ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-98/20 от 21.05.2020 Балтийского городского суда (Калининградская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 мая 2020 года город Балтийск

Балтийский городской суд Калининградской области в лице судьи Дуденкова В.В.

при секретаре судебного заседания Черновой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску 667 отряда судов обеспечения к межрегиональному управлению ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому Флоту) и Министерству обороны Российской Федерации о признании частично незаконным акта выездной проверки от 25.02.2019 ,

УСТАНОВИЛ:

Войсковая часть 71601 в лице командира войсковой части 71601 ФИО1 обратилась в суд с административным иском к межрегиональному управлению ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому Флоту), предъявив требования о признании незаконным пункта 4.1 раздела 4 акта выездной проверки от 25.02.2019 в части, касающейся установления неправомерной выплаты капитану судна "<данные изъяты>" ФИО2 заработной платы за период с 1 февраля по 31 марта 2016 года включительно в размере 16 760 рублей 66 копеек и неправомерной выплаты ряду поваров судовых, занятых на работах с вредными условиями труда, повышенных должностных окладов в период с 24 ноября 2018 года по 31 декабря 2018 года включительно в размере 18 882 рублей 70 копеек, а также об обязании снять с контроля указанные денежные суммы.

Свои требования административный истец обосновал тем, что в период с 22 января по 14 февраля 2019 года контрольной группой межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому Флоту) (далее по тексту – "Межрегиональное управление") были проведены контрольные мероприятия по отдельным вопросам финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части 71601 за период с 1 февраля 2016 года по 31 декабря 2018 года. По результатам проведённой проверки был составлен акт выездной проверки от 25.02.2019 , на который войсковая часть 71601 подала письменные возражения, не согласившись с вышеуказанными выводами членов контрольной группы Межрегионального управления, содержащимися в абзацах десятом и одиннадцатом пункта 4.1 раздела 4 этого акта. По результатам рассмотрения этих возражений административный ответчик необоснованно отклонил их. Для выплаты капитану рейдового разъездного катера "<данные изъяты>" ФИО2 с 2 февраля 2016 года заработной платы в размере 2/3 должностного оклада применительно к статье 155 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – "ТК РФ") у работодателя отсутствовали правовые основания, поскольку с 20 января 2016 года судно было исключено из состава Военно-Морского Флота, капитан судна ФИО2 продолжал исполнять свои трудовые обязанности вплоть до своего увольнения, а согласно пункту 11 приказа Минобороны России от 16.05.2003 № 170 выплата заработной платы в размере, предусмотренном частью второй статьи 155 ТК РФ, должна осуществляться только за время нахождения судна в отстое или на консервации. Для изменения капитану судна ФИО2 условий оплаты труда, определённых трудовым договором, работодатель должен был выполнить требования статей 72, 74 ТК РФ, в частности уведомить работника об изменении размера заработной платы не позднее чем за два месяца, а после получения его согласия на продолжение работы в новых условиях заключить в письменной форме дополнительное соглашение к трудовому договору.

Повышение должностных окладов ряду поваров судовых на 12% в течение двух месяцев после утверждения отчёта о проведении специальной оценки условий труда не противоречит требованиям трудового законодательства, в частности статье 74 ТК РФ, так как уменьшение работодателем заработной платы, связанное с проведением специальной оценки условий труда, возможно только после письменного уведомления работка не позднее чем за два месяца и заключения в письменной форме соответствующего дополнительного соглашения к трудовому договору. Неправомерная переплата заработной платы поварам судовым могла иметь место только по истечении двухмесячного срока предупреждения, то есть после 25 января 2019 года.

На основании протокольных определений Балтийского городского суда Калининградской области от 05.02.2020 по настоящему административному делу административным истцом считается 667 отряд судов обеспечения, а в качестве административного ответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации (т. 3 л.д. 142–143).

В судебном заседании представитель 667 отряда судов обеспечения Бабий А.В. настаивала на удовлетворении административного иска и полностью поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому Флоту) Овезбердыев А.А. подал письменное ходатайство от 17.02.2020 о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя Межрегионального управления (т. 3 л.д. 153). Ранее он представил письменные возражения от 11.10.2019, в которых не признал административный иск полностью и полагал отказать в его удовлетворении, сославшись на то, что контрольные мероприятия в форме выездной проверки в отношении войсковой части 71601 проведены уполномоченными должностными лицами Межрегионального управления на основании Плана ведомственного финансового контроля на 2019 год, утверждённого Первым заместителем Министра обороны Российской Федерации, и приказа врио начальника Межрегионального управления от 11.01.2019 № 8, в строгом соответствии с требованиями Регламента организации и осуществления ведомственного финансового контроля в Вооружённых Силах Российской Федерации, утверждённого приказом Минобороны России от 17.02.2017 № 100дсп. По результатам проведённой проверки составлен акт от 25.02.2019 , в котором содержатся выявленные финансовые нарушения, а также предложения командиру войсковой части 71601 провести мероприятия, предусмотренные пунктом 51 указанного Регламента, с соблюдением требований действующего законодательства и ведомственных нормативных актов. Оспариваемые положения акта выездной проверки не являются действиями или бездействием, нарушающими права, свободы и законные интересы командира войсковой части 71601, на которого законом и иными нормативными правовыми актами возложены обязанности по организации контроля и устранения выявленных недостатков, определению причин ущерба, его размера и виновных лиц. В ходе контрольных мероприятий при квалификации оспариваемых нарушений выводы членов контрольной группы Межрегионального управления сформированы на основании действовавших в проверяемый период законодательных и подзаконных нормативных актов, регулировавших оплату труда гражданского персонала Минобороны России, и представленных войсковой частью 71601 документов и сведений. С 20 января 2016 года рейдовый разъездной катер "<данные изъяты>" был исключён из состава Военно-Морского Флота на основании приказа командующего Балтийским флотом от 20.01.2016 . Коллективный договор войсковой части 71601 не предусматривал сохранение размеров оплаты труда членам экипажей судов в случае вывода их из состава Военно-Морского Флота, в отстой или консервацию, поэтому в отношении капитана судна "<данные изъяты>" ФИО2 подлежали применению положения статьи 155 ТК РФ о выплате 2/3 должностного оклада в период с 2 февраля по 31 марта 2016 года. Правильность расчёта суммы переплаты административный истец не оспаривает.

В ходе контрольных мероприятий административный истец не представил доказательств законности повышения должностных окладов поваров судовых в соответствии с пунктом 16 главы III приложения № 2 к приказу Минобороны России от 23.04.2014 № 255 на 12% вместо 8% в период с 24 ноября по 31 декабря 2018 года на основании отчёта о проведении специальной оценки условий труда от 24.11.2018, в частности, дополнительных соглашений к трудовым договорам, документов об аттестации рабочих мест поваров судовых. Должности поваров судовых отсутствуют в приложении № 8 к коллективному договору, представленном членам контрольной группы Межрегионального управления в ходе контрольных мероприятий. Справка-расчёт сумм переплаты должностных окладов поварам судовым и верность рассчитанной суммы переплаты административным истцом не оспариваются (т. 2 л.д. 104–113).

Представитель Министерства обороны Российской Федерации Жилина К.С. подала письменное ходатайство от 20.05.2020, в котором просила рассмотреть административное дело в отсутствие представителя Минобороны России и полностью отказать в удовлетворении административного иска (т. 3 л.д. 232). В письменных возражениях от 25.02.2020 она мотивировала своё несогласие с административным иском тем, что оспоренный акт выездной проверки от 25.02.2019 содержит лишь предложения по устранению выявленных нарушений, носит рекомендательный характер и не нарушает права и законные интересы административного истца, не возлагает на начальника 667 отряда судов обеспечения какие-либо обязанности (т. 3 л.д. 201–204).

Начальник филиала № 1 ФКУ "УФО МО РФ по Калининградской области" Макалкин А.А. как заинтересованное лицо представил письменный отзыв от 04.02.2020, в котором поддержал доводы административного истца, сославшись на то, что судно "<данные изъяты>" не находилось ни в отстое, ни в консервации, а было исключено из состава Военно-Морского Флота и ожидало момента реализации, поэтому не имелось законных оснований для применения положений статьи 155 ТК РФ и пункта 11 приказа Минобороны России от 16.05.2003 № 170 в отношении капитана судна ФИО2, который исполнял свои должностные обязанности по обеспечению безопасной стоянки, непотопляемости, взрыво- и пожаробезопасности и сохранности судна при сохранении нормы рабочего времени. Уменьшение заработной платы капитану судна ФИО2 могло иметь место с соблюдением требований статьи 74 ТК РФ, то есть не ранее 2 апреля 2016 года. Также отсутствовали законные основания для неустановления капитану судна ФИО2 стимулирующих выплат, предусмотренных Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённым приказом Минобороны России от 23.04.2014 № 255. Так как условия о гарантиях и компенсациях за работу с вредными условиями труда в силу статьи 57 ТК РФ обязательны для включения в трудовой договор, работодатель применительно к статье 74 ТК РФ обязан был уведомить поваров судовых об уменьшении заработной платы по результатам специальной оценки условий труда не позднее чем за два месяца и мог заключить с ними в письменной форме соответствующие дополнительные соглашения к трудовым договорам по истечении двух месяцев после утверждения отчёта о проведении специальной оценки условий труда, то есть не ранее 25 января 2019 года. Субъективное мнение Межрегионального управления об очевидной схожести условий труда поваров на различных судах обеспечения не может служить достаточным основанием для снижения заработной платы работодателем в одностороннем порядке. При проведении аттестации рабочих мест поваров судовых отдельных судов обеспечения в 2015–2016 годах не были указаны аналогичные рабочие места поваров судовых на других судах обеспечения в соответствии с частью 6 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (т. 3 л.д. 137–140)

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Сливкина Г.В. полагала удовлетворить административный иск и поддержала доводы, приведённые в письменном отзыве от 04.02.2020.

Заслушав объяснения участников судебного разбирательства и проверив приведённые ими доводы, исследовав письменные доказательства, суд находит административный иск 667 отряда судов обеспечения подлежащим удовлетворению по следующим мотивам.

Как следует из части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – "КАС РФ"), организации, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу части 9 статьи 226 и части 2 статьи 227 КАС РФ в их системной взаимосвязи, административное исковое заявление об оспаривании решения органа, наделённого государственными или иными публичными полномочиями, может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух обязательных условий: 1) несоответствия оспариваемого решения нормативным правовым актам; 2) нарушения оспариваемым решением прав, свобод и законных интересов административного истца.

В ходе разбирательства административного дела судом установлено, что 5 декабря 2018 года первый заместитель Министра обороны Российской Федерации утвердил План ведомственного финансового контроля на 2019 год, согласно которому в I квартале 2019 года Межрегиональное управление должно было провести контрольное мероприятие по проверке отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности в отношении войсковой части 71601 (т. 3 л.д. 166).

11 января 2019 года начальник Межрегионального управления издал приказ , которым назначил проведение в период с 22 января по 14 февраля 2019 года выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части 71601, дислоцируемой в городе Балтийске Калининградской области, за период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года и определил численный и персональный состав контрольной группы для проведения проверки (т. 3 л.д. 167).

В период с 22 января по 14 февраля 2019 года контрольная группа Межрегионального управления провела контрольные мероприятия в виде выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части 71601 за период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года, в том числе правильности начисления заработной платы и дополнительного материального стимулирования гражданскому персоналу.

Результаты проведённых контрольных мероприятий оформлены актом выездной проверки от 25.02.2019 , который подписан руководителем и всеми членами контрольной группы Межрегионального управления, а также заместителем командира войсковой части 71601 ФИО3, указавшим на наличие возражений (т. 1 л.д. 8–44).

В абзаце десятом пункта 4.1 раздела 4 акта выездной проверки от 25.02.2019 содержится вывод о неправомерной выплате (переплате) капитану судна "<данные изъяты>" ФИО2 заработной платы за период с 1 февраля по 31 марта 2016 года включительно в размере 16 760 рублей 66 копеек согласно приложению № 6 в нарушение статьи 155 ТК РФ и пункта 11 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого приказом Минобороны России от 16.05.2003 № 170 (далее по тексту – "Положение от 16.05.2003") (т. 1 л.д. 14, 92; т. 2 л.д. 114).

Абзац одиннадцатый пункта 4.1 раздела 4 акта выездной проверки от 25.02.2019 содержит вывод о неправомерной выплате (переплате) семнадцати поварам судовым, занятым на работах с вредными условиями труда, повышенных должностных окладов в период с 24 ноября по 31 декабря 2018 года включительно в размере 18 882 рублей 70 копеек согласно приложению № 7 в нарушение пункта 16 Главы III приложения № 2 к приказу Минобороны России от 23.04.2014 № 255 (т. 1 л.д. 14, 114; т. 2 л.д. 116).

Войсковая часть 71601, не согласившись с вышеприведёнными выводами контрольной группы Межрегионального управления, содержащимися в пункте 4.1 раздела 4 акта выездной проверки от 25.02.2019 , представила в Межрегиональное управление свои письменные возражения, которые административный ответчик рассмотрел и оставил без удовлетворения, что подтверждается протоколом рассмотрения возражений от 24.04.2019 (т. 1 л.д. 45–91).

Проверяя законность и обоснованность оспариваемых положений пункта 4.1 раздела 4 акта выездной проверки от 25.02.2019 , суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 2 приказа Минобороны России от 17.02.2017 № 100дсп осуществление ведомственного финансового контроля в Вооружённых Силах Российской Федерации возложено на Департамент ведомственного финансового контроля и аудита Минобороны России и межрегиональные управления ведомственного финансового контроля и аудита Минобороны России (т. 3 л.д. 158).

Порядок организации и осуществления контроля финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооружённых Сил Российской Федерации установлен Регламентом организации и осуществления ведомственного финансового контроля в Вооружённых Силах Российской Федерации, утверждённым приказом Минобороны России от 17.02.2017 № 100дсп (далее по тексту – "Регламент от 17.02.2017") (т. 3 л.д. 158–161).

В соответствии с пунктами 2 и 3 Положения о Межрегиональном управлении ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому Флоту), утверждённого приказом директора Департамента ведомственного финансового контроля и аудита Минобороны России от 26.03.2018 № 67 (далее по тексту – "Положение от 26.03.2018"), Межрегиональное управление является органом военного управления, подчиняется Департаменту ведомственного финансового контроля и аудита Минобороны России и предназначено для организации и осуществления контроля финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооружённых Сил Российской Федерации (т. 3 л.д. 162–164).

В силу подпункта 1 пункта 8 Положения от 26.03.2018 к функциям Межрегионального управления относится осуществление ведомственного финансового контроля в Вооружённых Силах путём проведения контрольных мероприятий.

Подпунктом 4 пункта 13 Положения от 26.03.2018 предусмотрено, что начальник Межрегионального управления назначает в установленном порядке проведение контрольных мероприятий.

Из пунктов 4 и 5 Регламента от 17.02.2017 следует, что ведомственный финансовый контроль осуществляется путём проведения контрольных мероприятий в виде выездных и документарных проверок сплошным или выборочным способом.

При проведении контрольных мероприятий в форме выездной проверки осуществляются контрольные действия по документальному изучению деятельности объекта ведомственного финансового контроля, которые заключаются в изучении финансовых, бухгалтерских, отчётных документов и иных документов объектов ведомственного финансового контроля, а также в проведении анализа и оценки полученной из них информации с учётом устных и письменных объяснений, справок и сведений материально ответственных и иных должностных лиц объекта ведомственного финансового контроля, и по документальному и фактическому изучению законности осуществлённых операций финансово-экономической и хозяйственной деятельности (пункты 26 и 27 Регламента от 17.02.2017).

Согласно пункту 32 Регламента от 17.02.2017 участники контрольной группы имеют право запрашивать и получать документы, материалы, информацию, письменные и устные объяснения по вопросам, подлежащим проверке, требовать предъявления финансовых, бухгалтерских, отчётных документов, ценных бумаг, материальных ценностей, результатов выполненных работ, оказанных услуг в целях подтверждения законности операций в сфере бюджетных правоотношений.

В соответствии с пунктами 35, 39, 40 Регламента от 17.02.2017 по результатам контрольного мероприятия оформляется акт контрольного мероприятия, в описательной части которого указываются выявленные нарушения, а в заключительной части – выводы, включающие обобщённую информацию о результатах проведения контрольного мероприятия с указанием перечня выявленных нарушений, сумм нарушений, и предложения по их устранению.

В силу пункта 43 Регламента от 17.02.2017 результаты контрольного мероприятия, излагаемые в акте, подтверждаются документами (заверенными надлежащим образом копиями), результатами контрольных действий, письменными объяснениями, другими материалами.

Пунктом 44 Регламента от 17.02.2017 предусмотрено, что в описании каждого нарушения, выявленного при проведении контрольного мероприятия, указываются суть нарушения со ссылкой на нарушенные положения (с указанием в том числе статей, частей, пунктов, подпунктов) нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов Минобороны России, документы (материалы), на основании которых сделаны выводы о нарушениях, период, к которому относится выявленное нарушение, а также документально подтверждённая сумма нарушения.

В акте не допускается отражение предположений, а также выводов и фактов, не подтверждённых соответствующими документами (пункт 47 Регламента от 17.02.2017).

Как следует из пункта 48 Регламента от 17.02.2017, каждый экземпляр акта подписывается руководителем контрольной группы, всеми участниками контрольной группы и руководителем объекта ведомственного финансового контроля.

Согласно пункту 51 Регламента от 17.02.2017 по итогам проведения контрольного мероприятия и с учётом выводов и предложений, изложенных в акте, руководителем объекта ведомственного финансового контроля издаётся приказ по результатам контрольного мероприятия, а также обеспечивается: постановка на учёт сумм выявленного ущерба; выполнение предложений, отражённых в акте; устранение выявленных в результате контрольного мероприятия нарушений; возмещение причинённого ущерба; принятие решения о привлечении виновных должностных лиц объекта ведомственного финансового контроля к материальной и (или) дисциплинарной ответственности.

При рассмотрении административного дела судом установлено, что выездная проверка в отношении войсковой части 71601 проведена Межрегиональным управлением в период с 22 января по 14 февраля 2019 года в пределах компетенции этого органа военного управления на основании решения уполномоченного должностного лица и с соблюдением процедуры, установленной Регламентом от 17.02.2017.

Изучение акта выездной проверки от 25.02.2019 показало, что он оформлен в полном соответствии с требованиями Регламента от 17.02.2017, подписан руководителем и всеми участниками контрольной группы Межрегионального управления, содержит все необходимые сведения, в том числе выводы по каждому выявленному и описанному нарушению, без каких-либо предположений.

В то же время в нарушение требований пункта 4 части 9 и части 11 статьи 226 КАС РФ административными ответчиками не представлено суду допустимых и убедительных доказательств, подтверждающих соответствие содержания оспариваемых решений о неправомерных выплатах лицам гражданского персонала войсковой части 71601, содержащихся в абзацах десятом и одиннадцатом пункта 4.1 раздела 4 акта выездной проверки от 25.02.2019 , нормативным правовым актам, регулирующим спорные трудовые отношения.

В соответствии со статьёй 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, иных организациях Вооружённых Сил Российской Федерации, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В период с 1 февраля 2016 года по 31 декабря 2018 года, являвшийся предметом выездной проверки Межрегионального управления, система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации наряду с Трудовым кодексом Российской Федерации была установлена Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённым приказом Минобороны России от 23.04.2014 № 255 (далее по тексту – "Положение от 23.04.2014").

В силу части первой статьи 9 ТК РФ в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путём заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (часть вторая статьи 9 ТК РФ).

В период с 1 сентября 2015 года по 31 декабря 2018 года включительно в войсковой части 71601 действовал коллективный договор, принятый 1 сентября 2015 года и зарегистрированный в установленном порядке 10 сентября 2015 года (далее по тексту "коллективный договор от 01.09.2015") (т. 2 л.д. 175–203; т. 4 л.д. 1–64).

В соответствии с частью первой статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Частью второй статьи 135 ТК РФ предусмотрено, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Как следует из частей пятой и шестой статьи 135 ТК РФ, условия оплаты труда, определённые трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определённые коллективным договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно части второй статьи 155 ТК РФ при неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по причинам, не зависящим от работодателя и работника, за работником сохраняется не менее двух третей оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально фактически отработанному времени.

В силу пункта 11 Положения от 16.05.2003 за время нахождения судна в отстое или на консервации членам экипажа, оставленным для обслуживания судна, выплачивается заработная плата в размере, предусмотренном частью второй статьи 155 ТК РФ.

В соответствии с пунктом 9 Положения от 16.05.2003 под отстоем судна понимается вывод судна из эксплуатации при неукомплектованности экипажа, закрытии навигации в замерзающих районах; при ожидании ремонта и в других случаях стоянок судов без выполнения заданий сроком свыше 30 календарных суток, а под консервацией судна – вывод из эксплуатации технически исправного судна с сокращённым экипажем в целях сохранения его от преждевременного износа, экономии материальных средств и высвобождения численности личного состава.

Приказом командующего Балтийским флотом от 20.01.2016 рейдовый разъездной катер "<данные изъяты>" исключён из состава Военно-Морского Флота с 20 января 2016 года ввиду утраты им первоначальных тактико-технических характеристик, приведших к невозможности дальнейшего использования по прямому назначению и нецелесообразности его восстановления, а также переведён в категорию "военное имущество" с последующей реализацией установленным порядком как лома (т. 1 л.д. 195; т. 2 л.д. 46–48).

1 февраля 2016 года приказ командующего Балтийским флотом от 20.01.2016 поступил в войсковую часть 71601 (т. 1 л.д. 196).

2 февраля 2016 года командир войсковой части 71601 издал приказ , которым в числе прочего предписано: исключить рейдовый разъездной катер "<данные изъяты>" из состава Военно-Морского Флота, перевести его в категорию "военное имущество" и реализовать как лом установленным порядком; капитану рейдового разъездного катера "<данные изъяты>" ФИО2 организовать охрану и безопасность стоянки судна на причале (т. 1 л.д. 93; т. 2 л.д. 90 (оборот), 115).

31 марта 2016 года капитан рейдового разъездного катера "<данные изъяты>" ФИО2 уволен по собственному желанию на основании приказа командира войсковой части 71601 от 16.03.2016 (т. 3 л.д. 177).

За период работы с 1 февраля по 31 марта 2016 года ФИО2, отработавшему норму рабочего времени, была начислена заработная плата в размере 29 678 рублей, включающая должностной оклад в размере 15 620 рублей, надбавка за выслугу лет в размере 6 248 рублей, премия в размере 3 905 рублей, единовременное денежное вознаграждение в размере 3 905 рублей (т. 2 л.д. 49).

Отклоняя возражения административного истца относительно необоснованности вывода о неправомерной выплате (переплате) капитану судна "<данные изъяты>" ФИО2 заработной платы за период с 1 февраля по 31 марта 2016 года включительно в размере 16 760 рублей 66 копеек, Межрегиональное управление сослалось на очевидность того обстоятельства, что оплата труда членам экипажа судов обеспечения, оставленным для обслуживания судна, при временном выведении судна из эксплуатации в отстой или консервацию не может быть меньше оплаты труда членам экипажа судов обеспечения, оставленным для обслуживания судна, при полном выведении судна из эксплуатации (т. 1 л.д. 53).

Между тем пункт 11 Положения от 16.05.2003 не содержит предписания о выплате заработной платы в размере двух третей должностного оклада членам экипажа, оставленным для обслуживания судна, исключённого из состава Военно-Морского Флота и полностью выведенного из эксплуатации.

Следовательно, вывод Межрегионального управления о неправомерной выплате (переплате) капитану судна "<данные изъяты>" ФИО2 заработной платы за период с 1 февраля по 31 марта 2016 года включительно в размере 16 760 рублей 66 копеек в нарушение статьи 155 ТК РФ и пункта 11 Положения от 16.05.2003, содержащийся в абзаце десятом пункта 4.1 раздела 4 акта выездной проверки от 25.02.2019 , является лишь субъективным мнением членов контрольной группы Межрегионального управления, которое основано на произвольном и расширительном толковании пункта 11 Положения от 16.05.2003, носит предположительный характер и не подтверждёно документально, поэтому он не может быть признан соответствующим нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права и регулирующим рассматриваемые трудовые отношения между войсковой частью 71601 и ФИО2

Согласно статье 146 и части первой статьи 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается и производится в повышенном размере.

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (часть вторая статьи 147 ТК РФ).

В силу части третьей статьи 147 ТК РФ конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учётом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьёй 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Как следует из пункта 16 главы III Положения от 23.04.2014, гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными условиями труда, должностные оклады повышаются: на работах с вредными условиями труда 1 степени – на 4 процента; на работах с вредными условиями труда 2 степени – на 8 процентов; на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней – на 12 процентов. Должностные оклады повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда) отнесены к вредным условиям труда и отработавшему в этих условиях не менее половины установленной нормы рабочего времени. Должностные оклады гражданскому персоналу, занятому на работах, указанных в приложении № 1 к Положению от 23.04.2014, повышаются до проведения специальной оценки условий труда на работах с вредными условиями труда на 12 процентов.

В соответствии с пунктом 5.14 коллективного договора от 01.09.2015 (в редакции, действующей с 28 января 2016 года) гражданскому персоналу, занятому на работах с вредными условиями труда, должностные оклады повышаются: на работах с вредными условиями труда 1 степени – на 4 процента; на работах с вредными условиями труда 2 степени – на 8 процентов; на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней – на 12 процентов. Повышение устанавливается работникам, на рабочих местах которых условия труда по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда) отнесены к вредным условиям труда и отработавшим в этих условиях не менее половины установленной нормы рабочего времени.

Подпунктом "а" пункта 5.15 коллективного договора от 01.09.2015 (в редакции, действующей с 28 января 2016 года) предусмотрено, что работникам, принятым на работу до 1 января 2016 года, а также работникам, принятым на работу с вредными условиями труда после 1 января 2016 года, гарантии и компенсации сохраняются в соответствии с ранее принятыми положениями коллективного договора согласно приложению № 8 (Перечню профессии (должностей) занятых на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по которым гражданскому персоналу повышаются должностные оклады (тарифные ставки)).

Согласно подпункту "б" пункта 5.15 коллективного договора от 01.09.2015 (в редакции, действующей с 28 января 2016 года) гарантии и компенсации в соответствии с пунктом 5.14 устанавливаются для работников только после проведения специальной оценки условий труда. Перечни профессий и должностей, подпадающие под соответствующие гарантии и компенсации, вносятся дополнительно в соответствующие приложения к коллективному договору после проведения специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда).

В соответствии с пунктом 4 приложения № 8 к коллективному договору от 01.09.2015 (в редакции, действовавшей до 28 января 2016 года) по должности повара независимо от типа судна обеспечения размер должностного оклада повышался на 8% на основании аттестации рабочих мест (т. 4 л.д. 42–45).

В силу пункта 4 приложения № 8 к коллективному договору от 01.09.2015 (в редакции, действовавшей с 28 января 2016 года) повышение должностного оклада на 12% было установлено по должности повара судового судна "<данные изъяты>" (т. 4 л.д. 53–54).

Приказом командира войсковой части 71601 от 11.01.2016 с 1 января 2016 года за работу во вредных условиях на 12% повышены должностные оклады 31-му повару и 12-ти камбузникам судов обеспечения (т. 3 л.д. 182–183).

9 января 2017 года командиром войсковой части 71601 был издан приказ , которым с 1 января 2017 года за работу во вредных условиях на 12% повышены должностные оклады поварам следующих судов обеспечения: "<данные изъяты>" (т. 3 л.д. 184–185).

Согласно приказу командира войсковой части 71601 от 10.01.2018 с 1 января 2018 года за работу во вредных условиях на 12% повышены должностные оклады поварам следующих судов обеспечения: "<данные изъяты>" (т. 3 л.д. 4–5, 186–187).

24 ноября 2018 года было завершено проведение специальной оценки условий труда в войсковой части 71601 по 685-ти рабочим местам, включая рабочие места поваров судовых, и утверждён отчёт о проведении специальной оценки условий труда в войсковой части 71601 (т. 1 л.д. 115, 198–199; т. 2 л.д. 117).

Из сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда от 24.11.2018 (т. 1 л.д. 94–113; т. 4 л.д. 70) и карт специальной оценки условий труда (т. 1 л.д. 200–250; т. 2 л.д. 1–6) следует, что итоговый класс (подкласс) условий труда на рабочих местах поваров судовых всех судов обеспечения войсковой части 71601, включая "<данные изъяты>", по степени вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса установлен 3.2 (вредные условия труда 2 степени) с повышением размера оплаты труда применительно к статье 147 ТК РФ.

Абзацем седьмым части второй статьи 57 ТК РФ предусмотрено, что к числу обязательных условий трудового договора относятся гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

В силу статьи 72 ТК РФ изменение определённых сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определённых сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

В случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определённые сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника (часть первая статьи 74 ТК РФ).

Согласно части второй статьи 74 ТК РФ о предстоящих изменениях определённых сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено ТК РФ.

В соответствии с письмами Роструда от 20.11.2015 N 2628-6-1 и Минтруда России от 14.07.2016 /ООГ-2516 изменение условий трудового договора, касающееся снижения уровня гарантий и компенсаций за работу с вредными условиями труда, должны оформляться дополнительным соглашением к трудовому договору и возможны не ранее двух месяцев со дня утверждения отчёта о проведении специальной оценки условий труда.

Частью 6 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" предусмотрено, что аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Оставляя без удовлетворения возражения административного истца относительно необоснованности вывода о неправомерной выплате (переплате) поварам судовым судов обеспечения "<данные изъяты>", занятых на работах с вредными условиями труда, повышенных должностных окладов в размере 12% в период с 24 ноября 2018 года по 31 декабря 2018 года включительно в размере 18 882 рублей 70 копеек, Межрегиональное управление мотивировало свою позицию тем, что по результатам аттестации рабочих мест, проведённой в войсковой части 71601 в 2015–2016 годах, с 1 февраля 2016 года практически всем поварам и камбузникам судов обеспечения повышение должностных окладов, связанное с работой во вредных условиях, было снижено с 12% до 8%, но на вышеперечисленных судах обеспечения повышение поварам судовым должностных окладов за работу с вредными условиями труда производилось в размере 12%, несмотря на очевидную схожесть условий труда. При этом в ходе контрольных мероприятий не представлено документов, свидетельствующих о желании командования войсковой части 71601 провести специальную оценку условий труда на указанных выше судах обеспечения в период с 2016 года до середины 2018 года с целью устранения социального неравенства (выплаты заработной платы в разных размерах работникам, работающим в одинаковых условиях) (т. 1 л.д. 56–57).

Однако утверждение должностных лиц Межрегионального управления об очевидной схожести условий труда на рабочих местах поваров судовых, находящихся на различных судах обеспечения войсковой части 71601 (667 отряда судов обеспечения), является голословным и бездоказательным, не подтверждено документально и противоречит сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда от 24.11.2018, предусматривающей аналогичность рабочих мест поваров судовых лишь для некоторых судов обеспечения (т. 1 л.д. 94–113; т. 4 л.д. 70), и паспортам судов обеспечения, содержащим сведения о различных типах и характеристиках судов обеспечения, входящих в состав 667 отряда судов обеспечения (т. 3 л.д. 22–136).

Административные ответчики не представили суду допустимые и убедительные доказательства, подтверждающие обязанность административного истца установить поварам судовым судов обеспечения "<данные изъяты>" повышение должностных окладов за работу с вредными условиями труда на 8% именно с 24 ноября 2018 года.

Пункт 16 главы III Положения от 23.04.2014 не содержит императивных предписаний, возлагающих на работодателя обязанность по повышению гражданскому персоналу, занятому на работах с вредными условиями труда, должностных окладов со дня утверждения отчёта о проведении специальной оценки условий труда.

В рамках настоящего административного дела стороной административных ответчиков не представлено доказательств того, что действия 667 отряда судов обеспечения по выплате названным выше поварам судовым должностных окладов, повышенных на 12% за работу с вредными условиями труда, в период с 24 ноября по 31 декабря 2018 года включительно противоречили требованиям статьи 74 ТК РФ и являлись незаконными.

Таким образом, вывод Межрегионального управления о неправомерной выплате (переплате) семнадцати поварам судовым, занятым на работах с вредными условиями труда, повышенных должностных окладов в период с 24 ноября по 31 декабря 2018 года включительно в размере 18 882 рублей 70 копеек в нарушение пункта 16 Главы III приложения № 2 к приказу Минобороны России от 23.04.2014 № 255, содержащийся в абзаце одиннадцатом пункта 4.1 раздела 4 акта выездной проверки от 25.02.2019 , нельзя считать соответствующим нормативным правовым актам, регулирующим спорные трудовые отношения.

С учётом всех установленных обстоятельств дела, оценивая совокупность исследованных доказательств, суд приходит к окончательному выводу о незаконности абзацев десятого и одиннадцатого пункта 4.1 раздела 4 акта выездной проверки от 25.02.2019 и полностью удовлетворяет административный иск 667 отряда судов обеспечения.

В целях устранения допущенных нарушений и восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца суд полагает необходимым возложить на Межрегиональное управление обязанность по снятию с контроля денежных сумм, указанных в абзацах десятом и одиннадцатом пункта 4.1 раздела 4 акта выездной проверки от 25.02.2019 , а именно: 16 760 рублей 66 копеек, выплаченных капитану судна "<данные изъяты>" ФИО2 в качестве заработной платы за период с 1 февраля по 31 марта 2016 года включительно, и 18 882 рублей 70 копеек, выплаченных ряду поваров судовых, занятых на работах с вредными условиями труда, в качестве повышенных должностных окладов в период с 24 ноября 2018 года по 31 декабря 2018 года включительно.

Статьёй 187 КАС РФ суду предоставлено право указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Согласно части 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения незаконным орган, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение, обязаны устранить допущенные нарушения прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения в суд и в организацию, в отношении которой допущены нарушения.

Учитывая наличие в распоряжении Межрегионального управления полного комплекта необходимых документов, виды и объёмы подлежащих совершению действий, исходя из требования разумности, суд полагает целесообразным установить Межрегиональному управлению для исполнения решения в части восстановления нарушенного права 667 отряда судов обеспечения десятидневный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175–180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

удовлетворить административный иск 667 отряда судов обеспечения к межрегиональному управлению ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому Флоту) и Министерству обороны Российской Федерации.

Признать частично незаконным пункт 4.1 раздела 4 акта выездной проверки от 25.02.2019 , а именно:

- абзац десятый, содержащий вывод о неправомерной выплате капитану судна "<данные изъяты>" ФИО2 заработной платы за период с 1 февраля по 31 марта 2016 года включительно в размере 16 760 рублей 66 копеек;

- абзац одиннадцатый, содержащий вывод о неправомерной выплате ряду поваров судовых, занятых на работах с вредными условиями труда, повышенных должностных окладов в период с 24 ноября 2018 года по 31 декабря 2018 года включительно в размере 18 882 рублей 70 копеек.

Обязать межрегиональное управление ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому Флоту) в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента вступления настоящего решения в законную силу устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и законных интересов 667 отряда судов обеспечения путём снятия с контроля вышеуказанных денежных сумм.

Обязать межрегиональное управление ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому Флоту) сообщить в Балтийский городской суд Калининградской области и начальнику 667 отряда судов обеспечения об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда через Балтийский городской суд Калининградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Балтийского городского суда

Калининградской области В.В. Дуденков

Мотивированное решение изготовлено 4 июня 2020 года на тринадцати страницах.