УИД: 35RS0006-01-2021-001457-47 2а-982/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Великий Устюг 1 октября 2021 г.
Великоустюгский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Зеленской Т.Г.,
при секретаре Рожковской Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2, действующего за себя и в интересах несовершеннолетней К.А., ФИО3 к администрации сельского поселения Самотовинское Великоустюгского муниципального района Вологодской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
установил:
Административные истцы ФИО1, ФИО2, действующий за себя и в интересах несовершеннолетней К.А., ФИО3 обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации сельского поселения Самотовинское Великоустюгского муниципального района Вологодской области, в котором просят обязать администрацию совершить действия по заглушке трубы в основании дороги по ... в районе земельных участков, принадлежащих истцам по адресам: ...; признать незаконными бездействия администрации, выражающиеся в не совершении действий по проектированию и строительству ливневой канализации в границах ... в районе земельных участков и домов №.
В обоснование требований указали, что административные истцы являются жителями ..., собственниками земельных участков и жилых домов, расположенных по адресам: ... (ФИО1), № (К-вы), № (ФИО3). Дорога у данных домов представляет собой песчано-гравийную насыпь и асфальтовое покрытие. В основании дороги, напротив дома № в 1970 году была положена труба (армированная, железобетонная) для укрепления дорожного полотна. В виду отсутствия системы водоотведения через эту трубу происходит нагнетание дренажных, грунтовых, сточных и атмосферных вод в границах ... от домов № в сторону противоположных земельных участков и домов административных истцов. Так как существует особенность рельефа, это постоянно приводит к подтоплению, как земельных участков, так и жилых домов и построек, расположенных на указанной территории. Организация водоотведения в границах сельского поселения отнесена законом к вопросам местного значения, соответственно организация и содержание системы водоотведения дренажных и сточных вод в сельском поселении Самотовинское, в том числе в границах ... должно заниматься в силу прямого указания закона данное муниципальное образование. Административные истцы считают, что административному ответчику во исполнение требований закона надлежит совершить действия по проектированию и строительству ливневой канализации в границах .... Трубу в основании дорожного полотна следует заглушить, так как она является источником заболачивания (затопления водой) земельных участков административных истцов. Они неоднократно обращались с заявлениями в адрес администрации сельского поселения Самотовинское с просьбой о принятии мер, однако, до настоящего времени конкретных мер принято не было, что свидетельствует о длительном бездействии уполномоченного органа. Непринятие мер по организации системы отвода дренажных вод и вод поверхностного стока в границах ... нарушает права административных истцов на свободное, беспрепятственное, безопасное пользование землей, жилыми помещениями и участком дороги.
Определениями суда, занесенными в протокол судебного заседания 4 августа 2021 г. и 31 августа 2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, в качестве специалиста К.А.
Определением суда от 23 сентября 2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО15 и ФИО16
В судебном заседании административные истцы ФИО1 и ФИО3 требования поддержали, сославшись на изложенные в административном исковом заявлении доводы.
В настоящее судебное заседание административный истец К.А. не явился, извещен надлежащим образом. В судебном заседании 4 августа 2021 г. требования поддержал.
Представитель ответчика – администрации сельского поселения Самотовинское ФИО17 с требованиями не согласился, сослался на доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д. 61, 62). Дополнительно пояснил, что в качестве системы водоотведения в настоящее время вырыты канавы по ... до дома № и от дома № до №. Данная система не соответствует требованиям законодательства, однако, проектирование и строительство ливневой канализации для удовлетворения потребностей нескольких домов является нецелесообразным, приведет к существенным расходам бюджета сельского поселения Самотовинское.
Заинтересованные лица ФИО11 и ФИО13 в судебном заседании 23-24 сентября 2021 г. требования поддержали. В настоящее судебное заседание ФИО11 не явился, извещен надлежащим образом.
В судебном заседании 23-24 сентября 2021 г. заинтересованные лица ФИО16, ФИО7 и представитель заинтересованного лица ФИО15 – ФИО18 с требованиями не согласились, пояснили, что при заглушке трубы происходит подтопление принадлежащих им земельных участков и построек. В настоящее судебное заседание ФИО16, ФИО15 и её представитель ФИО18 не явились, извещены надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ФИО12 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном заявлении исковые требования поддержал (л.д. 110).
Заинтересованные лица ФИО4 и ФИО5 в суд не явились, извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие, доводы иска поддерживают (л.д. 111, 112).
Заинтересованное лицо ФИО6 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в её отсутствие, с требованиями не согласна, представила письменный отзыв (л.д. 106).
Заинтересованные лица ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО14 в суд не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Допрошенный в качестве специалиста директор ООО «Устюгстройпроект» К.А. суду показал, что он выходил на место примерно 2 года назад с представителями администрации и представителями жильцов по поводу подтопления дождевыми и талыми водами земельных участков. Существующая система, сделанная в Советском Союзе, нигде не оформленная, работала, но жильцы, проживающие через дорогу, и по чьим земельным участкам открытым способом уходила вода, возражают против этого. Можно произвести ряд мероприятий, а именно выполнить топографическую съемку с выставлением высоких отметок на земельных участках, с учетом рельефа разработать проектную документацию, произвести расчет расхода талых и грунтовых вод по участкам, объема водоотводной канавы и места ее расположения. Либо можно наложить сервитут на земельные участки административных истцов, по которым будет проходить сооружение. Также есть вариант - строительство сетей ливневой канализации по данной улице со сбросом всей воды через очистную станцию в реку, но необходимо углубленное проектирование, водоочистка, поскольку сброс воды закрытым способом по трубам допустим только через водоочистительное сооружение. Также необходимо смотреть трассу реки, поскольку очень стесненная застройка, выход к реке ограничен, но этот вариант очень затратный. Станция – это капитальное сооружение, что потребует получение разрешения на строительство и возможно прохождение госэкспертизы, а также возможно потребуется наложение санитарно защитных зон от этой станции. Ливневая канализация - это сооружение, которое располагается в районе двух кварталов, система водосбора включает в себя водоприемное устройство (колодцы, приямки) и систему трубопроводов.
Директор ООО «Новатор-Сервис» К.А., допрошенный в качестве специалиста, суду показал, что дренажная система в п. Новатор существует. Силами администрации и привлекаемых средств эти дренажные канавы, периодически очищаются, но канавы, проходящие по земельным участкам населения, потихоньку зарастают. Многие жители п. Новатор стали поднимать свои земельные участки и тем самым перекрывают выходы паводковых вод. Считает, что особо больших работ проводить не надо, необходимо жителям на своих земельных участках восстановить то, что было раньше сделано. Существующая система водоотведения на ... работает плохо, является самостроем. На ... сделать ливневую канализацию возможно, но нецелесообразно, практически нет места для прокладывания труб. Необходимо оканавливание дорог открытым способом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.При этом в силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из смысла приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий (бездействия) и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца. Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены основные принципы охраны окружающей среды, в том числе соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.
Согласно статье 3 Земельного кодекса Российской Федерации земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В силу ст. 10 Закона № 7-ФЗ управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с положениями пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоотведения.
Решением Великоустюгской Думы от 8 ноября 2019 г. № 65 «О передаче местного самоуправления Великоустюгского муниципального района части полномочий органам местного самоуправления поселений, входящих в состав Великоустюгского муниципального района» полномочия по организации водоотведения в границе сельского поселения Самотовинское переданы администрации сельского поселения Самотовинское.
Соответственно, в силу указанных норм, обязанность по организации водоотведения возложена на органы местного самоуправления, поэтому именно администрация поселения несет ответственность за принятие необходимых мер по отведению вод от земельных участков и жилых домов, в соответствии с санитарным и природоохранным законодательством.
Судом установлено, что ФИО19, ФИО4, ФИО5 и ФИО3 являются собственниками земельных участков и жилых домов, расположенных по адресам: ..., дома №. Указанные земельные участки подтапливаются грунтовыми, дождевыми, талыми водами.
Из объяснений участников процесса, в том числе пояснений представителя административного ответчика – администрации сельского поселения Самотовинское ФИО17 и специалистов, а также из письменных материалов дела следует, что имеющаяся на ... система водоотведения (канава со стороны домов № по ул..., приямок у дома № по ... и соединяющая их труба, проходящая под дорогой), не обеспечивает отвод указанных вод с земельных участков административных истцов, способствует накапливанию и растеканию воды на поверхности земли и подтапливанию территории, т.к. не обеспечивает должный сбор, пропуск и необходимый сбор поверхностных вод, поступающих с территории выше расположенных участков. В связи с чем, административные истцы, как собственники, ограничены в пользовании принадлежащим им недвижимым имуществом. Также застой вод в дальнейшем может привести к причинению ущерба землям: заболачиванию, порче плодородного слоя.
Необходимость разработки проектной документации системы водоотведения на ... и выполнения работ по устройству системы водоотведения подтверждаются ответами администрации сельского поселения Самотовинское, направленными в адрес административного истца ФИО1 и помощника депутата О.А., от 22 ноября 2019 г. № 312, от 21 февраля 2020 г. № 41, от 6 октября 2020 г. № 334, от 21 февраля 2020 г. № 42, жалобами жителей домов № по ... в адрес администрации, фототаблицами (л.д. 14-24, 65-66).
До настоящего времени администрацией сельского поселения меры по изготовлению проектной документации и установке системы водоотведения не предпринимаются. Таким образом, администрация сельского поселения Самотовинское не выполняет возложенные на нее действующим законодательством обязанности по надлежащей организации работы по водоотведению на территории сельского поселения.
Непринятие администрацией сельского поселения Самотовинское мер по организации водоотведения с земель, принадлежащих административным истцам, противоречит требованиям природоохранного законодательства, нарушает закрепленное и гарантированное статей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» права каждого на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
На основании изложенного, требования о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения Самотовинское Великоустюгского муниципального района Вологодской области, выражающиеся в не совершении действий по разработке проектной документации и устройству системы водоотведения по ... подлежат удовлетворению с возложением на административного ответчика обязанностей разработать проектную документацию системы водоотведения на ... и выполнить работы по устройству системы водоотведения в соответствии с данной проектной документацией.
Поскольку сторонами суду не представлены надлежащим образом оформленные способы устранения недостатков существующей системы водоотведения (заключения экспертов, специалистов), от назначения судебной экспертизы стороны отказались, устройство указанной системы зависит от проектировщика, к которому следует обратиться административному ответчику. При этом следует учесть, что устройство системы водоотведения не должно нарушать права и законные интересы жителей сельского поселения. Требования административных истцов о совершении действий по заглушке трубы в основании дороги по ... удовлетворению не подлежат, поскольку из объяснений третьих лиц, проживающих в домах № по ... и представленных в материалы дела фототаблиц (л.д. 155-161) следует, что при имеющейся системе водоотведения и заглушке трубы земельные участки и строения, находящиеся на противоположной от административных истцов стороне улицы, также будут затоплены.
Руководствуясь ст. 180 КАС РФ, суд
решил:
Требования ФИО1, ФИО2, действующего за себя и в интересах несовершеннолетней К.А., ФИО3 к администрации сельского поселения Самотовинское Великоустюгского муниципального района Вологодской области удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Самотовинское Великоустюгского муниципального района Вологодской области, выражающиеся в не совершении действий по разработке проектной документации и устройству системы водоотведения по ....
Обязать администрацию сельского поселения Самотовинское Великоустюгского муниципального района Вологодской области разработать проектную документацию системы водоотведения на ... и выполнить работы по устройству системы водоотведения в соответствии с данной проектной документацией.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Великоустюгский районный суд в месячный срок со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья: Т. Г. Зеленская
Мотивированное решение изготовлено 5 октября 2021 г.