Дело № 2а-990/21
УИД 76RS0014-01-2021-000072-37
Изготовлено 21.09.2021г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ярославль 06 сентября 2021 года
Кировский районный суд г. Ярославля в составе
председательствующего судьи Нуваховой О.А.
при секретаре Дядевой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области об оспаривании приостановления государственного кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (далее Управление Росреестра по Ярославской области), в котором просил признать незаконным бездействие должностных лиц по осуществлению кадастрового учета изменений основных характеристик объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> обязать административного ответчика осуществить кадастровый учет изменений основных характеристик указанного объекта недвижимости в соответствии с техническим планом от 02.11.2020 года.
В обоснование административных исковых требований указал, что 17.11.2020 года обратился в Управление Росреестра по Ярославской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в части изменения наименования здания с «садового дома» на «объект оптово-розничной торговли – магазин» Уведомлением от 26.11.2020 года № MFC-0371/2020-31325 осуществление государственного кадастрового учета приостановлено. Недостатки, выявленные государственным регистратором, административным истцом были устранены, однако до настоящего времени государственный кадастровый учет изменений основных характеристик объекта недвижимости не произведен.
В судебное заседание административный истец ФИО1 и его представитель не явились, о дате, времени и месте извещены надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании представитель административного истца ФИО по доверенности заявленные административные исковые требования поддержал по доводам иска, дополнительно пояснил, что регистрация изменений в части дополнительных сведений об объекте недвижимости в части изменения наименования подлежит осуществлению в заявительном порядке по заявлению правообладателя, объект используется истцом в качестве магазина, что не противоречит Правилам землепользования и застройки, где основным видом использования земельного участка указано: объекты торговли (торговые центы, торгово-развлекательные комплексы и магазины).
Представитель административного ответчика Управления Росресстра по Ярославской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования не признала по доводам письменного отзыва на иск, в котором указано, что по сведениям, содержащимся в ЕГРН, объект недвижимости с кадастровым номером № является садовым домом, учтенным со следующими характеристиками: назначение здания: нежилое, площадь 350 кв.м, количество этажей: 1, адрес: <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО1, право собственности зарегистрировано 01.07.2020 на основании договора купли-продажи земельного участка от 20.11.2019 в упрощенном порядке, в соответствии с условиями данного купли-продажи земельного участка от 20.11.2019 ФИО 2 (продавец) продал, а ФИО3 (покупатель) приобрел земельный участок общей площадью 627 кв.м, находящийся по адресу: <адрес> кадастровый номер земельного участка: №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение садового участка № 2. Заявителю разъяснено, что в соответствии с пунктом 11 части 5 статьи 8 Закона № 218-ФЗ наименование здания относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества, которые согласно части 3 статьи 8 Закона № 218-ФЗ изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления. Решение органа местного самоуправления об изменении назначения объекта недвижимости с кадастровым номером № заявителем не представлено, оснований для изменения назначения объекта недвижимости с садового дома на магазин не имеется, административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства мэрии города Ярославля в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
По делу установлено, что 17.11.2020 года ФИО1 обратился в Управление Росреестра по Ярославской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> просил изменить наименование здания с «садового дома» на «объект оптово-розничной торговли – магазин».
Уведомлением от 26.11.2020 года № MFC-0371/2020-31325 государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости был приостановлен, по причине того, что заявителем не представлен документ, подтверждающий в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" изменение наименования здания. Заявителю разъяснено, что в соответствии с пунктом 11 части 5 статьи 8 Закона № 218-ФЗ наименование здания относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества, которые согласно части 3 статьи 8 Закона № 218-ФЗ изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Решение органа местного самоуправления об изменении назначения объекта недвижимости с кадастровым номером № с садового дома на магазин оптово-розничной торговли заявителем не представлено.
Исходя из сведений, содержащихся в ЕГРН, объект недвижимости с кадастровым номером № является садовым домом, учтенным со следующими характеристиками: назначение здания: нежилое, площадь 350 кв.м, количество этажей: 1, адрес: <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО1, право собственности зарегистрировано 01.07.2020 на основании Договора купли-продажи земельного участка от 20.11.2019 в упрощенном порядке. В соответствии с указанным договором купли-продажи земельного участка от 20.11.2019 ФИО 2 (продавец) продал, а ФИО3 (покупатель) купил земельный участок общей площадью 627 кв.м, находящийся по адресу: <адрес> кадастровый номер земельного участка: №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение садового участка № 2.
26.11.2020 Управлением Росреестра по Ярославской области по заявлению ФИО1, на основании представленных им документов в ЕГРН внесены изменения в сведения о виде разрешенного использования указанного земельного участка с кадастровым номером № с вида разрешенного использования «размещение садового участка № 2» на вид разрешенного использования «магазины, для размещения объектов торговли», в ЕГРН внесена запись №
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Далее- Закон N 218-ФЗ), государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственная регистрация прав включает в себя, в частности, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 2 статьи 1 Закон N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7, статье 8 Закон N 218-ФЗ, реестр объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости) является составной частью Единого государственного реестра недвижимости, в него вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости; к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти, органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке, в частности, вид или виды разрешенного использования здания, сооружения, помещения (пункт 4 части 5 статьи 8).
На основании пунктов 2 и 3 статьи 13 Закон N 218-ФЗ, внесение дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке
Орган государственной власти или орган местного самоуправления обязаны направить в орган регистрации прав, в том числе, принятые ими решения об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка (часть 1 статьи 32 Закона о регистрации недвижимости).
Согласно пункту 4 части 2 статьи 15 Закон N 218-ФЗ по заявлению собственника объекта недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета могут быть изменены основные характеристики об объекте недвижимости, к числу которых наименование здания не относится.
Согласно пунктам 9 - 13 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества:
назначение здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение), если объектом недвижимости является здание (9);
назначение помещения (жилое, нежилое), если объектом недвижимости является помещение (10);
наименование здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса при наличии такого наименования (11);
назначение сооружения, если объектом недвижимости является сооружение (12);
назначение единого недвижимого комплекса, если объектом недвижимости является единый недвижимый комплекс (13).
В соответствии с пунктом 11 части 5 статьи 8 Закон N 218-ФЗ наименование здания относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества.
Изменение наименования здания или сооружения может быть связано с изменением его функционального использования (без проведения реконструкции такого здания или сооружения), а также в связи с изменением назначения такого здания или сооружения.
В данном случае изменение наименования здания с «садового дома» на «объект оптово-розничной торговли – магазин» связано с изменением его функционального назначения.
Документами, на основании которых возможно изменение наименования здания или сооружения, являются:
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (в случае изменения наименования здания или сооружения в связи с их реконструкцией, а также изменения назначения здания или сооружения в связи с их реконструкцией либо когда требуется проведение реконструкции);
- акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления (в случае изменения наименования здания или сооружения либо наименования и назначения здания или сооружения, не связанного с их реконструкцией);
- решение собственника (в случае изменения наименования здания или сооружения, когда не требуется их реконструкция и оно не связано с изменением назначения здания или сооружения).
В нарушение положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" административным истцом не представлен ни один из вышеперечисленных документов, подтверждающий изменение наименования здания, что и послужило основанием к отказу в осуществлении государственного кадастрового учета изменений наименования здания.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Таким образом, учитывая, что ФИО1 не представил в Управление Росреестра по Ярославской области акт уполномоченного органа об изменении назначения здания, у государственного регистратора имелись законные основания для приостановления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
При вынесении Уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета Управление Росреестра по Ярославской области действовало в соответствии с требованиями действующего законодательства и в рамках предоставленных ему полномочий, соответственно, права и законные интересы административного истца не нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административные исковые требования ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области об оспаривании приостановления государственного кадастрового учета, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Ярославля
Судья | О.А.Нувахова |