ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-987/16 от 15.02.2016 Ленинскогого районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-987/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Мартыновой Н.Н.,

при секретаре Гуслине А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело в порядке административного судопроизводства по административному иску Военного комиссариата РБ к заместителю военного прокурора Уфимского гарнизона подполковнику юстиции ФИО4 об оспаривании предостережения о недопустимости нарушения закона,

УСТАНОВИЛ:

Военный комиссариат РБ обратился в суд с административным иском к заместителю военного прокурора Уфимского гарнизона подполковнику юстиции ФИО4 об оспаривании предостережения о недопустимости нарушения закона, мотивируя следующим.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем военного прокурора Уфимского гарнизона подполковником юстиции ФИО4 было вынесено предостережение по деятельности комиссии военного комиссариата Республики Башкортостан по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Уведомление начальника отдела военного комиссариата Республики Башкортостан по Орджоникидзевскому и Калининскому районам г. Уфы ФИО2 о склонений его к совершению коррупционного правонарушения в адрес военного комиссариата РБ поступило ДД.ММ.ГГГГ.

В предостережении указано, что согласно приказам Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ письменное уведомление ФИО2 в журнале регистрации уведомлений зарегистрировано не было.

Приказ Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка уведомления работниками, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, о фактах обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и принятия мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов» был зарегистрирован в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ, а вступил в законную силу апреля 2015 года. Соответственно руководствоваться данным приказом не имели право, так как не имел юридическую силу.

На основании вышеназванного приказа военным комиссаром Республики Башкортостан была проведена беседа с начальником отдела ФИО2, в ходе которой было установлено, что обращение в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения носило анонимный характер.

После этого, было принято решение направить уведомление начальника отдела ФИО2 с анонимным обращением для проведения проверки в военную прокуратуру Уфимского гарнизона.

Уведомление начальника отдела ФИО2 о склонении его к совершению коррупционного правонарушения не рассматривалось на заседании комиссии, так как в Указе Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» и приказе Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О комиссиях организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, по соблюдению требований к служебному поведению работников и урегулированию конфликта интересов» указаны исчерпывающие основания для проведения заседания комиссии.

В ответе на жалобу военный прокурор Уфимского гарнизона указывает, что в п.п. «в» п. 16 Указа Президента РФ от (ДД.ММ.ГГГГ, основанием для проведения заседания комиссии, том числе, является представление руководителя государственного органа или любого члена комиссии, касающееся обеспечения соблюдения государственным служащим требований к служебному поведению и (или) урегулировании конфликта интересов либо государственном органе мер по предупреждению коррупции.

Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ определен порядок уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения федерального государственного гражданского служащего Министерства обороны РФ к совершению коррупционных правонарушений, в соответствии с которым и руководствовался военный комиссар Республики Башкортостан, при принятии уведомления начальника отдела военного комиссариата Республики Башкортостан по Орджоникидзевскому и Калининскому районам г. Уфы ФИО2 о склонении его к совершению коррупционного правонарушения.

Даже в приказе Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, на который ссылается заместитель военного прокурора Уфимского гарнизона в своем предостережении (не действовавший на тот период), есть разграничения между уведомлением о факте обращения к работнику каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений и уведомлением о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.

Военным комиссаром Республики Башкортостан была подана жалобана предостережение о недопустимости нарушения закона вышестоящему руководству, а именно военному прокурору Уфимского гарнизона.

В своем ответе военный прокурор Уфимского гарнизона считает, что военный комиссар неверно и самовольно трактует законодательство, хотя

при вынесении предостережения и ответа на жалобу ссылаются на

законодательство не имеющую юридическую силу.

Административный истец просит предостережение заместителя военного прокурора Уфимского гарнизона подполковника юстиции ФИО4 отменить за незаконностью и необоснованностью.

В судебном заседании административный истец представитель Военного комиссариата РБ ФИО3 административный иск поддержала, просила удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Административный ответчик ФИО4 возражал, в удовлетворении иска просил отказать.

Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В Военный комиссариат РБ с письменным уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ обратился начальник отдела военного комиссариата Республики Башкортостан по Орджоникидзевскому и Калининскому району г. Уфы ФИО2 о склонении его к совершению коррупционного правонарушения.

Военной прокуратурой Уфимского гарнизона рассмотрено данное обращение о несогласии с предостережением о недопустимости нарушения закона в сфере противодействия коррупции и от ДД.ММ.ГГГГ заместителем военного прокурора Уфимского гарнизона подполковником юстиции ФИО4 было вынесено предостережение по деятельности комиссии военного комиссариата Республики Башкортостан по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Таким образом, действуя вопреки требованиям федерального законодательства, вместо направления лишь уведомления о случае обращения в целях склонения ФИО2 к совершению коррупционного правонарушения, ВК РБ направлены все имеющиеся материалы.

Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» утверждено «Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».

Положением определяется порядок формирования и деятельности комиссий соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых в федеральных органах исполнительной власти, иных государственных органах в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ.

Согласно п.п. «в» п. 16 Указа Президента от ДД.ММ.ГГГГ основанием для проведения заседания комиссии, в том числе, является представление руководителя государственного органа или любого члена комиссии, касающееся обеспечения соблюдения государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в государственном органе мер по предупреждению коррупции.

В целях надлежащего исполнения требований законодательства, направленного на противодействие коррупции, руководитель государственного органа, в соответствии с требованиями указанного Указа Президента РФ должен направить представление (сообщение) в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов ВК РБ для рассмотрения и принятия комиссией решения о правомерности действий ФИО2 (п. 27 Указа Президента РФ).

Несоблюдение как руководителем государственного органа, данной обязанности, предусмотренной федеральным законодательством о противодействии коррупции, способствовало осуществлению, военной прокуратурой Уфимского гарнизона мер прокурорского реагирования.

Упоминание в акте прокурорского реагирования приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ лишний раз свидетельствует об актуальности надзора в сфере противодействия коррупции до настоящего времени.

Согласно п. 10 приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на основании принятого представителем нанимателя письменного решения уполномоченное лицо обеспечивает проверку сведений, содержащихся в уведомлении. Проверка сведений осуществляется путем проведения бесед с гражданским служащим, подавшим уведомление (указанным в уведомлении), получения от гражданского служащего пояснения по сведениям, изложенным в уведомлении, а также направления уведомления в 10-дневный срок с даты его регистрации в органы прокуратуры Российской Федерации и другие государственные органы. По решению представителя нанимателя уведомление может направляться как одновременно во все перечисленные государственные органы, так и в один из них в соответствии с их компетенцией.

В силу ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, и данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» представление-об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лиц, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22, ст. 24, 28 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

Суд отказывает в удовлетворении административных требований ввиду следующего:

Согласно ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Предостережение, являющееся одной из мер прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, принимаемое на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, влекущее для лица, в адрес которого оно объявлено, определенные правовые последствия в случае его неисполнения, является актом, проверка которого осуществляется в порядке производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений.

Предостережение - это правовое средство особой целевой направленности, оно имеет превентивный (предупредительный, профилактический) характер. Цель предостережения - предупреждение правонарушений путем официального указания на необходимость изменения модели своей юридически значимой деятельности.

Прокурор при проведении проверки может объявить предостережение лишь при наличии веских задокументированных оснований, связанных с тем, что в будущем, возможно, лицо совершит правонарушение.

В Указании Генерального прокуратура Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 39/7 "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона" детализированы условия вынесения предостережения. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемых законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

Предостережение объявляется во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Для применения предостережения должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что предостережение о недопустимости нарушения закона является превентивной (т.е. предупредительной) мерой прокурорского реагирования, основанием для применения которой является наличие у прокурора сведений о готовящихся противоправных деяниях.

Прокурор действовал законно, т.к. имел право выносить представление и действовал в рамках своих полномочий, в предостережении указано, что разъясняется, что могут быть привлечены к ответственности. Проверка была после поступления уведомления в отношении ФИО2

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Военного комиссариата РБ к заместителя военного прокурора Уфимского гарнизона подполковнику юстиции ФИО4 об оспаривании предостережения о недопустимости нарушения закона отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Ленинский районный суд г. Уфы в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья: Н.Н.Мартынова

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-