Дело № 2а-997/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2019 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Милошенко Н.В., при секретаре Голевой Н.В., рассмотрев административное дело по иску ФИО1 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным решений органа государственной власти,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с настоящим административным иском, в котором, уточнив требования, просила признать незаконным распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № от 21.11.2018 об утверждении карт-планов территории в части изменения (утверждения) границ земельного участка с кадастровым номером: №, принадлежащего ФИО1.
В обоснование требований истец указывает, что на основании договора купли-продажи от 27.10.2017 является собственником земельного участка с кадастровым номером: №, в границах СТ «<данные изъяты>», уч.№, площадью <данные изъяты> кв.м. При проведении по заказу ответчика комплексных кадастровых работ была изменена конфигурация и площадь земельного участка истца, площадь участка составила <данные изъяты> кв.м. Границы земельного участка были изменены за счет присоединения части уч.№ к участку №, на которое истец согласие не давала. ФИО1 полагает, что указанными действиями административный ответчик самовольно распорядился ее собственностью. Истец также указывает на нарушение порядка проведения комплексных кадастровых работ, поскольку ФИО1, извещалась о начале выполнения комплексных кадастровых работ не по месту своей регистрации.
Административный истец в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена, обеспечила явку своего представителя ФИО3, который в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал, ссылаясь на обстоятельства, указанные в иске.
Представитель административного ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям в городе Севастополе в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Представитель заинтересованного лица СТСН "<данные изъяты>" ФИО4 в судебном заседании заявленные в иске требования оставила на разрешение суда.
Заинтересованное лицо кадастровый инженер ФИО5, представитель заинтересованного лица Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, ФИО6 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Выслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
Как усматривается из искового заявления, поданного 20.05.2019, о принятом административным ответчиком решении ФИО7 стало известно 25.02.2019 после получения ответа ДИЗО, в связи с чем срок на обращение в суд административным истцом не пропущен.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган.
Административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов обязан указывать каким нормативным актам, по его мнению, противоречат акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГФИО7 является собственником земельного участка с кадастровым номером: №, в границах СТ «<данные изъяты>», уч.№. В договоре купли-продажи площадь земельного участка указана <данные изъяты> кв.м.
Право собственности ФИО7 зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22), в выписке из ЕГРН содержатся сведения о площади земельного участка № в СТ «<данные изъяты>» - <данные изъяты> кв.м. (л.д.21).
Как усматривается из ответа ООО «Экспертно-консультационный центр «Промышленная безопасность», направленного в адрес Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в рамках выполнения государственного контракта на оказание услуг по комплексным кадастровым работам № от 28.04.2018 и в соответствии с п. 2 ст. 42.7 Федерального закона № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в адрес гражданки - ФИО1, Россия, г. Севастополь, <адрес> направлялось извещение о начале выполнения комплексных кадастровых работ. Границы земельного участка с кадастровым номером № до проведения комплексных кадастровых работ не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, что подтверждается приложенной к обращению кадастровой выпиской от 09.11.2017. Аналогично не были определены границы смежных земельных участков (№ и № согласно нумерации СТ «<данные изъяты>»). Поставленные же августе 2018 года (после начала проведения комплексных кадастровых работ) на учет границы земельного участка с кадастровым номером № располагались на проездах пересекали строение. В результате проведения работ - анализа плана организации СТ и выполненной кадастровой и аэрофотосъемки территории - выявлено, что три вышеназванных земельных участка расположены на территории, площадь которой не соответствует правоустанавливающим документам (не достаточна). Основываясь на п. 3 ст. 42.8 Федерального закона № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности" - при уточнении местоположения границ земельного участка, его площадь, не должна быть меньше или больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на десять процентов, - а также с учетом имеющегося капитального сооружения на одном из участков и проездов, площадь земельного участка с кадастровым номером № уменьшилась (как и у смежных с ним участков) с <данные изъяты> кв.м. до <данные изъяты> кв.м. («минус» 8,9%).
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены карта-планы территорий в отношении кадастровых кварталов, в которые вошел и кадастровый квартал №
Из акта согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ в квартале № видно содержание в указанном акте земельного участка истца с кадастровым номером: №.
Понятие комплексные кадастровые работы, порядок проведения таких работ установлены в главе 4.1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции Федерального закона от 22.12.2014 № 447-ФЗ). Органам местного самоуправления предоставлено право и механизм уточнения границ земельных участков за счет бюджетных средств в массовом порядке. Конкретная территория проведения комплексных кадастровых работ определяется заказчиком таких кадастровых работ. Заказчиком выступает орган местного самоуправления, на территории которого проводятся комплексные кадастровые работы (в рассматриваемом случае ДИЗО).
Согласно ст. 42.4 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ "О кадастровой деятельности", в результате выполнения комплексных кадастровых работ обеспечивается в установленном настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке подготовка карты-плана территории, содержащей необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ.
Статьей 42.8 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ "О кадастровой деятельности" определено, что при выполнении комплексных кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельных участков оно определяется исходя из сведений, содержащихся в документах, предусмотренных частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В случае отсутствия в указанных в части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документах сведений о местоположении границ земельных участков оно определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таких земельных участках местоположение их границ определяется в соответствии с требованиями земельного законодательства и градостроительного законодательства с учетом границ, существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, красных линий, которые обозначают существующие границы территорий общего пользования.
При уточнении местоположения границ земельного участка, определенного в пункте 1 части 1 статьи 42.1 настоящего Федерального закона, его площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" требований, не должна быть меньше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на десять процентов;
В соответствии со ст. 42.10 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ "О кадастровой деятельности" при согласовании местоположения границ или частей границ земельного участка в рамках выполнения комплексных кадастровых работ местоположение таких границ или их частей считается:
1) согласованным, если возражения относительно местоположения границ или частей границ земельного участка не представлены заинтересованными лицами, указанными в части 3 статьи 39 настоящего Федерального закона, а также в случае, если местоположение таких границ или частей границ установлено на основании вступившего в законную силу судебного акта, в том числе в связи с рассмотрением земельного спора о местоположении границ земельного участка;
2) спорным, если возражения относительно местоположения границ или частей границ земельного участка представлены заинтересованными лицами, указанными в части 3 статьи 39 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если земельный спор о местоположении границ земельного участка был разрешен в судебном порядке.
При проведении комплексных кадастровых работ осуществляется согласование местоположения границ земельных участков путем проведения заседаний согласительной комиссии. На заседаниях согласительной комиссии рассматривается подготовленная кадастровым инженером карта-план территории, на которой отображены границы уточненных и образованных земельных участков, местоположение зданий, сооружений на земельных участках. Правообладатели земельных участков после ознакомления с этим документом могут представить свои возражения в согласительную комиссию.
Учитывая изложенное, суд считает необоснованными доводы административного истца относительно нарушения ответчиком порядка образования новых земельных участков и согласования границ вновь образуемых земельных участков со смежным землепользователями, поскольку в рассматриваемом случае имеет место установление/уточнение границ земельных участков по результатам комплексных кадастровых работ, а не образование новых земельных участков (ст.11.2 ЗК). При этом, площадь земельного участка истца после проведения комплексных кадастровых работ уменьшилась менее чем на 10%.
В тоже время, согласно п.2 ст.42.6 названного Закона, при выполнении комплексных кадастровых работ исполнитель комплексных кадастровых работ:
1) получает или собирает документы, содержащие необходимые для выполнения комплексных кадастровых работ исходные данные;
2) уведомляет правообладателей объектов недвижимости, являющихся в соответствии с частью 1 статьи 42.1 настоящего Федерального закона объектами комплексных кадастровых работ, о начале выполнения таких работ;
3) представляет в орган регистрации прав заявление об учете адресов правообладателей объектов недвижимости, являющихся в соответствии с частью 1 статьи 42.1 настоящего Федерального закона объектами комплексных кадастровых работ, и заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ, в соответствии с предоставленными правообладателями этих объектов и заверенными в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке копиями документов, устанавливающих или подтверждающих права на эти объекты недвижимости, которые в соответствии с частью 4 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" считаются ранее учтенными, но сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости;
4) подготавливает проект карты-плана территории;
5) представляет проект карты-плана территории, в том числе в форме документа на бумажном носителе, заказчику комплексных кадастровых работ для его рассмотрения и утверждения;
6) участвует в установленном настоящим Федеральным законом порядке в работе согласительной комиссии и оформляет проект карты-плана территории в окончательной редакции.
Исполнитель комплексных кадастровых работ направляет извещение о начале выполнения комплексных кадастровых работ по адресам и (или) адресам электронной почты правообладателей объектов недвижимости, являющихся в соответствии с частью 1 статьи 42.1 настоящего Федерального закона объектами комплексных кадастровых работ (при наличии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости) (п.2 ст.42.7 Закона).
Как усматривается из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГФИО1 зарегистрирована по пр-ту <адрес> (л.д.17).
Между тем, из ответа административного ответчика следует, что ФИО1 извещалась о начале выполнения комплексных кадастровых работ по адресу: <адрес> (л.д.33).
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком нарушены требования п.2 ст.42.7 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
В силу части второй статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Частью 1 статьи 84 КАС РФ установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Задачи административного судопроизводства заключаются в защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, в условиях доступности и своевременности рассмотрения и разрешения административных дел (статья 3 КАС РФ).
Оценивая доказательства по делу в их совокупности, исходя из задач административного судопроизводства, суд находит требования истца обоснованными, т.к. доказано несоответствие оспариваемого решения закону, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением прав заявителя.
В свою очередь административный ответчик не предоставил доказательств в подтверждение правомерности своих действий, соблюдения порядка проведения комплексных кадастровых работ.
При таких обстоятельствах и с учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175–180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным решений органа государственной власти удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении карт-планов территории в части изменения (утверждения) границ земельного участка с кадастровым номером: №, принадлежащего ФИО1.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Н.В. Милошенко
Решение суда в окончательной форме составлено 05.08.2019