Дело №2а-990/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2021 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд г. Севастополя в составе:
Председательствующего судьи Блейз И.Г.
при участии секретаря Бойко Т.А.
представителя административного истца ФИО1
представителя административного ответчика ФИО2
заинтересованного лица ФИО3
представителя заинтересованного лица ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО5 к Управлению государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, государственному регистратору Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя ФИО6 о признании незаконным отказа в регистрации, обязании обязании провести регистрационные действия, заинтересованные лица - отделение судебных приставов по Гагаринскому району Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по г. Севастополю, Управление Федеральной службы судебных приставов РФ по г. Севастополю, ФИО3, -
установил:
ФИО5 обратилась с иском к Управлению государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, государственному регистратору Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя ФИО6, просит признать незаконным и отменить решение Государственного регистратора Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в государственной регистрации права собственности на объект незавершённого строительства- садовый дом общей площадью 172,8 кв.м., расположенный по адресу: г. Севастополь, Гагаринский район, в границах землепользования <адрес>; обязать зарегистрировать за ФИО3 и ФИО5 право общей долевой собственности на объект незавершённого строительства-садовый дом общей площадью 172,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> по 1/2 доли за каждым. Требования мотивированы тем, что право собственности на указанное выше строение признано за сторонами в равных долях решением суда, необходимо зарегистрировать право собственности на долю ФИО3 с целью обращения взыскания на нее и погашения долга перед ФИО5 Судебный пристав-исполнитель предоставил ответчику постановление о регистрации права собственности с целью проведения исполнительных действий, однако, административный ответчик требует предоставления уведомления о начале строительства и документа о соответствии объекта строительным нормам, что является незаконным, поскольку право собственности признано по решению суда в силу отсутствия данных документов. Указанные выше обстоятельства стали основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Административный истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.
Представитель административного истца в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что ответчик обязан был исполнить постановление судебного пристава-исполнителя о регистрации права собственности на спорный объект на основании решения суда, все необходимые документы были предоставлены, отказано в регистрации права по надуманным основаниям. Требуемые ответчиком документы не могут быть представлены, отсутствие данных документов и послужило основанием для признания права собственности решением суда. Представитель также пояснил, что право собственности признано на основании решения суда, соответствие строения строительным нормам и правилам подтверждено решением суда, а потому у административного ответчика имелись все основания для регистрации права собственности.
Представитель административного ответчика против удовлетворения иска возражал по основаниям, указанным в письменных возражениях. Дополнительно пояснил, что отказано в регистрации в связи с тем, что не были исправлены недостатки, указанные в уведомлении о приостановлении государственной регистрации, при этом приостановление государственной регистрации не было истцом оспорено.
Заинтересованное лицо ФИО3 исковые требования поддержал, пояснил, что ему также приостанавливали регистрацию права по аналогичным основаниям, однако, он не может предоставить данные документы ввиду их отсутствия. Пояснил, что он также хочет зарегистрировать право собственности, чтоб выполнить обязательства, однако, административный ответчик этому препятствует.
Представитель заинтересованного лица - УФССП России по г. Севастополю исковые требования поддержала, пояснила, что поскольку с заявлением о регистрации права обратился судебный пристав-исполнитель, предоставив все необходимые документы, у государственного регистратора не было оснований для отказа в государственной регистрации, в данном случае административный ответчик препятствует проведению исполнительных действий, поскольку отсутствие регистрации права на объект недвижимости не позволяет исполнить решение суда.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Согласно ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона № 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав, в том числе, в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Согласно части 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Пунктом 4 ст. 18 ФЗ №218-ФЗ установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 1 ст. 21 ФЗ №218-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством -Российской Федерации должностных лиц.
В силу части 5 статьи 18 Закона № 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В пункте 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении такой государственной регистрации.
Согласно 27 Закона № 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации может быть отказано по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего закона.
Установлено, что в отделении судебных приставов по Гагаринскому району УФССП России по Севастополю находится исполнительное производство № от 11 октября 2019 г. о взыскании с ФИО3 в пользу административного истца суммы денежной компенсации в размере 1 265 917, 00 руб.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 31 мая 2018 г., оставленного без изменений апелляционным определением Севастопольского городского суда от 27 сентября 2018 г. по делу № 2-47/2018 за должником признанно право на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на незавершенный строительством садовый дом общей площадью 172,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
С целью обращения взыскания на имущество должника, судебным приставом-исполнителем в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя было подано заявление о регистрации права общей долевой собственности на незавершенный строительством садовый дом общей площадью 172,8 кв.м., расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в границах землепользования ТСН «Рыбак-6», участок №.
В соответствии с уведомлением государственного регистратора Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО6 от 03 декабря 2020 г. № судебному приставу исполнителю отказано в регистрации права собственности на принадлежащий должнику вышеуказанный объект недвижимости.
Согласно ч. 1 ст. 66 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание.
Для государственной регистрации прав должника на недвижимое имущество судебный пристав-исполнитель представляет в регистрирующий орган два экземпляра постановления о проведении государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права должника, два экземпляра документа, устанавливающего право должника на недвижимое имущество, кадастровый паспорт объекта недвижимости и другие необходимые документы (ч. 4 ст. 66 ФЗ №229-ФЗ)
В соответствий с ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на объект недвижимости по требованию судебного пристава-исполнителя осуществляются в случаях возникновения прав на основании судебного акта или в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Как следует из материалов дела, судебным приставом-исполнителем на регистрацию предоставлена заверенная копия судебного акта о признании за ФИО3 права собственности на долю в объекте незавершенного строительства, что являлось основанием для регистрации права собственности. Кроме этого, непредставление органом или организацией в порядке ведомственного взаимодействия документов и информации, запрошенных органом кадастрового учета, само по себе не может повлечь отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и права собственности, судебный пристав-исполнитель не был лишен возможности обратиться с запросом о предоставлении решения суда.
По мнению суда, требования государственного регистратора к судебному приставу-исполнителю о предоставлении декларации и уведомления застройщика о планируемом строительстве объекта, а также уведомления о соответствии построенного объекта строительным нормам являются необоснованными, поскольку судебный пристав-исполнитель не является обладателем либо получателем требуемых документов, законодательством предусмотрен специальный порядок регистрации права собственности на основании заявления судебного пристава-исполнителя именно потому, что пристав как должностное лицо обязан предпринять все действия для регистрации права и исполнения судебного акта.
Кроме того, как следует из материалов дела, решение о признании права собственности принято судом, следовательно, факт наличия объекта и соответствия его строительным нормам и правилам подтвержден.
Судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя административного ответчика о том, что судебный пристав-исполнитель обязан обратиться в общем порядке и предоставить весь перечень документов, указанный для заинтересованных лиц, поскольку, как указывалось выше, пристав не является собственником объекта, не осуществлял строительство, а потому не имеет возможности получить документы о начале строительства, а потому законодатель и предусмотрел особый порядок для регистрации права на основании постановления пристава.
Судом также не могут быть приняты во внимание доводы представителя административного ответчика о необходимости проведения правовой экспертизы полного пакета документов, поскольку право признано на основании решения суда, который дал оценку объекту недвижимости, в том числе на предмет соответствия строительным нормам и правилам. Параметры объекта подтверждены техническим планом здания, который предоставлен административным истцом, что не оспаривалось.
Судом также не могут быть приняты во внимание доводы представителя административного ответчика, что основанием для отказа в удовлетворении исковых требований является факт неоспаривания административным истцом уведомления о приостановлении регистрации права, поскольку законодательством не предусмотрен обязательный предварительный порядок обжалования уведомления о приостановлении регистрации права перед заявлением требований о признании незаконным отказа в регистрации права, отсутствие требований о признании незаконным уведомления о приостановлении регистрации права не препятствует истцу заявить требования о признании незаконным отказа в регистрации права, также не является для суда препятствием для оценки законности требований регистратора о предоставлении документов на регистрацию и законности приостановления регистрации.
Таким образом, отказ государственного регистратора в регистрации права на объект незавершенного строительства и требование о предоставлении декларации и уведомления застройщика о планируемом строительстве объекта, а также уведомления о соответствии построенного объекта строительным нормам нельзя признать законными, что является основанием для признания незаконным и отмене отказа в регистрации права от 03 декабря 2020 года.
Поскольку функции по осуществлению регистрационных действий на объект недвижимости возложены на Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, суд полагать достаточным для восстановления нарушенного права истца обязать административного ответчика
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для частичного удовлетворения требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд, -
решил:
Исковые требования ФИО5 к государственному регистратору Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя ФИО6, Управлению государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя о признании незаконным отказа в регистрации, обязании провести регистрационные действия удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение государственного регистратора Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО6 об от 03 декабря 2020 года № об отказе в государственной регистрации права собственности на объект незавершённого строительства - садовый дом общей площадью 172,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> по заявлению судебного пристава - исполнителя.
Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя повторно рассмотреть заявление судебного пристава-исполнителя о регистрации права собственности на объект незавершённого строительства - садовый дом общей площадью 172,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
В удовлетворении иных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд г. Севастополя.
Мотивированный текст решения составлен 26 февраля 2021 года.
Председательствующий И.<адрес>