ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-982/19 от 03.10.2019 Новосергиевского районного суда (Оренбургская область)

КОПИЯ

№ 2а-982/19

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

03 октября 2019 года п. Новосергиевка

Оренбургской области

Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе

председательствующего судьи Абузяровой Д.Ф.,

при секретаре Ерофеевой Д.В.,

с участием: истца ФИО1,

представителя истцов адвоката Акисовой Эльвиры Ханифовны,

представителя ответчика администрации муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску ФИО1, ФИО6 к администрации муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области о признании незаконным постановления администрации муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО6, ФИО1 обратились в суд с названным исковым заявлением, в обоснование требований указав, что ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО3 решением Новосергиевского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав. Постановлением администрации муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ опекуном ФИО6 назначен ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения. ФИО1 обратился в администрацию муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области с заявлением о включении в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями по Новосергиевскому району Оренбургской области ФИО6 Постановлением администрации муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ отказано во включении в указанный Список ФИО6 Считают данный отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы ФИО6 В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ ФИО6 относится к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. ФИО6 имеет в собственности <данные изъяты> долю в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Собственниками данного дома, помимо нее, являются ФИО3 (отец, лишенный родительских прав), ФИО3 (брат) и ФИО10 (сестра). Истцы полагают, что на ФИО6 распространяется право на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, которое должно быть предоставлено ей органами власти, следовательно, ФИО6 имеет право на включение ее в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями по Новосергиевскому району Оренбургской области.

Просит признать постановление администрации муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе во включении в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями ФИО6» незаконным, обязать включить ФИО6 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Истец ФИО6 участия в судебном заседании не принимала, извещена надлежащим образом., направила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием представителя Акисовой Э.Х.

Представитель истцов – адвокат Акисова Э.Х., исковые требования поддержала, просила иск полностью удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. В судебном заседании пояснила, что в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года № 1420/408-V-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, включаются список при наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Оренбургской области. Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», возложено на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абзац 1 ч. 3 ст. 8 Федерального закона). Для включения в указанный список лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляют лично в уполномоченный орган местного самоуправления по месту жительства перечень документов, утвержденный постановлением Правительства Оренбургской области от 19 сентября 2013 года № 782-п. Уполномоченный орган местного самоуправления в рамках межведомственного взаимодействия запрашивает перечень документов, утверждённый вышеуказанным постановлением, одним из документов является справка органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество о наличии или отсутствии у гражданина жилых помещений на праве собственности на территории Российской Федерации. Выясняя принадлежность данного домовладения, был сделан запрос в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области». Была предоставлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него на праве собственности объекты недвижимости, согласно которым ФИО6 является собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Таким образом, истцу было отказано во включении в список по причине того, что имеющееся у истца жилое помещение (доля в праве собственности) не признано официально непригодным для проживания, истец может быть включена в указанный список только при подтверждении факта признания невозможности проживания в имеющемся у неё в собственности жилом помещении (доли) и факта отсутствия права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. Порядок признания жилого дома непригодным для проживания осуществляется на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Просит отказать истцам в исковых требованиях.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика, - Правительства Оренбургской области, извещен надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимал, возражений не направил.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Положениями ст. 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту – Федеральный закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с ч. 8 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 1, 2 статьи 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года № 420/408-V-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области» (далее по тексту – Закон Оренбургской области от 18 марта 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, включенным в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Оренбургской области по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в соответствующем населенном пункте. Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются указанным лицам по их заявлению в письменной форме, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом установлено, что ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец ФИО6 – ФИО3, лишен родительских прав по решению Новосергиевского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, мать – ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

На основании постановления администрации муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя ФИО6 находилась под попечительством дедушки ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения.

ФИО6 зарегистрирована по адресу: <адрес>, проживает по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, ФИО6 является собственником <данные изъяты> доли на жилой дом по адресу: <адрес>. Собственниками данного дома, помимо нее, являются ФИО3 (отец, лишенный родительских прав), ФИО3 (брат) и ФИО4 (сестра).

Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит опекуну ФИО1 Согласно справке администрации муниципального образования Кулагинский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, в состав семьи ФИО6 входят дедушка ФИО2, бабушка ФИО9, дядя ФИО2, сестра ФИО4, брат ФИО3

Из сообщения главы администрации муниципального образования Кулагинский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по адресу: <адрес>, длительный период времени никто не проживает. По адресу: <адрес> проживает один человек, ФИО3 (основание: похозяйственная книга лицевой счет ).

Постановлением администрации муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ отказано во включении ФИО6 в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Принимая решение об отказе ФИО6 во включении в указанный Список, согласно приложению к постановлению, администрация Новосергиевского района Оренбургской области исходила из того, что ФИО6 является собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Вместе с тем, постановление администрации принято без учета следующих положений закона.

Пунктом 4 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ установлено, что проживание граждан указанной категории в ранее занимаемых на праве собственности или условиях социального найма жилых помещениях признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из нижеследующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 ЖК РФ);

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Из материалов дела усматривается и не оспаривается стороной ответчика, что жилое помещение (жилой дом) по адресу: <адрес>, состоит из двух смежных комнат, кухни, холодной веранды, общая площадь <данные изъяты> кв.м. Согласно акту осмотра частного дома от ДД.ММ.ГГГГ, в доме нет воды, газ отключен, в настоящее время проживать в доме невозможно, так как необходим капитальный ремонт, в доме никто не проживает.

Согласно п. 2.2 Методических рекомендаций по внедрению эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, являющегося приложением к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 апреля 2014 года № ВК-615/07 (далее - Методические рекомендации), при наличии у лица жилого помещения на праве собственности или праве пользования по договору социального найма нуждаемость в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения должна определяться по обстоятельствам невозможности проживания в этом жилом помещении, установленным в ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2012 года № 159-ФЗ и законодательстве субъектов РФ.

Проживание граждан указанной категории в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями (членами семей нанимателей) по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с проживанием на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 Жилищного кодекса). К категории членов семьи детей-сирот и лиц из их числа, являющихся собственниками, могут относиться их родители, проживающие в жилом помещении. Граждане, лишенные родительских прав, становятся бывшими членами семьи собственника ребенка, что по общему правилу должно приводить к прекращению их права пользования жилым помещением (ст. 31 ЖК РФ). Поэтому проживание на любом законном основании в жилом помещении, принадлежащем детям-сиротам и лицам из их числа граждан, лишенных родительских прав в отношении своих детей, рассматривается в качестве основания невозможности проживания в жилом помещении детей-сирот и лиц из их числа (п. 1 ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ).

Далее в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 апреля 2014 года № ВК-615/07 указано, что следует признать некорректность формулировки п. 1 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2012 года № 159-ФЗ в новой редакции, согласно которой проживание в жилом помещении, находящемся в собственности несовершеннолетнего ребенка, граждан, лишенных родительских прав в отношении него, рассматривается как обстоятельство невозможности проживания только при условии наличия вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 ЖК РФ. Указанное положение не может применяться, поскольку противоречит ст. 72 ЖК РФ, предусматривающей право обмена жилых помещений только для нанимателей таких помещений по договорам социального найма. Собственник жилого помещения стороной сделки обмена быть не может.

Соответственно, в случае, когда родители, лишенные родительских прав, проживают в жилом помещении несовершеннолетнего в качестве собственников, бывших членов его семьи, невозможность проживания следует устанавливать без учета положения о принудительном обмене жилого помещения. Невозможность осуществления принудительного обмена жилого помещения, находящегося в собственности ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот, обусловленная некорректностью нормы п. 1 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2012 года № 159-ФЗ, не может рассматриваться в качестве основания непредоставления жилого помещения по новому порядку жилищного обеспечения, поскольку данный порядок направлен не только на решение жилищной проблемы лица, но и его социальную адаптацию во взрослой жизни.

Согласно п. 4 Методических рекомендаций при решении вопроса об установлении нуждаемости в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения необходимо учитывать особенности права общей собственности на жилое помещение, принадлежащее детям-сиротам и лицам из их числа. Если дети-сироты и лица из их числа обладают долей в праве собственности на общее жилое помещение, то обстоятельства невозможности проживания в жилом помещении следует рассматривать, как правило, применительно к целому жилому помещению, а не его части, соразмерной доле лица в праве общей собственности на жилое помещение. Это правило должно применяться несмотря на то, что согласно п. 2 ст. 247 ГК РФ участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле. Проживание в жилом помещении граждан, лишенных родительских прав, создает невозможность проживания в данном жилом помещении детей-сирот и лиц из их числа, у которых имеется доля в праве собственности на данное жилое помещение. Так, если дети-сироты и лица из их числа имеют долю в пригодном для проживания жилом помещении, площадь которого соответствует учетной норме на каждого проживающего в жилом помещении, но сособственниками жилого помещения являются родители такого ребенка, лишенные родительских прав, то дети-сироты и лица из их числа будут в этом случае иметь основание для получения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Соответственно, их проживание в жилом помещении, находящемся в общей собственности с гражданами, лишенными родительских прав, должно быть признано невозможным согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28. декабря 2012 года № 159-ФЗ. Все жилое помещение целиком, независимо от доли в праве собственности, принадлежащей детям-сиротам и лицам из их числа, должно оцениваться на предмет пригодности для постоянного проживания. Однако такое условие, как соответствие общей пощади жилого помещения на одно лицо учетной норме, должно определяться дифференцировано. На соответствие учетной норме общей площади жилого помещения должно определяться как все жилое помещение, так и часть жилого помещения, приходящаяся на долю детей-сирот и лиц из их числа: если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на долю в праве собственности детей-сирот и лиц из их числа, составляет менее учетной нормы, необходимо признавать невозможность проживания в таком жилом помещении и нуждаемость в предоставлении иного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения; если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на долю в праве собственности на жилое помещение детей-сирот и лиц из их числа, превышает учетную норму, то для определения нуждаемости рассчитывается фактическая общая площадь всего жилого помещения, приходящаяся на каждого законно проживающего в данном жилом помещении лица, независимо от доли в праве общей собственности, которая принадлежит детям-сиротам и лицам из их числа.

Материалами дела подтверждается, что жилой дом, право собственности на который принадлежит ФИО6 в размере <данные изъяты> доли, расположенный по адресу: <адрес>, имеет площадь <данные изъяты> кв.м., что составляет менее учетной нормы. Кроме того, собственником <данные изъяты> доли в праве является ФИО3, который в отношении ФИО6 лишен родительских прав. В связи с чем необходимо признавать невозможность проживания в таком жилом помещении и нуждаемость в предоставлении иного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Принимая во внимание вышеизложенное, у администрации муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области не имелось оснований для отказа во включении ФИО6 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

Ссылка представителя ответчика о том, что для включения ФИО6 в указанный Список необходимо подтверждение факта признания невозможности проживания в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, для чего необходимо соблюсти порядок признания дома непригодным для проживания, не принимаются судом, поскольку не основаны на положениях закона.

Как усматривается из заявления о включении ФИО6 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, оно подано ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривалось сторонами по делу. При обращении в администрацию муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области были представлены все необходимые документы.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО6, ФИО1 подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 218, 227, 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административные исковые требования ФИО1, ФИО6 – удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области включить ФИО6 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новосергиевский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Д.Ф. Абузярова

Мотивированное решение составлено 08 октября 2019 года.

Судья Д.Ф. Абузярова