РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2021 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Мироновой Т.В.
при секретаре Самохиной Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО5 к ФИО2 о взыскании недоимки по земельному налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец после отмены судебного приказа, уточнив свои требования, обратился суд с иском к административному ответчику о взыскании недоимки по земельному налогу в размере 24 635,10 руб., пени в размере 24,73 руб.
В обоснование требований указано, что ответчику на праве собственности в 2019 году принадлежал земельный участок с К№. В установленный законом срок ответчик не оплатил земельный налог, ему было направлено налоговое уведомление, выставлено требование об уплате, которые не исполнены, что послужило основанием для обращения с настоящим административным исковым заявлением в суд.
Административный истец в лице представителя в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду неизвестно. Ранее представил возражения на исковое заявление, в которых указал, что при исчислении налога была использована неверная величина кадастровой стоимости земельного участка. Решением Брянского областного суда от 28.05.2021г. по делу №№ кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 606 508 руб., начиная с 01.01.2019г. Однако налоговый орган не исполнил решение суда, не изменил базу для исчисления налога.
Суд в силу ст.ст. 14, 289 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, поскольку неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного иска.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
Однако в ряде случаев (при уплате, в том числе, земельного налога налогоплательщиком - физическим лицом) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган.
В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 НК РФ).
Согласно положениям статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип платности землепользования.
Одной из форм платы за использование земли является земельный налог, обязанность по уплате которого возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 НК РФ).
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (пункты 1 и 3 статьи 396 НК РФ), о чем налогоплательщику направляет налоговое уведомление, в котором указываются сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 НК РФ).
При этом, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
Согласно представленным в материалы дела сведениям об имуществе налогоплательщика – физического лица, ФИО2 в 2019 году являлся собственником земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: АДРЕС.
Налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № от 01.09.2020г. об уплате земельного налога за 2019 год в размере 29 089 руб., в срок не позднее срока, установленного законодательством о налогах и сборах, исчисленного исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 1 939 254 руб., (л.д. 16-18).
08.12.2020 года ФИО2 было выставлено требование № об уплате земельного налога в размере 29 089 руб., пени в размере 24,73 руб. в срок до 12.01.2021 года (л.д. 19).
В связи с наличием задолженности по уплате земельного налога налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка 156 Одинцовского судебного района Московской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание суммы задолженности по земельному налогу.
Мировым судьей 15.02.2021 года был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО2 недоимки по налогам, однако в связи с поступившими от административного ответчика возражениями определением мирового судьи от 12.04.2021 года судебный приказ был отменен.
По данным налогового органа, по состоянию на 08.12.2021 года за ФИО2 числится задолженность в виде неуплаченной суммы земельного налога за 2019 год в размере 24 635,10 руб., пени в размере 24,73 руб.
Доказательств уплаты данной суммы налога и пени ответчиком не представлено.
Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования о взыскании с ответчика недоимки по земельному налогу за 2019 год в заявленном размере обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этом доводы ответчика о неверном применении налогооблагаемой базы для исчисления земельного налога суд находит несостоятельными.
По общему правилу пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, применяемой к спорному налоговому периоду) налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения применительно к спорному налоговому периоду был установлен статьей 403 Налогового кодекса Российской Федерации, которой, в частности было предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1).
В случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 2).
В силу части 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный налоговый период), в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Как установлено судом, 18 января 2021 года ФИО2 обратился в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Решением Брянского областного суда от 28 мая 2021 года установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере 606 508 руб. по состоянию на 01.01.2019 года.
Поскольку заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано в 2021 году, вновь установленная кадастровая стоимость в соответствии с приведенными положениями закона не может быть применена при расчете налога за 2019 год.
Поскольку истец освобожден от уплаты госпошлины при обращении в суд, сумма госпошлины взыскивается с ответчика в доход местного бюджета в размере 956 руб.
Руководствуясь ст.ст. 14, 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО5 – удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу ФИО5 недоимку по земельному налогу за 2019 года в размере 25 208,27 руб., пени в размере 24,73 руб., всего взыскать 25 208 рублей27 копеек.
Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 956 рублей.
Решение суда по административному делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.В. Миронова