ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-98/16 от 16.06.2016 Бежецкого городского суда (Тверская область)

Дело №2а-98/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июня 2016 года пос. Сонково

Сонковский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего федерального судьи Никитиной Ж.В.,

с участием представителя административного истца заместителя прокурора Сонковского района Тверской области Борисова В.П.,

при секретаре Балашовой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Сонковского районного суда административное дело по административному иску прокурора Сонковского района Тверской области к Администрации Муниципального образования Пищалкинское сельское поселение Сонковского района Тверской области о признании незаконным бездействия в части не реализации полномочий по разработке и принятию муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства и возложении обязанности разработать и принять муниципальную программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учётом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей,

у с т а н о в и л:

Прокурор Сонковского района Тверской области Сиротин С.Н., действуя в интересах Российской Федерации, в порядке ст. 39 КАС РФ, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Муниципального образования (МО) Пищалкинское сельское поселение Сонковского района Тверской области о признании незаконным бездействия в части не реализации полномочий по разработке и принятию муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства и возложении обязанности разработать и принять муниципальную программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учётом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей. В обоснование заявленных требований указывается, что прокуратурой Сонковского района проведена проверка исполнения законодательства о защите прав предпринимательской деятельности на территории городского поселения пос. Сонково Сонковского района Тверской области. Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет полномочия сельских поселений в решении вопросов местного значения. В соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. Федеральным законом от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» регулируются отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяются понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки. В соответствии с ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства признаётся деятельность, в том числе органов местного самоуправления, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства. Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются: развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации; обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств; увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение занятости населения и развитие самозанятости; увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объёме валового внутреннего продукта. В силу ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются: разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учётом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей. Кроме того, согласно положений п. 29 ч. 1 ст. 6 Устава Муниципального образования Пищалкинское сельское поселение к вопросам местного значения относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. В ходе проведённой прокуратурой района проверки установлено, что Администрацией Муниципального образования Пищалкинское сельское поселение Сонковского района Тверской области мероприятия в части создания условий для развития малого и среднего предпринимательства не проводились, муниципальные программы с учётом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей не формировались, в связи с чем, условия для развития малого и среднего предпринимательства не создавались, что свидетельствует о бездействии исполнительного органа местного самоуправления в данной сфере. Отсутствие мер, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в виде разработанной и осуществляемой программы поддержки данных субъектов, нарушают права и законные интересы неопределённого круга лиц – возможных участников данных программ, а также негативно влияет на экономическую основу развития поселения. Бездействие органов местного самоуправления в вопросе реализации полномочий в сфере поддержки развития малого и среднего предпринимательства повлекло нарушение требований федерального законодательства и законных интересов Российской Федерации и препятствует реализации основных целей и принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, для реализации которых органам местного самоуправления и предоставлены полномочия в данной сфере. В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ст. 35 Федерального Закона «О прокуратуре РФ», ч. 1 ст. 39 КАС РФ, ч. 4 ст. 218 КАС РФ, просит признать незаконным бездействие Администрации Муниципального образования Пищалкинское сельское поселение Сонковского района Тверской области, выразившееся в не реализации полномочий по разработке и принятию муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства; обязать Администрацию Муниципального образования Пищалкинское сельское поселение Сонковского района Тверской области разработать и принять муниципальную программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учётом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

В судебном заседании представитель административного истца заместитель прокурора Сонковского района Тверской области Борисов В.П. поддержал заявленные требования в полном объёме, просил определить срок исполнения решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, с учётом временных затрат на сбор необходимой информации на территории муниципального образования для подготовки программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учётом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

Представитель административного ответчика Администрации МО Пищалкинское сельское поселение Сонковского района Тверской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещён надлежащим образом, в письменном заявлении Глава Администрации Муниципального образования Пищалкинское сельское поселение Сонковского района Тверской области Домнина И.И. просит рассмотреть данное дело без участия представителя административного ответчика, исковые требования признаёт полностью, просит установить срок для исполнения решения - один месяц со дня вступления решения в законную силу.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, исследовав собранные по делу доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 4 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.

Доказательства, исследованные в ходе судебного разбирательства, суд признает относимыми, допустимыми и достоверными, и в своей совокупности достаточными для разрешения дела.

В соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 29 п. 1 ст. 6, ст. 28 Устава МО Пищалкинское сельское поселение Сонковского района Тверской области, утверждённого решением Совета депутатов от 06 февраля 2006 года №13, зарегистрированного Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу 15 февраля 2006 года, с последующими изменениями, к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. Администрация сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и обладает правами юридического лица.

Как следует из ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – деятельность, в том числе, органов местного самоуправления, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются, в том числе, разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В статье 11 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» закреплены полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, к которым относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе, формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учётом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

Как указано в Приложении №1 к Закону Тверской области от 28 февраля 2005 года №46-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области «Сонковский район», и наделении их статусом городского, сельского поселения», согласно пунктам 2, 4 статьи 1 Устава МО Пищалкинское сельское поселение Сонковского района Тверской области, Пищалкинское сельское поселение Сонковского района Тверской области входит в состав территории муниципального образования Тверской области «Сонковский район», административным центром поселения является пос. Пищалкино Сонковского района Тверской области.

Как следует из указанных выше норм, обязанность по разработке и принятию муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Пищалкинского сельского поселения Сонковского района Тверской области, законом возложена и на администрацию МО Пищалкинское сельское поселение Сонковского района Тверской области как на орган местного самоуправления.

В соответствии с сообщением Главы администрации Пищалкинского сельского поселения Сонковского района Тверской области Домниной И.И. №74 от 13 мая 2016 года, администрацией Пищалкинского сельского поселения нормативно-правовые акты, регламентирующие поддержку предпринимательства, не разрабатывались и не принимались, муниципальные услуги не предоставлялись, проверки предпринимателей органами муниципального контроля не проводились.

Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что органом местного самоуправления – Администрацией МО Пищалкинское сельское поселение Сонковского района Тверской области в нарушение действующего законодательства меры по разработке и принятию муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства не предпринимались. Обязанность ответчика разработать и принять муниципальную программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Пищалкинского сельского поселения Сонковского района Тверской области отнесена к компетенции муниципального образования, исполнительно-распорядительным органом которого является Администрация МО Пищалкинское сельское поселение Сонковского района Тверской области. В связи с чем, у суда имеются все основания для удовлетворения требований, заявленных прокурором в рамках полномочий, представленных ст. 39 КАС РФ, а также ФЗ от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», поскольку непринятие мер по разработке и принятию муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства нарушает гарантии прав субъектов предпринимательской деятельности, установленные законодательством Российской Федерации, а также приводит к нарушению требований федерального законодательства и законных интересов Российской Федерации и препятствует реализации основных целей и принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, для реализации которых органам местного самоуправления и предоставлены полномочия в данной сфере. При этом суд считает необходимым установить месячный срок со дня вступления решения в законную силу, в который административному ответчику следует предпринять необходимые меры по разработке и принятию муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, и полагает его разумным и достаточным для организации всех необходимых работ.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Сонковского района Тверской области удовлетворить.

Признать бездействие Администрации Муниципального образования Пищалкинское сельское поселение Сонковского района Тверской области в части не реализации полномочий по разработке и принятию муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, незаконным.

Обязать Администрацию Муниципального образования Пищалкинское сельское поселение Сонковского района Тверской области разработать и принять муниципальную программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учётом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, но не позднее 19 августа 2016 года, а также сообщить в суд и административному истцу об исполнении решения суда в срок до 19 сентября 2016 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Тверской областной суд через Сонковский районный суд. Мотивированное решение составлено 16 июня 2016 года.

Председательствующий Ж.В. Никитина

Дело №2а-98/2016