ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-996/18 от 29.11.2018 Заводоуковского районного суда (Тюменская область)

№ 2А-996/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

село Упорово 29 ноября 2018 года

Заводоуковский районный суд Тюменской области в составе:

судьи Севрюгиной И. В.,

с участием административного истца ФИО2,

представителя административного ответчика ФИО4,

при секретарях Мелёхиной О. А., Коркиной Л. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело ...А-996/2018 по административное исковое заявление ФИО2 к Администрации Заводоуковского городского округа Тюменской области, Окружной межведомственной комиссии Заводоуковского городского округа о признании незаконным решения межведомственной комиссии органа местного самоуправления, с понуждением совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов,

У с т а н о в и л :

ФИО2 (далее административный истец, ФИО1) обратился в суд с вышеназванным иском. Свои требования мотивирует тем, что он является собственником квартиры, расположенной по адресу .... Административным истцом было подано заявление на имя администрации Заводоуковского городского округа ... «О переводе принадлежащего ему жилого помещения – квартиры в нежилое помещение», через Многофункциональный центр Заводоуковска. Уведомлением за подписью первого заместителя главы администрации ФИО3 от ..., ему сообщено решение об отказе в переводе жилого помещения квартиры в нежилое, принятое межведомственной комиссией - актом ... от ... «О рассмотрении проекта перепланировки и переустройства квартиры с переводом из жилого в нежилое помещение на соответствие требованиям законодательства». Решение мотивировано тем, что не соблюдены условия перевода помещения, предусмотренные частями 1, 2 ст. 22 Жилищного кодекса РФ, а так же не предоставлено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме, переводимое помещение используется собственником данного помещения в качестве места постоянного проживания. Административный истец считает данное решение не законным и не обоснованным. На основании вышеизложенного по правовому обоснованию иска ссылаясь на п. 2 ч.2 ст.1, ч.1 ст. 4, ч.3 ст. 24, ст. 124, ст. 125, ст. 126 главу 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, административный истец просит суд:

- Признать незаконным решение Окружной межведомственной комиссии Заводоуковского городского округа по согласованию проектов переустройства и перепланировки жилого (нежилого) помещения, и (или) иных работ в переводимом помещении, переустройству и перепланировке жилых и нежилых помещений, приемки завершенных переустройством и перепланировкой переводимых (непереводимых) помещений, обследований жилых домов муниципального жилищного фонда изложенного в акте ... от 03.10.2018г. «о рассмотрении проекта перепланировки и переустройства квартиры с переводом из жилого в нежилое помещение на соответствие требованиям законодательства» в отношении ....

- Признать незаконным решение администрации Заводоуковского городского округа, изложенное в уведомлении без номера от ... об отказе в переводе ....

- Обязать администрацию Заводоуковского городского округа, в течение месяца с момента принятия судом решения, выдать заявителю уведомление о переводе указанного жилого помещения в нежилое.

В судебном заседании административный истец ФИО2 исковые требования подержал, просил удовлетворить, по изложенным в иске доводам и письменным объяснениям.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО4 просила отказать в удовлетворении административного иска, по доводам, изложенным в возражении на административное исковое заявление, аналогичным по существу доводам оспариваемого отказа.

Оценив доводы административного истца, представителя административного ответчика, представленные доказательства, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме по следующим основаниям.

В силу ч. 2 ст. 46 Конституции Российский Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу положения ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что ФИО2, на основании договора дарения квартиры от ..., является собственником ..., площадью 67 кв. м., расположенной на 1 этаже ..., о чем имеется регистрационная запись ... от ... (л.д.24, 25, 22-23).

... ФИО2 обратился в МФЦ ... с заявлением о переводе принадлежащего ему жилого помещения квартиры в нежилое помещение, с приложением к нему проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (л.д.14).

Из уведомления Администрации Заводоуковского городского округа от ... следует, что ФИО2 отказано в переводе указанного помещения из жилого в нежилое в связи с несоблюдением предусмотренных частями 1, 2 ст. 22 Жилищного кодекса РФ условий перевода помещения (представленном проекте отсутствует архитектурно-планировочные решения, а именно паспорт отделки фасада, схема благоустройства территории, не представлено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме, требующееся в соответствии в частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса РФ, переводимое помещение используется собственником данного помещения в качестве места постоянного проживания (л.д.15).

Из акта окружной межведомственной комиссии Заводоуковского ГО ... от ... о рассмотрении проекта перепланировки и переустройства квартиры с переводом из жилого в нежилое помещение на соответствие требованиям законодательства, следует, что проект перепланировки и переустройства квартиры с переводом из жилого в нежилое помещение, расположенной по адресу: ... не соответствует требованиям законодательства (в представленном проекте отсутствует архитектурно- планировочные решения, а именно паспорт отделки фасада, схема благоустройства территории). Не представлено согласие всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме, требующееся в соответствии с ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса РФ (при переводе помещения металлическая лестница вмонтирована в балконную плиту, входящую в состав общего имущества в соответствии с п. «В» части 2 постановления Правительства РФ от ...... «Об Утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме»). Переводимое помещение используется собственником данного помещении в качестве места постоянного проживания (указано в заявлении о переводе помещения от ... вх. М-177).

При рассмотрении дела судом установлено, что переводимое помещение является изолированным жилым помещением - квартирой, располагавшейся на первом этаже многоквартирного дома, согласно проекту перепланировки и переустройства этой квартиры в нежилое помещение, предусмотрено оборудование отдельного входа, право собственности на квартиру принадлежит истцу и не было обременено правами иных лиц, суд пришел к выводу о том, что предусмотренные действующим законодательством условия перевода жилого помещения в нежилое, были соблюдены.

Условия перевода жилого помещения в нежилое, а также основания отказа в таком переводе установлены в Жилищном кодексе Российской Федерации.

При этом указанные положения Жилищного кодекса РФ не предусматривают в качестве условия перевода жилого помещения в нежилое получение согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку такое согласие требуется, только если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества и многоквартирном доме (часть 2 статьи 40 жилищного кодекса РФ).

Однако наличие на момент вынесения оспариваемого уведомления и акта, данных об уменьшении в результате планируемого перевода жилого помещения в нежилое общего имущества собственников дома не установлено.

Как следует, что материалов дела, проектом перепланировки и переустройства переводимого жилого помещения ..., в ... в нежилое помещение, выполненном Закрытым акционерным обществом «Служба заказчика и технадзора», предусматривается только перепланировка, переустройство помещения, перевод спорной квартиры в нежилое помещение будет произведен с обустройством отдельного центрального вместо балконной двери, тамбур вместо лоджии, смонтировано крыльцо шириной 2 метра.

В процессе реконструктивных мероприятий не нарушается конструктивная схема существующего пятиэтажного жилого здания, поэтому специальных мероприятий по защите и усилению существующих несущих конструкций не требуется. Инженерные системы магистральных сетей после перепланировки и переустройства остаются без изменений. ... кв. м., после изменений площадь квартиры не увеличивается и составляет 67 кв. м., соответственно общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме в связи с проведенными работами не уменьшилось. Перепланировка и переустройство не затрагивает перенос существующих инженерных коммуникаций жилого дома, не нарушает права и законные интересы граждан и не создает угрозу их жизни и здоровью.

В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно- технического обеспечения.

Реконструкцию жилого помещения следует отличать от переустройства и перепланировки, определяемых ст. 25 ЖК РФ. Переоборудование (переустройство) жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Под перепланировкой жилого помещения понимается изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (Постановление Госстроя РФ от ...... «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»).

При проведении перепланировки и переустройства жилых помещений не требуется согласия собственников помещений многоквартирного дома, за исключением случая, установленного ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Как установил суд, и не оспаривалось административным ответчиком в судебном заседании, при переводе ФИО2 жилого помещения в нежилое реконструкции помещения не имеется.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что для вынесения оспариваемых актов, получения согласия всех собственников помещений в доме не требовалось.

Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размеры земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

В силу положений ст. 16 Федерального закона № 189-ФЗ от ... «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Административным ответчиком не представлено доказательств, что земельный участок, на котором расположен дом, где находится спорная квартира, передан бесплатно в общую долевую собственность владельцев (собственников) квартир в спорном доме, как не представлено доказательств и общего числа собственников в указанном доме, согласие которых, по мнению административного ответчика на перевод жилого помещения в нежилое, должен был получить истец ФИО2, т.е. формирование и постановка на государственный кадастровый учет данного земельного участка осуществлены органом местного самоуправления без участия собственников квартир данного жилого дома. Не представлено административным ответчиком и доказательств того, что определены границы и размеры земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Таким образом, суд пришел к выводу о признании незаконными Уведомления администрации Заводоуковского городского округа от ... об отказе в переводе жилого помещения ... в нежилое и акта окружной межведомственной комиссии Заводоуковского городского округа по согласованию проектов перепланировки и переустройства квартиры с переводом их жилого в нежилое помещение ... от ... о рассмотрении проекта переводимого жилого помещения на соответствие требованиям законодательства, в части отказа ФИО2 в переводе жилого помещения по адресу: ... нежилое, в связи с отсутствием архитектурно-планировочного решения, а именно паспорта отделки фасада, схемы благоустройства территории, с не предоставлением согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Доказательств того, что в результате перепланировки и переустройства принадлежащей истцу квартиры произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, ответчиком в соответствии с положениями ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

Таким образом, заявленные исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р е ш и л :

Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации Заводоуковского городского округа ... и Окружной межведомственной комиссии Заводоуковского городского округа по согласованию проектов переустройства перепланировки жилого (нежилого) помещения о признании незаконным решения межведомственной комиссии органа местного самоуправления, с понуждением совершить определенные действия, в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов, удовлетворить полностью.

Признать незаконным решение Окружной межведомственной комиссии Заводоуковского городского округа по согласованию проектов переустройства и перепланировки жилого (нежилого) помещения, и (или) иных работ в переводимом помещении, переустройству и перепланировке жилых и нежилых помещений, приемки завершенных переустройством и перепланировкой переводимых (непереводимых) помещений, обследований жилых домов муниципального жилищного фонда изложенного в акте ... от ... «О рассмотрении проекта перепланировки и переустройства квартиры с переводом из жилого в нежилое помещении на соответствие требования законодательства» в отношении ....

Признать незаконным решение Администрации Заводоуковского городского округа, изложенное в уведомлении (без номера) от ... об отказе в переводе ....

Обязать Администрацию Заводоуковского городского округа ... в течение месяца с момента вступления в законную силу настоящего решения, выдать заявителю уведомление о переводе жилого помещения, ... в нежилое помещение.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Заводоуковский районный суд ....

Мотивированное решение изготовлено ....

Судья подпись И. В. Севрюгина