ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-991/2021 от 16.02.2021 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело №2а-991/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 февраля 2021 г. г.Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Падучих С.А.,

при секретаре Матвеевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации г.Пскова о признании незаконным решения об отказе в изменении адреса земельного участка и обязании присвоить ему новый адрес,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации г.Пскова о признании незаконным решения об отказе в изменении адреса земельного участка и обязании присвоить ему новый адрес.

В обоснование указал, что является собственником земельного участка с КН № ** , который имеет адрес: г.Псков ул.П. д.№ ** . 06.11.2020г. он обратился в Администрацию г.Пскова с заявлением, в котором просил изменить адрес участка, считая, что он присвоен участку по ошибке, так как участок ближе не к ул.П. г.Пскова, а к ул.И.. Кроме того, нарушен порядок нумерации домов и участков. Исходя из существующей нумерации, его участок никак не может иметь номер № ** . Однако, Администрация г.Пскова письмом от 16.12.2020г. отказала ему в удовлетворении заявления, сославшись на п.5 ст.9 Федерального закона от 28.12.2013 №443-ФЗ. В тоже время, считает данный отказ необоснованным, так как указанная норма не запрещает менять адреса домов и участков, если в этом имеется необходимость. С учетом изложенного, просил суд признать вышеуказанный отказ Администрации г.Пскова в удовлетворении его заявления незаконным и обязать присвоить его участку новый адрес.

В судебном заседании административный истец заявление поддержал по вышеуказанным основаниям. Указал, что оспариваемый отказ нарушает его права, так как вводит в заблуждение водителей такси, автомашин скорой помощи и пожарных. Подъезд с ул.И. к его участку гораздо удобнее, шире и короче, чем с улицы П..

Представитель административного ответчика – Администрации г.Пскова – иск не признал. Пояснил, что истец обратился в ненадлежащий орган, так как обращение необходимо подавать в Управление по градостроительной деятельности Администрации г.Пскова и именно оно рассматривает документы и принимает соответствующее решение. Кроме того, чтобы такое заявление можно было рассмотреть по существу оно должно быть подано по специальной форме, установленной Минфином РФ. В связи с этим оспариваемый истцом ответ его права не нарушает, он может обратиться с заявлением повторно с соблюдением необходимых процедур и в надлежащий орган.

Представитель заинтересованного лица – Управления по градостроительной деятельности Администрации г.Пскова – в судебное заседание не явился, ходатайств и позиции по иску не представил.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Административный истец является собственником земельного участка с КН № ** площадью 1131 м.кв., из земель населенных пунктов, для использования под индивидуальный дом и жилые постройки, расположенного на территории муниципального образования г.Псков.

Земельному участку истца присвоен адрес: г.Псков ул.П. д.№ ** (л.лд.8).

06.11.2020г. административный истец обратился к административному ответчику с заявлением, составленным в произвольной форме и направленном по электронной почте, в котором просил изменить адрес его земельного участка на ул.И. д.№ ** или ул.И. д.№ ** , указывая, что его участок находится ближе именно к этой улице, нарушена логика нумерации домов по ул. П. (л.д.23).

16.12.2020г. Администрация г.Пскова, рассмотрев обращение административного истца, направила ему свое решение, выраженное в письме №А-2967, где указала, что на основании п.5 ст.9 Федерального закона от 28.12.2013 №443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменение адреса земельного участка истца невозможно (л.д.12).

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решения органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их осуществлению или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из п.4 ч.9 и ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность по доказыванию наличия полномочий на принятие оспариваемого решения, соблюдения порядка его принятия, наличия законных основания для его принятия и соответствия содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, лежит на ответчике.

При этом согласно разъяснениям, изложенным в п.61 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, изменяя таким образом основания принятого решения.

Вопросы присвоения, изменения и аннулирования адресов объектам адресации на уровне федерального законодательства регламентированы Федеральным законом от 28.12.2013 №443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Закон).

Исходя из положений ч.3 ст.5 данного Закона присвоение адресов объектам адресации, изменение адресов объектов адресации, а также их аннулирование осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.

Такие Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 №1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов" (далее - Правила).

Исходя из п.6 Правил присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления.

Пунктом 7 Правил установлено, что присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляются уполномоченными органами по их собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц.

При этом, пункт 28 Правил устанавливает, что такое заявление составляется заинтересованными лицами по форме, устанавливаемой Министерством финансов Российской Федерации.

Заявление представляется заинтересованным лицом непосредственно в уполномоченный орган или многофункциональный центр по месту нахождения объекта адресации (п.31 Правил).

По итогам рассмотрения заявления уполномоченным органом по нему может быть принято решение о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса, решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса, а также о внесении соответствующих сведений об адресе объекта адресации в государственный адресный реестр (п.37 Правил).

При этом исходя из положений п.42 Правил решения об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса также принимается в форме, которая устанавливает Министерством финансов Российской Федерации.Формы документов, указанных в п.28 и п.42 Правил, в настоящее время утверждены Приказом Минфина России от 11.12.2014 N 146н "Об утверждении форм заявления о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса, решения об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса".Исходя из п.9.4.1 Устав муниципального образования "Город Псков" присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети наименований элементам планировочной структуры в границах городского округа, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре относится к полномочиям Администрации г.Пскова.Управление по градостроительной деятельности Администрации города Пскова, исходя из п.3.43 «Положения об Управлении по градостроительной деятельности Администрации города Пскова», утвержденного решением Псковской городской Думы от 26.06.2009 №834 осуществляет подготовку проектов постановлений Администрации города Пскова о присвоении (изменении, аннулировании) адресов объектам адресации, наименований элементам улично-дорожной сети, наименований элементам планировочной структуры в границах города Пскова. Осуществляет размещение информации в государственном адресном реестре.Процедура присвоения, изменения, аннулирования адресов объектов адресации на территории муниципального образования г.Псков по заявлениям заинтересованных лиц регламентирована постановлением Администрации г.Пскова №260 от 10.03.2017г. «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов» (далее - Регламент).Исходя из положений данного нормативного акта присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов по заявлениям заинтересованных лиц является муниципальной услугой.Для ее получения заинтересованное лицо должно обратиться в Управление по градостроительной деятельности Администрации города Пскова или МФЦ с соответствующим заявлением по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 11.12.2014 N 146н (пункт 16 раздела II Регламента).Рассмотрением заявления, проведением необходимых проверок (в том числе с выездом на место при необходимости), подготовкой проекта постановления Администрации г.Пскова о присвоении (аннулировании) адреса, либо подготовкой проекта об отказе в присвоении объекту адресации адреса, изменении или аннулировании его адреса занимается Управление по градостроительной деятельности Администрации города Пскова. При этом окончательно указанные решения принимает Администрация г.Пскова.В случае отказа в присвоении объекту адресации адреса, изменении или аннулировании его адреса такое решение принимается Администрацией г.Пскова по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 11.12.2014 N 146н, и подписывается Главой Администрации города Пскова. (пункты 5-8 раздела III Регламента).Из изложенного следует, что Администрация г.Пскова является надлежащим органом, который окончательно принимает решение о присвоении, аннулировании и изменении адресации объектов адресации на территории муниципального образования г.Псков, либо отказывает в этом.В тоже время Администрация г.Пскова в данном случае не могла и не имела права рассматривать по существу заявление административного истца об изменении адреса принадлежащего ему земельного участка, так как он, действительно, обратился в таким заявлением не в установленном законом порядке, так как подал заявление не по форме, утвержденной приказом Минфина России от 11.12.2014 N 146н, а также подал его не в определенные Регламентом органы - Управление по градостроительной деятельности Администрации города Пскова или МФЦ.Таким образом, оспариваемое административным истцом решение Администрации г.Пскова является незаконным. Ответчик разрешил по существу вопрос заявителя, указав на отсутствие оснований для изменения адреса его земельного участка, без соблюдения требований Закона, Правил и Регламента, по обращению, по которому такой вопрос разрешению по существу не подлежал, и принял такое решение не в предусмотренной указанными нормативными актами форме.Доводы представителя Административного ответчика о том, что оспариваемое письмо отказом в изменении адреса не является, а является просто информированием истца в порядке Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", суд отклоняет, так как эти доводы не соответствуют содержанию оспариваемого документа.Кроме того, согласно ст.10 данного закона орган местного самоуправления должен обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомить гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой орган в соответствии с их компетенцией.Однако, никаких указаний и разъяснений истцу по поводу законного порядка рассмотрения поставленного им вопроса, порядка оформления и подачи соответствующего заявления, органа, куда ему необходимо обратиться, оспариваемый ответ не содержит, ввиду чего, он дан истцу также и с нарушением требований Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".С учетом изложенного, суд заключает, что оспариваемое решение административного ответчика, изложенное в письме №А-2967 от 16.12.2020г. является незаконным.Заявление административного истица ответчиком должно быть повторно рассмотрено и ему должен быть дан законный и мотивированный ответ с учетом установленных выше обстоятельств.В тоже время, так как предусмотренная законом процедура подачи заявления истцом и процедура его рассмотрения муниципальными органами не соблюдены и еще вообще не проведены, то оснований для возложения на ответчика обязанности изменить адрес его участка в настоящее время у суда не имеется. До этого заявление истцом должно быть подано в установленном законом порядке, ответчик его также должен рассмотреть и принять решение в соответствии с требованиями Закона, Правил и Регламента.На основании изложенного, руководствуясь ст.175, 177-180, 227 КАС РФ,решил:

Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации г.Пскова о признании незаконным решения об отказе в изменении адреса земельного участка и обязании присвоить ему новый адрес – удовлетворить частично.

Признать незаконным ответ Администрации г.Пскова на заявление ФИО1 об изменении адреса земельного участка с КН № ** , изложенный в письме №А-2967 от 16.12.2020г.

Обязать Администрацию г.Пскова повторно рассмотреть заявление ФИО1 об изменении адреса земельного участка с КН № ** с учетом установленных обстоятельств.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в мотивированном виде.

Судья С.А.Падучих

Решение в мотивированном виде изготовлено 20 февраля 2021г.