ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-99/18 от 13.02.2018 Коношского районного суда (Архангельская область)

Дело №2а-99/18 Мотивированное решение

изготовлено 13 февраля 2018 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Коношский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего Никановской И.А.,

при секретаре Шутеевой С.А.,

с участием административного истца Науменко Г.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Науменко Г.А. к администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» и межведомственной комиссии при администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» о признании заключения от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, о признании <адрес> пригодной для проживания, незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Науменко Г.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Коношский муниципальный район» и межведомственной комиссии при администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» о признании заключения от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, о признании <адрес> пригодной для проживания, незаконным и понуждении администрации МО «Коношский муниципальный район» в течение месяца после вступления решения суда в законную силу назначить новое обследование межведомственной комиссией данного жилого помещения, с учётом соблюдения порядка признания помещения жилым помещением и требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, установленных Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006 года, и возмещении судебных расходов в размере 300 рублей.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что он, как наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, не согласен с заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку оно принято с нарушением требований закона и требований пунктов 7, 42, 44, 47, 51, 52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, п. 4 ст. 15 ЖК РФ и нарушает его права и законные интересы. Он не имеет возможности длительное время проживать в своём, полностью благоустроенном жилом помещении, а также несет повышенные расходы в виде платы за съёмную квартиру, т.к. имеет льготы ветерана труда в виде платы 50% по коммунальным услугам, но не имеет возможности ими пользоваться в арендованном жилье, съехать на которое был вынужден по причине отсутствия предоставления услуг надлежащего качества по теплоснабжению. Вследствие чего создалась угроза жизни и здоровью его и членам его семьи из-за изменения окружающей среды и параметров микроклимата его жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно- эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части качества атмосферного воздуха в квартире, а по причине бездействия (халатности) собственников жилого помещения, не принявших за эти годы никаких мер к ремонту системы центрального отопления, квартира ещё больше пришла в негодность и продолжает разрушаться.

Просит признать заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании квартиры по адресу: <адрес> пригодной для проживания, незаконным и обязать администрацию МО «Коношский муниципальный район» в течение месяца после вступления решения суда в законную силу назначить новое обследование межведомственной комиссией данного жилого помещения с учётом соблюдения порядка признания помещения жилым помещением и требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, установленных Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006 года. Возместить понесенные им расходы, состоящие из государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Административный истец Науменко Г.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в иске. Пояснил, что он находился в жилом помещении во время его обследования комиссией. При обследовании отсутствовали некоторые члены комиссии, которые впоследствии поставили свои подписи в акте и заключении, хотя в квартире их не было. Обследование проводилось визуально, никаких замеров не производилось. Полагает, что его жилое помещение непригодно для проживания, он не имеет возможности в нем проживать, ему приходится снимать жилье. При этом, он, имея льготы ветерана труда, не может ими воспользоваться в арендованном жилье. Считает, что его права данным заключением нарушены. Не возражает установить срок организации проведения нового обследования его жилого помещения 2 месяца. Уточнил, что просит признать заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать ответчиков организовать проведение нового обследования его жилого помещения, и принять решение в соответствии с "Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 и взыскать в его пользу госпошлину в сумме 300 рублей.

Представители административных ответчиков администрации МО «Коношский муниципальный район» и межведомственной комиссии при администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» в судебном заседании не присутствовали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представили в суд отзывы, из которых следует, что исковые требования признают в полном объеме. Последствия признания иска им разъяснены и понятны. Просят рассмотреть дело в их отсутствие.

В силу п.3 ст.46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Суд в соответствии с п.5 ст. 46 КАС РФ принимает признание иска административным ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Заслушав истца, исследовав письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого исследованного доказательства, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст.15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.

В соответствии с пунктами 8, 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Частью 4 ст.15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения предусмотрено, что действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

В силу пункта 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

В соответствии с пунктом 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения

В соответствии с пунктом 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

В силу пункта 44 Положения, процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению N 1; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

Исходя из пункта 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

Согласно пункту 2.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного Приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985г. №529, к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся: каменные дома с физическим износом свыше 70%; деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.

В судебном заседании установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью. Нанимателем данного жилого помещения является Науменко Г.А. на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Науменко Г.А. обратился с заявлением в администрацию МО «Коношский муниципальный район» провести повторно обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на признание пригодным (непригодным) его для проживания.

Согласно Акту от ДД.ММ.ГГГГ обследования жилого помещения по адресу: <адрес> межведомственной комиссией, утвержденной постановлением главы МО «Коношский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ, в составе председателя комиссии и членов комиссии обследовано указанное жилое помещение. Установлено, что жилое помещение двухкомнатная квартира, находится в 2-х этажном 12-ти квартирном деревянном доме на первом этаже, 1981 года постройки. В жилом помещении печь отошла от несущей стены, провалилась, топливники прогоревшие, волосяные трещины, имеется зазор между горизонтальной разделкой и потолком. Оконные и дверные блоки имеют неплотный притвор. Электрооборудование старое. Стены имеют искривление, деревянные полы имеют большие уклоны в сторону капитальных стен, искривления в сторону печки. Полы в кухне проваливаются. Нижние венцы поражены гнилью. В туалете по стояку капает вода. В квартире 13 градусов тепла. Оценка результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля исследований не проводилась. Решение межведомственной комиссии по результатам обследования помещения: основания для признания <адрес> аварийной и непригодной для проживания отсутствуют, требуется проведение ремонта цокольного перекрытия в прихожей, туалете, кухне, ремонт печи.

Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии по результатам рассмотрения акта межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ основания для признания <адрес> аварийной и непригодной для проживания отсутствуют.

Процедура оценки жилого помещения и оспариваемое заключение межведомственной комиссии не соответствуют вышеприведенным требованиям Положения, в частности пунктам 7,43, 44 Положения.

Согласно п.7 указанного Положения, орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Из акта обследования помещения от 7.11.2017г. следует, что в нарушение требований п.7 Положения комиссия сформирована не в полном составе, в состав межведомственной комиссии, например, не включен представитель органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В нарушение процедуры проведения комиссионного обследования дома какое-либо оборудование или специальные замеры комиссией не проводились, осмотр проводился только визуально, данный факт не оспаривается представителем ответчика.

То обстоятельство, что в состав комиссии входили специалисты, а именно директор Коношского филиала ГУ «Бюро технической инвентаризации Архангельской области» Н.Ф. и заведующая отделом архитектуры и градостроительства И.Л., само по себе не свидетельствует, что все необходимые параметры можно установить путем визуального осмотра жилого дома и его помещений, поскольку по ряду вопросов необходимы дополнительные исследования специалистов, для проведения исследований требуется забор проб, проведение измерений и другие виды контроля и исследования.

Так, в приложении №1 к Положению, приводится форма заключения межведомственной комиссии, из содержания которой видно, что при даче заключения приглашаются эксперты.

В приложении №2 к Положению приведена форма акта обследования помещения, из которой также усматривается, что обследование проводится не только членами комиссии, но и при участии приглашенных экспертов.

В нарушение п.3.4 "Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания",утв. Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05.11.1985 N 529 комиссия в акте указала только год постройки дома, но не определила степень физического износа жилого здания и их элементов на основании соответствующего нормативного документа, наличие дефектов планировки и благоустройства, других условий, дающих основание признавать жилые дома и жилые помещения непригодными, либо пригодными для постоянного проживания.

Кроме того, в заключении должны быть указаны сведения о несоответствиях установленным требованиям, с указанием фактических значений показателя или описанием конкретного несоответствия, должна быть отражена оценка результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля и исследований (кем проведен контроль (испытание), по каким показателям, какие фактические значения получены).

В числе приложений к акту могут быть предоставлены результаты инструментального контроля; результаты лабораторных испытаний; результаты исследований; заключение экспертов проектно-изыскательских и специализированных организаций; другие материалы по решению комиссии.

Помимо этого методы и средства измерений конструкций и систем здания систематизированы в Приложении 1 к "ВСН 57-8 р. Положение по техническому обследованию жилых зданий, утв. Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 06.06.1988 №191. В данном положении указывается также на то, что инструментальные измерения при осмотрах жилых зданий могут выполняться даже персоналом жилищно-эксплуатационных организаций с применением простейших приборов и приспособлений, использование которых не требует специального обучения.

Как следует из представленных в деле документов, осмотр спорного жилого дома проводился только визуально, без применения каких-либо измерительных приборов и приспособлений.

Выводы межведомственной комиссии сделаны без учета степени и категории технического состояния основных строительных конструкций жилого дома в целом, степени фактического износа, степени его огнестойкости, условий обеспечения санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что заключение межведомственной комиссии не содержит обоснования принятого решения, в то время как п. 44 Положения предусматривает, что по окончании работы комиссия составляет заключение в порядке, предусмотренном п. 47 Положения, по форме согласно приложению N 1, согласно которому комиссией должны быть приведены обоснования принимаемого заключения.

Только при соблюдении процедуры проведения оценки соответствия помещения установленным в п. 44 Положения требованиям можно сделать объективный вывод о пригодности (непригодности) жилого помещения в доме (дома) для проживания.

Межведомственной комиссией не представлено доказательств, из которых было бы видно, что выводы комиссии являются объективными и обоснованными.

Представители административных ответчиков исковые требования признали в полном объеме.

В суде установлено, что данное заключение нарушает права и законные интересы истца, поскольку ему начисляется плата за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальные услуги, а он в квартире не проживает и вынужден снимать жилое помещение по другому адресу.

При таких обстоятельствах, суд считает, что заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, о признании <адрес> в <адрес> пригодной для проживания является незаконным, так как при проведении обследования была нарушена процедура оценки помещения.

Таким образом, судом установлено, что процедура оценки жилого помещения и оспариваемое заключение межведомственной комиссии не соответствуют приведенным выше требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, поскольку при его проведении допущено существенное нарушение процедуры принятия заключения, как утверждает истец ряд членов комиссии отсутствовал при проведении обследования, хотя подписи данных членов комиссии в акте и заключении имеются, решение о том, что основания для признания <адрес> непригодной для проживания отсутствуют, сделано на основании акта обследования жилого помещения, без оценки степени и категории технического состояния строительных конструкций жилого помещения и дома в целом, что влечет признание его незаконным.

В целях устранения в полном объеме допущенного нарушения, суд считает необходимым возложить на администрацию МО «Коношский муниципальный район» обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> вынести по его результатам соответствующее заключение в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.

В силу ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса, поэтому требования истца о взыскании с ответчика расходов на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Науменко Г.А. к администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» и межведомственной комиссии при администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» о признании заключения от ДД.ММ.ГГГГо признании <адрес> пригодной для проживания, незаконным, удовлетворить.

Признать заключение от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, утвержденной постановлением главы МО «Коношский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ, о признании <адрес> пригодной для проживания, - незаконным.

Обязать администрацию МО «Коношский муниципальный район» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> межведомственной комиссией, принять решение в соответствии с "Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.

Взыскать с администрации МО «Коношский муниципальный район» в пользу Науменко Г.А. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Об исполнении решения суда администрацией МО «Коношский муниципальный район» должно быть сообщено в суд и гражданину Науменко Г.А. не позднее 10 дней с момента принятия межведомственной комиссией нового заключения.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Коношский районный суд.

Председательствующий - И.А.Никановская