ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-998/2024 от 27.02.2024 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

Дело № 2а-998/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 февраля 2024 года г. Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Степановой Ю.С.,

при секретаре судебного заседания Мамаенко И.И.,о И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шишацкий В.В. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании незаконным бездействия, возложение обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Шишацкий В.В. обратился в суд с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконными действия Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, выраженные отказом в предоставлении государственной Шишацкий В.В., который оформлен письмом от ДД.ММ.ГГГГ и возложении на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанности по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов, путем повторного рассмотрения заявления Шишацкий В.В. от ДД.ММ.ГГГГ (МФЦ П. <адрес> запись от ДД.ММ.ГГГГ).

Требования мотивированы тем, что Шишацкий В.В. является ветераном боевых действий. С целью реализации своего права на первоочередное приобретение земельного участка, административный истец, являясь ветераном боевых действий, обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - ДИЗО) с заявлением (МФЦ <адрес> запись от ДД.ММ.ГГГГ) о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, однако истцу отказано в предоставлении государственной услуги.

Административный истец и его представитель в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Явка сторон не была признана судом обязательной, а потому, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган.

Административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов обязан указывать каким нормативным актам по его мнению противоречат акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Шишацкий В.В., является ветераном боевых действий, что подтверждается соответствующим удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с статьей 16 ч.1 п.7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации имеют первоочередное право на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков.

Административный истец обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - ДИЗО) с заявлением (МФЦ <адрес> запись от ДД.ММ.ГГГГ) о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь.

Административному истцу отказано в предоставлении государственной услуги. Отказ ДИЗО выражен в письме от ДД.ММ.ГГГГ за исх. (далее – Отказ). Свой отказ Департамент обосновывает наличием на проектируемом земельном участке «большого количества зеленных насаждений», а также тем, что участок расположен в охранной зоне линий электропередач.

Вместе с тем, суд не соглашается с указанным решением административного ответчика в силу следующего.

Согласно постановлению Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ 844-ПП «Об утверждении Правил благоустройства территории города Севастополя» под зеленными насаждениями понимается древесно-кустарниковая и травянистая растительность, включающая в себя древесные, кустарниковые и травянистые растения, в том числе растения, занесенные в Красную книгу российской Федерации и Красную книгу города Севастополя, естественного и искусственного происхождения, выполняющие средообразующие, рекреационные, санитарно- гигиенический, экологические и эстетические функции.

Согласно раздела 28 Правил благоустройства все зеленые насаждения в пределах населенных пунктов, независимо от принадлежности земельных участков, составляют зеленый фонд города Севастополя.

Действие настоящих Правил распространяется на отношения, связанные с охраной зеленых насаждений, расположенных на землях населенных пунктов в границах города Севастополя, независимо от формы собственности, за исключением:

1) особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории города Севастополя;

2) земельных участков, на которых расположены леса (лесные участки), в границах Севастопольского лесничества города федерального значения Севастополя;

3) земельных участков, отнесенных к территориальным зонам сельскохозяйственного использования, зонам специального назначения, зонам военных объектов;

4) земельных участков, находящихся в собственности граждан или предоставленных им для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства;

5) земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан.

Законом города Севастополя от 23 декабря 2021 года № 683-ЗС "Об охране зеленых насаждений в городе Севастополе" предусмотрены два вида компенсационных мероприятий: компенсационная стоимость зеленых насаждений – денежная оценка, определяющая стоимость зеленых насаждений, устанавливаемая для учета их ценности в целях осуществления компенсационного озеленения и включающая расходы на создание и содержание зеленых насаждений; компенсационное озеленение – деятельность по созданию зеленых насаждений взамен уничтоженных и их сохранению до полной приживаемости.

Постановлением Правительства Севастополя от 15.09.2022 № 424-ПП утвержден Порядок выдачи порубочного билета для осуществления сноса, обрезки, пересадки зеленных насаждений или других действий, влекущих их повреждение или уничтожение.

Согласно данного порядка, снос, обрезка, пересадка зеленных насаждений или других действий, влекущих повреждение или уничтожение зеленных насаждений на территории города Севастополя осуществляются на основании порубочного билета, в том числе и в целях осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Таким образом, наличие зеленных насаждений на испрашиваемом земельном участке не является обременением или нерациональным использованием земель.

Доводы административного ответчика о том, что формируемый земельный участок расположен в охранной зоне линии электропередач суд также находит несостоятельными ввиду следующего.

Как следует из графической части схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в юго-восточной части границы формируемого земельного участка, от точки н8 до точки н9 земельный участок граничит с зоной с особыми условиями использования территории с реестровым номером 91:01-6.698.

Данная зона является охранной зоной отдельного объекта электросетевого хозяйства ВЛ-0,4 кВ ТП-732 руб. 1 <адрес>.

Как видно из графической части Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории границы проектируемого земельного участка сведены с границами охранной зоны отдельного объекта электросетевого хозяйства ВЛ-0,4 кВ ТП-732 руб. 1 <адрес>.

Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 (ред. от 18.02.2023) утверждены "Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон".

Данные Правила не содержат в себе запрета на образование земельных участков в охранных зонах линий электропередач, более того согласно пункта 10 раздела III Правил «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160, в охранных зонах допускается размещение зданий и сооружений при соблюдении следующих параметров:

а) размещаемое здание или сооружение не создает препятствий для доступа к объекту электросетевого хозяйства (создаются или сохраняются, в том числе в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, проходы и подъезды, необходимые для доступа к объекту электроэнергетики обслуживающего персонала и техники в целях обеспечения оперативного, технического и ремонтного обслуживания оборудования, зданий и сооружений объектов электроэнергетики, проведения работ по ликвидации аварий и устранению их последствий на всем протяжении границы объекта электроэнергетики);

б) расстояние по горизонтали от элементов зданий и сооружений до проводов воздушных линий электропередачи напряжением до 1 кВ с неизолированными проводами (при наибольшем их отклонении) должно быть не менее:

1,5 метра - от выступающих частей зданий, террас и окон;

1 метра - от глухих стен.

Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

В соответствии со ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образуемые земельные участки должны отвечать следующим требованиям:

1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Согласно заключению заключения Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, проектируемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж.-2.1. - зона индивидуального жилищного строительства и соответствуют действующей градостроительной документации.

Одним из основных видов разрешенного использования земельных участков данной территориальной зоны является вид разрешенного использования 13.2 «Ведение садоводства». Земельные участки с видом разрешенного использования 13.2 «Ведение садоводства» предназначены для осуществления отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, хозяйственных построек и гаражей для собственных нужд.

Таким образом, проектируемый земельный участок соответствует требованиям градостроительного регламента, действующего на территории города Севастополя, а также требованиям земельного законодательства в части образования земельных участков.

С целью соблюдения и восстановления прав административного истца, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца и возложением обязанности на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя рассмотреть заявление Шишацкий В.В. в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу части 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Таким образом, суд полагает необходимым возложить на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу сообщить о его исполнении, направив соответствующее уведомление в суд и Шишацкий В.В.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175–180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Шишацкий В.В. удовлетворить.

Признать незаконными действия Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, выраженные отказом в предоставлении государственной Шишацкий В.В., который оформлен письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя рассмотреть заявление Шишацкий В.В., № ГУ – от ДД.ММ.ГГГГ, поданное в МФЦ (<адрес>) запись от ДД.ММ.ГГГГ в течении 10 дней с момента вступления данного решения суда в законную силу.

Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу сообщить о его исполнении, направив соответствующее уведомление в суд и Шишацкий В.В.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 12.03.2024

Председательствующий Ю.С. Степанова