Дело № 2а-989/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 ноября 2016 года с.Александровское
Александровский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего Штанько Т.Г., при секретаре судебного заседания ФИО3, с участием представителя административного истца ФИО5, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>5, представителя административного ответчика администрации Александровского сельсовета <адрес>, ФИО4, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Александровского сельсовета <адрес> о признании незаконным решения, принятого Администрацией Александровского сельсовета <адрес>№ от 15.09.2016г. об отказе в согласовании переустройства и обязании Администрации Александровского сельсовета <адрес> принять решение о согласовании переустройства жилого помещения <адрес> в <адрес> в течение трех дней с момента вступления решения суда в законную силу,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в Александровский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением к администрации Александровского сельсовета <адрес> о признании незаконным решения, принятого Администрацией Александровского сельсовета <адрес>№ от 15.09.2016г. об отказе в согласовании переустройства и обязании Администрации Александровского сельсовета <адрес> принять решение о согласовании переустройства жилого помещения <адрес> в <адрес> в течение трех дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником <адрес> в <адрес> на основании договора купли-продажи объекта недвижимости от 20.01.2015г. 08.08.2016г. ФИО1 обратился к администрации Александровского сельсовета <адрес> с заявлением о переустройстве жилого помещения, представив необходимый пакет документов. 27.09.2016г. ФИО1 получил решение администрации Александровского сельсовета <адрес>№ от 15.09.2016г. об отказе в согласовании переустройства. Считает данное решение необоснованным, принятым с нарушением главы 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), в связи с чем, просит суд признать незаконным решение Администрации об отказе в согласовании переустройства, обязать Администрацию принять решение о согласовании переустройства жилого помещения <адрес> в <адрес> в течение трех дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с заявленными требованиями, административный ответчик представил письменное возражение, в котором указал, что административным истцом не была представлена схема теплоснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, не разработаны проекты на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома и на реконструкцию системы электроснабжения (газоснабжения) многоквартирного дома. Свои доводы основывает на положениях, указанных в п. 15 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №190-ФЗ «О теплоснабжении», письмах Министерства энергетики Российской Федерации от 10.10.2014№ ВК-11406/10 и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ№-ОД/04. Учитывая изложенное, административный ответчик просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, просил рассмотреть административный иск в его отсутствие с участием представителя административного истца ФИО5
При допуске представителей административного истца и ответчика в судебное разбирательство, суд удостоверился в их полномочиях на участие в судебном разбирательстве, в том числе, с учетом ч. 1 ст. 55 КАС РФ. С учетом ст. ст.150, 226 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии административного истца ФИО1 с участием его представителя ФИО5
В судебном заседании представитель административного истца ФИО5, дала пояснения, аналогичные, изложенным в административном иске, заявленные требования поддержала, просила суд их удовлетворить. Дополнительно представила суду решение № от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании переустройства жилого помещения – <адрес> в <адрес> в подтверждение тому, что в многоквартирном жилом доме, в котором расположена квартира административного истца, уже имеются квартиры, в которых осуществлен переход на индивидуальное отопление с использованием газовых индивидуальных источников тепловой энергии.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО4дал пояснения, аналогичные представленному письменному возражению, в удовлетворении заявленного требования просил отказать.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит <адрес> в <адрес> на основании договора купли-продажи объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился к административному ответчику с заявлением о переустройстве жилого помещения.
Рассмотрев указанное заявление, решением № от 15.09.2016г. администрация отказала в согласовании переустройства. Отказ мотивирован тем, что п. 15 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ) предусматривает прямой запрет на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утв. Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов.
Суд считает заявленные требования административного истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Переход на автономное отопление жилого помещения в многоквартирном жилом доме требует переустройства жилого помещения, в связи с чем, оно должно производиться в соответствии с нормами главы 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс). При этом, разрешение вопроса о переходе на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии возложено федеральным законодательством на органы местного самоуправления. Возможность перехода на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии предусмотрена Законом № 190-ФЗ.
В соответствии со статьей 26 Жилищного кодекса переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (часть 1).
Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения представляет: 1) заявление о переустройстве по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры (часть 2).
Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных частью 2 упомянутой статьи (часть 3).
Статьей 27 Жилищного кодекса предусмотрены основания отказа в согласовании переустройства жилого помещения: 1) непредставление определенных частью 2 статьи 26 Жилищного кодекса документов; 2) представление документов в ненадлежащий орган; 3) несоответствие проекта переустройства жилого помещения требованиям законодательства.
Как следует из материалов дела, ФИО1 при подаче заявления от ДД.ММ.ГГГГ представил администрации документы, в соответствии с перечнем, указанным в ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса.
Так, согласно расписке № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией получены заявление на переустройство квартиры, копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на квартиру, проект переустройства 200/2015-О, план объекта недвижимости, заключение ЗАО «Гражданпроект» от ДД.ММ.ГГГГ№, копия письма ООО «АПБ №» от ДД.ММ.ГГГГ№.
При наличии документов, предоставленных в соответствии с перечнем, установленным законодательством и подтверждающих возможность установки в указанной квартире индивидуального квартирного источника тепловой энергии, у администрации отсутствовали основания для отказа в согласовании переустройства жилого помещения.
Суд отклоняет довод представителя административного ответчика, указанный в письменном возражении и поддержанный в судебном заседании, о том, что административным истцом должна была быть представлена схема теплоснабжения многоквартирного дома, должны были быть разработаны проекты на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома и на реконструкцию системы электроснабжения (газоснабжения) многоквартирного дома.
При наличии заключения ЗАО «Гражданпроект» о гидравлическом режиме жилого дома, согласно которому отключение отопительных приборов в <адрес> от существующей системы водяного отопления жилого <адрес> не приведет к значительной разбалансировке и ухудшению теплового комфорта в соседних квартирах. Теплогидравлический режим всего здания останется в пределах нормы. Таким образом, следует вывод о том, что специалисты данной организации исследовали схему теплоснабжения жилого дома и дали указанное заключение. При этом, заключение не содержит ссылки на необходимость проведения реконструкции системы отопления, системы электроснабжения (газоснабжения) многоквартирного дома. Кроме того, суд учитывает, что в данном жилом доме уже существуют квартиры, в которых осуществлен переход на индивидуальное отопление с использованием газовых индивидуальных источников тепловой энергии, что подтверждено материалами дела и также свидетельствует о том, что технических препятствий для переустройства <адрес> нет.
При этом суд отмечает, что письма Министерств, на которые ссылается административный ответчик в обоснование своих доводов, опубликованы не были, при их применении следует учитывать, что документы не носят нормативный характер, являются разъяснениями по конкретному запросу и актуальны на дату издания.
Помимо этого, суд также принимает во внимание, что согласно пункту 15 статьи 14 Закона № 190-ФЗ запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Данная норма носит отсылочный характер и устанавливает запрет на использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии только в том случае, если такие источники тепловой энергии включены в перечень, определенный пунктом 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. Случаи, определенные схемой теплоснабжения, являются исключительными и учитываются тогда, когда к рассматриваемой ситуации не подлежит применению общее правило, предусмотренное пунктом 15 статьи 14 Закона № 190-ФЗ.
Получение технических условий и выполнение проекта, в котором определяется индивидуальный источник тепловой энергии, работающий на природном газе, может быть осуществлено газоснабжающей (газообслуживающей) организацией после согласования переустройства квартиры.
Кроме того, в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, а также электрическое (газовое) оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения. Таким образом, принятие решения о переустройстве квартиры на индивидуальное отопление без согласия всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме может являться нарушением их законных интересов и прав. Судом учтено, что в данном многоквартирном доме было проведено внеочередное общее собрание собственников, на котором единогласно принято решение о согласовании в <адрес> переустройства отопительной системы под индивидуальное газовое отопление, что подтверждается представленным в материалы дела протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым заявленные административные требования подлежащими удовлетворению.
С учетом требований части 9 статьи 227 КАС РФ, предусматривающей, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, суд считает целесообразным установить срок исполнения данного решения в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно п.2 части 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия(бездействия) должны содержаться сведения, указанные в пунктах 4 и 5 части 6 статьи 180 КАС РФ, в частности, указание на распределение судебных расходов, состоящие согласно ст. 103 КАС РФ в том числе, из государственной пошлины.
Поскольку административный ответчик, администрация Александровского сельсовета <адрес>, в силу п.19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ также освобождена от уплаты государственной пошлины, следовательно, расходы по оплате государственной пошлины с ответчика взысканию не подлежат.
Руководствуясь статьями 291-292 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования ФИО1 к администрации Александровского сельсовета <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации Александровского сельсовета <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании переустройства.
Обязать администрацию Александровского сельсовета <адрес> принять решение о согласовании переустройства жилого помещения <адрес> в <адрес> в течение трех дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию <адрес>вого суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Александровский районный суд <адрес>.
Судья Т.<адрес>.