ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-986/2016 от 09.11.2016 Задонского районного суда (Липецкая область)

Дело № 2а-986/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 ноября 2016 г. г. Задонск

Задонский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Парахина С.Е.

при секретаре Пановой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Задонске административное дело по административному исковому заявлению прокурора Задонского района Липецкой области к Совету депутатов сельского поселения Гнилушинский сельский совет Задонского муниципального района о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по созданию самостоятельного, действующего на постоянной основе контрольно-счетного органа,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Задонского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Совету депутатов сельского поселения Гнилушинский сельский совет Задонского муниципального района Липецкой области о признании незаконными бездействия Совета депутатов сельского поселения Гнилушинский сельский совет Задонского муниципального района Липецкой области в части непринятия мер по созданию самостоятельного, действующего на постоянной основе контрольно-счетного органа Задонского муниципального района. В обоснование заявленных требований указывал, что прокуратурой Задонского района проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства в деятельности Совета депутатов сельского поселения Гнилушинский сельский совет Задонского муниципального района Липецкой области в части организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований. Решением Совета депутатов сельского поселения Гнилушинский сельсовет от 24.07.2012 №121 принято Положение о Контрольно-счетной комиссии сельского поселения Гнилушинский сельсовет Задонского муниципального района. В ходе проверки установлено, что Контрольно-счетная комиссия сельского поселения Гнилушинский сельсовет создана формально, поскольку полномочия по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля не осуществляет. По вышеуказанным фактам прокуратурой Задонского района 29.02.2016 в адрес председателя Совета депутатов сельского поселения Гнилушинский сельсовет вносилось представление с требованием о создании самостоятельного, действующего на постоянной основе контрольно - счетного органа Задонского муниципального района. Вместе с тем, до настоящего времени Советом депутатов сельского поселения Гнилушинский сельсовет самостоятельный, действующий на постоянной основе контрольно - счетный орган Задонского муниципального района не создан. В соответствии с ч. 11 ст. 3 Закона представительный орган поселения, входящего в состав муниципального района, вправе заключить соглашение с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля. Однако, данное право Советом депутатов сельского поселения Гнилушинский сельсовет также не реализовано. Отсутствие контрольно-счетной комиссии свидетельствует о том, что полномочия по внешнему муниципальному финансовому контролю, возложенные на органы внешнего муниципального финансового контроля в соответствии со ст. 268.1 БК РФ и ст. 9 Закона не осуществляются. Истец просил признать незаконным бездействие Совета депутатов сельского поселения Гнилушинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области в части не создания самостоятельного, действующего на постоянной основе контрольно - счетного органа Задонского муниципального района. Обязать Совет депутатов сельского поселения Гнилушинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу создать самостоятельный, действующий на постоянной основе контрольно - счетный орган Задонского муниципального района, либо заключить соглашение с Советом депутатов Задонского муниципального района о передаче полномочий финансового контроля контрольно - счетной комиссии Задонского муниципального района Липецкой области.

В последующем прокурор Задонского района уточнил исковые требования и просил признать незаконным бездействие Совета депутатов сельского поселения Гнилушинский сельский совет Задонского муниципального района Липецкой области в части не создания самостоятельного, действующего на постоянной основе контрольно - счетного органа сельского поселения Гнилушинский сельский совет Задонского муниципального района Липецкой области; обязать Совет депутатов сельского поселения Гнилушинский сельский совет Задонского муниципального района Липецкой области в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу создать самостоятельный, действующий на постоянной основе контрольно - счетный орган сельского поселения Гнилушинский сельский совет Задонского муниципального района Липецкой области, либо заключить соглашение с Советом депутатов Задонского муниципального района о передаче полномочий финансового контроля контрольно - счетной комиссии Задонского муниципального района Липецкой области.

Представитель административного истца помощник прокурора Косых Д.В. в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил. В письменном заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие

Представитель заинтересованного лица Совета депутатов Задонского муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

Суд на основании ст. 226 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Выслушав представителя административного истца, исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 265 БК РФ муниципальный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Муниципальный финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внешний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью контрольно-счетных органов муниципальных образований (ч.2 ст.265 Кодекса).

Согласно ч. 2 ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований настоящего Кодекса и с учетом особенностей, установленных федеральными законами.

По обращению представительного органа городского, сельского поселения (внутригородского района) внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета городского, сельского поселения (внутригородского района) может осуществляться контрольно-счетным органом муниципального района (городского округа с внутригородским делением) или контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 157 БК РФ установлен исчерпывающий перечень органов государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся, в том числе контрольно-счетные органы муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу ст. 29 Устава сельского поселения Гнилушинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области структуру органов местного самоуправления составляют: Совет депутатов сельского поселения Гнилушинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области Российской Федерации (представительный орган муниципального образования); глава сельского поселения Гнилушинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области (высшее должностное лицо сельского поселения); администрация сельского поселения Гнилушинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области (исполнительно-распорядительный орган); контрольно-счетная комиссия сельского поселения Гнилушинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области (контрольный орган муниципального образования).

Согласно ч.ч. 2, 4, 11 ст. 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно. Представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Статьи 3, 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливает обязанность органов местного самоуправления осуществлять в пределах своих полномочий меры по предотвращению коррупции, исходя их чего надлежащее исполнение органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ предполагает обязательность наличия контрольно - счетного органа.

Системное толкование приведенных нормативных положений в их взаимосвязи со ст.ст. 3, 5 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", позволяет суду признать правомерными доводы прокурора о том, что надлежащее исполнение органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации предполагает обязательность организации внешнего муниципального контроля в каждом муниципальном образовании в формах, установленных Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".

Вместе с тем, доводы административного истца о том, что до настоящего времени Советом депутатов сельского поселения Гнилушинский сельсовет самостоятельный, действующий на постоянной основе контрольно - счетный орган сельского поселения не создан, в ходе судебного рассмотрения не нашли своего подтверждения.

Согласно п. 1 ст. 6 Закона Липецкой области от 02.10.2014 года № 322-ОЗ «О некоторых вопросах местного самоуправления в Липецкой области» (с изменениями и дополнениями) контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.

Контрольно-счетная комиссия сельского поселения является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуется Советом депутатов сельского поселения и подотчетна ему (п. 1 ст. 38 Устава).

Полномочия, срок полномочий, состав, порядок деятельности, порядок определения и штатная численность контрольно-счетной комиссии сельского поселения устанавливаются нормативным актом Совета депутатов сельского поселения (п.2 ст.38 Устава).

Совет депутатов сельского поселения вправе заключить соглашение с Советом депутатов Задонского муниципального района Липецкой области о передаче контрольно-счетному органу Задонского муниципального района полномочий контрольно-счетной комиссии сельского поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля (п. 5 ст. 38 Устава).

В целях реализации указанных норм решением Совета депутатов сельского поселения Гнилушинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области от 24.07.2012 №121 утверждено Положение о Контрольно - счетной комиссии сельского поселения Гнилушинский сельсовет Задонского муниципального района.

В указанном положении определены: статус контрольно-счетного органа муниципального образования, порядок формирования, должностные полномочия членов комиссии и требования к их кандидатурам, полномочия самой комиссии независимое положение от представительного органа местного самоуправления. В силу п. 1 ст. 1 Положения контрольно-счетная комиссия сельского поселения Гнилушинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля. Таким образом, в муниципальном образовании создан контрольно-счетный орган, принят нормативно-правовой акт, определяющий правовое положение, устанавливающий его наименование, полномочия, состав, порядок создания и деятельности. Факт бездействия Совета депутатов сельского поселения в части непринятия мер по созданию самостоятельного, действующего на постоянной основе контрольно-счетного органа не нашел своего подтверждения.

Своим правом по заключению соглашения с Советом депутатов Задонского муниципального района Липецкой области о передаче контрольно-счетному органу Задонского муниципального района полномочий контрольно-счетной комиссии сельского поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля Совет депутатов сельского поселения не воспользовался.

Таким образом, Совет депутатов сельского поселения Гнилушинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области воспользовался правом, предусмотренным федеральными законами и Уставом сельского поселения и создал контрольно - счетный орган сельского поселения Гнилушинский сельсовет Задонского муниципального района, без передачи полномочий в части осуществления контроля за исполнением бюджета сельского поселения.

Само по себе фактическое не функционирование контрольно - счетной комиссии сельского поселения Гнилушинский сельсовет Задонского муниципального района (не назначение председателя комиссии, членов, отсутствие финансирования), не свидетельствует о не создании такого органа. Каких-либо требований о постоянном функционировании созданного контрольно-счетного органа муниципального образования истцом не заявлялось.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что в сельском поселении Гнилушинский сельсовет Задонского муниципального района контрольно - счетный орган создан, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований прокурора Задонского района Липецкой области к Совету депутатов сельского поселения Гнилушинский сельский совет Задонского муниципального района о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по созданию самостоятельного, действующего на постоянной основе контрольно-счетного органа сельского поселения, обязывании в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу создать самостоятельный, действующий на постоянной основе контрольно-счетный орган сельского поселения Гнилушинский сельский совет Задонского муниципального района Липецкой области, либо заключить соглашение с Советом депутатов Задонского муниципального района о передаче полномочий финансового контроля контрольно-счетной комиссии Задонского муниципального района Липецкой области следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора Задонского района Липецкой области к Совету депутатов сельского поселения Гнилушинский сельский совет Задонского муниципального района о признании незаконным бездействия в части не создания самостоятельного, действующего на постоянной основе контрольно-счетного органа сельского поселения, обязывании в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу создать самостоятельный, действующий на постоянной основе контрольно-счетный орган сельского поселения Гнилушинский сельский совет Задонского муниципального района Липецкой области, либо заключить соглашение с Советом депутатов Задонского муниципального района Липецкой области о передаче полномочий финансового контроля контрольно-счетной комиссии Задонского муниципального района Липецкой области, отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Задонский районный суд Липецкой области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 14 ноября 2016 г.