ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-996/20 от 02.07.2020 Белорецкого городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-996/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 июля 2020 года г. Белорецк РБ

Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Галимовой И.А,

при секретаре Гниятовой А.Х.,

с участием представителя административного истца Тобольнова А.В., – Шпоруненко С.А. по доверенности,

административного ответчика – администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Белорецкий район РБ Семеновой Н.Б., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Тобольнова Андрея Владимировича к администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, отделу архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Белорецкий район РБ, администрации сельского поселения Абзаковский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о признании незаконными отказы в переводе жилого помещения в нежилое, выраженное в уведомлении №... окс/19 от ..., №... окс/20 от ..., обязать администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан принять решение о переводе жилого помещения в нежилое, признать бездействие администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан в не направлении в установленный законом срок уведомления по результатам рассмотрения заявления о переводе или отказе в переводе помещения,

УСТАНОВИЛ:

Тобольнов А.В. обратился в Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, отделу архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, администрации сельского поселения Абзаковский сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан о признании незаконными отказы в переводе жилого помещения в нежилое, выраженное в уведомлении №... окс/19 от ..., №... окс/20 от ..., обязать администрацию муниципального района Белорецкий район РБ принять решение о переводе жилого помещения в нежилое, признать бездействие администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан в не направлении в установленный законом срок уведомления по результатам рассмотрения заявления о переводе или отказе в переводе помещения.

В обоснование заявленных требований Тобольнов А.В. указал, что ... он обратился в администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан с заявлением о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: ... нежилое, с целью устройства гостиницы. Уведомлением №... окс/19 от ... ему было отказано в переводе жилого помещения в нежилое на основании п.п.1 п.1 ст. 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что представленный проект «Перевод жилого помещения (жилой дом) в нежилое (гостиница), выполненный ООО «АРС-Бюро»» в 2019 году, не соответствует требованиям СП 257.1325800.2016 «Здания гостиниц. Правила проектирования», ГОСТ СПДС Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства (СПДС). Основные требования к проектной и рабочей документации» ГОСТ СПДС 21.501-2011 «Система проектной документации для строительства». Правила выполнения рабочей документации архитектурных и конструктивных решений». Учитывая, что здание гостиницы является зданием общественного назначения высотой более двух этажей, необходимо предоставление положительного заключения экспертизы на проектную документацию. ... он повторно обратился с заявлением в администрацию муниципального района ... Республики Башкортостан о переводе жилого помещения расположенного по адресу: РБ, ..., с/с Абзаковский, ... нежилое, с целью устройства гостиницы с приложением соответствующих документов. Уведомлением №... окс/20 от ... ему было повторно отказано в переводе жилого помещения в нежилое на основании под.1 п.1 ст. 24 ЖК РФ: предоставлен проект «Перевод жилого помещения (жилой дом) в нежилое (гостиница) выполненный ООО «АРС-Бюро» в 2019г., не соответствует требованиям СП 257.1325800.2016 «Здания гостиниц. Правила проектирования» ГОСТ СПДС Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации», ГОСТ СПДС 21.501-2011«Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации архитектурных и конструктивных решений». Уведомление №... окс/20 от .... идентично содержанию Уведомления №... окс/19 от .... Полагает, что отказы являются незаконными, ограничивают его права как собственника. Просит признать отказы в переводе жилого помещения в нежилое, выраженные в уведомлении №... окс/19 от ..., №... окс/20 от ... незаконными, обязать администрацию муниципального района ... Республики Башкортостан признать решение о переводе жилого помещения в нежилое, признать бездействие администрации муниципального района ... Республики Башкортостан в не направлении в установленный законом срок уведомления по результатам рассмотрения заявления о переводе или отказе в переводе помещения.

Административный истец – Тобольнов А.В. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении не заявлял.

Представитель Тобольнова А.В. – Шпоруненко А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила административный иск удовлетворить.

Представитель административных ответчиков администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан - Семенова Н.Б., действующий по доверенности, возражала против заявленных требований Тобольнова А.В. указав, что ... в администрацию обратился представитель Тобольнова А. В. - Аскаров А.А. с заявлением о выдаче разрешения на перевод объекта из жилого в нежилое, представив не полный пакет документов, предусмотренный законодательством, а именно ст. 23 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

На состоявшемся ... заседании межведомственной комиссии администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан было принято решение об отказе в переводе объекта из жилого в нежилое на основании п.п. 1 п. 1 ст. 24 Жилищного Кодекса Российской Федерации в виду несоответствия представленного проекта «Перевода жилого помещения (жилого дома) в нежилое (гостиница)» СНИП, ГОСТ и СП. Учитывая, что здание гостиницы является зданием общественного назначения высотой более двух этажей, предусмотрено представление положительного заключения экспертизы проектной документации.

В силу ст. 24 Жилищного Кодекса Российской Федерации отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Градостроительным Кодексом Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненные для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 указанной статьи.

В частности, экспертиза проектной документации объектов не проводится в отношении объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов; жилых домов с количеством этажей не более чем три; отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два.

Проектная документация не составлялась и экспертизу не проходила. Доказательства обратного истцом не представлено. Разрешение на строительство или ввод спорного объекта в эксплуатацию истец не получал.

Таким образом, данный объект капитального строительства построен на земельном участке, категория и вид разрешенного использования которого не предусматривает строительство объектов данного функционального назначения, без инженерных изысканий, проектной документации, их экспертизы, без получения разрешения на строительство/реконструкцию и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ст. ст. 51, 55 Градостроительный Кодекс Российской Федерации, ст.ст 2. 3 Федерального закона N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации. Выдача разрешения на перевод жилого дома в нежилой (гостиницу) без предусмотренных Жилищным кодексом и градостроительным законодательством документов нарушает права и охраняемые интересы других лиц, создает угрозу жизни и здоровью. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель административного ответчика администрации сельского поселения Абзаковский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, был извещён надлежащим образом и в срок, причину неявки суду не сообщил.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с ч.1 ст.37 Федерального закона от ...№...-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения отнесены утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство.

Согласно п.2.5 административного регламента представления муниципальной услуги «Выдача решения о переводе или отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение» муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, утверждённого постановлением администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от ...№..., результатом предоставления услуги является решение о переводе жилого помещения в нежилое помещение, либо мотивированный отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 22.11.2019г. Тобольнов А. В. обратился с заявлением в администрацию муниципального района Белорецкий район РБ с заявлением о переводе жилого помещения расположенного по адресу: ... нежилое, с целью устройства гостиницы с приложением к следующих документов: выписка из ЕГРН о зарегистрированных правах в отношении жилого помещения; копия паспорта; копия нотариальной доверенности; копия договора купли-продажи; выписка из ЕГРН о зарегистрированных правах в отношении земельного участка; технический план; поэтажный план дома.

Тобольновым А.В., также был представлен проект «Перевод жилого помещения (жилой дом) в нежилое (гостиница), выполненный ООО «АРС-Бюро» в ... году.

Уведомлением №... окс/19 от .... Тобольнову А.В. было отказано в переводе жилого помещения в нежилое на основании под.1 п.1 ст. 24 ЖК РФ: предоставлен проект «Перевод жилого помещения (жилой дом) в нежилое (гостиница) выполненный ООО «АРС-Бюро» в 2019г., не соответствует требованиям СП 257.1325800.2016 «Здания гостиниц. Правила проектирования» ГОСТ СПДС Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации», ГОСТ СПДС 21.501-2011«Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации архитектурных и конструктивных решений»

28.01.2020г. Тобольнов А.В. повторно обратился с заявлением в администрацию Муниципального района Белорецкий район РБ с заявлением о переводе жилого помещения расположенного по адресу: ... нежилое, с целью устройства гостиницы. К заявлению были приложены следующие документы: выписка из ЕГРН о зарегистрированных правах в отношении жилого помещения; выписка из ЕГРН о зарегистрированных правах в отношении земельного участка; копия паспорта; копия нотариальной доверенности; копия договора купли-продажи; технический план; копия уведомления об отказе в переводе от 23.12.2019г.; копия Акта проверки объекта защиты; копия свидетельства об аккредитации экспертной организации; копия Аттестата компетентности специалиста; заключение о подтверждении соответствия монтажа пожарной автоматики; копия системы добровольной сертификации НСОПБ, заключение эксперта об определении фактических характеристик и статуса объекта капитально строительства «жилого дома».

Уведомлением №... окс/20 от .... Тобольнову А.В. было повторно отказано в переводе жилого помещения в нежилое на основании под.1 п.1 ст. 24 ЖК РФ: предоставлен проект «Перевод жилого помещения (жилой дом) в нежилое (гостиница) выполненный ООО «АРС-Бюро» в 2019г., не соответствует требованиям СП 257.1325800.2016 «Здания гостиниц. Правила проектирования» ГОСТ СПДС Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации», ГОСТ СПДС 21.501-2011«Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации архитектурных и конструктивных решений».

Из материалов гражданского дела усматривается, что Тобольнов А.В. на основании договора купли продажи от ... является собственником земельного участка площадью 1230 кв.м., предоставленного из земель населённых пунктов, разрешенным видом использования – гостиничное обслуживание, общественное питание, магазины с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: ..., с/с Абзаковский, ..., что подтверждается выпиской их ЕГРН от ...№..., а так же жилого дома, общей площадью ... кв.м., согласно выписке ЕГРН от ...№...

В судебном заседании установлено, что в представленных уведомлениях, основанием для отказа послужило не предоставление заявителем подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения со ссылкой на подпункт 1 пункта 1 ст.24 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Также административным ответчиком было указано, что предоставленный проект не соответствует перечисленным в уведомлениях сводам правил и стандартов, и не предоставлено положительное заключение экспертизы на проектную документацию.

Так, согласно ч. 1 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации от ...№...-ФЗ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).

Согласно части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся, в том числе и жилой дом.

Положениями ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).

Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения) (часть 2 ст. 23).

Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений, а также с указанием перечня сведений и документов, которые будут получены по межведомственным запросам (часть 3 ст. 23).

Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий перевод помещений (ч. 4 ст. 23).

Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. В случае представления заявления о переводе помещения через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем. Форма и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение (ч. 5 ст. 23).

В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо (ч. 6 ст. 23).

Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ (ч. 7 ст. 23).

Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе (ч. 8 ст. 23).

Таким образом, законодатель связывает обязанность заявителя предоставлять подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, только в случае необходимости проведения перепланировки и или переустройства и или иных работ, для использования жилого помещения в качестве нежилого.

Тобольновым А.В. был предоставлен проект с названием «Перевод жилого помещения (жилой дом) в нежилое (гостиница), выполненный ООО «АРС-Бюро» в 2019 году, а также Заключение эксперта об определении фактических характеристик и статуса объекта капитально строительства поименованного как «жилой дом». Из указанных документов усматривается, что для использования жилого помещения (жилого дома) в качестве нежилого объекта – гостиница не требуется проведения перепланировки и переустройства, также не требуется проведения каких либо иных работ, которые затрагивали бы конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства.

Так, из заключении эксперта №... следует, что исследуемый объект (жилой дом, расположенный по адресу: ... в соответствии с п. 3.1., п. 10.1. приложением А ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения», относится к нормальному (КС-2) классу (уровню) ответственности сооружений по надежности строительных конструкций, представляет собой объект массового строительства в обычных условиях эксплуатации, не имеет критериев, характерных для временных зданий и сооружений, имеет капитальный характер и 100% степень готовности.

Техническое состояние конструкций объекта характеризуется как работоспособное, конструкции отвечают требованиям безопасной эксплуатации, физический износ не превышает 10%.

Согласно таблице В1 СП 118.13330.2012* «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», исследуемый объект капитального строительства относится к функционально - типологической группе 5.1 «Гостиницы, мотели, апартамент-отели и т.п.» и предназначен для временного пребывания людей.

Исследуемый объект – обеспечен всеми минимально необходимыми требованиями к зданиям и сооружениям, предъявляемыми ФЗ № «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а именно: механической безопасности; пожарной безопасности; безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях; безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях; безопасности для пользователей зданиями и сооружениями; безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду, что не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Таким образом, при изменении назначения и наименования объекта капитального строительства с КН 02:11:040205:184, «жилой дом», расположенного по адресу: Россия, ... - на «нежилое здание» типологической группы 5.1 (согласно таблице В1 СП 118.13330.2012* Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009) – проведение проектных работ, а так же работ по реконструкции / перепланировке / переустройству объекта капитального строительства – не требуется, поскольку техническое состояние и архитектурно – планировочные характеристики исследуемого объекта в полной мере отвечают: требованиям, предъявляемые к данной типологической группе, изложенным в п.5.3.СП 1.13330.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы; требованиям ФЗ от ...№...-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; требованиям СП 257.1325800.2016 «Свод правил. Здания гостиниц. Правила проектирования».

Также из представленного заявителем проекта следует, что перепланировка и переустройство для использования жилого помещения (жилой дом) под нежилое (гостиница), не требуется.

В соответствии со ст. 24 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 ст. 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;

4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Из содержания указанных выше норм права следует, что часть 2 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает перечень документов, необходимых при переводе жилого помещения в нежилое помещение, которые собственник соответствующего помещения должен представить в орган, осуществляющий такой перевод. Указанный перечень является исчерпывающим и не может быть произвольно расширен, поскольку частью 3 данной нормы установлено, что орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных частью 2 указанной статьи.

В правовой норме ч. 2 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации в перечень обязательных для представления подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения входит только в том случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования жилого помещения в качестве нежилого помещения.

На основании изложенного суд считает требование административного истца подлежащими частичному удовлетворению. Исходя из того, что в соответствии с ч.3 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществление подготовки проекторной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Отсутствие подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, возведенного с соблюдением установленного законом порядка, в данном случае не может служить основанием для отказа в переводе, поскольку Тобольнов А.В. намерен использовать переводимое помещение в качестве нежилого без проведения его переустройства и (или) перепланировки.

Администрация муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан в лице межведомственной комиссии, отказывая в переводе принадлежащего Тобольнову А.В. жилого помещения (жилого дома) в нежилое (гостиница), не рассматривали вопрос о возможности использования этого помещения для указанных заявителем целей без проведения его переустройства и (или) перепланировки и своего суждения по данному вопросу не высказывали.

Административным истцом представлены достаточные доказательства, подтверждающие, что для перевода жилого помещения (жилого дома) в нежилое (гостиница) не требуется проведение перепланировки, переустройства, реконструкции, капитального ремонта и иных работ, соответственно ссылка административного ответчика о том, что предоставленный проект не соответствует требованиями СП 257.1325800.2016 «Здания гостиниц. Правила проектирования» ГОСТ СПДС Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации», ГОСТ СПДС 21.501-2011 «Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации архитектурных и конструктивных решений», а также ссылка о не предоставлении положительного заключения экспертизы на проектную документацию, с условием того, заявитель не обращался за получением разрешения на реконструкцию и/или строительства, и с отсутствием необходимости проведения перепланировки и переустройства, является незаконной и не обоснованной

Требование административного истца о признании бездействия администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан в не направлении в предусмотренный законом срок уведомления о переводе или отказе в переводе помещения по результатам рассмотрения заявления от ... суд, так же находит обоснованным.

Так, согласно ч.4 ст.23 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий перевод помещений.

Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений.

Таким образом, срок для принятия решения по заявлению Тобольнова А.В. от ... о переводе или отказе в переводе помещения истекал ..., однако доказательств направления в адрес Тобольнова А.В. уведомления административным ответчиком не представлено, судом не добыто.

Требование административного истца обязать администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан принять решение о переводе жилого помещения в нежилое, удовлетворению не подлежат поскольку, в силу части 1 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

Таким образом, по смыслу приведенной выше правовой нормы решение вопроса о переводе нежилого помещения в жилое помещение отнесено законодателем к исключительной компетенции органов местного самоуправления посредством установленного внесудебного (административного) порядка и понуждение ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Тобольнова Андрея Владимировича к администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, отделу архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, администрации сельского поселения Абзаковский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о признании незаконными отказы в переводе жилого помещения в нежилое, выраженное в уведомлении №... окс/19 от ..., №... окс/20 от ..., обязать администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан принять решение о переводе жилого помещения в нежилое, признать бездействие администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан в не направлении в установленный законом срок уведомления по результатам рассмотрения заявления о переводе или отказе в переводе помещения удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: ... выраженный в уведомлении №... окс/19 от ... незаконным.

Признать незаконным отказ администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: ... выраженный в уведомлении №... окс/19 от ... незаконным.

Возложить на администрацию муниципального района ... Республики Башкортостан обязанность повторно рассмотреть заявление Тобольнова А.В., принять решение по результатам рассмотрения его заявления в установленные законом порядке и сроки.

Признать бездействие администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан выраженное в не направлении в предусмотренный законом срок уведомления о переводе или отказе в переводе помещения по результатам рассмотрения заявления от ... незаконным.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан.

Мотивированное решение изготовлено 07 июля 2020 года.

Судья И.А. Галимова