ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-983/2018 от 10.04.2018 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

Дело № 2а-983/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 апреля 2018 Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Порубовой О.Н.

при секретаре Силантьевой К.С.

с участием:

представителя административного истца ФИО1 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ на срок 10 лет),

представителя административного ответчика администрации Советского района г. Томска ФИО2 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ на срок 1 год),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к администрации Советского района г. Томска, консультанту отдела застройки и землепользования администрации Советского района г. Томска ФИО4 о признании незаконным требования об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконными действий консультанта отдела застройки и землепользования администрации Советского района г. Томска ФИО4 по осмотру здания по адресу: , составлению и вручению требования об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

ФИО3 обратилась в суд административным иском к администрации Советского района г. Томска, консультанту отдела застройки и землепользования администрации Советского района г. Томска ФИО4 о признании незаконным требования об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконными действий консультанта отдела застройки и землепользования администрации Советского района г. Томска ФИО4 по осмотру здания по адресу: , составлению и вручению требования об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований указала, что ФИО3 является собственником нежилых помещений по адресу: .

ДД.ММ.ГГГГ консультант отдела застройки и землепользования администрации Советского района г. Томска ФИО4 осмотрела рекламные конструкции на фасаде здания, по результатам проверочных мероприятий ФИО3 было вручено требование от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений, в котором предписано демонтировать рекламную конструкцию в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование имеется ссылка на п.2.11 Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в г. Томске, утв. Постановлением Мэра г. Томска от 12.05.2008 № 362. Однако указанный документ не содержит положения, которые регламентируют порядок и процедуру проведения проверочных мероприятий и порядок вынесения требований, в связи с чем действия ФИО4 являются незаконными. Кроме того, в данном требовании имеется указание на ст. 8.1 Кодекса Томской области об административных правонарушениях, следовательно, за неисполнение требования ФИО3 может быть привлечена к административной ответственности.

В судебное заседание административный истец не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель административного истца требования поддержала по основаниям, указанным в административном исковом заявлении и письменных пояснениях. Указала, что оспариваемое требование об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ в полной мере соответствует акту органа местного самоуправления, при этом нормативный правой акт, которым установлен порядок и основания его вынесения, требования к форме документа, отсутствует. Однако в требовании содержится обязанность по устранению выявленных нарушений, следовательно, на ФИО3 незаконно возложена обязанность по совершению определенных действий. Срок, который установлен для совершения данных действий, является неразумным, никаким нормативным актом не установлен. При этом разъяснение о возможности привлечения к ответственности, содержащееся в требовании от ДД.ММ.ГГГГ, воспринято административным истцом, как негативнее последствие за неисполнение требования.

В судебное заседание административный ответчик консультант отдела застройки и землепользования администрации Советского района г. Томска ФИО4 не явилась, извещена надлежащим образом. Из письменного отзыва следует, что административный ответчик требования не признала, указала, что проверочные мероприятия о соблюдении Правил № 362 проведены в рамках должностной инструкции по обращениям Л.А.С., по результатам осмотра рекламной конструкции, размещенной на фасаде здания по адресу: было принято решение о направлении ФИО3 требования об устранении недостатков. При этом данное требование носит информационно-предупредительный характер, направлено на устранение нарушений в добровольном порядке, ответственность за несоблюдение данного требования не предусмотрена, права ФИО3 данным требованием не нарушены.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Советского района г. Томска требования не признал, поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве. Полагал, что действия консультанта отдела застройки и землепользования администрации Советского района г. Томска ФИО4 законны, а оспариваемым требованием права ФИО3 не нарушены, обязанности на нее не возложены и за несоблюдение данного требования к ответственности административный истец не может быть привлечена.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно положениям п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ, ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решений, действий (бездействия) органа закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно п. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

В соответствии частью 1 статьи 45.1 № 1З1-ФЗ, правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.

В силу части 2 статьи 45.1 № 1З1-ФЗ, правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы, в том числе, внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования.

Решением Думы Города Томска от 01.03.2016 № 161 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования «Город Томск».

Согласно пункту 16.1 Правила благоустройства, содержание и ремонт фасадов зданий, сооружений на территории муниципального образования «Город Томск» осуществляется в соответствии с требованиями настоящих Правил, а в случаях, предусмотренных положениями настоящего раздела, также муниципальными правовыми актами администрации Города Томска.

Постановлением Мэра города Томска от 12.05.2008 № 362 утверждены Правила содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в городе Томске.

Согласно пункту 1.34 Правил благоустройства и подпункту «а» пункта 2 Правил № 362, фасадом является наружная (лицевая) сторона здания, сооружения. Различают главный, боковой, задний фасады. Фасады делятся на уличный и дворовый.

Изменения фасада, связанные с размещением на фасаде здания, сооружения рекламной или информационной конструкции, должны соответствовать требованиям по обеспечению и сохранению единого внешнего архитектурно-художественного облика сложившейся застройки территории муниципального образования «Город Томск», иным требованиям, предусмотренным муниципальными правовыми актами администрации Города Томска, настоящими Правилами № 362. Размещение рекламных конструкций осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.03.2006 № 38- ФЗ «О рекламе», муниципальными правовыми актами администрации Города Томска (абзац 2 пункта 2.4.1 Правил № 362).

Исходя из положений раздела 14 Правил благоустройства, обязанность по соблюдению Правил благоустройства и Правил № 362 при размещении рекламных конструкций на фасадах зданий возлагается на владельца рекламных конструкций.

Согласно п.2.11 Правил № 362 размещение любых конструкций на поверхности стен зданий, сооружений, в том числе состоящих из светодиодных модулей с интегрированными светодиодами, позволяющих демонстрировать информационные материалы с использованием технологии динамических эффектов (в том числе монохромные и полноцветные светодиодные электронные табло, бегущие строки и т.д.), не предусмотренных настоящими Правилами, запрещается.

Согласно пункту 1.1 Положения об администрации Советского района Города Томска, утвержденного решением Думы г. Томска от 15.09.2005 № 1000, администрация Советского района Города Томска является территориальным органом администрации Города Томска, осуществляющим управленческие функции по решению вопросов местного значения и иных вопросов, отнесенных к ведению администрации Города Томска в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами, в границах внутригородской территории - Советского района Города Томска.

Согласно пункту 8.1 Правил № 362, контроль за соблюдением установленных настоящими Правилами требований к содержанию фасадов осуществляют должностные лица администраций районов Города Томска, а также иные должностные лица в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами муниципального образования «Город Томск».

В соответствии с абзацем 5 пункта 3.1.4 Положения об администрации Советского района, к функциям администрации района в сфере строительства и архитектуры относится, в том числе, осуществление контроля за содержанием фасадов зданий и сооружений.

Исходя из Положения об администрации Советского района, к предмету ведения администрации района относится, в том числе, организация контроля и исполнения на территории района муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Город Томск» (пункт 2.1 указанного Положения).

К компетенции администрации района относится, в том числе, рассмотрение в установленном порядке обращений физических и юридических лиц по предмету своей деятельности (пункт 4.7 Положения).

Распоряжением администрации Советского района г. Томска № 962 от 30.12.2010 утверждено Положение об отделе контроля застройки и землепользования.

Согласно п.1.1 Положения Отдел контроля застройки и землепользования является структурным подразделением администрации советского района г. Томска.

Согласно пункту 3.8 Положения об отделе контроля застройки и землепользования администрации Советского района Города Томска, одной из функций отдела является осуществление контроля за отделкой и состоянием фасадов строящихся, реконструируемых и существующих зданий, согласно выданным главным дизайнером города паспортам.

Из пункта 3.14 Положения об отделе контроля застройки и землепользования следует, что отдел также осуществляет работу с обращениями, жалобами, заявлениями граждан и организаций, затрагивающих сферу деятельности отдела.

ФИО4 является консультантом отдела контроля застройки и землепользования администрации Советского района Города Томска, что подтверждается приказом о переводе на другую работу от ДД.ММ.ГГГГ.

Основными задачами, на реализацию которых ориентировано исполнение должностных обязанностей консультанта, являются, в том числе, контроль за состоянием фасадов строящихся, реконструируемых и существующих зданий (п.1.6 должностной инструкции консультанта, утв. Главой администрации Советского района г. Томска от 01.11.2016).

Также консультант осуществляет ведение работы по жалобам, обращениям граждан; выполнение других поручений вышестоящих руководителей; выдачу предписаний, требований, составление протоколов об административных правонарушениях в соответствии с действующим законодательством.

Статьей 8.1 Кодекс Томской области об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил содержания фасадов зданий, строений и сооружений, элементов художественного оформления зданий и сооружений, ограждений, витрин, а также правил размещения временных объектов на территории муниципального образования.

В судебном заседании установлено, что ФИО3 является собственником нежилых помещений площадью ... кв.м. по адресу: (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ).

Установлено, что на рассмотрение в администрацию Советского района г. Томска поступили обращения Л.А.С. по вопросу законности размещения рекламной конструкции на фасаде здания по адресу: . По результатам проверочных мероприятий было установлено, что разрешительная документация на размещение и эксплуатацию рекламных конструкций не выдавалась.

Проверка проведена консультантом отдела контроля застройки и землепользования администрации Советского района Города Томска ФИО4, которая установила, что рекламная конструкция относится к магазину ..., которое расположено в помещении, принадлежащем на праве собственности ФИО3, в связи с чем собственнику помещения ФИО3 было вручено требование от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений, а именно демонтировать рекламную конструкцию в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку действия ФИО4 осуществлены в рамках ее должностных полномочий, в целях осуществления контроля за состоянием фасадов зданий, т.е. для реализации функций отдела контроля застройки и землепользования администрации Советского района Города Томска, суд полагает, что действия ФИО4 являются законными и обоснованными.

При этом действительно, действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрена форма и не урегулирована процедура вынесения требований об устранении выявленных в ходе поверочных мероприятий нарушений в сфере, подконтрольной отделу контроля застройки и землепользования администрации Советского района Города Томска.

Однако оспариваемое требование не может расцениваться, как нарушающее права и законные интересы ФИО3, поскольку из данного требования не следует, что за его неисполнение на лицо, которому оно выдано, может быть возложена ответственность, в том числе административная. Требование имеет своей целью побудить к устранению нарушений в добровольном порядке.

Таким образом, суд приходит к выводу, что обжалуемое требование выдано уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных полномочий, не нарушает требования действующего законодательства, не нарушает права административного истца, не возлагает на него обязанностей, не предусмотренных законодательством, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО3 к администрации Советского района г. Томска, консультанту отдела застройки и землепользования администрации Советского района г. Томска ФИО4 о признании незаконным требования об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконными действий консультанта отдела застройки и землепользования администрации Советского района г. Томска ФИО4 по осмотру здания по адресу: , составлению и вручению требования об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий