ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-997/16 от 17.08.2016 Калтанского районного суда (Кемеровская область)

Дело № 2а-997/2016 РЕШЕНИЕИменем Российской ФедерацииГород Калтан 17 августа 2016 года

Калтанский районный суд Кемеровской области в составе

председательствующего судьи Евсеева С. Н.

при секретаре Камзычаковой О. В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Открытого акционерного общества «Южно-Кузбасская ГРЭС» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области, Государственному инспектору РФ в области охраны окружающей среды по Кемеровской области ФИО1 о признании предписания незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Южно-Кузбасская ГРЭС» (далее ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС») обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области, Государственному инспектору РФ в области охраны окружающей среды по Кемеровской области ФИО1, согласно которого просят восстановить срок для обжалования предписания № Т-023-в/1, вынесенного Государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Кемеровской области ФИО1 от .../.../...., признать предписание № Т-023-в/1 от .../.../.... об обязанности представить корректирующие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3,4 кварталы 2014 года, 1, 2 кварталы 2015 года, незаконным.

Требования мотивированы тем, что в период с 3 по .../.../.... Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области была проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС». По окончании проверки должностным лицом Управления Росприроднадзора был составлен акт проверки и выдано Предписание от .../.../.... № Т-023-В/1 с требованием до .../.../.... представить в Управление Росприроднадзора корректирующие Расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3, 4 кварталы 2014 года и 1, 2 кварталы 2015 года. Согласно Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. Приказом Минприроды РФ от .../.../.......) разработка и утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отдельно для обособленных подразделений выполняется в обязательном порядке лишь в том случае, если филиалы или подразделения находятся в разных субъектах РФ. ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» эксплуатирует ряд объектов, расположенных в пределах одно субъекта РФ, на которых образуются золошлаковые отходы - промплощадка ЮК ГРЭС, ряд котельных в Калтанском городском округе, Осинниковском городско округе, в г. Междуреченск и г. Мыски. Считают, что ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» представило документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласно которому для ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Разрешительным документом на образование и размещение отходов является указанный документ, которым не определено, на каких объектах должны быть образованы отходы, но определено где и в каких количествах они могу размещаться. Согласно нормативов образования ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» разрешено образовывать 720002,47 тонн золошлаковых отходов в год и размещение их на золошлакоотвалах № 1 и № 2. Таким образом, ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» имеет документ об утверждении нормативов образования и лимитов размещения отходов, а документов об утверждении нормативов образования и лимитов размещения по каждому подразделению (Котельные в Осинниках, Калтане, Междуреченске и Мысках) ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» не должна иметь в силу закона. Доказательств о превышении образования золошлаковых отходов свыше установленного норматива в 720 тыс. тонн при проверке не выявлено, как и не выявлено фактов сверхлимитного размещения золошлаковых отходов на разрешенных для размещения площадках (ЗШО-1, ЗШО-2), так и вне их. Таким образом, считает, что вывод об отсутствии документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не подтверждается материалами дела. Свидетельства сверхнормативного образования золошлаков и сверхлимитного размещения этих отходов отсутствуют. Плата за негативное воздействие на окружающую среду определена исходя из наличия разрешительной документации верно. Выдача предписания нарушает права и законные интересы истца в сфере предпринимательской деятельности, возлагая на общество обязанность, не предусмотренную законом. Неисполнение предписания повлечет для истца неблагоприятные последствия - возбуждения дела по факту неисполнения предписания. В связи с тем, что 30.03.2016 года ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» было подано заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными в Арбитражный суд Кемеровской области, заявление было принято к производству, 06.06.2016 года производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью, просит восстановить срок на подачу административного искового заявления, как пропущенный по уважительной причине.

Представитель административного истца ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» ФИО3, действующая на основании доверенности ... (2795Д) от .../.../.... (л.д. 21), в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила требования удовлетворить, доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала. Считает, что прекращение арбитражным судом производства по делу по мотиву неподведомственности является уважительной причиной для восстановления срока на подачу административного искового заявления. Просит восстановить пропущенный срок для подачи административного искового заявления о признании недействительным предписания.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Административный ответчик Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Кемеровской области ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание представила письменные возражения, согласно которых указала, что в ходе проведенной .../.../.... выездной плановой проверки был установлен факт нарушения экологических требований ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС». Согласно акта плановой выездной проверки № ВЗАТ-336 от .../.../.... было установлено, что при предоставлении Расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4, кварталы 2014 года, 1, 2 квартал 2015 года в разделе 4 по территориям г. Калтан и г. Осинники ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» допустило искажение экологической информации. Документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № 3/отхКАЛ сроком действия с 09.07.2013 года до 09.07.2018 года, выданном на основании Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» 2013 года, утверждены нормативы образования и лимиты на размещение отхода «золошлаковая смесь от сжигания отходов практически неопасная» по источникам негативного воздействия ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС». В проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» 2013 года рассчитаны нормативы образования отходов и лимиты на их размещение от следующих производственных подразделений, расположенных на основной площадке гидроэлектростанции (...): цех топливоподачи, котельный цех, турбинный цех, электрический цех, химический цех, цех централизованного ремонта, цех тепловой автоматики и измерений, группа хозяйственного обслуживания, тепловые сети, столовая.

Однако, фактически ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» эксплуатирует также следующие подразделения: котельные г. Калтан (пос. Малышев Лог, ул. Покрышкина, 9, ул. Спортивная, 14; пос. Шушталеп, ул. Пожарского, 20; пос. Малиновка, ул. Садовая, 45, ул. Угольная, 56, ул. 60 лет Октября, 1/3, ул. Советская, 10; с. Сарбала, ул. Садовая, 31/1); котельные г. Осинники (ул. Ленина, 1а, ул. Больничный городок, 44/3; ул. Ленина, 128, ул. Вокзальная, 7/1, ул. Станционная, 3/1, пер. Ломоносова, 8, ул. Базарная, 2/1, ул. 9-я Штольня, 2а, ул. Заречная, 15/1; п. Тайжина, ул. Лысенко, 3а, ул. Коммунистическая, 16/1, ул. Звездная, 1/1, ул. Молодежная, 4); котельные г. Междуреченск (котельная ЦОФ «Кузбасская», котельная шахты «Имени В.И. Ленина», котельная разреза «Томусинский», котельная ОК «Звездочка», котельная СП «Романтика», котельная «Управление по ремонту», котельная ОФ «Красногорская», котельная разреза «Ольжерасский», котельная АТЦ «Центральный»); котельные г. Мыски (котельная ЦОФ «Сибирь», котельная разреза «Сибиргинский»).

Расчёт нормативов образования и лимитов на размещение отходов, образованных от подразделений котельные г. Калтан, г. Осинники, г. Мыски, г. Междуреченск не включен в Проект нормативов образования отходов и. лимитов на их размещение ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» 2013 года, в связи с чем в имеющемся у ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № 3/отхКАЛ не определены нормативы образования и лимиты размещения отходов от подразделений котельные г. Калтан, г. Осинники, г. Мыски, г. Междуреченск.

Согласно п. 6 «Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 года № 632 в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего «Порядка».

Пунктом 5 «Порядка» установлено, что плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № 3/отхКАЛ сроком действия с 09.07.2013 года по 09.07.2019 года утверждены нормативы образования и лимиты на размещение отхода «золошлаки от сжигания углей» от производственных подразделений ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС, расположенных на основной промплощадке предприятия по адресу: г. Калтан, ул. Комсомольская, 20. В данном документе отсутствуют утвержденные нормативы образования и лимиты на размещение отхода «золошлаковая смесь от сжигания отходов практически неопасная», фактически образованного в результате сжигания топлива на источниках (котельные г. Калтан, г. Осинники, г. Мыски, г. Междуреченск) не учтенных в Проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» 2013 года.

При расчёте платы за негативное воздействие на окружающую среду по территориям г. Калтан и г. Осинники в отсутствие утвержденных нормативов образования и лимитов на размещение отхода «золошлаковая смесь от сжигания отходов практически неопасная», фактически образованного в результате сжигания топлива на источниках котельные г. Калтан, г. Осинники, необходимо применять пятикратный повышающий коэффициент за размещение отходов «золошлаковая смесь от сжигания отходов практически неопасная».

ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» было выдано предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований ВЗТА-336/5 от 28.08.2015 года - представить корректирующие расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду ОАО «ЮК ГРЭС» г. Калтан, г. Осинники за 3,4 кварталы 2014 года, 1,2 кварталы 2015 года в Управление Росприроднадзора по Кемеровской области сроком исполнения до 20.10.2015 года. В ходе проведения внеплановой документарной проверки в отношении ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» было установлено, что в указанный срок предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований не выполнено, в связи с чем ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» повторно выдано предписание с указанием представить корректирующие расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду ОАО «ЮК ГРЭС» г. Калтан, г. Осинники за 3,4 кварталы 2014 года, 1,2 кварталы 2015 года в Управление Росприроднадзора по Кемеровской области.

Считает, что государственным инспектором при вынесении предписания № Т-023 от 29.01.2016 года были учтены все обстоятельства, установленные в ходе контрольно-надзорных мероприятий в отношении ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС». Просит суд признать предписание № Т-023 от 29.01.2016 года законным и обоснованным, а заявление ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» оставить без удовлетворения.

Суд в соответствии со ст. 150 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне и времени судебного заседания.

Выслушав представителя административного истца, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства, суд считает, что требования следует удовлетворить, по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих (полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу положений ст. 66 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области, утвержденного приказом Росприроднадзора от 23.06.2011 года № 403 Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области относится к органам исполнительной власти и уполномочено осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов).

В судебном заседании установлено и не оспорено сторонами, что ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» зарегистрировано в качестве юридического лица, является субъектом топливно-энергетического комплекса (л.д. 40-41).

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области была проведена проверка соблюдения требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды и установлено, что при предоставлении Расчётов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4, кварталы 2014 года, 1, 2 квартал 2015 года в разделе 4 по территориям г. Калтан и г. Осинники ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» допустило искажение экологической информации.

28.08.2015 года ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» было выдано предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований ВЗТА-336/5, согласно которого предписано представить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области корректирующие Расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3,4 кварталы 2014 года, 1, 2 кварталы 2015 года, сроком исполнения до 20.10.2015 года (л.д. 38-39).

29.01.2016 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области была проведена внеплановая документарная проверка и установлено, что в установленный срок ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» не выполнило предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований ВЗТА-336/5 от 28.08.2015 года (л.д. 35-37).

29.01.2016 года ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» было выдано предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований Т-023-в/1, согласно которого предписано представить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области корректирующие Расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3,4 кварталы 2014 года, 1, 2 кварталы 2015 года, сроком исполнения до 20.04.2016 года (л.д. 5).

Из показаний свидетеля Новова М. С. - директора по развитию ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» в судебном заседании следует, что документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № 3/отхКАЛ сроком действия с 09.07.2013 года до 09.07.2018 года распространяется на все производственные подразделения ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» в пределах Кемеровской области, что подтверждено вступившими в законную силу решениями суда. Имеющимся разрешительным документом ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» установлены лимиты на размещение отхода «Золошлаки от сжигания углей» с кодом отхода по ФККО 3130020001000, а согласно отчётам ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» с 2014 года размещало отход «Золошлаковая смесь практически неопасная» с кодом по ФККО 61140002205. Однако, в момент выдачи разрешительного документа действовал федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов от 02.12.2002 года № 786 (ФККО-2002). Приказом Минприроды от 30.09.2011 года № 792 ФККО-2002 был отменен с 01.08.2014 года и приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 года № 445 был утвержден и введен в действие новый ФККО (ФККО-2014). Изменение кодов и наименований в 2014 году коснулось всех отходов, а не только золошлаков. При этом, изменение ФККО не требовало переоформления разрешительной документации, о чём имеется разъяснение Минприроды от 17.03.2014 года № 05-12-44/5164. Несоответствие наименования и кода отхода в разрешительном документе и в отчёте, начиная с отчета за 2014 год, объясняется лишь изменением кода и наименования отхода в ФККО и не связано с размещением одного отхода под видом другого.

Полагая, что предписание выдано в отсутствие предусмотренных законом оснований, административный истец оспорил его в части возложении обязанности представить корректирующие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3, 4 кварталы 2014 года, 1, 2 кварталы 2015 года в суде.

Суд полагает, что предписание в оспариваемой части противоречит применимым к спорным правоотношениям нормам права и подлежит признанию незаконным, исходя из следующего.

В соответствие с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, является платным.

По смыслу п. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.д. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду согласно п. 13 статьи 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 года № 632 утвержден Порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который в соответствии с пунктом 1 распространяется на организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стандартных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов и другие виды вредного воздействия.

Пунктом 2 Порядка устанавливаются два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). При этом базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.

В соответствии с пунктом 5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Пунктом 6 Порядка определено, что при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.

По смыслу приведенных норм, возможность возложения на природопользователя обязанности применять повышающий коэффициент и предоставлять корректирующие расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает только в случае, если у такого пользователя отсутствует соответствующее разрешение на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух.

Судом установлено, что ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» эксплуатирует котельные, расположенные в Осинниковском городском округе, в Калтанском городском округе, в г. Междуреченске и г. Мыски, то есть в пределах одного субъекта Российской Федерации - в Кемеровской области.

ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, что подтверждается имеющимся в материалах дела документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 09.07.2013 года рег. № 3/отхКАЛ сроком действия с 09.07.2013 года до 09.07.2018 года, согласно которому ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» разрешено образовывать золошлаковые отходы и размещать их на объектах размещения отходов золошлакоотвал № 1 ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» (захоронение) и золошлакоотвал № 2 ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» (захоронение) в количестве по 720 000 тонн на каждом ежегодно в 2014 и 2015 годах (л.д. 6-20).

В момент выдачи документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 09.07.2013 года рег. № 3/отхКАЛ действовал федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов от 02.12.2002 года № 786 (ФККО-2002). Приказом Минприроды от 30.09.2011 года № 792 ФККО-2002 был отменен с 01.08.2014 года и приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 года № 445 утверждён и введён в действие новый ФККО (ФККО-2014), в котором изменились принципы формирования кодов отходов и актуализированы наименования отходов.

В соответствии с Письмом Минприроды России от 17.03.2014 года № 05-12-44/5164 «О направлении разъяснений» изменение ФККО не требуют переоформления разрешительной документации до истечения указанного в них срока действия, за исключением случаев переоформления, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» имело на момент проверки и имеет действующий документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещения, выданный Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области в установленном законом порядке. Документ соответствует предъявляемым к нему требованиям: в нём установлены конкретные виды образуемых отходов и их количество, а также определены способы, сроки размещения отходов и объекты размещения отходов. ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» не превышает нормативов образования и лимитов на размещение отходов, установленных указанным документом, не нарушает способы и сроки размещения, размещает отходы на объектах, установленных документом.

Материалами дела не подтверждается факт обращения с отходами в отсутствие документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Сведений о размещении золошлаковых отходов в рассматриваемый период вне установленных мест размещения отходов, в количестве, превышающем установленные нормативы или о применении не утвержденных способов размещения отходов, в материалах дела в нарушение ст. 62 КАС РФ, также не содержится.

При таких обстоятельствах предписание ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» представить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области корректирующий расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3, 4 кварталы 2014 года, 1, 2 кварталы 2015 года за размещение отходов от подразделений котельные в Осинниковском городском округе, в Калтанском городском округе, в г. Междуреченске и г. Мыски на ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» является неправомерным.

Разрешая вопрос о восстановлении процессуального срока, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1, 5, 7 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

При этом восстановление срока обжалования постановления является правом, а не обязанностью судьи. Между тем, судебный порядок рассмотрения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на обжалование данных решений, действий (бездействия). Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении должны содержаться в решении суда.

Как усматривается из материалов дела, административное исковое заявление было подано представителем ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» в Арбитражный суд Кемеровской области в пределах срока на обжалование и принята им к рассмотрению. Между тем, в дальнейшем производство по данному иску было прекращено определением от 07.06.2016 года в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду. После чего представитель ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС», получив копию данного определения, обратился в Калтанский районный суд 25.07.2016 года.

Таким образом, действия представителя ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» свидетельствуют о том, что он добросовестно пользовался своими правами, которыми наделен КАС РФ и имел намерения реализовать право на обжалование предписания должностного лица в установленный законом срок. Кроме того, следует отметить, что предписание № Т-023-в/1 от 29.01.2016 года не содержит информации о том, в какой суд следует подавать административное исковое заявление. В связи с чем, суд считает возможным восстановить ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» срок на подачу административного искового заявления.

На основании вышеизложенного, доводы административного ответчика, изложенные в письменном отзыве, суд считает несостоятельными.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» подлежит удовлетворению, следует восстановить процессуальный срок для обжалования предписания № Т-023-в/1 от 29.01.2016 года и признать предписание № Т-023-в/1 от 29.01.2016 года о возложении обязанности представить корректирующие расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3,4 кварталы 2014 года, 1, 2 кварталы 2015 года незаконным, поскольку содержание предписания противоречит действующему законодательству.

Руководствуясь ст. 175-177, ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Открытого акционерного общества «Южно-Кузбасская ГРЭС» удовлетворить.

Восстановить процессуальный срок для обжалования предписания № Т-023-в/1, вынесенного Государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Кемеровской области ФИО1 от 29 января 2016 года.

Признать предписание № Т-023-в/1 от 29.01.2016 года об обязанности представить корректирующие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3, 4 кварталы 2014 года, 1, 2 кварталы 2015 года, незаконным.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путём подачи апелляционной жалобы через районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 22 августа 2016 года.

Судья С. Н. Евсеев