рассматриваются судом в течение одного месяца, а Верховным Судом Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд.

Согласно ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

В соответствии со ст. 27 Жилищного кодекса РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае: непредставления определенных ч. 2 ст. 26 настоящего Кодекса документов; представления документов в ненадлежащий орган; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170, устанавливают, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушение прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускается (п. 1.7.2).

Федеральный закон N 384-ФЗ от 30 декабря 2009 года "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусматривает, что система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и т.п.; параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания и сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.

Из анализа перечисленных норм следует, что проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.

При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса РФ если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно свидетельствам о государственной регистрации права , выданных ДД.ММ.ГГГГ Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю ФИО1, ФИО5, Б.Н.А., ФИО4 являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ФИО4, ФИО5, Б.Н.А. обратились в администрацию Благодарненского городского округа с заявлением о переустройстве и (или) перепланировки жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Благодарненского городского округа принято решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, в связи с: несоответствием проекта переустройства жилого помещения требованиям законодательства, проекта по отключению квартиры от существующей системы отопления с подключением индивидуального отопления, не содержит данных о согласовании проекта с теплоснабжающей организацией, поскольку затрагивает общедомовые инженерные системы отопления; пунктом 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, зак исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Согласно схеме теплоснабжения <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, единой теплоснабжающей организацией является ГУП СК «Крайтеплоэнерго».

Вышеуказанной схемой теплоснабжения не предусмотрен перевод жилых помещений, расположенных в домах с центральным отоплением, на отопление от индивидуальных источников тепловой энергии.

Многоквартирный <адрес>, как обособленное здание подключено к тепловым сетям котельной , то есть является единым целостным объектом инженерной инфраструктуры.

Согласно Письму Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ-ОД/04 «Об отоплении жилых помещений в многоквартирных домах» возможность перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии должна быть установлена схемой теплоснабжения.

Основная часть многоквартирного жилого фонда, в том числе и спорные квартиры, находящиеся в многоквартирных домах подключены к централизованной системе теплоснабжения, которая состоит из котельных, центральных тепловых пунктов и тепловых сетей.

Переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии является переустройством жилого помещения. Порядок переустройства жилых помещений установлен главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации. Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения должен обратиться в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр. В составе таких документов предоставляется подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения.

Разработка проекта должна вестись на основании технических условий, полученных в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года № 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения". После проведения реконструкции подключение объекта должно быть обеспечено в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 307 "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Поскольку система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, соответственно проект должен быть разработан на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома. Также должен быть разработан проект и на реконструкцию системы электроснабжения (газоснабжения) многоквартирного дома, если в качестве источника индивидуального отопления планируется использовать электрическое (газовое) оборудование.

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, а также электрическое (газовое) оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения.

Таким образом, принятие подобного решения без согласия всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме может являться нарушением их законных интересов и прав.

Переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии возможен при соблюдении требований, установленных частью 15 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".

В соответствии с данными требованиями запрещено использовать индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, перечень которых определен Правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Постановлением Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 307. В данный перечень включены источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа. (Письмо Минстроя России от 15.10.2014 N 22588-ОД/04 "Об отоплении жилых помещений в многоквартирных домах").

Согласно части 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Пунктом 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 предусмотрено, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств не допускаются.

Согласно подпункту "в" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.

Перевод квартиры на индивидуальное газовое отопление возможен лишь при переводе всего многоквартирного дома с отключением дома от системы центрального отопления при наличии согласия всех собственников помещений в жилом доме.

Доказательств принятия решения об изменении схемы теплоснабжения всего многоквартирного жилого дома истцами не представлено.

Доводы административных соистцов о недействительности схемы теплоснабжения <адрес>, так как она не опубликована в установленном порядке, что схема теплоснабжения и постановление главы оспорено ими в Благодарненский районный суд и <адрес>вой суд, не могут быть приняты по следующим причинам: в настоящее время отсутствует вступившее в законную силу решение суда, которым отменено Постановление главы <адрес> «Об Утверждении схемы теплоснабжения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ и прилагаемая к нему «Схема теплоснабжения <адрес>». Более того, согласно ответу прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГж-2018 согласно п. 4 постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оно вступило в законную силу с момента его подписания, и действует вплоть до его отмены или признания утратившим силу.

Также не представлен протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома о реконструкции жилого дома (конкретной) квартиры) на индивидуальное отопление и индивидуальное горячее водоснабжение, на котором решался бы вопрос об изменении схемы теплоснабжения всего многоквартирного жилого дома.

Кроме того, из представленных проектов следует, что в них отсутствуют необходимые согласования на соответствие требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим требованиям. Также в сведениях о проведенных согласованиях отсутствует согласование с ГУП СК «Крайтеплоэнерго».

Иные доводы административных соистцов, в том числе и о низких температурах в квартире, что подтверждается актами МУП «Центр ЖКХ» БГО СК от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а также большим расходом электроэнергии на обогрев квартиры, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего административного дела, в связи с чем при таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО4, ФИО5, ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка Б.Н.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. к Администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края об оспаривании решения об отказе в согласовании переустройства жилого помещения отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд путём подачи апелляционной жалобы, представления через Благодарненский районный суд Ставропольского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Р.А. Зинец