Дело №2а-988/2021
92RS0001-01-2021-001508-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2021 года г. Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Милошенко Н.В.,
при помощнике ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску истец к Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия,
установил:
ДД.ММ.ГГГГистец, действуя через своего представителя, обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя (Севреестр) и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГКБУ ФКП Росреестра) в котором просила признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в не устранении реестровой (кадастровой) ошибки в описанииместоположения границ земельного участка с кадастровым № в части пересечения с границами нелесного земельного участка с кадастровым №; признать незаконным отказ Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в государственной регистрации, выраженный в сообщении об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№; обязать административных ответчиков устранить реестровую ошибку и внести в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания местоположения границ и площади лесного земельного участка с кадастровым № в части пересечения с границами земельного участка с кадастровым № в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка с кадастровым №, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости; обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя осуществить государственную регистрацию права собственности в отношении земельного участка с кадастровым №, площадью 14000 кв.м., по адресу: <адрес>, документы на которую были представлены ДД.ММ.ГГГГ с заявлением под № путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующей записи о праве истец на недвижимое имущество.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что его право собственности на земельный участок с кадастровым № площадью 14000 кв.м. по адресу: <адрес> возникло в 2010 году, что подтверждается государственным актом на право собственности серии ЯИ №.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Севреестр с заявлением о государственной регистрации прав на данный земельный участок. К заявлению были приложены доверенность представителя, государственный акт и квитанция об оплате государственной пошлины. Однако государственная регистрация была приостановлена ДД.ММ.ГГГГ по изложенным в Уведомлении основаниям, для устранения которых ДД.ММ.ГГГГ административным истцом было подано заявление о предоставлении дополнительных документов, к которым также были приложены определение суда от ДД.ММ.ГГГГ, Постановление суда от ДД.ММ.ГГГГ, ответ Севреестра от ДД.ММ.ГГГГ, заключение от ДД.ММ.ГГГГ. В этот же день ДД.ММ.ГГГГ подано заявление о приостановлении государственной регистрации, которая впоследствии по заявлению административного истца от ДД.ММ.ГГГГ была возобновлена, в связи с чем, истец полагает, что все замечания, изложенные в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ ею были устранены.
Несмотря на то, что в ответе Севреестра от ДД.ММ.ГГГГ№ было указано, что «В случае не поступления в течение шести месяцев в Управление уведомления об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на земельный участок с кадастровым № либо документов, представленных в целях устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка с кадастровым №, Управлением будут внесены изменения в сведения ЕРГН о местоположении границ земельного участка с кадастровым № в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка с кадастровым №, содержащимся в сведениях ЕРГН», административному истцу было отказано в государственной регистрации права, в связи с чем выдано соответствующее сообщение № от ДД.ММ.ГГГГ, которое он считает незаконным и необоснованным.
Истец полагает, что административными ответчиками допущено бездействие, выразившееся в неустранении в установленный законом срок выявленной реестровой ошибки, а именно невнесение изменений в сведения ЕГРН о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым № без согласия его правообладателя.
Поскольку незаконные действия и решения Севреестра и незаконное бездействие административных ответчиков создают препятствия для реализации имущественных прав административного истца, исключают возможность государственной регистрации его права собственности и дальнейшего осуществления правомочий собственника, она вынуждена обратиться в суд с настоящим административным иском.
Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, обеспечил явку представителя.
Представитель административного истца ФИО2, действующий на основании нотариальной доверенности, заявленные требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске. Указав, что бездействие Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя выражено в не доведении информации до ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о необходимости устранения реестровой ошибки.
Представитель административного ответчика Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке. В представленных возражениях на иск административный ответчик указал, что заявленные административным истцом требования уже были предметом рассмотрения в Балаклавском районном суде города Севастополя в рамках рассмотрения административного дела № по которому ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение о частичном их удовлетворении. Данное решение ДД.ММ.ГГГГ Судебной коллегией по административным делам Севастопольского городского суда отменено (дело №), в удовлетворении заявленных административным истцом требований отказано в полном объеме. ДД.ММ.ГГГГ Четвертым кассационным судом общей юрисдикции по делу № вынесено определение об оставлении кассационной жалобы истец без удовлетворения. В связи с тем, что заявленные в настоящем административном исковом заявлении требования административного истца идентичны ранее заявленным, по которым уже вынесен судебный акт, вступивший в законную силу, административный спор возник между теми же сторонами и о том же предмете и по тем же основаниям, просит производство по данному административному делу в отношении Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя прекратить.
Представители ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», представители заинтересованных лиц Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ДИЗО г. Севастополя), Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор, Главного управления природных ресурсов и экологии Севастополя), Государственного казенного учреждения города Севастополя «Севастопольское лесничество», заинтересованное лицо - государственный регистратор ФИО3, привлеченная судом к участию в деле, в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Учитывая, что истец, представители ответчика и заинтересованных лиц извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, их явка не признана судом обязательной, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, учитывая в том числе, что информация о времени и месте рассмотрения дела опубликована на официальном сайте Балаклавского районного суда города Севастополя.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1).
Административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов, обязан указывать каким нормативным актам, по его мнению, противоречат акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
В силу части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество (часть 6 статьи 131 ГКРФ).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 29 ФЗ № 218 «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статьей 26 Закона о регистрации определен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В соответствии со статьей 27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В силу части 12 статьи 29 Закона о регистрации приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Согласно пунктам 1 и 3 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными л иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как установлено в ходе судебного разбирательства истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу<адрес>, что подтверждается государственным актом на право собственности на земельный участок серии ЯИ №, информация о выдаче указанного государственного акта содержится в архивах Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился через МФЦ в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество. К заявлению были приложены государственный акт на право собственности на земельный участок, доверенность представителя, а также квитанция об уплате государственной пошлины.
ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация права приостановлена по следующим основаниям: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или)государственной регистрации прав; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам; границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержаться в Едином государственном реестре недвижимости, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
С целью устранения вышеуказанных замечаний ДД.ММ.ГГГГ истцом через МФЦ было подано заявление №, предоставлены дополнительные документы: Постановление Окружного административного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, которым Распоряжение Севастопольской городской государственной администрации №-р от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене распоряжения председателя городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ – р» на основании которого истцу выдан государственный акт, признано незаконным; ответ Севреестра № от ДД.ММ.ГГГГ о наличии реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка с кадастровым № заключение от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании документации по землеустройству; сопроводительное письмо № от ДД.ММ.ГГГГ, Определение Балаклавского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ (Дело №) об отмене мер по обеспечению иска, а именно ареста и запрета осуществлять какие-либо действия, связанные с отчуждением, либо передачей в пользование другим лицам в отношении земельного участка площадью 1,4000 га, расположенного в <адрес>, кадастровый №; ответ на запрос о предоставлении сведений Нотариуса ФИО, исх. № от ДД.ММ.ГГГГ.
В этот же день административным истцом было подано заявление о приостановлении государственной регистрации №.
Из решения Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что административным ответчиком выявлено, что в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а именно не устранено пересечение границы земельного участка, о государственной регистрации прав на который представлено заявление, с границами другого земельного участка; определениями Балаклавского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ наложены аресты на земельный участок, информация о снятии вышеуказанных арестов отсутствует; государственный акт, выданный на основании распоряжения СГГА от ДД.ММ.ГГГГ№-р в силу положений ч. 2 ст. 6.1 Закона Севастополя №-ЗС не может приниматься во внимание органом регистрации в качестве правоустанавливающего документа, подтверждающего ранее возникшее право заявителя. На основании чего принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в соответствии со ст. 27 Закона о регистрации.
С данным отказом не согласился административный ответчик и обратился в Балаклавский районный суд города Севастополя с административным исковым заявлением к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, в котором просила признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не устранении реестровой ошибки в описании местоположения границ лесного земельного участка в части пересечения с земельным участком истца, признать незаконным отказ ответчика в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ и возложить на ответчика обязанность по устранению реестровой ошибки и по осуществлению государственной регистрации права собственности.
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ (Дело №) данное административное исковое заявление истец было удовлетворено частично: Признано незаконным бездействие Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, выразившееся в не устранении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка с кадастровым № в части пересечения с границами земельного участка с кадастровым № Отказ Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№ признан незаконным. Суд постановил обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя устранить реестровую ошибку и внести в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым № в части пересечения с границами земельного участка с кадастровым № в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка с кадастровым № содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, а также обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление истец о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда ДД.ММ.ГГГГ указанный выше судебный акт отменила, вынесла новый, в котором постановила в удовлетворении заявленных требований истец отказано на том основании, что внесение изменений в сведения реестра границ ЕГРН о местоположении границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества при исправлении реестровой ошибки осуществляется ФГБУ «ФКП Росреестра» на основании решения о необходимости устранения реестровой ошибки, подготовленного государственным регистратором прав, при этом Севреестр осуществляет свою деятельность в рамках переданных ему полномочий, в связи с чем полномочия для устранения реестровой ошибки в рамках действующего законодательства Севреестру не передавались. Поскольку факт наличия пересечения границ регистрируемого земельного участка с границами другого земельного участка с кадастровым № и реестровой ошибки, препятствующей проведению государственной регистрации, установлен, государственная регистрация права собственности обоснованно была приостановлена и в регистрации в дальнейшем было правомерно отказано.
В связи с указанным административным истцом заявлен настоящий административный иск к двум административным ответчикам: Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя (Севреестр) и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Требования административного истца о признании незаконными бездействия административных ответчиков и обязании совершить определенные действия суд находит подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям:
В соответствии с Протоколом выявления реестровой ошибки от ДД.ММ.ГГГГ№ согласно ч. 6 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя ДД.ММ.ГГГГ принято решение № о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка с кадастровым № на том основании, что:
на момент постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым № в государственном кадастре недвижимости отсутствовали сведения о земельном участке с кадастровым № в связи с чем у Управления отсутствовали основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном кадастре недвижимости» в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, - одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого было представлено заявление административным истцом, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ГКН.
Сведения о земельном участке с кадастровым №, расположенном по адресу: <адрес>, были внесены в ГНК ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№ и государственного акта на право собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ серия ЯИ №.
Сведения о местоположении его границ были внесены в ГКН ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с мероприятием № «Перенос сведений об объектах недвижимости, расположенных на территориях Республики Крым и г. Севастополя, в государственный кадастр недвижимости» Федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 – 2020)», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О федеральной целевой программе «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 -2020 годы)».
Данные сведения были внесены в Единый государственный реестр недвижимости также на основании государственного акта на право собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ ЯИ №.
В соответствии с пунктом 21 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы изведения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельный участков» (в редакции, действовавшей на момент подготовки межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ), межевой план составляется на основании сведений ГКН об определенном земельном участке, здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, которые расположены на таком земельном участке (кадастровой выписки об объекте недвижимости), и (или) сведений об определенной территории (кадастрового плана территории), например, в случае образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или уточнения местоположения границ земельных участков.
При необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Учитывая изложенное, при формировании земельного участка с кадастровым № не было учтено наличие иных земельных участков, расположенных в границах образуемого земельного участка, а также наличие землеустроительной документации в отношении таких земельных участков.
В силу требований ч.ч. 3, 4 ст. 61 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции, действующей в спорный период) воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (ч. 4).
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, части 3 и 4 статьи 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» обеспечивают учет законных интересов правообладателей объектов недвижимости, в том числе собственников земельных участков, создают необходимые гарантии законности и стабильности оборота земли, судебной защиты его участников, а также способствуют ведению имеющего публичный характер Единого государственного реестра недвижимости на основе принципов непротиворечивости и достоверности содержащихся в нем сведений (Определение от 23 июля 2020 года N 1801-О).
Частью 6 статьи 61 Закона в редакции на дату принятия решения о необходимости устранения реестровой ошибки, предусмотрено, что орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.
Согласно п. 7 указанной нормы по истечении шести месяцев со дня направления указанным в части 6 настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка орган регистрации прав вправе внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя. Изменение в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, осуществляется органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах, с использованием картографической основы в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. При этом площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении границ земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости не более чем на пять процентов (часть 7 статьи 61 Закона в редакции на дату принятия решения о необходимости устранения реестровой ошибки).
Частью 6.1 статьи 61 Закона № 218-ФЗ установлено, что по истечении трех месяцев со дня направления в предусмотренные частью 6 настоящей статьи органы решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в описании местоположения границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств орган регистрации прав вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств в порядке, установленном статьей 34 настоящего Федерального закона.
Приказом Росреестра № П/0515 от 18.10.2016 ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделена отдельными полномочиями органа регистрации прав, в частности в соответствии с п. 1.1 по осуществлению государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведению ЕГРН и предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН, по ведению ЕГРН в части внесения сведений о границах в том числе муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств.
Приказом Минэкономразвития России № 943 от 16.12.2015 установлен порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, форма специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состав сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требования к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядок изменения в Едином государственном реестре недвижимости о местоположении границ земельного участка при исправлении ошибки.
Согласно п. 5 Порядка ведения ЕГРН сведения в реестры последнего вносятся посредством формирования в кадастре недвижимости, реестре прав на недвижимость, реестре границ предусмотренных Порядком данных при государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, внесении сведений о границах, внесении дополнительных сведений, если внесение таких сведений не является государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией прав (далее также – сведения, данные). Формирование данных в реестре границ осуществляется в виде электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица, уполномоченного на внесение в него соответствующих сведений.
Согласно абз. 1 п. 22 Порядка изменения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки изменение сведений ЕГРН о местоположении границ и площади земельных участков (их частей), границ (частей границ) муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств при исправлении выявленных органом регистрации прав реестровых ошибок, указанных в части 6 статьи 61 Закона, осуществляется соответственно на основании решения о необходимости устранения реестровой ошибки и одного из следующих документов: отчета, представленного с заявлением межевого плана, представленных в установленном статьей 34 Закона порядке документов.
В соответствии с Приказом Росреестра № П/0346 от 11.08.2019 «О внесении изменений в Устав Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» определение координат включено в перечень основных видов деятельности ФГБУ «ФКП Росреестра».
Постановлением Правительства Севастополя № 23-ПП от 19.01.2017 утверждено Положение об Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя, в соответствии с пунктом 1.2 – 1.3 которого целью деятельности Управления является реализация переданных полномочий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) в сферах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, земельных отношений, контрольно-надзорных функций в указанных сферах на территории города Севастополя в соответствии с Соглашением между Росреестром и Правительством Севастополя от 11.10.2016, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 N 2433-р (далее - Соглашение) (п. 1.2).
Основными задачами деятельности Управления являются:
1) предоставление государственных услуг по государственному кадастровому учету, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН);
2) осуществление мероприятий по проведению землеустройства, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) (далее - государственный мониторинг земель), а также функции государственного земельного надзора;
3) осуществление государственных полномочий в сфере государственной кадастровой оценки и определения кадастровой стоимости объектов недвижимости;
4) надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров;
5) обеспечение при реализации своих полномочий приоритета, целей и задач по содействию развитию конкуренции на товарных рынках в установленной сфере деятельности (п. 1.3).
В соответствии с п.п. 6 п. 2.2 1 Положения Севреестр осуществляет следующие функции в установленной сфере деятельности Государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, включая: ведение ЕГРН в отношении:
- реестра объектов недвижимости (кадастра недвижимости);
- реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестра прав на недвижимость);
- реестра границ;
- ведения и хранения реестровых дел (томов реестровых дел) объектов недвижимости;
- ведения реестровых дел объектов реестра границ;
- ведения кадастровых карт на территории города федерального значения Севастополя (за исключением публичной кадастровой карты, публикация которой осуществляется на официальном сайте Росреестра);
- ведения книг учета документов.
Исходя из анализа изложенных выше норм права, внесение изменений в сведения реестра границ ЕГРН о местоположении границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны лесничества при исправлении реестровой ошибки осуществляется ФГБУ «ФКП Росреестра» на основании решения о необходимости устранения реестровой ошибки, подготовленного государственным регистратором прав.
Таким образом, каждый из административных ответчиков обязан был в данном случае осуществлять свою деятельность в рамках переданных ему полномочий по устранению указанной реестровой ошибки.
Вместе с тем, указанное выше решение исполнено не было, реестровая ошибка в части пересечения земельных участков с кадастровыми номерами 91:01:000000:36 и 91:01:057001:3 до настоящего времени не устранена.
Учитывая, что Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя было доподлинно известно, в т.ч. и из Апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 20.10.2020 (Дело № 2а-584/2019) о необходимости внесения изменений в сведения реестра границ ЕГРН о местоположении границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества при исправлении реестровой ошибки ФГБУ «ФКП Росреестра» на основании решения о необходимости устранения реестровой ошибки, подготовленного государственным регистратором прав, административным ответчиком соответствующее решение в ФГБУ «ФКП Ростреестра» направлено не было.
Доказательств наличия каких-либо объективных препятствий для направления данного решения в адрес ФГБУ «ФКП Ростреестра», Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя суду не представлено.
Никаких действий не было предпринято и ФГБУ «ФКП Ростреестра» по исправлению указанной ошибки тогда как о рассмотрении настоящего дела указанному ответчику было известно, копия иска и судебное извещение получено.
Указанное бездействие нарушает права и законные интересы административного истца, так как ограничивает истца в осуществлении правомочий собственника в отношении данного земельного участка.
Поскольку допущенные в документах противоречия не зависели от воли или действий административного истца, на него не может быть возложено бремя негативных последствий, связанных с такими техническими ошибками. Учитывая, что между собственниками земельных участков с кадастровым № отсутствует материально-правовой спор, а как следует из материалов дела, исправление реестровой ошибки не повлечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, административный истец не лишен права на обращение в суд с настоящим административный исковым заявлением.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования административного истца о признании незаконными бездействий административных ответчиков в рамках переданных каждому из них полномочий по устранению указанной реестровой ошибки и возложении обязанности по ее устранению являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При указанных обстоятельствах указание на наличие реестровой ошибки как на основание для приостановления государственной регистрации права является незаконным, следовательно, последующее решение об отказе в регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№ подлежит признанию незаконным.
Требование административного истца о возложении обязанности на ответчика произвести государственную регистрацию права на земельный участок суд находит не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Поскольку государственный кадастровый учет и регистрация прав собственности является прерогативной уполномоченного органа, суд, признав незаконным решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации прав, считает необходимым обязать административного ответчика в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление истец от ДД.ММ.ГГГГ№. Исходя из целей и задач административного судопроизводства, именно такой способ будет надлежащим для защиты нарушенного права истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление ФИО4 удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в части недоведения информации до ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о необходимости устранения реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка с кадастровым № в части пересечения с границами земельного участка с кадастровым №
Признать незаконным бездействие ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», выразившееся в не устранении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка с кадастровым № в части пересечения с границами земельного участка с кадастровым №
Обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» устранить реестровую ошибку и внести в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым № в части пересечения с границами земельного участка с кадастровым № в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка с кадастровым № содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.
Признать незаконным отказ Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление истец от ДД.ММ.ГГГГ№.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Н.В. Милошенко
Решение суда в окончательной форме составлено 30 июня 2021 года