ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-9996/18 от 25.10.2018 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-9996/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 25 октября 2018 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М. А., единолично, при секретаре Готовцевой А. С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Департаменту градостроительства Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование требований указывая на то, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером ___, площадью ___ кв.м, расположенного по адресу: ____, на основании договора переуступки прав по договору аренды, под индивидуальное жилищное строительство, сроком до ___ года. Отказ в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) дома не основан на действующем законодательстве, так как право аренды участка для строительства индивидуального жилого дома возникло ранее утверждения проекта межевания территории и указанного в нем вида разрешенного использования земельного участка, ограничений и обременений не имеется. Просил признать отказ административного ответчика в выдаче разрешения истцу на строительство индивидуального жилого дома от ___ незаконным, обязать ответчика устранить допущенное нарушение путем рассмотрения его заявления о выдаче разрешения на строительство.

В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика Окружной администрации города Якутска ФИО2 с иском не согласился, ссылаясь на законность действий органа местного самоуправления. Согласно письменному отзыву и объяснениям представителя в судебном заседании земельный участок с ___ года расположен в зоне сельскохозяйственных угодий, где выдача разрешения на строительство невозможна, информация об утверждении проекта межевания территории квартала была опубликована в установленном порядке, проходили публичные слушания, в которых административный истец мог принять участие и защитить свои права.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

____ года ФИО1 обратился в Департамент градостроительства ОА г. Якутска с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером ___ по адресу: ___

____ года Департамент градостроительства ОА г. Якутска вынес мотивированный отказ № ___ в выдаче разрешения.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статья 62 КАС РФ устанавливает, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания того, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), возлагается обязанность доказывания того, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих его полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; имеются ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Частью 1 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что по общему правилу административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административный истец обратился в суд с настоящим административным иском 02 октября 2018 года, оспариваемый отказ датирован 02 июля 2018 года, следовательно, установленный срок обращения в суд не пропущен.

Из материалов дела следует, что распоряжением заместителя главы городского округа «город Якутск» от ___ФИО6 на ___ лет продлен срок аренды земельного участка с кадастровым номером ___, расположенного по адресу: РС ___, под индивидуальный жилой дом. ____ года между Департаментом имущественных и земельных отношений (далее – ДИЗО) ОА г. Якутска и ФИО7 заключен договор аренды названного земельного участка № ___, под индивидуальное жилищное строительство, сроком по ____ года.

На основании договора № ___ года, заключенного между ФИО8., ФИО1 и ДИЗО ОА г. Якутска, административный истец в полном объеме приобрел права и обязанности арендатора по вышеуказанному договору аренды вместо предыдущего арендатора ФИО9 Данный договор аренды зарегистрирован в установленном порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Таким образом, административный истец является титульным владельцем данного земельного участка.

Из оспариваемого мотивированного отказа от ____ года следует, что основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) явилась ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, а именно несоответствие представленных документов требованиям к строительству, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка № ___ года. Указано, что отсутствует место допустимого размещения объектов капитального строительства по причине несоответствия проекту межевания территории мкр. Марха и видам разрешенного использования земельного участка в зоне С-1 (по ПМТ – сельскохозяйственное использование).

Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от ____ года земельный участок с кадастровым номером ___ расположен в территориальной зоне С-1: зона сельскохозяйственных угодий, ограничениям по линии градостроительного регулирования (красным линиям) соответствует, решение о резервировании под муниципальные и государственные нужды не принято, решение о развитии застроенных территорий не принято, проекту планировки и межевания территории мкр. Марха, утвержденному распоряжением № ___ года, не соответствует.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. В соответствии с п. 1 ст. 41 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, обладателей публичных сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные ст. 40 ЗК РФ, за исключением прав, установленных пп. 2 п. 2 указанной статьи.

В силу абз. 1 п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных КАС РФ. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, определен частями 9 (объекты индивидуального жилищного строительства) и 7 (иные объекты капитального строительства) ст. 51 ГрК РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5, 6 КАС РФ и другими федеральными законами.

Согласно ч. 13 ст. 51 ГрК РФ орган местного самоуправления, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч. 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Из анализа приведенных норм материального права следует, что при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которым изменено территориальное зонирование, и соответственно, вид разрешенного использования, у пользователя земельного участка сохраняется возможность продолжать использование земельного участка, имевшее место до такого изменения.

Как установлено из материалов дела, земельный участок был предоставлен ФИО10 до ____ года в целях индивидуального жилищного строительства, следовательно, целью договора аренды являлось строительство арендатором на этом земельном участке индивидуального жилого дома, которое принадлежит ему на праве собственности. Срок договора аренды установлен до ___ года, следовательно, орган местного самоуправления, заключая данный договор, дал арендатору право построить индивидуальный жилой дом на этом участке в период времени с ___ год. К административному истцу по названному договору аренды земельного участка права и обязанности арендатора перешли в полном объеме, обременение земельного участка в виде аренды в пользу ФИО1 зарегистрировано в установленном порядке, арендные платежи истец производит в полном объеме, о чем им представлены суду соответствующие квитанции и чеки. Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.

Право аренды и право на строительство на данном земельном участке индивидуального жилого дома возникло у административного истца до ___ года, то есть проект межевания территории ___ и изменения в Правила землепользования и застройки г. Якутска приняты позднее, в ___ году соответственно.

В отношении данного земельного участка какие-либо ограничения прав на землю градостроительным регламентом не установлены, доказательств того, что использование земельного участка для индивидуального жилищного строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия, не представлено.

Следовательно, исходя из положений Гражданского кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», и при введении территориальной зоны «С-1», и при утверждении проекта планировки и межевания территории мкр. Марха, фактическое землепользование, существующее на момент принятия данных правовых актов, должно было быть учтено при их принятии и установлении территориальной зоны.

При этом изменение территориальной зоны не должно ограничивать права и законные интересы законного владельца земельного участка и ухудшать его положение по сравнению с условиями, существовавшими на момент предоставления ему данного земельного участка. Поскольку земельный участок был передан арендатору в целях строительства последним на нем индивидуального жилого дома, то изменение территориальной зоны с зоны индивидуального жилищного строительства на зону сельскохозяйственных угодий влечет существенное нарушение прав арендатора, полностью изменяя предмет и цель предоставления земельного участка, препятствуя административному истцу в осуществлении своих прав по этому договору аренды. Вместе с тем установлено, что свои обязанности по внесению арендной платы и использованию земельного участка согласно целевому назначению ФИО1 исполняет в полном объеме.

При таких обстоятельствах, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств, суд признает действия органа местного самоуправления незаконными и нарушающими права и охраняемые законом интересы административного истца. При этом, учитывая изменения, внесенные в Земельный кодекс РФ в части отмены выдачи разрешения на строительство объектов индивидуального жилищного строительства, нарушенные права административного истца подлежат восстановлению путем отмены органом местного самоуправления оспариваемого мотивированному отказа.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным отказ Департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска от ___ДГ в предоставлении ФИО1 разрешения на строительство объекта капитального строительства «Индивидуальный жилой дом» на земельном участке с кадастровым номером ___, расположенном по адресу: ___.

Обязать Департамент градостроительства Окружной администрации города Якутска отменить мотивированный отказ от ___ в предоставлении ФИО1 разрешения на строительство объекта капитального строительства «Индивидуальный жилой дом» на земельном участке с кадастровым номером ___, расположенном по адресу: ___.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий: п/п М. А. Кузьмина

Копия верна.

Судья: М. А. Кузьмина

Секретарь А. С. Готовцева

Решение изготовлено в окончательной форме 26 октября 2018 года.