ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-996/2017 от 24.05.2017 Советского районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 мая 2017 года г. Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе

председательствующего Свиридовой О.С.,

при секретаре Курганове Д.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-996/2017 по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области к административному ответчику «Общественное движение поддержки социальных инициатив Тульской области» о прекращении деятельности в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

административный истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области обратилось в суд с административным иском к административному ответчику «Общественное движение поддержки социальных инициатив Тульской области» о прекращении деятельности в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, указав на то, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области 16 января 2001 г. зарегистрировано юридическое лицо «Общественное движение поддержки социальных инициатив Тульской области». Адрес местонахождения административного ответчика – г. <адрес>, лицо, имеющее право действовать без доверенности – председатель ФИО1

При проведении плановой документарной проверки юридического лица «Общественное движение поддержки социальных инициатив Тульской области» Министерством юстиции были выявлены ряд нарушений, а именно административный ответчик не сообщил об изменении сведений о новом местонахождении, по которому осуществляется связь с юридическим лицом; не представил соответствующие документы для внесения изменений в ЕГРЮЛ; не указал место проведения собрания, сведения о лицах, проводивших подсчет голосов.

Кроме того, административным ответчиком не был представлен отчет об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании за 2015 г. по утвержденной приказом Минюста России форме.

Также административный ответчик в 2015 г. не информировал уполномоченный орган о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.

Административный истец просил суд прекратить деятельность «Общественное движение поддержки социальных инициатив Тульской области» в качестве юридического лица и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель административного истца – Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении представитель по доверенности Краснова А.Е. просила рассмотреть дело в ее отсутствие и удовлетворить административное исковое заявление в полном объеме.

Представитель административного ответчика – председатель ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки суду не представил.

В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административного истца и административного ответчика.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, «Общественное движение поддержки социальных инициатив Тульской области» было зарегистрировано в качестве юридического лица Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области 16 января 2001 г.

Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является председатель ФИО1

Министерством юстиции Российской Федерации по Тульской области 02 июня 2015 г. была проведена плановая документарная проверка юридического лица «Общественное движение поддержки социальных инициатив Тульской области», в ходе проведения которой выявлено, что указанная организация не сообщила об изменении сведений о новом местонахождении, по которому осуществляется связь с юридическим лицом; не представила соответствующие документы для внесения изменений в ЕГРЮЛ; не указала место проведения собрания, сведения о лицах, проводивших подсчет голосов; не представила отчет об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании за 2015 г. по утвержденной приказом Минюста России форме; не информировала уполномоченный орган о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.

С заявлением о прекращении деятельности в качестве юридического лица, исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц, председатель ФИО1 в Управление Министерства юстиции не обращался.

Проверив доводы искового заявления, суд учитывает следующее.

В соответствии со статьей 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.

Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в статье 53.1 настоящего Кодекса.

Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. №1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. № 705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

В соответствии с пунктом 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. № 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

Пунктами 1 и 3 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона).

Согласно пункту 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», а также подпункта «б» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», общественное объединение обязано предоставлять отчет об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании за 2015 г. по утвержденной приказом Минюста России форме, а также информировать уполномоченный орган о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.

Между тем в нарушение указанных требований, юридическое лицо «Общественное движение поддержки социальных инициатив Тульской области» не сообщило об изменении сведений о новом местонахождении, по которому осуществляется связь с юридическим лицом; не представило соответствующие документы для внесения изменений в ЕГРЮЛ; не указало место проведения собрания, сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, не представило отчет об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании за 2015 г. по утвержденной приказом Минюста России форме, в 2015 г. не информировало уполномоченный орган о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.

В соответствии с положениями статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

03 июня 2015 г., 02 ноября 2016 г. административный истец Министерство юстиции Российской Федерации по Тульской области в адрес административного ответчика направило предупреждение об устранении нарушений Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», которые были отправлены заказными письмами и применительно к пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации считается доставленным юридическому лицу «Общественное движение поддержки социальных инициатив Тульской области».

Однако в установленные в предупреждениях сроки, недостатки, указанные в предупреждении органа государственной власти, не были устранены административным ответчиком.

Проанализировав вышеизложенные конкретные обстоятельства административного дела в их совокупности с учетом норм материального права, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку юридическое лицо «Общественное движение поддержки социальных инициатив Тульской области» за 2015 г. не представило административному истцу указанную информацию, допустив, тем самым, неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, подтверждаются необходим и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо мер по устранению указанных нарушений организацией не предпринято.

Руководствуясь статьями 175-180, пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области к административному ответчику «Общественное движение поддержки социальных инициатив Тульской области» о прекращении деятельности в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Прекратить деятельность в качестве юридического лица «Общественного движения поддержки социальных инициатив Тульской области» (ОГРН 1037100000046, ИНН 7106040278/710601001, дата регистрации 16 января 2001 г.) и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий