КОПИЯ:
Дело № 2а-99/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 января 2019 года г. Щучье
Щучанский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи - Макаровой Е.А.,
при секретаре судебного заседания - Быстрицкой Т.В.,
с участием административного истца - Кулиной А.В.,
административного ответчика - Бушуевой Д.В.,
представителя административного ответчика - Полохиной С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Щучанского районного суда Курганской области административное дело по административному исковому заявлению Администрации Чумлякского сельсовета Щучанского района Курганской области к судебному приставу-исполнителю Бушуевой Д.В., Щучанскому РО СП Управления Федеральной службы судебных приставов России по Курганской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
ВрИО Главы Администрации Чумлякского сельсовета Щучанского района Курганской области Кулина А.В. обратилась в Щучанский районный суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Бушуевой Д.В., Щучанскому РО СП УФССП по Курганской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей, установленного постановлением Щучанского районного отдела судебных приставов УФССП по Курганской области от 16.11.2018г. В обоснование заявленных требований указывая, что в производстве Щучанского районного отдела службы судебных приставов на исполнении находится исполнительное производство от 16.10.2018г. №-ИП, возбужденное на основании исполнительного листа № № от 04.10.2018г., выданного Щучанским районным судом по гражданскому делу № 2-192/2018 об обеспечении д.Кузнецово Чуклякского района питьевой водой. 16.10.2018г. судебным приставом-исполнителем Щучанского РО СП Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области Бушуевой Д.В. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. в отношении должника Администрации Чумлякского сельсовета Щучанского района Курганской области. Численность населения д. Кузнецово составляет 30 человек, постоянно проживает 22 человека, из них 2 несовершеннолетних детей. Полагает, что Администрацией Чумлякского сельсовета Щучанского района были предприняты все возможные действия для своевременного исполнения судебного решения, но его исполнение в данные сроки невозможно. Исполнение судебного решения было невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе. Указанная специфика состоит в том, что Администрация Чумлякского сельсовета Щучанского района была обязана обеспечить д.Кузнецово питьевой водой. На территории д.Кузнецово находится два источника нецентрализованного водоснабжения: скважина (собственник Администрация Чумлякского сельсовета) и подземный источник (шахтный колодец). Вода в источниках по результатам лабораторных испытаний по химическому составу не соответствует требованиям к качеству воды. В пяти хозяйствах свои скважины, но вода используется как техническая. Ранее вода подавалась из реки Миасс. Для восстановления водоснабжения требуется обследование специалистов, разработка проектно-сметной документации, согласование, экспертиза, аукцион и строительство системы водоснабжения, но в бюджете сельсовета не предусмотрены расходы на строительство системы водоснабжения. Администрация Чумлякского сельсовета обратилась в Главе Щучанского района с просьбой о вступлении в программу Правительства Курганской области «чистая вода». Заявки будут рассматриваться в первом квартале 2019 года. Было проведено общее собрание жителей д.Кузнецово, на котором решили почистить колодец и привести его в соответствии с требованиями законодательства РФ. Администрация Чумлякского сельсовета заключила договор на оказание безвозмездных услуг с индивидуальным предпринимателем по доставке бутилированной воды в д.Кузнецово. Соответственно, вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины со стороны Администрации Чумлякского сельсовета, поскольку нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано непредвиденными обстоятельствами, находящимися вне контроля администрации Чумлякского сельсовета, при соблюдении администрацией степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от нее в целях надлежащего исполнения решения суда. В данном случае причинами несвоевременного исполнения решения суда стали обстоятельства не зависящие от воли и возможностей Администрации сельсовета. Администрацией сельсовета предприняты все возможные действия для своевременного исполнения решения суда, в связи с чем, отсутствуют законные основания для взыскания исполнительского сбора. Просили освободить Администрацию Чумлякского сельсовета Щучанского района от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей.
Определением Щучанского районного суда в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечен Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Щучанском, Шумихинском, Альменевском, Сафакулевском районах.
Административный истец – врио главы Администрации Чумлякского сельсовета Щучанского района Курганской области Кулина А.В. в судебном заседании просила суд освободить должника Администрацию Чумлякского сельсовета Щучанского района Курганской области от взыскания исполнительского сбора, по существу дав пояснения согласно изложенным в административном исковом заявлении доводам. Дополнительно пояснив, что вины администрации сельсовета в неисполнении решения суда не имеется, поскольку заявки по рассмотрению вопроса о вступлении в программу Правительства Курганской области «Чистая вода» будут рассматриваться в первом квартале 2019г., своих средств в бюджете сельсовета на исполнение решения суда не имеется.
Представитель административного ответчика Щучанского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Курганской области по доверенности Полохина С.С. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указав, что 12.10.2018 в Щучанский РО СП поступил исполнительный документ ФС № от 04.10.2018, выданный Щучанским районным судом Курганской области, согласно которого Администрация Чумлякского сельсовета Щучанского района Курганской области обязана в срок не позднее 01.10.2018г. обеспечить население д. Кузнецово Щучанского района Курганской области питьевой водой, безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и имеющей благоприятные органолептические свойства. 15.10.2018г. вышеуказанный исполнительный документ был передан судебному приставу-исполнителю для принятия решения в порядке ст.ст. 30,31 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Поскольку указанный исполнительный документ соответствовал всем требованиям, предъявляемым ст.ст. 13, 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», судебный пристав - исполнитель 16.10.2018г. вынес постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП. Согласно ч. 1 ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. В срок для добровольного исполнения, должником требования исполнительного документа исполнены не были. Кроме того, не установлено, что нарушение установленных сроков исполнения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящихся вне контроля должника при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего исполнения. Взыскание исполнительского сбора является обязанностью, возложенной законодателем на судебного пристава - исполнителя вследствие неисполнения в установленный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, а не его правом. Денежные средства, взысканные по исполнительскому сбору, в полном объеме подлежат перечислению в федеральный бюджет. Пополнение бюджетов всех уровней является одной из ключевых и значимых для государства функций. Одним из способов пополнения федерального бюджета, осуществляемого силами Федеральной службы судебных приставов, является взыскание исполнительского сбора. Считает, что оснований для отмены постановления о взыскании исполнительского сбора в отношении Администрации Чумлякского сельсовета Щучанского района Курганской области отсутствуют, просит отказать в удовлетворении административных исковых требований об отмене постановления судебного пристава- исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель Щучанского РО ССП УФССП по Курганской области Бушуева Д.В. с административными исковыми требованиями Администрации Чумлякского сельсовета не согласилась в полном объеме, поддержала доводы старшего судебного пристава Полохиной С.С.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, пришел к выводу, что административные исковые требования Администрации Чумлякского сельсовета Щучанского района Курганской области подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом (части 2, 3 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон № 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В силу части 11 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 Федерального закона № 229-ФЗ).
Положениями части 1 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В соответствии с частью 2 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Судом установлено, что решением Щучанского районного суда Курганской области от 03.04.2018г. удовлетворены исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Щучанском, Шумихинском, Альменевском, Сафакулевском районах в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц. На Администрацию Чумлякского сельсовета Щучанского района возложена обязанность в срок не позднее 01.10.2018 года обеспечить население д. Кузнецово Щучанского района Курганской области питьевой водой, безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и имеющей благоприятные органолептические свойства, а также обеспечить содержание источников нецентрализованного водоснабжения д. Кузнецово Щучанского района Курганской области в соответствии с требованиями законодательства РФ:
- место расположения водозаборных сооружений выбрать на незагрязненном участке, удаленном не менее чем на 50 метров от существующих или возможных источников загрязнения, на участках, не затапливаемых паводковыми водами, не в заболоченных местах;
- по периметру оголовка колодца сделать «замок» из хорошо промятой и тщательно уплотненной глины глубиной 2 м и шириной 1 м, а также отмостки из камня, кирпича, бетона или асфальта радиусом не менее 2 м с уклоном 0,1 м от колодца в сторону кювета (лотка);
- вокруг колодца провести ограждение и оборудовать скамьей для ведер;
- сверху оголовок колодца оборудовать навесом пли поместить в будку;
- оголовок колодца, служащий для защиты шахты от засорения, загрязнения, для наблюдения, водоподъема, водозабора оборудовать не менее чем на 0,7 - 0,8 м выше поверхности земли;
- проводить контроль за качеством водоснабжения населения д. Кузнецово Щучанского района путем отбора проб воды в соответствии с программой производственного контроля качества питьевой воды колодцев и иметь результаты лабораторных исследований питьевой воды.
Решение вступило в законную силу 04.05.2018г.
Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя Щучанского РО СП УФССП России Бушуевой Д.В. от 16.10.2018г. на основании исполнительного листа было возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника Администрации Чумлякского сельсовета Щучанского района в пользу взыскателя Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Щучанском, Шумихинском, Альменевском, Сафакулевском районах установлен срок для добровольного исполнения требований – немедленное исполнение – в течение суток с момента получения должником копии настоящего постановления.
В нарушение статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации требования вступившего в законную силу судебного решения и постановления судебного пристава-исполнителя от 16.10.2018 года Администрации Чумлякского сельсовета Щучанского района в установленный срок выполнены не были, поэтому судебным приставом-исполнителем Щучанского РО СП УФССП России по Курганской области Бушуевой Д.В. вынесено оспариваемое постановление от 16.11.2018г. о взыскании с должника Администрации Чумлякского сельсовета Щучанского района Курганской области исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Вместе с тем, в силу части 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер, а также при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22.12.2015 № 2917-О указал, что в соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ и пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, т.е. придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.
Из вышеизложенного следует, что в случае установления судом обстоятельств невиновности должника в неисполнении обязательства, то есть таких обстоятельств, которые не являются обстоятельствами непреодолимой силы, но не позволили должнику исполнить обязательство должным образом, и установления судом факта законности вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления должник может быть освобожден судом от взыскания исполнительского сбора.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств освободить должника от взыскания исполнительского сбора не только при разрешении требований об освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, установив при этом обстоятельства, свидетельствующие о необходимости освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ, часть 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как установлено судом, администрацией Чумлякского сельсовета приняты все необходимые меры к исполнению решения суда: в Департаменте строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области запрошены данные «О планах по обеспечению источниками водоснабжения на 2019 год», направлено обращение Главе Щучанского района с просьбой о вступлении в государственную программу Курганской области «чистая вода» (Постановление Правительства Курганской области от 14.10.2013 № 483) для устройства автономных источников водоснабжения в целях обеспечения водой населенного пункта Чумлякского сельсовета – деревня Кузнецово Щучанского района, заключен договор на оказание безвозмездных услуг от 09.01.2019г. с ИП И.Н.В.. сроком по 30.11.2019г. по доставке бутилированной воды в д.Кузнецово, на общем собрании жителей д.Кузнецово принято решение о чистке колодца в д.Кузнецово до 20 июня, также представлены сведения о бюджетных средствах сельсовета.
Суд приходит к выводу о том, что у должника с учетом указанных обстоятельств отсутствовала объективная возможность своевременного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в течение суток с момента получения копии постановления, вследствие необходимости соблюдения восстановления водоснабжения путем обследования специалистами, разработки проектно-сметной документации, согласования, экспертиз, аукционов и строительства системы водоснабжения, которые являются обязательным для исполнения, и при этом должник в целях надлежащего исполнения лежащей на нем обязанности предпринял все необходимые меры, направленные на исполнение судебного акта.
Требования исполнительного документа не могут быть исполнены Администрацией Чумлякского сельсовета Щучанского района в установленный суточный срок для добровольного исполнения требований по обстоятельствам, не зависящим от нее.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», иные лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Таким образом, обязанность по доказыванию обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора, лежит на Администрации Чумлякского сельсовета Щучанского района Курганской области.
Из указанных выше обстоятельств следует, что решение суда не было исполнено в связи с обстоятельствами, не зависящими от Администрации Чумлякского сельсовета Щучанского района Курганской области, и вина должника в исполнительном производстве как непосредственного исполнителя, в неисполнении решения суда отсутствует.
Как пояснял административный истец в ходе рассмотрения дела, собственных денежных средств на строительство системы водоснабжения Администрация Чумлякского сельсовета Щучанского района не имеет, заложить в бюджет неопределенную сумму не представляется возможным, поскольку неизвестны затраты и нет доходной части в бюджете для выделения таких затрат. Вступить в программу по чистой воде сельсовет может только через Администрацию Щучанского района, поскольку Департамент Правительства Курганской области не работает напрямую с сельсоветами.
Таким образом, неисполнение Администрацией Чумлякского сельсовета Щучанского района исполнительных документов в установленный срок связано с наличием чрезвычайных и объективно непредотвратимых обстоятельств, находящихся вне ее контроля.
Вместе с тем, учитывая отсутствие у административного истца возможности своевременного исполнения требований исполнительного документа в установленный срок, а также предпринятые им все меры для исполнения решения суда в соответствии с требованиями законодательства и за счет средств областного бюджета, суд приходит к выводу, что в данном случае имеются основания для освобождения Администрации Чумлякского сельсовета от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административные исковые требования Администрации Чумлякского сельсовета Щучанского района Курганской области удовлетворить.
Освободить Администрацию Чумлякского сельсовета Щучанского района Курганской области от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 16.11.2018 года в рамках исполнительного производства № 13635/18/45057-ИП.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда с подачей апелляционной жалобы через Щучанский районный суд Курганской области.
Судья п/п Е.А. Макарова
«КОПИЯ ВЕРНА»
Судья Е.А.Макарова