ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-989/20 от 30.06.2020 Каменского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2а-989/2020

УИД 61RS0036-01-2020-001493-11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июня 2020 года г. Каменск-Шахтинский Ростовская область

Каменский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Матвиенко Д.Н.,

при секретаре Иванюте И.О.,

с участием представителя административного истца Кирсановой М.А.,

представителя административного ответчика Администрации Каменского района Ростовской области - Богачева И.В.,

представителя административного ответчика КУИ Каменского района Ростовской области - Ивановой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кирсановой Валентины Ивановны к администрация Каменского района РО, КУИ Каменского района РО о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления и обязании устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод административного истца,

У С Т А Н О В И Л:

Кирсанова В.И. обратилась в суд с иском к администрации Каменского района Ростовской области, Комитету по управлению имуществом Каменского района о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления и обязании устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод административного истца, указав в иске, что она 06.03.2020, через МФЦ Каменского района Ростовской области обратилась с заявлением о предварительном согласовании земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью 1221 кв.м., адрес (местоположение): <адрес>, с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером без проведения торгов с предоставлением документов: паспорта гражданина РФ, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, фрагмента из карты градостроительного зонирования, справки из бюро медико­социальной экспертизы, подтверждающей, что она является инвалидом второй группы. До настоящего времени указанная услуга ей не оказана. В ее адрес было направлено письмо, подписанное председателем Комитета по управлению имуществом Каменского района Ростовской области, в котором говорилось, что в связи с ранее поступившим заявлением от иных лиц о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с п. 6 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, срок рассмотрения поданного ею заявления приостанавливается до принятия решения об утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка или до принятия решения об отказе в утверждении ранее поданной схемы. Учитывая вышеизложенное, считает, что письмо КУИ района о приостановке рассмотрения ее заявления не является решением уполномоченного органа на распоряжение земельными участками, государственная собственность, на которые не разграничена, и не является результатом предоставления ей муниципальной услуги.

В дальнейшем административным истцом уточнены заявленные требования и в окончательной редакции административный истец просила суд признать незаконным бездействие Администрации Каменского района и комитета по управлению имуществом Каменского района при предоставлении ей муниципальной услуги «Предварительное согласование земельного участка»; обязать Администрацию Каменского района и комитет по управлению имуществом Каменского района предоставить ей муниципальную услугу «Предварительное согласование земельного участка», приняв решение по заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В ходе судебного разбирательства от представителя комитета по управлению имуществом Каменского района Ростовской области поступил отзыв на административное исковое заявление, в котором она просила отказать в удовлетворении требований Кирсановой В.И., ссылаясь на то, что на момент обращения в Администрацию Каменского района Кирсановой В.И. о предварительном согласовании земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1221 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером в Администрацию 24.12.2019 (вх. 76/3929) обратилось другое лицо с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка по такому же адресу. Комитетом по управлению имуществом Каменского района принято решение о приостановлении срока рассмотрения заявления Кирсановой В.И. Указанное решение направлено в адрес заявителя в установленный законом срок. В ответе на обращение от 06.03.2020 административном истцу подробно разъяснено, что в связи с поступлением ранее в комитет по управлению имуществом Каменского района заявления о предварительном согласовании земельного участка по такому же адресу другого лица, на основании положений п. 6 ст. 39.15 Земельного Кодекса Российской Федерации, п. 2.10. постановления Администрации Каменского района от 28.02.2018 № 193 срок рассмотрения заявления Кирсановой В.И. приостанавливается до принятия решения об утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка или до принятия решения об отказе в утверждении ранее поданной схемы.

Также, от администрации Каменского района поступил отзыв на административное исковое заявление, в котором представитель просил отказать в удовлетворении требований Кирсановой В.И., ссылаясь на следующее. Письменным ответом от 08.04.2020 КУИ уведомил административного истца о невозможности предварительного согласования земельного участка. Не согласившись с данным ответом Кирсанова В.И. направила на имя главы Администрации Каменского района ФИО7 жалобу по вопросу неоказания КУИ муниципальной услуги «предварительное согласование земельного участка», где также указала, что своими действиями (бездействиями) должностные лица КУИ нарушают ее законное право, как инвалида на первоочередное получение земельного участка. В своем письме глава Администрации Каменского района сообщил о том, что рассмотрение заявления административного истца от 06.03.2020 приостановлено до принятия решения в отношении ранее поступившей схемы расположения земельного участка. В ответе также сообщено о существующем порядке первоочередного обеспечения инвалидов земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и т.д.

Представитель администрации Каменского района считает, что основания для приостановления рассмотрения заявления административного истца от 06.03.2020, изложенные в ответах КУП от 08.04.2020 исх. №834 и должностных лиц Администрации Каменского района от 30.04.2020 исх. №76.1/2445 и от 01.06.2020 исх. № 76/266 до момента принятия решения об утверждении ранее направленной ФИО9 (заявление от 24.12.2019 вх. № 76/3929) схемы расположения земельного участка или до принятия решения об отказе в утверждении ранее поданной схемы, в полной мере соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации. Первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства является мерой социальной поддержки, направленной исключительно на лиц, относящихся к категории инвалидов, которые при этом нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов, которые состоят на жилищном учете или имеют основания для постановки на жилищный учет. В соответствии с информацией Администрации Богдановского сельского поселения от 29.05.2020 № 76.13/59 административный истец на жилищном учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на 29.05.2020 не состоит. Соответственно административный истец на момент обращения в суд не обладает правом на первоочередное получение земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. До настоящего времени нуждаемость административного истца, являющейся инвалидом 2-ой группы, в улучшении жилищных условий, какими либо доказательствами не подтверждена.

В судебном заседании административный истец Кирсанова В.И. поддержала административное исковое заявление, просила его удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на доводы указанные в иске.

Представитель ответчика администрации Каменского района Ростовской области – Богачев И.В., возражал против удовлетворения административного искового заявления, просил отказать в полном объеме, ссылаясь на доводы, указанные в отзыве. Кроме того дополнил, что до настоящего времени истцом не представлено доказательств нарушения Администрацией Каменского района прав Кирсановой В.И.

Исследовав материалы дела в их совокупности, выслушав лиц участвующих в деле, суд пришёл к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Кирсановой В.И. на основании следующего.

Согласно ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих регламентирован нормами главы 22 КАС РФ.

Согласно ч.1 ст. 59 КАС РФ, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, 06.03.2020 Кирсанова В.И. обратилась с заявлением в МФЦ Каменского района Ростовской области о предварительном согласовании земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью 1221 кв.м., адрес (местоположение): <адрес>, с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером без проведения торгов.

Заявление Кирсановой В.И. от 06.03.2020 о предварительном согласовании предоставления земельного участка рассмотрено комитетом по управлению имуществом Каменского района в рамках муниципальной услуги в соответствии с Административным регламентом «Предварительное согласование земельного участка», утвержденного постановлением Администрации Каменского района от 28.02.2018 № 193.

На момент обращения в Администрацию Каменского района Кирсановой В.И. о предварительном согласовании земельного участка в Администрацию Каменского района 24.12.2019 обратился с заявлением ФИО9 о согласовании схемы расположения земельного участка по такому же адресу.

Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка регулируется статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

Положениями п. 4 ст. 39.15 Земельного Кодекса Российской Федерации определено, что рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления. Законодательное закрепление данного положения определяет очередность рассмотрения схем расположения земельных участков, местоположение которых может совпадать.

В соответствии с положениями п. 6 ст. 39.15 Земельного Кодекса Российской Федерации в случае, если на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к этому заявлению схемой расположения земельного участка, на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.

Исходя из положений части 7 данной статьи в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.

На территории муниципального образования «Каменский район» таким уполномоченным органом является КУИ.

На основании пункта 1.1 Положения «О комитете по управлению имуществом Каменского района», утвержденного Решением Каменского районного Собрания депутатов от 14.02.2017 №30 (далее - Положение №30) КУИ является отраслевым (функциональным) органом Администрации Каменского района, наделенным собственными полномочиями по управлению и распоряжению муниципальным имуществом Каменского района, предоставлению земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования «Каменский район», а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на основании федерального и областного законодательства. Устава муниципального образования «Каменский район», муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Каменского района.

Пунктом 1.2 Положения № 30 установлено, что КУИ является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает лицевые счета в органах Федерального казначейства и (или) в финансовом органе муниципального образования и иные счета в кредитных организациях в соответствии с действующим законодательством, имеет круглую печать с изображением герба Каменского района со своим наименованием, штамп, бланк, а также иные реквизиты и атрибуты. Организационно-правовая форма - муниципальное казенное учреждение.

На основании пункта 3.21 Положения № 30 КУИ предоставляет в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельные участки, в соответствии с муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно пункту 4.3 Положения №30 КУИ имеет право заключать в установленном порядке договоры аренды и договоры купли-продажи, иные договоры и дополнительные соглашения к ним на муниципальное имущество Каменского района, а также на земельные участки, расположенные в пределах границ муниципального образования «Каменский район».

Кроме того, порядок предварительного согласования предоставления земельного участка на территории Каменского района урегулирован постановлением Администрации Каменского района от 28.02.2018 № 193 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предварительное согласование земельного участка» (далее - Административный регламент).

В силу пункта 1.1 Административного регламента, он устанавливает порядок работы КУИ с обращениями юридических и физических лиц по вопросу предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование земельного участка» путем взаимодействия с МФЦ Каменского района.

Пунктом 2.2 Административного регламента муниципальная услуга -

«Предварительное согласование земельного участка» данная муниципальная услуга предоставляется гражданам Российской Федерации, проживающим и постоянно зарегистрированным на территории муниципального образования «Каменский район». Исполнителем муниципальной услуги является отраслевой (функциональный) орган Администрации Каменского района - КУИ и МФЦ Каменского района, как учреждение, участвующее в предоставлении муниципальной услуги, в части информирования и консультирования заявителей по вопросам ее предоставления, приема необходимых документов, формирования и направления межведомственных запросов, а также выдачи результата предоставления муниципальной услуги.

Положениями п. 2.10. постановления Администрации Каменского района от 28.02.2018 № 193 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предварительное согласование земельного участка» также определено, что в случае, если на дату поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к этому заявлению схемой расположения земельного участка, на рассмотрении находятся представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, то принимается решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляется принятое решение заявителю.

Комитетом по управлению имуществом Каменского района принято решение о приостановлении срока рассмотрения заявления Кирсановой В.И. Указанное решение направлено в адрес заявителя в установленный законом срок.

Согласно представленной информации административным ответчиком заявление ФИО9 от 24.12.2019 рассмотрено в рамках муниципальной услуги в соответствии с Административным регламентом «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», утвержденного постановлением Администрации Каменского района от 27.02.2018 № 183.

Таким образом, заявления Кирсановой В.И. и Анисимова В.А. рассматривались в рамках предоставления разных муниципальных услуг.

Заявление ФИО9 от 24.12.2019 соответствовало требованиям, установленным в Административном регламенте «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории». Оснований для возврата заявления заявителю не имелось.

Таким образом, на дату подачу заявления Кирсановой В.И. (на 06.03.2020) на рассмотрении в комитете по управлению имуществом Каменского района находилось заявление ФИО9 в отношении земельного участка, границы которого полностью совпадают с конфигурацией испрашиваемого Кирсановой В.И. земельного участка, площадью 1221 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером 61:15:0602101:2652.

В случае утверждения ФИО9 схемы расположения вышеуказанного земельного участка Кирсанова В.И. и ФИО9 вправе участвовать в проведение аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.

Статьей 17 Федерального Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей- инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу части 15 статьи 17 вышеуказанного закона инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

При этом, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью становления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

По делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий (Определение Верховного суда Российской Федерации от 04.02.2014 №91-КГ13-7).

До настоящего времени нуждаемость административного истца, являющейся инвалидом 2-ой группы, в улучшении жилищных условий, материалами настоящего дела не подтверждена.

Таким образом, решение о приостановлении срока рассмотрения заявления Кирсановой В.И. вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Административным истцом не представлено суду бесспорных и достоверных доказательств нарушения административным ответчиком её прав, при решении о приостановлении срока рассмотрения заявления Кирсановой В.И.

С учетом изложенного в удовлетворении административного иска Кирсановой В.И. необходимо отказать.

Руководствуясь ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления Кирсановой Валентины Ивановны к администрация Каменского района РО, КУИ Каменского района РО о признании незаконными бездействия Администрации Каменского района и комитета по управлению имуществом Каменского района при предоставлении услуги «Предварительное согласование земельного участка» и обязании Администрации Каменского района и комитета по управлению имуществом Каменского района, предоставить Кирсановой В.И. муниципальную услугу «Предварительное согласование земельного участка» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Каменский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме изготовлено 03.07.2020г.