Дело № 2а-988/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июля 2020 года г. Владивосток
Советский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе судьи Мошкиной И.Н., при секретаре Левицкой О.А. рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску Белоусова К. В. к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края об оспаривании действий органа государственной власти, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:’
Административный истец Белоусов К.В. обратился в суд с настоящим административным иском, указав в обоснование, что <дата> обратился к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края с заявлением об утверждении проектной документации на лесной участок, расположенный в Сергеевском лесничестве, ВладимироАлександровском участковом лесничестве, квартал <номер> в части выделов 14, 17, 19 площадью 0,18 га и предварительном согласовании предоставления указанного участка для осуществления сельскохозяйственной деятельности (пчеловодства) для собственных нужд путем заключения договора безвозмездного пользования сроком на пять лет. 27.11.2019г. Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края в адрес административного истца направило отказ в утверждении проектной документации и согласовании предоставления испрашиваемого лесного участка, поскольку в состав его насаждений не входят медоносные растения, участок расположен в 160 метрах от уреза воды побережья Японского моря, также в квартале <номер> Владимиро-Александровского участкового лесничества в части выдела 17 имеется арендатор земельного участка, площадью 1,1 га М.Б.Н. Данный отказ от 27.11.2019г., Белоусов К.В.’ считает незаконным и нарушающим его права, поскольку не указано какие именно были нарушены требования к составу проектной документации и ее содержанию, какие порядки ее подготовки, несоответствия документации лесному плану Приморского края, лесохозяйственному регламенту лесничества. В ходе составления проектной документации и акта натурального технического обследования каких-либо строений, сооружений, расположенных на испрашиваемом участке обнаружено не было, участок свободен от прав третьих лиц. Отсутствие медоносных растений на испрашиваемом участке не является основанием для отказа в утверждении проектной документации, предусмотренных лесным законодательством. В связи с чем, административный истец Белоусов К.В. просит суд признать незаконным отказ Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края, изложенный в письме от <дата><номер> об утверждении проектной документации на лесной участок расположенный в Сергеевском лесничестве, Владимиро-Александровском участковом лесничестве, квартал <номер>, в части выделов 14, 17, 19 площадью 0,18 га и предварительном согласовании предоставления указанного участка для осуществления сельскохозяйственной деятельности (пчеловодства) для собственных нужд путем заключения договора безвозмездного пользования сроком на пять лет; возложить обязанность рассмотреть обращение Белоусова К.В. в течении десяти дней с момента вступления решения в законную силу.
В судебное заседание административный истец Белоусов К.В. настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме, по доводам изложенных в иске.
Представитель административного ответчика Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края по доверенности Политика А.А., в судебном заседании представив письменные возражения, просил суд отказать в удовлетворении административного иска. Пояснив в обоснование позиции, что испрашиваемый земельный участок требуется не для пасеки, поскольку нахождение пчел возле воды не целесообразно, а для рекреационной деятельности, с целью обхода торговой процедуры на право заключения договора аренды лесного участка за арендную плату.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, в силу следующего.
Согласно ч. 2 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
На основании ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Из представленных в материалы дела доказательств судом установлено, что <дата>Белоусов К.В. обратился в Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края ( ранее Департамент лесного хозяйства Приморского края) с заявлением (вх. <номер>) о согласовании и утверждении проектной документации на лесной участок, испрашиваемый для ведения сельского хозяйства (расположение пасеки (пчеловодство)) на праве безвозмездного срочного пользования для собственных нужд сроком на 5 лет. Испрашиваемый земельный участок со следующими характеристиками: площадь лесного 0,18 га; местоположение земельного участка: Сергеевское лесничество; участковое лесничество: Владимиро-Александровское лесничество; участок- квартал <номер> выдел 14, 17, 19; координаты характерных точек земельного участка; вид использования: пчеловодство, размещение ульев и пасек; цель использования лесного участка: разведение пчел (пчеловодство); срок использования участка: 5 (пять) лет. К заявлению приобщено: ксерокопия паспорта заявителя; проектная документация лесного участка; материалы в электронном виде на USB; копия ИНН, акт натурального технического обследования.
Согласно ст. 3 ЛК РФ, лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения). Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 ЛК РФ, леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности).
В силу п. 3.1. ст. 38 Лесного кодекса РФ, для использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное пользование или устанавливается сервитут в случаях, определенных Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 70.1 ЛК РФ, при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей. В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков. При предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса),^ безвозмездное пользование выполнение работ по подготовке проектной документации лесных участков может быть обеспечено заинтересованным лицом. Проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса. Срок действия решения об утверждении проектной документации лесного участка составляет два года. Органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса полномочия по предоставлению лесных участков, может быть принято решение об отказе в утверждении проектной документации лесных участков. Основаниями для отказа в утверждении проектной документации лесного участка являются: 1) несоответствие проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, которые установлены в соответствии с частью 12 настоящей статьи; 2) несоответствие проектной документации лесного участка утвержденному лесному плану субъекта Российской Федерации, лесохозяйственному регламенту лесничества лесопарка.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; 3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.
Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическим лицам и в безвозмездное пользование гражданам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ст. 71 Лесного кодекса РФ).
Использование лесов для ведения сельского хозяйства осуществляется в соответствии с "Правилами использования лесов для ведения сельского хозяйства" утвержденные Приказом Минприроды России от <дата><номер> и лесохозяйственным регламентом Сергеевского лесничества.
Так, согласно п. 2.6.1 Лесохозяйственного регламента Сергеевского лесничества Приморского края, при пчеловодстве в качестве кормовой базы для медоносных пчел используются лестные участки, на которых в составе древесного, кустарникового или травяно-кустарникового яруса имеются медоносные растения. Лесные участки для размещения ульев и пасек предоставляются, в первую очередь, на опушках леса, прогалинах и других, не покрытых лесной растительностью землях. Для пчеловодства используются лесные участки, на которых в составе древостоя имеется липа, или не покрытые лесом земли с медопродуктивными растениями. При выборе места для размещения стационарных пасек отдают предпочтение местности, имеющей разнообразные угодья: лес с ивой, малиной, кипреем, липой, поля с клевером, донником, луга с разнотравьем.
Согласно п.п.2 п.12 ч. 10 ст. 70.1 ЛК РФ основаниями для отказа в утверждении проектной документации лесного участка является несоответствие проектной документации лесного участка утвержденному лесному плану субъекта Российской Федерации, лесохозяйственному регламенту лесничества.
Кроме того, судом установлено, что в представленной проектной документации указанные ограничения в использовании лесов, установленные разделом 2.6.1 лесохозяйственного регламента Сергеевского лесничества Приморского края, административном истцом не отражены, что в силу ст. 70.1 ЛК РФ является основанием для отказа в утверждении проектной документации лесного участка.
Таким образом, учитывая изложенное, а также положения действующего лесного законодательства о необходимости разработки проектной документации лесного участка в соответствии с требованиями лесохозяйственного регламента лесничества, положения Лесного кодекса РФ, суд пришел к выводу о соответствии оспариваемого отказа Министерства действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов административного истца, поскольку заявитель не лишен возможности устранить несоответствия проектной документации положениям утвержденного лесохозяйственного регламента Сергеевского лесничества и обратиться с заявлением об ее утверждении.
Доводы заявителя жалобы о том, что отказ в утверждении проектной документации лесного участка обусловлен иным основанием и не связан с ее несоответствием разделу 2.6.1 Лесохозяйственного регламента Сергеевского лесничества, судом отклоняются, поскольку изложенные административным ответчиком основания для отказа в утверждении проектной документации, указывают на несоответствие проектной документации Лесохозяйственному регламенту Сергеевскому лесничества, отсутствие в тексте оспариваемого отказа ссылки на ст. 70.1 Лесного кодекса РФ не свидетельствует о его незаконности.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для признания отказа Министерства об утверждении проектной документации на испрашиваемый лесной участок и предварительном согласовании предоставления этого участка от 27.11.2019г. незаконным, тем самым отказывает Белоусову К.В. в удовлетворении заявленных требований административного иска.
Поскольку требование о возложении обязанности на Министерство по рассмотрению обращения Белоусова К.В. в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу является производным от требования о признании отказа Министерства незаконным, суд также отказывает в его удовлетворении.
Руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Белоусова К. В. к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края об оспаривании действий органа государственной власти, возложении обязанности - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <дата> года
.
Судья И.Н.Мошкина