ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-983/2021 от 24.02.2021 Октябрьского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

№ 2а-983/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 февраля 2021 года г. Уфа

Октябрьский районный суд г. Уфы РБ в составе:

председательствующего судьи Муллахметовой Л.А.,

при секретаре Шангуровой К.А.,

с участием административного истца Сафронова В.П., представителя административного ответчика Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ Гибадуллиной А.А. (доверенность № 47 от 15 мая 2020 года), представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования Габидуллиной Г.Р. (доверенность № 3 от 11 января 2021 года),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сафронова В. П. к Управлению Росреестра по РБ о признании отказа в государственной регистрации недвижимости незаконным, обязании произвести государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, возврате госпошлины, взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя и госпошлины,

установил:

Сафронов В. П. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по РБ о признании отказа в государственной регистрации недвижимости незаконным, обязании произвести государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, возврате госпошлины, взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя и госпошлины, ссылаясь на то, что на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом Первой Белебеевской государственной нотариальной конторы Республики Башкортостан Степановой Н.Д. и зарегистрированного в реестре за , административный истец обладает правом собственности на объект недвижимости - двухкомнатную квартиру, расположенную по <адрес>

Обременении объекта недвижимости не имеется. Иных лиц, оспаривающих права административного истца на объект недвижимости, не имеется.

ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Многофункциональный центр по адресу: <адрес> было подано Заявление о государственной регистрации права собственности на данный объект недвижимости, под № , что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг от ДД.ММ.ГГГГ, а также квитанцией об уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было принято решение № КУВД-02/370/002/2019-5908 об отказе в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости с указанием в качестве основания, на тот факт, что на момент приостановления государственной регистрации прав, в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) отчуждаемое право собственности продавца (стороны по договору мены) Меркуловой М.Т. на основании договора о безвозмездной передаче квартир в совместную собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, на квартиру по вышеуказанному адресу не зарегистрировано. ДД.ММ.ГГГГСафронов В.П. обратился к РГАУ Многофункциональный центр по адресу: <адрес> заявлением под о государственной регистрации прав на недвижимое имущество по договору обмена от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом Первой Белебеевской государственной нотариальной конторы РБ Степановой Н.Д. и зарегистрированного в реестре за .

В последующем истец дважды ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ повторно обращался в МФЦ с вопросом о продвижении государственной регистрации приобретенной квартиры, на что было предложено и истец дважды подавал заявление о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество. При этом, ему дважды выдавали бланки описи документов, принятых для оказания государственных услуг.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в многофункциональный центр <адрес> заявлением о выдаче мотивированного отказа в государственной регистрации сделки и права собственности, однако ему было отказано в этом и предложено получить отказ ДД.ММ.ГГГГ.

Он получил на руки весь пакет документов, поданных ранее на государственную регистрацию, в том числе и уведомление об отказе в государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ под номером №КУВД- 02/370/002/2019-5908, а так же квитанцию об оплате мной госпошлины за регистрацию в размере 2 000 рублей со штампом «ПОГАШЕНО».

Указанный отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество административный истец считает неправомерным и просит признать его незаконным отказ, обязать административного ответчика произвести государственную регистрацию указанного объекта недвижимости, а так же обязать административного ответчика возвратить госпошлину в сумме 2 000 рублей, уплаченных за гос. регистрацию права. Также просил взыскать судебные расходы, понесенные в связи с рассмотрением дела в сумме 3 300 рублей, а именно: расходы по уплате госпошлины в сумме 300 рублей, и расходы по составлению искового заявления в сумме 3000 рублей.

Административный истец Сафронов В.П. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить по приведенным в иске доводам и основаниям.

Представитель административного ответчика Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ Гибадуллина А.А. исковые требования не признала, в удовлетворении просила отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования РГАУ Многофункциональный центр - Габидуллина Г.Р. в судебном заседании исковые требования не признала, в удовлетворении иска просила отказать.

Административный ответчик гос.регистратор прав Управления Росреестра по РБ Хафизова А.Р. надлежаще извещена о дне, времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статья 226 КАС РФ, регламентируя судебное разбирательство по названной категории дел, предписывает суду, прежде всего, выяснять, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, обязывая его доказать это нарушение (пункт 1 части 9, часть 11).

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно части 3 упомянутой статьи к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; 3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; 4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; 5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; 7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; 8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

Предусмотренные частью 3 указанной статьи отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 данной статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение. В целях применения положений настоящего Федерального закона федеральное государственное бюджетное учреждение, наделенное полномочиями в соответствии с указанными решениями, считается органом регистрации прав. При этом на такое федеральное государственное бюджетное учреждение распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований. Положения данного Федерального закона применяются к такому федеральному государственному бюджетному учреждению постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений (часть 4).

В соответствии частью 1 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГСафронов В.П. обратился в Росреестр с заявлением о регистрации права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: РБ, <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения правовой государственным регистратором прав приостановлена государственная регистрация права собственности на квартиру до ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, о чем административному истцу сформировано уведомление о приостановлении государственной регистрации . Основанием для приостановления регистрации права собственности, послужило то обстоятельство, что в справочной системе ГУП БТИ РБ отсутствовала информация о зарегистрированном праве заявителя на спорный объект недвижимости.

ДД.ММ.ГГГГСафронов В.П. обратился через РГАУ МФЦ в Управление с заявлением о приостановлении государственной регистрации права собственности на Квартиру по ранее представленным документам КУВД от ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ в КУВД внесена запись .

ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором прав приостановлена государственная регистрация права собственности на квартиру до ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Сафронова В.П. от ДД.ММ.ГГГГ КУВД в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона о регистрации, о чем административному истцу сформировано уведомление о приостановлении государственной регистрации права собственности на квартиру

ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 27 Закона о регистрации в связи с истечением срока приостановления осуществления регистрационных действий и не устранением заявителем причин приостановления осуществления регистрационных действий государственным регистратором прав принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности на Квартиру, о чем Сафронову В.П. сформировано уведомление . Основанием для приостановления регистрации права собственности, указано отсутствие в справочной системе ГУП БТИ РБ информации о зарегистрированном праве заявителя на спорный объект недвижимости.

Сафронов В.П., ссылаясь на то, что ответчиком нарушены его права на регистрацию права собственности на квартиру, просил удовлетворить его требования.

Статьей 21 Закона о регистрации установлены требования к документам, представляемым для осуществления государственной регистрации прав.

Согласно ч. 3 ст. 21 Закона о регистрации необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых (подлинник) возвращается правообладателю, если такая сделка совершена в нотариальной форме или право на основании такой сделки возникло до вступления в силу Закона № 122-ФЗ.

В соответствии с положениями ст. 29 Закона о регистрации предусмотрен порядок осуществления государственной регистрации прав на объект недвижимости, включающий в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы представленных заявителем документов, направление межведомственных запросов.

В силу п. 2 ст. 567 ГК РФ (в редакции от 12.08.1996) к договору мены применяются соответственно правила о купле - продаже (глава 30), если это не противоречит правилам настоящей главы и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

В силу п. 2 ст. 558 ГК РФ (в редакции от 12.08.1996) договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Как видно из материалов дела, Сафроновым В.П. для регистрации права собственности на <адрес> РБ был представлен договор мены, заключенный между Сафроновым В.П. и Меркуловой М.Т. от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Сафронов В.П. передал в собственность Меркуловой М.Т. принадлежащую ему однокомнатную квартиру по адресу: <адрес>64, а Меркулова М.Т. передала в собственность Сафронова В.П. двухкомнатную квартиру по <адрес>

Согласно заключительной части договора мены от ДД.ММ.ГГГГ № б/н договор мены подлежит регистрации в органах БТИ по месту нахождения квартир.

Поскольку договор мены квартир от ДД.ММ.ГГГГ № б/н между Сафроновым В.П. и Меркуловой М.Т. был заключен до вступления в силу Закона № 122-ФЗ, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, должен был пройти государственную регистрацию в органах БТИ по месту нахождения квартир.

Согласно ответу на запрос ГБУ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ, квартира по <адрес> находится в собственности Меркуловой М.Т.

При таком положении, поскольку договор мены не был зарегистрирован в органах БТИ, что не оспаривалось Сафроновым В.П., то действия госрегистратора по отказу в государственной регистрации права собственности на квартиру в силу требований, предусмотренных ч. 1 ст. 14. ст. 15, ч. 4 ст. 18, ст. 21 Закона о регистрации, является правомерным.

С учетом вышеизложенного, государственным регистратором прав правомерно осуществлены соответствующие действия по принятию решений об уведомлении о приостановлении и последующем отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности на Квартиру.

Порядок направления уведомлений о приостановлении и отказе в осуществлении государственной регистрации прав регламентирован приказом Минэкономразвития России от 25.03.2016 № 173 (ред. от 27.02.2019) «Об утверждении порядков и способов направления органом регистрации прав уведомлений, а также подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав представленных заявителем документов» (далее - Порядок).

Согласно п. 2 Порядка, если необходимые для государственной регистрации прав заявления и документы были представлены в орган регистрации прав в форме документов на бумажном носителе, уведомление о приостановлении, уведомление об отказе в осуществлении государственной регистрации, а также документы, указанные в поди.2 п. 1 Порядка (если выдача (направление) таких документов одновременно с соответствующим уведомлением предусмотрена Законом о регистрации), выдаются (направляются) заявителю, одним из способов, указанных в заявлении:

1) лично при обращении в орган регистрации прав или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в которые было подано заявление:

2) почтовым отправлением по адресу, указанному в заявлении.

Днем направления предусмотренных данным Порядком уведомлений в форме документов на бумажном носителе считается дата, указанная в реквизитах соответствующего документа.

В соответствии с Соглашением о взаимодействии между Управлением и РГАУ МФЦ РГАУ МФЦ осуществляет прием заявлений об оказании государственных услуг Росреестра. в том числе государственной услуги «государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Поскольку административным истцом заявления были поданы через РГАУ МФЦ и в заявлении им было указано в качестве способа получения документов: «лично», «в многофункциональном центре», то в силу положений Порядка уведомления о приостановлении и об отказе в осуществлении регистрационных действий Сафронову В.П. была предоставлена возможность их получения в РГАУ МФЦ при личном обращении в данную организацию.

Таким образом, порядок и способы направления соответствующих уведомлений Сафронову В.П. обеспечены в соответствии с законодательством.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении административного искового заявления Сафронова В. П. к Управлению Росреестра по РБ о признании отказа в государственной регистрации недвижимости незаконным, обязании произвести государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, возврате госпошлины, взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя и госпошлины, следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175- 177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Сафронова В. П. к Управлению Росреестра по РБ о признании отказа в государственной регистрации недвижимости незаконным, обязании произвести государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, возврате госпошлины, взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя и госпошлины, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по делам административного судопроизводства Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.

Судья Л.А. Муллахметова