Дело № 2а-998/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
1 марта 2019 года Правобережный районный суд города Липецка в составе:
председательствующего судьи Новицкой Г.Г.
при секретаре Кирилловой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по административному иску ФИО1, ФИО2 к администрации города Липецка об оспаривании постановлений о переносе красных линий,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации города Липецка об оспаривании постановления. В обоснование исковых требований ссылалась на то, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 16 октября 1997 года. Постановлением главы администрации города Липецка от 21 января 1998 года № 155 земельный участок был предоставлен ей в аренду сроком на 25 лет и разрешено строительство жилого дома вместо старого. Дом был выстроен в соответствии с проектом, участок огорожен забором. В 2006 году она обратилась в администрацию города Липецка с заявлением об оформлении земельного участка в собственность. В администрации города Липецка было разъяснено, что оформить участок в собственность возможно при изменении границ участка в соответствии с проектом красных линий, при этом площадь участка уменьшится. Проект она не видела, с его текстом ее не ознакомили. Ей разъяснили, что со временем можно будет оформить оставшийся участок и она согласилась оформить участок в соответствии с проектом красных линий. Таким образом, часть благоустроенной территории участка оказалась отделена от домовладения. В 2018 года при проведении проверки в отношении соблюдения земельного законодательство ей было сообщено о том, что она занимает участок, отнесенный к территории общего пользования. Постановление администрации города Липецка от 07 ноября 2006 года № 2109 об установлении красной линии через принадлежащий ей участок, без учета фактического землепользования нарушает ее права. Административный истец ФИО1 просила признать незаконным постановление администрации города Липецка от 07 ноября 2006 года № 2109 (л.д. 4-7 том 1).
В дальнейшем административный истец ФИО1 подала заявление к администрации города Липецка, просила признать незаконным распоряжение главы города Липецка от 25 декабря 2006 года № 4832-р «Об утверждении проектов красных линий», обязать администрацию города Липецка перенести красную линию по фасаду участка по адресу: <адрес> до границ фактического землепользования и устранить препятствия в пользовании имуществом, ссылаясь на то, что постановление главы города от 7 ноября 2006 года № 2109 и распоряжение главы города от 25 декабря 2006 года № 4832-р не были опубликованы и не могут применяться (л.д. 95-97 том 1).
ФИО2 обратился в суд с иском к администрации города Липецка о переносе красных линий, просил признать незаконными постановление главы администрации от 7 ноября 2006 года № 2109 и распоряжение главы города от 25 декабря 2010 года № 4832-р, обязать администрацию города Липецка установить красную линию по границе фактического пользования земельным участком по адресу: <адрес>, устранить препятствия в пользовании имуществом по адресу: <адрес>, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении ФИО1 (л.д. 187-188, 202 том 1).
Определением судьи дела объединены в одно производство (л.д. 183 том 1).
Представитель административного ответчика администрации города Липецка по доверенности ФИО3 (л.д. 166 том 1) исковые требования не признала, объяснила, что постановлением администрации города Липецка от 07 ноября 2006 года № 2109 были назначены публичные слушания по проектам красных линий, в том числе по улице Салтыкова-Щедрина, данное постановление было принято в пределах компетенции администрации города Липецка, надлежащим образом опубликовано. Указанным постановлением не установлены красные линии и оно не нарушает права административных истцов. Распоряжение главы города Липецка от 25 декабря 2006 года № 4832-р «Об утверждении проектов красных линий улиц» также было принято в пределах компетенции администрации города Липецка, надлежащим образом опубликовано. Истцы об указанном постановлении могли и должны были знать еще в 2006 году, однако до настоящего времени его не оспаривали. Истцы сформировали земельный участок по границе красной линии и требований о ее переносе не заявляли. Просила применить срок исковой давности по оспариванию постановления и распоряжения. Красные линии в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации устанавливаются проектом планировки территории, вопрос о переносе красных линий может быть решен путем внесения изменений в проект планировки территории, для внесения таковых изменений Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрена административная процедура, которую административные истцы не выполнили и с соответствующими требованиями в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, в администрацию города Липецка не обращались. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Административные истцы ФИО1 и ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Административный истец ФИО2, представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности, ФИО2 (л.д. 9, 170 том 1) в письменном заявлении от 20 февраля 2019 года просил дело рассмотреть в отсутствие истцов.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, изучив письменные доказательства, суд считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии со статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1).
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 7).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
Судом установлено, что ФИО1 и ФИО2 состоят в браке с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 192 том 1).
ФИО1 принадлежал на праве собственности жилой дом общей площадью 51,2 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 16 октября 1997 года. Согласно договору жилой дом расположен на земельном участке площадью 727 кв. м (л.д. 10, 56-59 том 1).
Постановлением главы администрации города Липецка от 21 января 1998 года № № ФИО1 в аренду сроком на 25 лет был предоставлен земельный участок площадью 749 кв. м для домовладения <адрес>. ФИО1 разрешено строительство жилого дома вместо старого по проекту, согласованному с главным архитектором города (л.д. 11, 12 том 1).
26 февраля 1998 года между администрацией города Липецка и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка № № площадью 749 кв. м (л.д. 13- 18 том 1).
На земельном участке <адрес> в 2005 году был возведен жилой дом площадью 232,7 кв. м, право собственности зарегистрировано 8 февраля 2008 года (л.д. 19, 31-40, 50-51 том 1).
Распоряжением главы города Липецка от 25 декабря 2006 года № 4832-р утверждены проекты красных линий улиц, в том числе улицы Салтыкова-Щедрина города Липецка (л.д. 77-79 том 1).
Согласно проекту красных линий районов индивидуальной застройки в городе Липецке, выполненному ОАО Проектный институт «Липецкгражданпроект», улица Салтыкова-Щедрина входит в историческую зону центра, застроена частными одноэтажными домами, в последние годы на месте старых домов появилось большое число 2-3 этажных коттеджей. Установление красной линии вызвано необходимостью обеспечения проезда по данной улице, организацией пешеходной связи с Нижним парком и рекреационной пляжной зоной реки Воронеж (л.д. 80-84, 174-182 том 1, л.д. 19-20 том 2).
Проект красных линий был обсужден на публичных слушаниях, назначенных постановлением главы города Липецка от 07 ноября 2006 года № 2109 (л.д. 71-74 том 1).
Из материалов дела следует, что постановление от 07 ноября 2006 года № 2109, распоряжение от 25 декабря 2006 года № 4832-р были надлежащим образом опубликованы в «Липецкой газете» (л.д. 75, 76, 87 том 1).
ФИО1 обратилась в МУ «Земельные ресурсы города Липецка» с заявлением об оформлении документов о предоставлении земельного участка в собственность. По сообщению МУ «Земельные ресурсы города Липецка» от 10 октября 2007 года оформление документов приостановлено, поскольку предоставленный ею проект территориального землеустройства выполнен без учета красных линий, отделяющих территорию общего пользования от усадебной застройки. Разъяснено право на обращение в землеустроительную организацию для внесения в данный проект соответствующих изменений (л.д. 23 том 1).
ООО «Геотехнология» на основании заявления ФИО1 выполнило описание земельного участка <адрес>. Из материалов дела следует, что площадь участка составляет 723 кв. м. 20 апреля 2009 года ФИО1 подала заявление в орган кадастрового учета об осуществлении кадастрового учета изменений объекта в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади участка с кадастровым номером №. Решением ФГУ «Земельная кадастровая палата» от 5 мая 2009 года проведен кадастровый учет изменений объекта недвижимости (л.д. 128-145 том 1).
Таким образом, ФИО1 сформировала земельный участок площадью 723 кв. м с учетом красных линий, проходящих через принадлежащий ей участок, и участок в данных границах был поставлен на кадастровый учет.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 19 мая 2009 года площадь участка с кадастровым номером № составляет 723 кв. м, площадь и местоположение границ земельного участка соответствуют материалам межевания (л.д. 21-22 том 1).
Право собственности зарегистрировано за ФИО1 18 августа 2009 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 18 июля 2018 года (л.д. 43-45 том 1).
Распоряжением администрации города Липецка от 28 декабря 2009 года № 448-р «Об утверждении проекта планировки центральной части города Липецка» утверждены, в том числе красные линии (л.д. 172, 173 том 1).
На основании распоряжения начальника управления административно-технического контроля администрации города Липецка от 16 февраля 2018 года № 37-рз была проведена плановая выездная проверка в отношении соблюдения земельного законодательства за использованием земельного участка <адрес>.
Согласно акту проверки от 05 апреля 2018 года фактическое местоположение границ земельного участка не соответствует местоположению границ участка по сведениям государственного кадастра недвижимости. Дополнительный земельный участок площадью 63 кв. м из земель, государственная собственность на которые не разграничена, используется ФИО1 в собственных целях, участок включен в общие границы территории земельного участка №, путем ограждения единым забором. ФИО1 направлено письмо-предостережение о недопустимости нарушения земельного законодательства. В действиях ФИО1 административным органом усмотрены признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ (л.д. 53-55 том 1).
Из материалов дела следует, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, частично выходит за границы красных линий жилой застройки, установленных проектом планировки центральной части города Липецка, утвержденного распоряжением администрации города Липецка от 28 декабря 2009 года № 448-р «Об утверждении проекта планировки центральной части города Липецка» (л.д. 208-209 том 1, л.д. 19-20 том 2).
Однако местоположение границ земельного участка, в том числе по красной линии, было определено ФИО1 в 2009 году. О существовании красной линии ФИО1 было известно, что подтверждается представленным ею сообщением МУ «Земельные ресурсы города Липецка» от 10 октября 2007 года, постановление об утверждении проекта красных линий ею не было оспорено.
Таким образом, требования истцов об оспаривании красных линий, установленных распоряжением главы города Липецка 25 декабря 2006 года, поданы по истечении установленного законом срока для защиты нарушенного права, что является самостоятельным основанием для отказа в иске. Уважительных причин пропуска срока судом не усматривается.
Доводы истцов о том, что в администрации города Липецка им разъяснили возможность в дальнейшем оформить часть участка, несостоятельны, поскольку участок был сформирован его собственником.
Доводы истцов о том, что постановление о назначении публичных слушаний и распоряжение главы города об утверждении проектов красных линий не были опубликованы, опровергаются материалами дела. Со схемами расположения красных линий возможно было ознакомиться в администрации города Липецка при проведении публичных слушаний.
Постановление главы города Липецка от 07 ноября 2006 года № 2109 «О назначении публичных слушаний по проектам красных линий улиц» красные линии не утверждает, и прав истцов ФИО4 не нарушает.
Красные линии по улице Салтыкова-Щедрина установлены проектом планировки центральной части города Липецка, утвержденным распоряжением администрации города Липецка от 28 декабря 2009 года № 448-р, тогда как требований об оспаривании данного распоряжения истцами не заявлялось.
Административные истцы просили перенести красную линию до фактической границы участка <адрес>.
Суд приходит к выводу о том, что указанные требования истцов являются необоснованными, поскольку подлежат рассмотрению в административном порядке с соблюдением административной процедуры, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации для внесения изменений в проект планировки территории, которым устанавливаются красные линии. Административными истцами данная процедура не соблюдена.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Пунктом 2 части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в случаях необходимости установления, изменения или отмены красных линий.
Согласно части 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи.
Статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок подготовки документации по планировке территории.
Процедура внесения изменений в документацию по планировке территории предусматривает ряд действий, в частности, принятие органом местного самоуправления решения о подготовке проекта, опубликование сообщения о принятии такого решения, проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, проверку проекта на соответствие требованиям технических регламентов и документов территориального планирования, проведение публичных слушаний в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Из приведенных выше норм следует, что утверждение органом местного самоуправления изменений в проект планировки территории возможно лишь при последовательном соблюдении предусмотренных законом процедур. Возложение на орган местного самоуправления обязанности внести изменения в нормативный правовой акт по вопросу, отнесенному к его компетенции, в судебном порядке, противоречит принципу разделения властей, суд не вправе подменять собой деятельность представительных и исполнительных органов власти.
Истцы не обращались в администрацию города Липецка с заявлениями о внесении изменений в проект планировки территории в части изменений местоположения красной линии по <адрес>.
При изложенных судом обстоятельствах требования истцов о признании незаконными распоряжения главы города Липецка от 25 декабря 2006 года № 4832-р «Об утверждении проектов красных линий улиц», постановления главы города Липецка от 7 ноября 2006 года № 2109 «О назначении публичных слушаний по проектам красных линий», о переносе красных линий не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
ФИО1, ФИО2 в иске к администрации города Липецка о признании незаконным распоряжения главы города Липецка от 25 декабря 2006 года № 4832-р «Об утверждении проектов красных линий улиц», постановления главы города Липецка от 7 ноября 2006 года № 2109 «О назначении публичных слушаний по проектам красных линий» и переносе красных линий отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд города Липецка в течение месяца со дня принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме принято 6 марта 2019 года.