ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-99/19 от 21.02.2019 Горьковского районного суда (Омская область)

Дело № 2а-99/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Горьковское Омской области 21 февраля 2019 года

Горьковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Блохина О.В., при секретаре судебного заседания Кулишовой М.В., с участием административного истца ФИО2, административного ответчика должностного лица ОМВД России по Горьковскому району Омской области ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в административное дело по административному иску ФИО2 к ОМВД России по Горьковскому району Омской области о признании незаконным решения о постановке на профилактический учет от 12.01.2019,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к инспектору ПДН ОМВД России по Горьковскому району Омской области ФИО3, в котором просила признать незаконным решение о постановке на профилактический учет ее несовершеннолетнего сына ФИО1 от 12.01.2019. В обоснование своих требований указала, что оспариваемое решение принято до признания ее сына виновным в совершении административного правонарушения.

В судебном заседании административный истец административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила об отмене решения о постановке на профилактический учет ее сына.

В судебном заседание административный ответчик инспектор ПДН ОМВД России по Горьковскому району Омской области ФИО3, требования административного искового заявления не признала, пояснила, что действовала в соответствии действующим законодательством с учетом требований ведомственных нормативных актов.

Представители административных советчиков ОМВД России по Горьковскому району Омкой области, УМВД России по Омской области, будучи надлежаще уведомленными о дате и времени судебного заседания, в последнее не явились, о причинах неявки не сообщили.

Представитель УМВД России по Омской области в письменном отзыве просили в удовлетворении отказать, полагая, что действия должностных лиц соответствуют требованиям Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 2013 года № 845.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд принимает решение об удовлетворении требований, заявленных в порядке обжалования решения и (или) действий (бездействия) должностных лиц, при одновременном наличии следующих условий: установления факта несоответствия решения и (или) действий (бездействия) должностного лица нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, а также установления нарушения прав и свобод заявителя, либо создания препятствий к осуществлению его прав и свобод, либо незаконного возложения каких-либо обязанностей или незаконного привлечения к ответственности.

В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения и (или) действия (бездействия) незаконными.

Основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, установлены Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - Закон, Федеральный закон № 120-ФЗ).

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 5 Закона органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение, повлекшее применение мер административной ответственности.

В силу статьи 6 Закона основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные статьей 5 настоящего Федерального закона, если они зафиксированы в следующих документах:

1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2) приговор, определение или постановление суда;

3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

4) документы, определенные настоящим Федеральным законом как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

Пунктом 49.1.3 Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 2013 года № 845 (далее - Инструкция), предусмотрено, что на профилактический учет с заведением учетно-профилактической карточки ставятся несовершеннолетние, совершившие правонарушение, в том числе до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.

В соответствии с п. п. 39, 40 Инструкции сотрудники ПДН территориального органа МВД России при получении информации о несовершеннолетних правонарушителях при наличии оснований, предусмотренных настоящей Инструкцией, в срок не более 5 суток представляют начальнику территориального органа МВД России предложения о постановке на профилактический учет указанных лиц и проведении с ними индивидуально- профилактической работы.

Пунктом 42.4 Инструкции предусмотрено, что сотрудники ПДН ставят на профилактический учет несовершеннолетних правонарушителей, перечисленных в подпункте 2.1.1 Инструкции, согласно которому ПДН проводит индивидуально-профилактическую работу с несовершеннолетними, совершившими правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания, на основании заключения о постановке несовершеннолетнего на профилактический учет в подразделении по делам несовершеннолетних и заведении учетно-профилактической карточки.

В соответствии с п. 51 Инструкции в случае однократного совершения несовершеннолетним административного правонарушения либо антиобщественного действия, при наличии соответствующей информации об особенностях его личности, условиях жизни и воспитания, родителях или иных законных представителях сотрудником ПДН может быть внесено начальнику территориального органа МВД России мотивированное предложение о нецелесообразности постановки этого несовершеннолетнего на профилактический учет в ПДН.

Из материалов дела следует, что ФИО2 является матерью несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

На основании заключения инспектора ОПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Горьковскому району Омской области от 12.01.2019, утвержденного начальником ОМВД России по Горьковскому району Омской области, на профилактический учет в ОМВД России по Горьковскому району Омской области с заведением учетно-профилактической карточки был поставлен несовершеннолетний ФИО1, как лицо, совершившее административное правонарушение, по основанию, предусмотренному п. 49.1.3.

Поводом к постановке несовершеннолетней на профилактический учет послужило совершение ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетним административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ.

По данному факту в отношении несовершеннолетнего ФИО1ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении, что было отражено как в рапорте на имя руководителя органа внутренних дел, так и в заключении о постановке несовершеннолетнего на профилактический учет в ПДН и заведения УПК от 12.01.2019, копия протокола и другие материалы по данному факту послужили основанием для принятия решения о постановке несовершеннолетнего на учет.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу требований ч. 1 и 2 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

При исследовании учетно-профилактической карточки (УПК) № 2/19 на несовершеннолетнего ФИО1 установлено, что Постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Горьковского муниципального района Омской области несовершеннолетний ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ только ДД.ММ.ГГГГ, последнему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей. Указанное постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, на момент подготовки мотивированного рапорта и заключения о постановке несовершеннолетнего на профилактический учет в ПДН и заведения УПК от 12.01.2019 виновность несовершеннолетнего в совершении вышеуказанного административного правонарушения не была установлена.

При этом действия должностных лиц по приобщению материалов проверки, в том числе протокола об административном правонарушении от 12.01.2019, не соответствуют требованиям п. 61 Инструкции, запрещающим приобщение к УПК обращений, заявлений и материалов о правонарушениях, если по ним не принято решение в установленном порядке.

Приложением № 15 к вышеуказанной Инструкции утверждена форма заключения, в описательной части которой необходимо указать информацию о совершенных правонарушениях (антиобщественных действиях), иных обстоятельствах, послуживших основанием постановки на учет).

Каких - либо доказательств, объективно подтверждающих факт совершения несовершеннолетним административного правонарушения или наличие иных оснований для постановки на учет, в представленных материалах не имеется.

При таких обстоятельствах решение инспектора ОПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Горьковскому району Омской области от 12.01.2019, утвержденного начальником ОМВД России по Горьковскому району Омской области о постановке несовершеннолетнего ФИО1 на профилактический учет с заведением УПК не может быть признано законным, в связи с чем, требования ФИО2 подлежат удовлетворению.

Доводы административного ответчика о том, что УПК оформлено 12.01.2019 в связи с ограничением, предусмотренным п. 47 Инструкции, сроков, согласно которому оформление УПК производиться в течение 5 дней с момента получения документов, являющихся основанием для постановки на профилактический учет, суд признает не основанными на действующем законодательстве.

Как указано в п. 42 Инструкции основаниями для постановки несовершеннолетнего на профилактический учет являются: приговор, определение или постановление суда (42.1.); постановление прокурора, следователя, дознавателя, начальника территориального органа МВД России, КДНиЗП с принятием решения, вынесенного по основаниям, указанным в абзацах «г» - «е» подпункта 2.1.1 настоящей Инструкции (освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с примирением с потерпевшим, деятельным раскаянием, с назначением судебного штрафа, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем принудительных мер воспитательного воздействия; совершение общественно опасного деяния, когда лицо не подлежит уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством; при избрании меры пресечения, не связанной с заключением под стражу в отношении обвиняемого или подозреваемого) (42.2.); протокол об административном правонарушении, по которому принято решение о назначении административного наказания (42.3.); заключение о постановке несовершеннолетнего, родителя, иного законного представителя на профилактический учет в подразделении по делам несовершеннолетних и заведении учетно-профилактической карточки (42.4.).

При этом срок, предусмотренный п. 47 Инструкции, начинает течь с момента получения документов, являющихся основанием для постановки на профилактический учет.

В рассматриваемом случае таким документом являлось заключение о постановке несовершеннолетнего, родителя, иного законного представителя на профилактический учет в подразделении по делам несовершеннолетних и заведении учетно-профилактической карточки от 12.01.2019, которое, как установлено в судебном заседании, подготовлено преждевременно, до поступления документов (постановления КДНиЗП о назначении наказания), подтверждающих факт совершения административного правонарушения несовершеннолетним, в связи с чем, не может быть признано обоснованным и влекущим последствия в виде постановки на профилактический учет в установленные сроки.

С учетом вышеизложенного, суд полагает, что в судебном заседании установлен факт несоответствия решения должностного лица нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, как и нарушение прав и свобод несовершеннолетнего, в интересах которого с рассматриваемым заявлением обратился административный истец, в связи с чем требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО2 к ОМВД России по Горьковскому району Омской области о признании незаконным решения о постановке на профилактический учет от 12.01.2019 удовлетворить.

Признать незаконными действия ОМВД России по Горьковскому району Омской области от 12.01.2019 по постановке несовершеннолетнего ФИО1 на профилактический учет.

Обязать ОМВД России по Горьковскому району Омской области устранить допущенные нарушения и сообщить об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в суд, а также ФИО2

В удовлетворении требований к УМВД России по Омской области отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Горьковский районный суд Омской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий О.В. Блохин

В окончательной форме решение изготовлено 21.02.2019