Дело № 2а-984/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Свердловский районный суд города Костромы в составе:
председательствующего судьи Ивковой А.В.
при секретаре Мироновой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 ФИО10 к ИФНС России по г. Костроме о признании решения незаконным, обязании внести изменения в ЕГРЮЛ,
установил:
ФИО3 ФИО11. обратился в суд с настоящим административным иском, указав в обоснование, что муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Костромы «Центр естественночаучнс го развития «ЭкоСфера» (далее - Учреждение) 3 августа 2017 года обратилось в ИФНС по г. Костроме с заявлением о внесении в Единый государственный реестр юриди зеских лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (форма Р14001) в части внесения в сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от юридического лица, в отношении ФИО3 Олеговича.Решением ИФНС по г. Костроме от 03.08.2017 № учреждению оказано в государственной регистрации вносимых изменений на основании подпункта «ф» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».Считает решение ИФНС по г. Костроме незаконным, ссылается на положения пп. «а» п. 1 ст. 12, пп. «а» п. 1 ст. 14, пп. «а» п. 1 ст. 17, пп. «ф» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ. Указывает, что основанием для обращения Учреждения в регистрирующий орган с заявлением о внесении изменений в ЕГРЮЛ послужило решение учредителя Учреждения - постановление Администрации города Костромы от 31 июля 2017 года № - о назначении ФИО3 ФИО12 с 1 августа 2017 года на должность директора Учреждения.Отказывая Учреждению в государственной регистрации, ИФНС по г. Костроме указала на то, что ФИО13 ФИО3 является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица Некоммерческого Партнерства «Клуб выпускников Государственного университета управления» (НП «Клуб выпускников ГУУ»), исключенного из ЕГРЮЛ 22.12.2016 как недействующее юридическое лицо, имевшего на момент его исключения из ЕГРЮЛ задолженность перед бюджетом признанную безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица.На момент предоставления заявления Учреждением документов в регистрирующий орган (03.08.2017) не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из ЕГРЮЛ (22.12.2016).Пунктом 9.4 Устава НП «Клуб выпускников ГУУ» предусмотрено, что директор Партнерства избирается общим собранием сроком на 3 года.ФИО14 ФИО3 был избран на должность директора НП «Клуб выпускников ГУУ» решением общего собрания членов партнерства 20 мая 2012 года, следовательно, его полномочия как директора истекли 19 мая 2015 года.На новый срок ФИО15 ФИО3 не избирался.Таким образом, на момент исключения НП «Клуб выпускников ГУУ» из ЕГРЮЛ, т.е. 22.12.2016, ФИО16 ФИО3 не обладал полномочиями директора партнерства.В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона № 129-ФЗ юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения.Из смысла вышеуказанной статьи явствует именно обязанность юридического лица, а не прекратившего полномочия директора юридического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица сообщать в регистрирующий орган о внесении изменений в сведения в Единый государственный реестр юридических лиц.В силу подпункта «л» пункта 1 и пункта 5 статьи 5 Закона № 129-ФЗ юридическое лицо обязано уведомить налоговый орган об изменении сведений о своем единоличномисполнительном органе, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.Уведомление налогового органа производится по правилам, изложенным в статьях 17, 18 Закона № 129-ФЗ, путем подачи на государственную регистрацию заявления по форме Р14001, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 №439.Лица, имеющие право подавать заявление на государственную регистрацию, указаны в статье 9 Закона № 129-ФЗ.С момента прекращения полномочий директора он утрачивает право действовать от имени юридического лица без доверенности (в том числе подавать заявления в налоговый орган).Таким образом, у лица, занимающего должность директора, отсутствует возможность обеспечить внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении своих полномочий. Сведения об указанном лице как о единоличном исполнительном органе общества будут содержаться в государственном реестре до момента внесения обществом в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о новом директоре. Закон не связывает возникновение и прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с внесением соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. То обстоятельство, что работодателем не внесены сведения в Единый государственный реестр юридических лиц относительно данных о директоре общества, не свидетельствует о том, что ФИО17 ФИО3 продолжал состоять в отношениях с НП «Клуб выпускников ГУУ» до момента исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц и был вправе действовать от его имени без доверенности.Следовательно, отказ заявителя в государственной регистрации внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц на том лишь основании, что на момент подачи соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц содержались сведения о том, что ФИО18 ФИО3 являлся лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица НП «Клуб выпускников ГУУ», прекратившего деятельность и имевшего задолженность перед бюджетом, является незаконным. Просит суд решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме от 03.08.2017 № об отказе во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования города Костромы «Центр естественнонаучного развития «ЭкоСфера», не связанных с внесением изменений в учредительные документы признать незаконным.В порядке восстановления нарушенного права обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Костроме внести изменения в сведения о муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования города Костромы «Центр естественнонаучного развития «ЭкоСфера», содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, на основании заявления от 3 августа 2017 года.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФНС России по Костромской области.
В судебном заседании ФИО3 ФИО19 административный иск поддержал по доводам в нем изложенным.
Представитель административного ответчика ФИО1 ФИО20 исковые требования не признала, представила письменные отзывы, согласно которым по информации, указанной заявителем в представленном заявлении формы Р14001 в отношении МБУДПО г. Костромы «Центр естественнонаучного развития «Экосфера», лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (руководителем), назначен ФИО3 ФИО21, и в процессе установления возможности осуществления регистрационных действий, выявлено, что назначенный на должность директора МБУДПО г. Костромы «Центр естественнонаучного развития «Экосфера» являлся лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени НП «Клуб выпускников ГУУ», которое было исключено из ЕГРЮЛ согласно статье 21.1 Закона № 129-ФЗ, как фактически прекратившие свою деятельность, и на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного общества из ЕГРЮЛ. Заявления в налоговый орган по установленной действующим законодательством форме о прекращении полномочий директора НП «Клуб выпускников ГУУ» ФИО3 ФИО22, не поступало. Рассмотрение вопросов об избрании директора и досрочное прекращение его полномочий на основании п.8.1.4 Устава НП «Клуб выпускников ГУУ» относится к исключительной компетенции общего собрания Партнерства. Следовательно, лицо обязано выполнять функции единоличного исполнительного органа до момента прекращения его полномочий на основании решения общего собрания или до избрания нового руководителя. То есть действующим законодательством предусмотрено, что для прекращения полномочий ранее назначенного директора требуется волеизъявление общего собрания участников Партнерства. Ни нормы действующего законодательства, ни положения устава Партнерства, в качестве последствия истечения срока полномочий единоличного исполнительного органа, не предусматривают автоматического прекращения данных полномочий. Прекращение полномочий руководителя невозможно лишь на основании его волеизъявления, поскольку из анализа пункта 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, абз. 5 пункта 3 статьи 29 Закон №7-ФЗ следует, что решение о прекращении полномочий директора, в том числе досрочно, вправе принимать только участники Партнерства. Таким образом, и после истечения срока полномочий ФИО3 ФИО23., в силу закона, обязан исполнять функции единоличного исполнительного органа до момента, пока не будет решен вопрос о возложении этих функций на иное лицо.
Представитель УФНС России по Костромской области ФИО2 ФИО24 полагал административный иск не подлежащим удовлетворению. Поддержал доводы отзыва ИФНС России по г. Костроме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129) в ЕГРЮЛ содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица; фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личностьв соответствиисзаконодательствомРоссийскойФедерации,и идентификационныйномерналогоплательщика при его наличии.
В силу п. 5 ст. 5 названного Закона внесение сведений в ЕГРЮЛ носит заявительный характер.
В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», если иное не установлено настоящим Федеральным законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах «м», «о», «р», и индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 2 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах «м», «н», «п», а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических, осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту «ф» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ) отказ в государственной регистрации допускается в случае, если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц:имевших на момент исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
Пунктом 1 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность; такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.
Норма подпункта «ф» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ имеет своей целью исключить возможность участия указанных в ней лиц в деятельности иных юридических лиц в течение определенного периода.
Введенные данной нормой ограничения направлены на стабилизацию и защиту публичных интересов со стороны государства, обеспечение достоверности ЕГРЮЛ, в том числе, предотвращение создания и деятельности юридических лиц, созданных для недобросовестной деятельности и представления иной недостоверной информации в регистрирующий орган.
Совокупность действий регистрирующего органа по исключению юридического лица из ЕГРЮЛ, осуществляемых во исполнение предписаний статьи 21.1 Закона о регистрации является признанием со стороны государства публично-правового интереса в выявлении фактически недействующих юридических лиц в установленном законом порядке с учетом прав и законных интересов заинтересованных лиц.
Статья 30 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривает наличие исполнительного органа в некоммерческой организации.
Из материалов дела следует, что муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования города Костромы «Центр естественнонаучного развития «Экосфера» 03.08.2017 года предоставлено в ИФНС России по г. Костроме заявление по форме Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Из представленной формы Р14001 следует, что на ФИО3 ФИО25 возлагаются полномочия директора Учреждения.
При рассмотрении комплекта документов ИФНС России по г. Костроме установлено, что ФИО3 ФИО28 являлся лицом, имеющим действовать без доверенности от имени НП «Клуб выпускников ГУУ», которое исключено из ЕГРЮЛ 22.12.2016, в отношении которого задолженность перед бюджетом была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаком недействующего юридического лица.
Как следует из материалов дела согласно сведений, содержащих в федеральном информационном ресурсе ФНС России, по состоянию на 01.03.2016 у НП «Клуб выпускников ГУУ» числилась задолженность по пени в размере 1340,86 руб. (отрицательное сальдо). На 01.04.2016 данная сумма задолженности по пени списана в соответствии с приказом ФНС России от 19.08.2010 № ввиду того, что организация отвечала признакам недействующего юридического лица. Таким образом, по состоянию на 01.04.2016, имеющаяся задолженность по пени была списана.
Судом установлено, что у НП «Клуб выпускников ГУУ» имелась задолженность перед бюджетом, которая признана безнадежной к взысканию и списана в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, и на момент представления документов на государственную регистрацию не истек трехлетний срок с момента исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Установив вышеуказанные обстоятельства, на основании пп. ф п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ИФНС России по г. Костроме принято решение № об отказе в государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
Не согласившись с решением ИФНС России по г. Костроме административный истец обжаловал его в УФНС России по Костромской области.
Решением УФНС России по Костромской области от 12.09.2017 года жалоба ФИО29 ФИО3 на решение ИФНС России по г. Костроме № об отказе в государственной регистрации оставлена без изменения. В решении по жалобе от 12.09.2017 года УФНС России по Костромской области указало, что в жалобе ФИО30 ФИО3 ссылается на пункт 9.4. устава НП «Клуб выпускников ГУУ», согласно которому: «Директор избирается Общим собранием членов Партнерства сроком на 3 года», что по его мнению, подтверждает тот факт, что на момент закрытия некоммерческого партнерства он не являлся его руководителем. ФИО31ФИО3 не учтено, что именно он числился руководителем НП «КЛУБ ВЫПУСКНИКОВ ГУУ» на момент исключения его из ЕГРЮЛ. Сведений о новом физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени НП «КЛУБ ВЫПУСКНИКОВ ГУУ», в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона №129-ФЗ в регистрирующие органы не представлено. Фактически ФИО3 не представил ни одного документа, подтверждающего факт снятия его с должности руководителя НП «КЛУБ ВЫПУСКНИКОВ ГУУ»: ни протокола общего собрания членов Некоммерческого партнерства с информацией о снятии его с должности директора, ни собственного заявления, поданного членам Некоммерческого партнерства о снятии с себя полномочий, ни приказа о его увольнении, ни копии страницы трудовой книжки, содержащей запись об увольнении с должности директора Некоммерческого партнерства и прочее.
Как следует из решении УФНС России по Костромской области от 12.09.2017 года основанием для отказа в удовлетворении жалобы ФИО3 ФИО32 в государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ является непредставление доказательств того что на момент исключения из государственного реестра Некоммерческого партнерства административный истец не являлся его руководителем и, следовательно, доказательств того, что содержащиеся в ЕГРЮЛ информация являлась недостоверной.
Вопреки позиции административного истца, истечение срока, на который лицо было избрано на должность единоличного исполнительного органа партнерства, не означает прекращение полномочий руководителя. Устав НП «Клуб выпускников ГУУ» не предусматривает такого основания для прекращения полномочий директора как истечение срока его полномочий.
Сведения об избрании нового единоличного исполнительного органа общества в материалах дела отсутствуют.
Само по себе истечение установленного уставом срока не означает прекращения полномочий директора, который обязан был выполнять функции единоличного исполнительного органа до момента избрания нового руководителя.
Представленные суду заявление ФИО3 ФИО33 об истечении срока его полномочий, адресованное учредителям НП «Клуб выпускников ГУУ», не содержащее дату поступления в партнерство, приказ от 19.05.2015 года об увольнении ФИО3 ФИО34 с должности директора НП «Клуб выпускников ГУУ», подписанный ФИО3 ФИО35 не являлись предметом рассмотрения ИФНС России по г. Костроме при принятии решения от 03.08.2017 года ФИО36, УФНС России по Костромской области при принятии решения от 12.09.2017 года. Напротив именно на отсутствие документов, подтверждающих прекращение полномочий административного истца как директора НП «Клуб выпускников ГУУ» указывало УФНС России по Костромской области ФИО3 ФИО37
Согласно п. 1.2. ст. 9 ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Согласно пункта 2 статьи 17 Закона № 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Заявления в налоговый орган по установленной действующим законодательством форме о прекращении полномочий директора НП «Клуб выпускников ГУУ» ФИО3 ФИО38 также не поступало.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ч. 1 ст. 84 КАС РФ, суд также приходит к выводу, что административный истец не представил надлежащих доказательств, что на момент исключения партнерства из государственного реестра юридических лиц не состоял в трудовых отношениях с НП «Клуб выпускников ГУУ».
Оспариваемое решение вынесено государственным органом с правильным применением положений Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», прав административного истца не нарушает, в связи с чем, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 175, 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ФИО3 ФИО39 к ИФНС России по г. Костроме о признании решения от 03.08.2017 года № об отказе во внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц незаконным, обязании внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц на основании заявления от 03.08.2017 года оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.В. Ивкова